Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Корпоративные информационные системы

Сегодня мы поговорим об информационных системах, автоматизирующих работу крупных организаций – корпораций, холдингов, финансово-промышленных групп. Корпорация – это крупный хозяйствующий субъект, имеющий сложную иерархическую структуру и включающий в себя предприятия различного масштаба (в т.ч. малых и средних) и вида деятельности – производственные, транспортные, торговые, финансовые, учебные.

Современная теория классифицирует экономические информационные системы по следующим признакам:

1) по уровню функциональности и связанной с ним степени интегрированности системы;

2) по возможностям поддержки корпоративного управления;

3) по степени реализации возможностей поддержки уровней управления – оперативного, тактического, стратегического.

 

Рассмотрим классификационную схему (рис.). Основным признаком такой классификации является масштаб предприятия.

Локальные ИС – системы, реализующие отдельные функции управления (бух. учет, логистика, маркетинг и т.д.). и чаще всего применяются на малых предприятиях. Однако в наши дни даже на малых предприятиях (не говоря уже о средних и крупных) происходит переход от локальных ИС к многофункциональным и полнофункциональным ИС, т.е. системам, в которых реализованы либо большинство, либо практически все функции управления. Интегрированная информационная система (ИИС) основана на единой программно-аппаратной платформе и общей базе данных. Примером малой интегрированной информационной системы, использующейся на малых предприятиях, является «1С: Предприятие».рерр

 

 
 

 

 


 

 

           
 
Без производства (торговля и услуги)
   
Управленческие структуры (холдинги, корпорации)
 
   
С производством
 

 


Возможностью поддержки корпоративного управления обладают средние и крупные интегрированные системы. При этом они являются полнофункциональными. Их и называют корпоративными ИС. Примером средних ИКИС является отеч. система «БЭСТ», предоставляющая возможность ведения единой базы данных и получения консолидированной отчетности по любому виду хозяйственной деятельности. Примеры крупных ИКИС – Галактика (8), Парус (8). Они обладают возможностью корпоративного анализа данных с помощью технологии OLAP. Третьим признаком осуществляющим разделение ИС на классы является поддержка на различных уровнях.

Напомню, что различают 3 уровня управления: оперативный, тактический и стратегический.

Для каждого из этих уровней существуют специализированные ИС, например для автоматизации операций на оперативном уровне применяются системы обработки данных СОД; для автоматизации тактического уровня используются АСУ; для реализации функций топ-менеджмента применяются системы поддержки принятия решений (СППР). Очевидно, что в той или иной степени все эти типы систем являются неполнофункциональными и эффективно работают только на каком-то конкретном уровне управления. ИКИС обеспечивают автоматизацию бизнеса на всех трех уровнях управления, т.е. ИКИС объединяют возможности всех этих систем.

Таким образом, ключевой особенностью ИКИС является то, что эти системы охватывают практически все сферы деятельности предприятия (управление персоналом, управление финансами, а также логистика, бухгалтерский учет, управление производством) и ориентированы на автоматизацию всех уровней управления крупного предприятия (оперативного, тактического и стратегического).

КИС за счет автоматизации большинства функций управления обеспечивают:

1) оптимизацию (снижение) затрат предприятия, что повышает его конкурентоспособность.

2) облегчает решение большинства управленческих задач;

3) сокращение бумажного документооборота (более 80% текущей информации проходит и хранится в ИКИС), оптимизацию информационных потоков.

Теперь рассмотрим основные классы ИКИС в порядке их появления.

В конце 60-х гг. появился первый класс корпоративных информационных систем – системы планирования потребностей в материалах (Material Requirements Planning) MRP-системы. Как следует из названия, данная система отслеживает движение материалов, автоматизирует этот процесс и вносит необходимые изменения в уже сформированные планы заказов. Результатом

работы системы является глобальный план заказов поставщикам, в котором расписано, что, когда и у кого необходимо заказать.

Существенным недостатком MRP-системы является то, что при составлении оптимального плана заказов эти системы не учитывали производственные мощности предприятия, людские и финансовые ресурсы.

Этот недостаток был устранен с появлением в сер. 80-х гг. систем класса MRP II (Manufacturing Resource Planning: системы планирования производственных ресурсов). Системы класса MRP II позволяют управлять всем производственным процессом, а не только отдельными его фрагментами. В частности, они не только планируют потребности в материалах и управляют производственными мощностями, но и обеспечивают контроль соответствия количества произведенной продукции количеству использованных в процессе сборки комплектующих, составляют регулярные отчеты о задержках заказов, об объемах и динамике продаж продукции. Системы MRP II ориентированы на производство, причем в большинстве случаев именно на промышленное производство.

