Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Торговый баланс страны, активный и пассивный торговый баланс, сальдо торгового баланса, роль торгового баланса в экономике страны, торговый баланс стран мира

Торговый баланс - это экономический показатель, отражающий соотношение между экспортом и импортом страны

Мировой рынок - это сис­тема устойчивых товарно-денежных отношений между странами и их субъектами хозяйствования, связанных участием в международном раз­делении труда.. «Конъюнктура рынка - (от лат. conjuncture - связывать) - экономическая ситуация, склады­вающаяся на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, рыночной активности, ценами, объемами продаж».На фоне множественности цен на один и тот же товар важным становится вопрос в выборе ориентира, основы для определения цены сделки, то есть мировой базисной цены. Цены, соответствующие понятию мировой базисной цены, должны удовлетворять двум основным требованиям: во-первых, быть доступными для любого продавца или покупателя; во-вторых, быть представительными для мирового товарооборота.

1. Тарифные методы сводятся к использованию таможенных пошлин – особых налогов, которыми облагаются продукты международной торговли. Таможенные тарифы – это плата, взимаемая государством за оформление провоза за границу товаров и иных ценностей. Такая плата, называемая пошлиной, учитывается в цене товара и оплачивается, в конечном счете, потребителем. Таможенное обложение предполагает использование импортных пошлин для затруднения ввоза в страну иностранных товаров, реже используются экспортные пошлины.

По форме исчисления различают пошлины:
а) адвалорные, которые взимаются в процентах от цены товара;
б) специфические, взимаются в виде определенной денежной суммы с объема, массы или единицы товара.
Важнейшими целями использования импортных пошлин являются как непосредственное ограничение импорта, так и ограничение конкуренции, в том числе недобросовестной. Ее крайней формой является демпинг – продажа на внешнем рынке товара по ценам, ниже существующих на идентичный продукт на внутреннем рынке.
2. Нетарифные методы многообразны и представляют собой совокупность прямых и косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности с помощью разветвленной системы экономических, политических и административных мероприятий. К ним относятся:

  • квотирование (контингентирование) – установление количественных параметров, в пределах которых возможно осуществление определенных внешнеторговых операций. На практике контингенты обычно устанавливаются в форме списков товаров, свободный ввоз или вывоз которых ограничен процентом от объема или стоимости их национального производства. При исчерпании количества или суммы контингента экспорт (импорт) соответствующего товара прекращается;
  • лицензирование – выдача хозяйствующим субъектам специальных разрешений (лицензий) на проведение внешнеторговых операций. Оно часто применяется вместе с квотированием для контроля квот на основе лицензий. В некоторых случаях лицензионная система выступает разновидностью таможенного обложения, применяемого страной для получения дополнительных таможенных доходов;
  • эмбарго – запрет на проведение экспортно-импортных операций. Оно может распространяться на определенную группу товаров или вводиться в отношении отдельных стран;
  • валютный контроль – ограничение в кредитно-денежной сфере. Например, финансовая квота может ограничивать количество валюты, которое может получить экспортер. Ограничения количественного порядка могут распространяться на объем иностранных инвестиций, количество иностранной валюты, вывозимой гражданами за границу, и т.п.;
  • налоги на экспортно-импортные операции – налоги в качестве нетарифных мер, которые не регулируются международными соглашениями, как таможенные пошлины, и поэтому взимаются как с отечественных, так и с зарубежных товаров. Возможны и субсидии со стороны государства для экспортеров;
  • административные меры, которые связаны в основном с ограничениями по качеству продаваемых товаров на отечественном рынке. Важное место занимают национальные стандарты. Несоблюдение стандартов страны может послужить поводом к запрету ввоза импортной продукции и ее реализации на внутреннем рынке. Подобным образом система национальных транспортных тарифов нередко создает преимущества в оплате перевозки грузов экспортерам по сравнению с импортерами. Кроме того, могут использоваться также другие формы косвенных ограничений: закрытие для иностранцев отдельных портов и железнодорожных станций, предписание об использовании при производстве продукции определенной доли национального сырья, запрет на приобретение государственными организациями импортных товаров при наличии национальных аналогов и т.д.

1.Интеграция (латин.) – превращение в целое; объединение отдельных частей в некое целое, по своим характеристикам отличающееся от частей. Закономерности экономической интеграции анализируются в двух аспектах – как процесс и как отношение.

Международное разделение труда вызвало к жизни еще один процесс интернационализации хозяйственной жизни - процесс экономической интеграции, т. е. объединения государств в международные экономические союзы.

Экономическая интеграция - это экономический процесс объединения национальных хозяйств двух и более государств и установления между ними устойчивых производственно-экономических связей на основе разделения труда.

На международном уровне этот процесс имеет не только экономические, но и политические аспекты, он принимает форму межгосударственных соглашений и регулируется национальными или межгосударственными органами. В процесс интеграции вступают обычно государства с однотипным общественным строем и примерно одинаковым уровнем развития. Они формируют интеграционное объединение, имеющее своей целью создание условий для свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов в пределах объединения. Для этого страны согласовывают свои цели, интересы и проводят единую экономическую, внешнеторговую, финансовую, валютную политику. С учетом политических аспектов разрабатывается и единая оборонная политика. Однако сведение интеграции к процессам, протекающим лишь на межгосударственном уровне, представляется упрощенным. В действительности экономическая интеграция представляет собой дополняющие друг друга процессы межгосударственной и межфирменной интеграции.

Существует несколько типов интеграционных группировок, представляющих собой этапы интеграционного процесса. Исторически каждый последующий этап постепенно развивается из предыдущего.

Подготовительным можно считать этап, на котором между странами либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной заключаются преференциальные торговые соглашения. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования в торговле, более благоприятный, чем третьим странам.

Первый этап интеграционных группировок - Зона свободной торговли (ЗСТ). Государства - участники ЗСТ договариваются об отмене таможенных тарифов и количественных ограничений во взаимной торговле товарами. При этом каждая страна оставляет за собой право на самостоятельную внешнеторговую политику в отношении третьих стран, т. е. на сохранение национальных таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования в отношениях с ними.

Создание ЗСТ устраняет взаимные торговые барьеры и создает условия для свободного перемещения товаров между странами. Однако именно это может представлять угрозу для национальных производителей в стране, товары которой ниже по конкурентоспособности. Более конкурентоспособный импортный товар может вытеснить их со своего внутреннего рынка, если государство не примет мер по поддержке и защите отечественных товаропроизводителей.

Специальных органов для координации действий в рамках ЗСТ обычно не создается, все решения по вопросам взаимодействия принимаются министерствами и ведомствами стран-участниц.

Второй этап интеграции - Таможенный союз (ТС). Для него, как и для ЗСТ, характерна отмена таможенных тарифов во взаимной торговле между государствами-участниками. Осуществляются беспошлинная торговля товарами и полная свобода их перемещения внутри региона. Однако, в отличие от ЗСТ, внешнеторговая политика членов объединения в отношении третьих стран разрабатывается и осуществляется коллективно. Она заключается во введении ими единого для всех стран-участниц таможенного тарифа и системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран.

Этот тип интеграционной группировки дает странам-участницам возможность более надежно защитить свое единое внутреннее рыночное пространство. Он благоприятно действует на развитие рынка, создает конкурентные условия для отечественных товаропроизводителей и поставщиков импортных товаров. И хотя страны-участницы в отдельности отчасти теряют самостоятельность во внешнеторговой политике, но приобретают значительные общие выгоды, проводя единую экономическую политику. При этом интеграционные процессы внутри Таможенного союза усиливаются.

Члены Таможенного союза должны согласовывать таможенные тарифы, координировать развитие отдельных отраслей, исследовать состояние рынка. Для этой деятельности в Таможенном союзе создается система межгосударственных наднациональных органов. Чаще всего это действующий межгосударственный секретариат и периодические совещания министров, руководителей соответствующих ведомств, финансовых структур.

Третий этап экономической интеграции - Общий рынок. На этом этапе сохраняются все принципы свободной торговли, характерные для таможенного союза, но к свободному перемещению товаров добавляются обмен услугами и свобода перемещения капитала, рабочей силы и технологий между странами. Для этого типа интеграции необходимо преодолеть различия в национальных законодательствах стран-участниц: хозяйственном, налоговом, валютном, трудовом. Необходимо унифицировать технические стандарты и экологические нормы, а также отказаться от бюджетных субсидий отдельным предприятиям.

Координацию деятельности в рамках Общего рынка осуществляет постоянно действующий межгосударственный секретариат (например, в ЕС - Европейский совет глав государств и правительств, Совет министров и Секретариат). Также 1-2 раза в год проводятся совещания глав государств и правительств стран-участниц, чаще проводятся встречи министров.

Четвертый этап интеграционных объединений - Экономический союз. Он представляет собой объединение государств на основе единого экономического, правового и информационного пространства. Это высшая форма межгосударственного объединения, при которой происходит полная интеграция, предполагающая проведение странами-участницами единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики. На более высоких ступенях развития возможны создание валютного союза и введение единой валюты. Объединение государств в Экономический союз заставляет их подчинить собственные интересы интересам Союза, но не может заставить полностью от них отказаться. Внутри Союза возможна конкуренция между странами за внутренний рынок, за выход на новые рынки.

Для проведения единой экономической политики необходимо учреждение органов наднационального регулирования внутри Экономического союза. Правительства стран - членов Союза отказываются от части своих функций в пользу надгосударственных органов, которые наделяются правом принимать решения по вопросам, касающимся интеграции без согласования с ними (например, в ЕС - Комиссия ЕС).

2. Международная организация — объединение межгосударственного или негосударственного характера, созданное на основе соглашений для достижения определённых целей. Международные организации делятся на международные межправительственные (межгосударственные) организации и международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации.

Международные межправительственные (межгосударственные) организации — объединения государств или государственных институций, созданные на основе международного договора между государствами или их уполномоченными институциями.

Международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации — объединения, членами которых (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей в гражданских, политических, культурных, социальных и экономических сферах) являются субъекты из разных стран и зарегистрированные в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим или юридическим лицам создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации.

Классификация по кругу участников

  • универсальные (то есть для всех государств; напр. — ООН)
  • региональные (членами которых могут быть государства одного региона; напр. — Организация африканского единства, Организация американских государств)
  • межрегиональные

Классификация по характеру полномочий

  • межгосударственные — не ограничивающие суверенитет государства
  • надгосударственные (наднациональные) — частично ограничивающие суверенитет государства: вступая в подобные организации, государства-члены добровольно передают часть своих полномочий международной организации в лице её органов.

Классификация по выполняемым функциям

  • нормотворческие
  • консультативные
  • посреднические
  • операционные
  • информационные

Классификация по порядку приёма новых членов

  • открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению)
  • закрытые (прием с согласия первоначальных учредителей)

Классификация по компетенции (сфере деятельности)

  • общей компетенции (напр. — ООН)
  • специальной компетенции (политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения; напр. — Всемирный почтовый союз)

Всемирная торговая организация (ВТО). Является организацией глобального значения. Основана в 1995 году. Целью является упорядочение правил международной торговли. На 2008 год в ВТО насчитывала 153 страны-участницы. Штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария). ВТО создана на базе ГАТТ (генеральное соглашение по тарифам и торговле). Согласно уставу, ВТО может урегулировать только торгово-экономические вопросы.

Всемирный фонд охраны дикой природы. Общественная международная организация. Основана в 1961 году. Работает во всех направлениях, которые касаются сохранения, исследования и восстановления окружающей среды. Штаб-квартира находится в Гланд (Швейцария).

Гринпис. Организация основана в 1971 году. Является независимой общественной организацией. Цель - сохранность окружающей среды, решение глобальных экологических проблем. Принципы Гринписа не позволяют принимать финансовую помощь на государственном и политическом уровне. Организация существует за счет пожертвований сторонников. Штаб-квартира в Ванкувере (Канада).

Европейский Союз (ЕС). Организация Европейских государств, созданная в 1993 году на базе трех организаций, две из которых входят в него и сейчас - ЕЭС (европейское экономическое сообщество - теперь Европейское сообщество), ЕОУС (европейское объединение угля и стали - прекратила существование в 2002 году), Евратом (европейское сообщество по атомной энергетике). Это уникальная организация, которая являет собой нечто среднее между международной организацией и государством. Имеет общий рынок, общую валютную систему и т. д. Сфера деятельности касается многих направлений - экономика, политика, валюта, рынок труда и т. д. На 2007 год в состав ЕС входило 27 государств.

Лига Арабских Государств (ЛАГ). Организация создана в 1945 году. Цель - объединение арабских и дружественных им государств для сотрудничества в разных сферах, в том числе и касающихся обороны. Штаб-квартира находится в Каире (Египет). В состав входит более 20 государств, в том числе и признанное не всем мировым сообществом государство Палестина.

