КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие системы массовой логопедической помощи населению
Педагогическая система и ее компоненты
Педагогическая система – это объединение компонентов (частей), которое остается устойчивым при изменениях. Если изменения (нововведения) превышают некий допустимый предел (запас прочности), система разрушается, на ее месте возникает новая система с другими свойствами. Профессор В. П. Беспалько представляет следующую взаимосвязанную совокупность вариантных элементов: = учащиеся (воспитанники); = цели воспитания (общие и частичные); = содержание воспитания (обучения); = процессы воспитания (собственно воспитание и обучение); = учителя (или технические средства обучения); = организационные формы воспитательной работы.
Каждый из этих компонентов может быть разложен на элементы с любой степенью детализации. Важными компонентами педагогической системы, несводимыми к выделенным, являются также: = результаты; = управление учебно-воспитательным процессом.
К началу XX века (1880 -1900 гг.) наступает качественно новый уровень в истории отечественной логопедии. От изолированного рассмотрения единичных случаев расстройств речи и голоса постепенно перешли к их обобщению и теоретическому осмыслению. Учет принципов развития и системности способствовал появлению процессуального подхода к изучению патологии речевой деятельности. Появляется тенденция рассмотрения патологии речи в системе взаимосвязанных внешних и внутренних факторов. Начинают довольно широко применяться педагогические методы преодоления расстройств речи, что готовит основу для формирования учения о патологии речи как педагогической области знаний. В первую четверть XX века начинает формироваться теоретическая основа учения о патологии речи. Выделяются два основных направления в исследовании речевых расстройств: механистический и функциональный. Данный этап предваряет становление и развитие самостоятельной области знаний о патологии речевой деятельности и в ней частного раздела - логопедии. К 30-м годам XX столетия логопедия окончательно сформировалась как самостоятельное научное направление. Это стало возможно только благодаря научным достижениям в других областях медицины, языкознания, психологии. Научно-теоретической и методологической основой логопедии стала научная школа Л.С. Выготского и его последователей. Логопедия как отрасль дефектологии занималась изначально не только научными разработками в области речевых нарушений, но и другими важными задачами: ■ организацией логопедической помощи населению; ■ становлением системы высшего специального (логопедического) образования. У М.Е. Хватцева мы находим описание становления системы массовой логопедической помощи в СССР. До революции были лишь робкие попытки общественной организации этого дела. Так, в 1911 году на съезде московских учителей впервые был поставлен вопрос о необходимости логопедической помощи детям. В 1915 году впервые были организованы краткосрочные логопедические курсы для учителе й. На высоком государственном уровне принимались важные решения: на I съезде дефектологов в 1926 году уже обсуждался вопрос об организации логопедической помощи детям, издан приказ «О мерах борьбы с речевой дефективностью у детей школьного и дошкольного возраста» (1927). К этому времени в Москве и Ленинграде началась систематическая логопедическая помощь сначала во вспомогательных (для умственно отсталых детей), а затем и в массовых школах, в Москве была открыта первая речевая школа для детей с тяжелыми речевыми патологиями. По приказу Наркомпроса РСФСР от 8 июня 1931 года устанавливалось «введение всеобщего начального обязательного обучения» для детей с недостатками речи (логопатов). В программу по начальной школе был включен пункт об обязательном исправлении недостатков речи у детей. В 1940 году были утверждены логопедические ставки в системе здравоохранения: по одной на поликлинику. В тяжелые послевоенные годы внимание к развитию логопедической помощи детям не ослабевает и уже в 1948 году выходит постановление Совета Министров СССР от 15 августа, по которому при средних школах и республиканских, краевых и областных центрах открывались логопедические пункты в составе одного учителя-логопеда. Это постановление определяло правовой статус специалиста, требования к нему (наличие высшего дефектологического образования), но и устанавливало 25%-ую надбавку к заработной плате.
На схеме (см. ниже) представлена структура системы логопедической помощи населению, сложившаяся на пространстве СССР (О.В.Правдина. Логопедия.-М.,1969).
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |