Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями

Состояние специально-реабилитационного пространства на современном этапе развитии Российского общества

Сеть логопедической помощи населению СССР

 

Министерство Министерство

Просвещения РСФСР здравоохранения РСФСР

 

Специальные детские сады Специальные ясли Лог.кабинеты

при домах ребенка

Лог.пункты при

массовых школах

Лог.кабинеты при Лог. кабинеты, полустационары,

детских поликлиниках стационары при

дет.психоневрол. диспансерах

Спец.школы

 

Лог. кабинеты и стационары при больницах и психоневролог. диспансерах для подростков и взрослых

Два министерства (социального развития и здравоохранения; образования и науки) осуществляют деятельность, направленную на определенный ряд задач реабилитации и коррекции детей и подростков с речевыми нарушениями.

Мин. ЗДР и СР Мин.ОН

= Реабилит. центры = Учр.санаторного типа = Спец.сады и школы

= Родит.сообщества = Дет.отд. и отказники = Спец.школа-интернат

(н-р, «Добро»-аутистов) при больницах

= Обществ.организации

= Гр.кратковр.пребыв.при дет.ком.мил.

В Краевом Центре временного пребывания детей, нуждающихся в опеке «АВИС» (Гагарина/Воровского) есть и педагоги образования (дети находятся до 6-ти месяцев, в т.ч. норма).

 

Массовые дошкольные и школьные образовательные учреждения (с логопунктом).

 

ДОУ смешанного типа (комбинированного вида).

 

ДОУ и СОШ специальные (коррекционные) или компенсирующего вида, школы-интернаты.

 

Спец.школа 8-го вида: №59, 9,21, школа-интернат - №15 (Садовая);

Спец.школа 5-го вида №26, Краснодарский краевой центр образования детей и подростков с нарушениями слуха и речи (Т.Г. Топчий – мкрн. Гидростроителей).

Реабилитационный центр «Сказка» (по соцзащите):

Д/с 145 – для слабовидящих - вида;

Д/с 149 - для детей с ДЦП – 6-го вида;

Для детей с ДЦП и астмой «Соднышко» - стационар и с дневным пребыванием;

Три д/с – речевых – 5-го вида;

Д/с 147 - Центр развития;

Д/с-школа №214 для аутичных детей;

Д/с 140 – ЗПР 7-го вида.

 

 

Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20-30-х гг.

К началу 70-х гг. была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения:

ясли-сады;

детские сады;

дошкольные детские дома;

дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.

В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики откло­нений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится система специального дошкольного образования и в настоящее время.

Организационные прин­ципы построения специального дошкольногообразования.

1) Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии. Таким образом создавались дошкольные учреждения (группы) для детей:

= с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих);

= с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией);

= с нарушениями речи (для детей с заиканием, общим недораз­витием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием);

= с нарушениями интеллекта (умственно отсталых); с нарушениями опорно-двигательного аппарата (см. табл. 1).

Таблица 1.

№ п/п Отклонения в развитии ребенка ДОУ Школа
1. Неслышащие Спец. д\с, группы в массовых д\с, дошкольное отд.при спец.школе I-го вида
2. Слабослышащие II-го вида
3. Незрячие Спец. д\с, группы в массовых д\с, дошкольное отд.при спец.школе III-го вида
4. Слабовидящие IV-го вида
5. Тяжелые нарушения речи Спец. д\с, ясли-сад; группы в массовых д\с, логопункт при массовом д\с; дошкольное отделение при спец.школе; логопед дет.дома, интерната V-го вида; Логопункт при массовой школе
6. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата Спец. д\с, группы в массовых д\с, дошкольное отд. при спец.школе; реабилитационные центры, консультативные пункты VI-го вида
7. ЗПР Спец. д\с, группы в массовых д\с, дошкольное отд.при спец.школе; УВК (учебно-воспитательный комплекс – д\с-нача.школа) VII- го вида
8. УО Спец. д\с, группы в массовых д\с, дошкольное отд.при школе; дет.дома, школа-интернат VIII-го вида
9. Эмоциональные нарушения и нарушения поведения; сложная структура дефекта При ПМПК консультативные пункты; надомное обучение, в массовой, в классах КРО. Не существуют практически, за исключением спец.школ 1,2,3,4,6–го вида – открываются классы УО  

 

2) Меньшая, по сравнению с массовыми детскими садами напол­няемость групп (до 15 воспитанников).