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца (Международный Красный Крест). Неправительственная организация. Это гуманитарное движение, объединяющее более 100 миллионов сотрудников и добровольцев по всему миру. Главная цель движения - дословно «Помогать всем страждущим без какого-либо неблагоприятного различия, способствуя тем самым установлению мира на Земле». Состоит из Международного Комитета Красного Креста (штаб-квартира в Женеве), Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и Национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Организация создана на базе общества Красного Креста, известного еще с 1863 года и впоследствии переименованного в Международный Комитет Красного Креста (МККК).

Международная организация уголовной полиции (Интерпол). Действующий устав принят в 1956 году. Интерпол создана на базе международного центра регистрации преступников (1923). Деятельность организации ведется в сфере борьбы с общеуголовной преступностью (поиск пропавших ценностей, преступников, пропавших без вести людей и т. д.), она никаким образом не касается других сфер (политики, экономики, обороны и др.), хотя для расследования преступлений организация может воспользоваться сведениями об этих сферах. По количеству стран-членов Интерпол идет на втором месте после ООН - на начало 2009 года 186 государств. Штаб-квартира находится в Лионе (Франция).

Организация Исламская Конференция (ОИК). Международная исламская организация. Создана в 1969 году. Цель - сотрудничество между мусульманскими государствами в различных сферах, совместное участие в деятельности на международной арене, достижение стабильного развития стран-участниц. Штаб-квартира находится в Джидде (Саудовская Аравия). На начало 2009 года в состав входило 57 государств.

Организация Объединенных Наций (ООН). Межгосударственная организация, созданная в 1945 году странами антигитлеровской коалиции. Цель организации - поддержание мира между государствами, укрепление мира, развитие и безопасность международных отношений, развитие международного сотрудничества в различных сферах. В состав ООН входят шесть главных органов (Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Секретариат, Международный Суд и Совет по Опеке). Существует множество различных структурных подразделений ООН и различных организаций, работающих под эгидой ООН в разных сферах международной деятельности. Штаб-квартира большинства основных подразделений ООН находится в Нью-Йорке (США), но есть и филиалы в разных частях мира. На 2007 год ООН насчитывала 192 государства-члена. Является самой крупной международной организацией.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Существует с 1975 года. Является наиболее крупной региональной организацией мира, которая занимается вопросами безопасности. Цель - предотвращение и урегулирование конфликтов в регионе, ликвидация последствий конфликтов. На 2008 год в состав ОБСЕ объединяла 56 государств, которые находятся не только в Европе, но и в Центральной Азии и Северной Америке.

Организация Североатлантического Договора (НАТО). Является международным союзом военно-политической направленности. Создана в 1949 году по инициативе США. Основная цель - безопасность и свобода всех стран-членов в соответствии с принципами ООН, как в Северной Америке, так и в Европе. Для достижения своих целей НАТО использует военный потенциал и политическое влияние. Штаб-квартира находится в Брюсселе (Бельгия). В 2009 году в состав НАТО входило 28 государств.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) (организация стран экспортеров нефти). Организация межправительственного уровня созданная в 1960 году по инициативе Венесуэлы. Цель - контроль мировой нефтяной политики, стабилизация цен на нефть. ОПЕК устанавливает ограничения на объемы производства нефти. Штаб-квартира находится в Вене (Австрия). На 2009 год в составе ОПЕК было 12 стран.

Совет Европы (СЕ). Региональная европейская организация политической направленности. Создана в 1949 году. Цель - построение единой Европы. На начало 2009 года в составе было 48 стран. Штаб-квартира находится в Страсбурге (Франция, на границе с Германией).

Содружество Наций (Британское Содружество Наций). Официально учреждено в 1931 году. В состав входят Великобритания и почти все ее бывшие колонии и доминионы. Часть входящих в состав государств признают главой государства Королеву Великобритании. Штаб-квартира находится в Лондоне. Цель - добровольное сотрудничество во многих направлениях, основное из которых является экономическое.

Содружество Независимых Государств (СНГ). Организация создана в 1991 году бывшими республиками СССР. Основными целями являются сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях, в том числе создание общего экономического пространства. Постоянно действующий орган СНГ - Исполком СНГ находится в Минске (Белоруссия). Межпарламентская Ассамблея СНГ находится в Санкт-Петербурге (Россия). В данный момент живейший интерес к деятельности СНГ проявляют Монголия и Афганистан, имеющие статусы наблюдателей.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Международная торговля | Лекция №1.Технология построения защищенной КС
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.