Однако в последней четверти прошлого века мировая экономика стала больше внимания уделять уже не столько производству (основному виду деятельности в индустриальную эпоху), сколько сфере услуг – приоритетными отраслями стали связь, транспорт, финансовые и образовательные услуги. Попытка перестроить системы MRP II на современные нужды привела к возникновению ERP – систем (Enterprise Resource Planning, ERP, планирование ресурсов корпорации). ERP-системы охватывают все стороны производственной и коммерческой деятельности: производство, планирование, управление договорами, материально-техническое снабжение, финансы, бухгалтерия, управление кадрами, сбыт, управление запасами. Основа ERP - единая база данных, которой пользуются в равной степени бухгалтерия, производство, служба маркетинга, отдел кадров, склады. Введенная в эту базу данных информация мгновенно становится доступной самым различным подразделениям корпорации.

Главной особенностью ERP-систем является их универсальность – они могут быть использованы в торговле, банках, страховании, учебных заведениях, транспортных компаниях, промышленных организациях.

Можно выделить следующие функции ERP систем:

- ведение конструкторских и технологических спецификаций, определяющих состав производимых изделий, а также материальные ресурсы и операции, необходимые для его изготовления;

- формирование планов продаж и производства;

- планирование потребностей в материалах и комплектующих, сроков и объемов поставок для выполнения плана производства продукции;

- управление запасами и закупками: ведение договоров, реализация централизованных закупок, обеспечение учета и оптимизации складских и цеховых запасов;

- планирование производственных мощностей от укрупненного планирования до использования отдельных станков и оборудования;

- оперативное управление финансами, включая составление финансового плана и осуществление контроля его исполнения, финансовый и управленческий учет;

- управления проектами, включая планирование этапов и ресурсов, необходимых для их реализации.

ERP-системы – один из самых популярных классов ИКИС. Примерами ERP – систем, внедряемых и используемых в зарубежных и отечественных компаниях являются Microsoft Dynamics, Oracle E-Business Suite, 1С:Предприятие, Галактика ERP, «Парус-Предприятие 8.

В последние годы руководители компаний стали уделять все больше внимания внешним связям – отношениям с поставщиками, клиентами, партнерами по бизнесу и даже конкурентами. В последнее десятилетие появился класс систем ERP II Enterprise Resource and Relationship Processing - управление ресурсами и внешними отношениями предприятия. Это наиболее функциональный класс систем, имеющий 2 контура управления: традиционный внутренний, управляющий внутренними бизнес процессами предприятия, и внешний – управляющий взаимодействиями с контрагентами и покупателями продукции. При этом традиционный внутренний контур управления принято называть back-office - внутренняя система, а функции взаимодействия с контрагентами и заказчиками - front-office - внешняя система.

Выводя часть своего бизнеса в интернет, компании преследуют одновременно несколько целей: от сокращения издержек до улучшения обслуживания клиентов и организации нового онлайнового канала сбыта.

Однако нужно четко понимать, что широкое использование схем электронной коммерции не будет эффективным, если компания заранее не позаботилась о наведении порядка внутри своего бизнеса, о создании надежного back-office. Отсутствие четкой и надежной системы внутреннего планирования и контроля, интегрированной с внешним интернет-решением, обрекает компанию в новой экономике на. неудачу

Среди систем автоматизирующих внешние функции управления можно выделить следующие классы:

- CRM (Customer Relationship) – Концепция построения автоматизированных систем обслуживания Management клиентов компании. CRM подразумевает накопление, обработку и анализ не только финансово-бухгалтерской, но и прочей информации о взаимоотношениях с клиентами. Это способствует повышению производительности менеджеров, улучшает качество обслуживания клиентов и способствует увеличению продаж;

- SCM (Supply Chain Management) – Управление цепочками поставок. Концепция SCM придумана для оптимизации управления логистической системой (цепью) и позволяет существенно снизить транспортные и операционные расходы путем оптимального структурирования логистических схем поставок.

Иерархия классов ИКИС представлена на схеме. Данная классификация КИС считается общепризнанной и включает в себя все вышеперечисленные модели.

 

                                                 
                                                 
                      Back-Office                  
                                                 
                                                 
                        ERPII                      
                                                 
                                                 
                                             
                    ERP                  
                                       
                                         
                                         
        SCM             MRPII           CRM        
                                         
                                         
                    MRP                  
                                     
                                     
                                     
                                             
                                             
                                    CSRP        
                                                 
  Front-Office                                      
                                                 
                                                 
Рис. 1.8. Иерархия классов ИКИС
                                                 
                                                     

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономические информационные системы | Методология разработки информационных систем
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.