3) Введение в штат специальных дошкольных учреждений таких специалистов-дефектологов, как олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды, а также дополнительных медицинских работников.

4) Образовательный процесс в специализированных дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии со специальными ком­плексными программами обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей дошкольного возраста с отклонения­ми в развитии и утвержденными Министерством образования РФ. Перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами. Так, занятия по развитию речи, формированию эле­ментарных математических представлений, конструированию, по развитию игровой деятельности в части специальных дошкольных учреждений проводятся не воспитателями, а учителями-дефектологами.

5) Организация специальных видов занятий, таких, как развитие слухового восприятия и коррекция звукопроизношения, развитие зрительного восприятия, лечебная физкультура и др. Подобные управления работы имеются и в обычных детских садах, где они включаются в содержание общеразвивающих занятий и, как правило, не выделяются структурно в сетке занятий.

4) Бесплатность. Известно, что родители вносят некоторую плату за пребывание детей в обычном детском саду. Для детей с от­клонениями в развитии сделано исключение - с их родителей не взимается никакой платы (см. письмо Министерства просвещения СССР от 04.06.74 № 58-М «О содержании за государственный счет детей с дефектами физического или психического развития»). Указанное право по сей день регламентируется этим документом.

Вся работа в специальных дошкольных учреждениях была подчинена единой цели - помочь семьям в воспитании «проблемных» детей, максимально реализовав их потенциальные возможности.

Характерным признаком советской системы образования были довольно строгие правила приема детей с отклонениями в развитии в дошкольные учреждения. Во-первых, такие дети не принимались в массовые детские сады. Если же у воспитанника массового до­школьного учреждения отклонения в развитии выявлялись позже, в ходе обучения, то вопрос о его выводе из состава этого учреж­дения и переводе в специализированное учреждение или группу решался достаточно жестко. В результате специалисты, в том чис­ле и зарубежные наблюдатели, оценивающие советское образова­ние, отмечали чрезвычайную закрытость, изолированность учре­ждений для детей с отклонениями в развитии, искусственную от­чужденность воспитанников от нормально развивающихся свер­стников и от общества в целом.

Во-вторых, был установлен достаточно обширный перечень диагнозов, которые исключали возможность получения общест­венного дошкольного образования. Так, в специальные дошколь­ные учреждения не принимали детей с комбинированными, ком­плексными отклонениями в развитии. Например, в дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха не подлежали приему слепоглухие, умственно отсталые дети. В то же время в учрежде­ния для детей с нарушениями зрения и с нарушениями интеллекта не принимали глухих и слабослышащих. Помощь таким детям осуществлялась в единичных учреждениях образования и далеко не в каждом регионе России. Кроме того, не подлежали приему дети, страдающие эпилепсией, шизофренией, психопатоподобным поведением, дети с умственной отсталостью в степени имбицильности и идиотии, дети с нарушениями опорно-двигательного ап­парата, требующие индивидуального ухода. Семьи, воспитываю­щие таких детей, вынуждены были обходиться в отношении их образования своими силами и зачастую ограничивались медицинскими мероприятиями.

Отметим также, что определить ребенка в ясли-сад можно было только с 2-летнего возраста, а в детский сад - с 3 лет. Дети раннего возраста являлись объектом внимания здравоохранения и практически не имели психолого-педагогического сопровождения.

Таким образом, созданная сеть специализированных дошкольных учреждений внесла огромный положительный вклад в организацию системы всеобщего дошкольного образования, однако оказалась недостаточно гибкой в отношении большой группы детей со специальными потребностями, не подпадающими под нормы отбора и комплектования этих учреждений.

Принятые в 1992 г. Закон Российской Федерации «Об образо­вании» и в 1995 г. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» ввели новые государственные принципы организации образова­ния в России, новую типологию образовательных учреждений, произвели изменения и в ряде организационно-правовых аспектов специального образования.

Утвержденные в последующие годы соответствующие типовые положения для каждого как уже существующего, так и нового ти­па образовательных учреждений открыли новые возможности для функционирования широкой сети образовательных учреждений, в которых дети дошкольного возраста со специальными потребно­стями, а также их семьи получают необходимую психолого-педагогическую и медико-социальную помощь.

Прежде всего это дошкольныеобразовательные учреждения (далее -ДОУ).

Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, пока родители находятся на работе, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, детский сад может оказаться практиче­ски единственным местом, где созданы условия, необходимые для полноценного развития таких детей.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образо­вательном учреждении, утвержденным постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дети с отклонениями в развитии принимаются в Дошкольные образовательные учреждения любого вида при нали­чии условий для коррекционной работы только с согласия родите­лей (законных представителей) на основании заключения ПМПК.

Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспита­ние в этих дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии.

Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста (две возрастные группы: до 3 лет и старше 3 лет) и составляет соответственно для детей:

-с тяжелыми нарушениями речи - до 6 и 10 человек;

- с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет - до 12 человек;

- глухих - до 6 человек для обеих возрастных групп;

- слабослышащих - до 6 и 8 человек;

- слепых - до 6 человек для обеих возрастных групп;

- слабовидящих, для детей с амблиопией, косоглазием - до 6 и 10 человек;

- с нарушениями опорно-двигательного аппарата - до 6 и 8 человек;

- с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) - до 6 и 10 человек;

- с задержкой психического развития - до 6 и 10 человек;

- с глубокой умственной отсталостью только в возрасте старше 3 лет - до 8 человек;

- с туберкулезной интоксикацией - до 10 и 15 человек;

- часто болеющих - до 10 и 15 человек;

- со сложными (комплексными) дефектами - до 5 человек для обеих возрастных групп;

- с иными отклонениями в развитии - до 10 и 15 человек.

Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения в обычном режиме, в ДОУ организуются группы кратковременного пребы­вания. Задачами этих групп являются оказание своевременной психолого-педагогической помощи таким детям, консультативно-методическая поддержка их родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка, социальная адап­тация детей и формирование предпосылок учебной деятельности. В таких группах занятия проводятся преимущественно индивиду­ально или небольшими подгруппами (по 2-3 ребенка) в присутст­вии родителей в удобное для них время. Эта новая организационная форма предполагает занятия с разными специалистами ДОУ, общая продолжительность которых ограничена пятью часами в неделю. (Основание: инструктивное письмо Минобразования России от 29.06.99 № 129/23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии».)

Указанные детские сады и группы подпадают под современное определение, использующееся в нормативных документах «Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников, с отклонениями в развитии».

Многие изменения в сфере отечественного образования происходят под влиянием зарубежного опыта. Так, в развитых странах по отношению к детям со специальными потребностями широко применяются разные модели интеграции в среду нормально развивающихся детей. В условиях российского дошкольного образо­вания интегрированное обучение внедряется в практику медленно и осторожно, поскольку для его осуществления детские сады общеразвивающего вида должны иметь массу условий - специальное кадровое и материально-техническое обеспечение для проведения коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы с детьми.

Наиболее реальным применение интегрированного обучения сейчас видится по отношению к детям, которые, не­смотря на наличие того или иного отклонения в развитии, имеют близкий к возрастной норме уровень психофизического развития и психологическую готовность к совместному обучению с нор­мально развивающимися сверстниками. Специалисты, распро­страняющие идеи интеграции, полагают, что в настоящее время такие условия легче создать: а) в общеразвивающих группах дет­ских садов комбинированного вида, где функционируют также и компенсирующие группы; б) в центрах развития ребенка, где осу­ществление коррекционной работы со всеми воспитанниками ДОУ изначально должно быть заложено в устав.

Дошкольники с отклонениями в развитии могут посещать образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основы функционирования таких учрежде­ний заложены в соответствующем Типовом положении, утвер­жденном постановлением Правительства РФ от 19.09.97 № 1204.

Образовательные учреждения общего типа создаются для детей с 3 до 10 лет. Основная цель учреждения - осуществление образо­вательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психи­ческого развития детей (см. схему 1).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие системы массовой логопедической помощи населению | Методы воспитания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.