Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Страх как реактивное расстройство

1. Причины возникновения и развития страхов у детей.

А. И. Захаров определяет страх как проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с легким торможением коры больших полушарий. Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существует две угрозы, имеющие универсальный и фатальный характер: смерть и крах жизненных ценностей. Но помимо крайних выражений, страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. Разделяют понятия «страх» и «тревога». Страх – аффективное, эмоционально заостренное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия. Тревога – эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Общим эмоциональным фоном для страха и тревоги является чувство волнения, беспокойства, отсутствие чувства безопасности.

 

Предпосылки возникновения страхов.

 

К социально-культурным и психологическим относятся:

1. Инстинкт самосохранения, на котором основаны эгоцентрические страхи (нового, неизвестного).

2. Общие закономерности психического развития, определяющие общие страхи для детей различных цивилизаций.

3. Индивидуальные особенности психического развития и конкретные социальные условия, в которых формируется личность ребенка и от которых зависит степень выраженности того или иного страха.

4. Процесс урбанизации, удавлении от естественной среды обитания.

5. Отсутствие возможности предоставить детям самостоятельность, организовать свободное время вне дома; излишняя опека взрослых.

6. Больше страхов у единственных в семье детей.

7. Недостаток двигательной и игровой активности способствует развитию беспокойства.

8. Общение с родителями на абстрактно-облегченном уровне, а не на наглядно-конкретном.

9. Испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие подмены семейных ролей.

10. Конфликтные отношения между родителями.

11. Возраст родителей.

12. Алкоголизм родителей.

 

Биологические предпосылки:

1. Защитное поведение – моргание, зажмуривание, вздрагивание, откидывание головы – имеет врожденный характер, и обычно нивелируют в течение первого полугодия жизни.

2. Врожденное беспокойство детей у высоко тревожных немолодых родителей.

3. Типологические свойства высшей нервной деятельности: эмоциональная чувствительность, впечатлительность, повышенная восприимчивость, инертность, негибкость нервных процессов.

4. Наследственная передача чувства беспокойства при общих у детей и родителей свойствах нервной системы, ВНД.

 

Появлению страхов способствует определенное отношение взрослого к ребенку. Особенности каждой тактики воспитания и отношения к ребенку определяют специфику тех нарушений, которые появляются у ребенка.

Среди негативных тактик называет:

ü Отвержение;

ü Сверхтребовательное отношение;

ü Гиперопеку;

 

2.Основные признаки:

Страх не являются однозначно вредным для ребенка.

Страх выполняет определенную функцию и позволяет человеку ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде.

Страх регулирует деятельность, поведение, уводит от опасности, возможности получения травмы. Страх участвует в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение – в этом «охранительная» функция страха.

Страх является переживанием, необходимым для нормального функционирования психики. Часто дети сами вызывают у себя эмоцию страха, что подтверждает существование у ребенка потребности в переживании страха. Когда дети рассказывают друг другу страшные истории с острым эмоциональным завершением, происходит высвобождение психической энергии, направленной на разрушение и агрессию.

Детские страхи – обычное явление для детского развития. Каждый страх или вид страха появляется только в определенном возрасте и, в случае нормального развития, со временем исчезает. Так, например, детям 3-х лет присущ страх волка; у детей старшего дошкольного возраста возникает страх смерти, своей или близких людей. Появление у ребенка страха, нетипичного для данного возраста, или большого количества страхов говорит о какой-либо патологии формирования личности ребенка, невротическом заболевании или неадекватности воспитания. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачками в психомоторном развитии ребенка. Страх является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает. Необходимо отличать патологический страх, требующий коррекции от возрастного, нормального, с тем, чтобы не нарушить развития ребенка.

 

Условно разделяют страхи на шесть групп:

1. Медицинские – боли, уколов, врачей.

2. Связанные с причинением физического ущерба – неожиданных звуков, нападения, транспорта, стихии, огня, войны.

3. Смерти себя, родителей, близких людей.

4. Социально опосредованные – людей, родителей, наказания, опоздания, одиночества.

5. Перед засыпанием – кошмарных снов и темноты.

6. Пространственные – высоты, глубины, воды, открытого или замкнутого пространства.

 

Страхи можно разделить также на:

ü эмоционально обусловленные;

ü личностно обусловленные;

ü реальные;

ü воображаемые;

ü острые;

ü хронические;

Острый и реальный страх бывает предопределен ситуацией, а воображаемый и хронический – особенностями личности.

 

Выделяют обычный, естественный и патологический уровни страха.

Обычный, естественный страх кратковременен, обратим, не затрагивает глубоко ценностные ориентации, существенно не влияет на характер, поведение, взаимоотношения человека. Некоторые формы страха даже могут носить защитный характер.

Патологический страх (его крайние драматические формы – ужас и шок) имеет затяжное, трудно обратимое течение. Он непроизволен (отсутствует контроль сознания), оказывает отрицательное влияние на характер, взаимоотношения, приспособление к окружающей действительности.

Устойчивый страх, с которым не может справиться ребенок, приводит к появлению нежелательных черт характера.

Патологический страх можно отличить по следующим критериям: если страх препятствует общению, развитию личности и психики, приводит к социальной дезадаптации и далее к аутизму, психосоматическим заболеваниям – этот страх патологический. Страх может быть как самостоятельным нарушением, так и проявлением каких-либо нарушений личности.

 

Страхи, возникающие при отвержении родителями ребенка, будут характеризоваться некоторой «размытостью» – ребенок не всегда может четко сказать, чего он боится и почему, каких действий он ожидает от пугающего объекта. Ребенок будет бояться всего, страх будет усиливаться в ситуациях неопределенности, отсутствия полной информации.

При сверхтребовательном отношении ребенок будет бояться того, что связано с критикующим и запугивающим родителем. Это может быть любой предмет или явление, которое ассоциируется в сознании ребенка с наказанием, обликом родителя. Ребенка могут преследовать кошмарные сны, в которых сюжет будет в символической форме передавать его отношения с родителями. Даже если человек, послуживший причиной страха, отсутствует, ребенок начинает сам себя пугать «изнутри», т.к. отношение ребенка со взрослым, которое было первоначально образовано во внешнем плане, интериоризировалось и стало частью личности. Ребенок начинает относиться к себе так, как относится к нему взрослый. Если кто-то постоянно фрустрирует ребенка, то постепенно внутри личности появляются такие новообразования, которые уже в отсутствии внешних воздействий, способны негативно влиять на ситуативные переживания и, в целом, на процесс формирования личности.

Наконец, третья из негативных тактик также нарушает нормальное развитие личности. Гиперопека не обязательно приводит к страхам, однако, к негативным последствиям всегда. Страхи появляются в том случае, если родители очень тревожные люди и «передают» ребенку свои страхи.

 

 

Страх определяется как проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с легким торможением коры больших полушарий. Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существует две угрозы, имеющие универсальный и фатальный характер: смерть и крах жизненных ценностей. Но помимо крайних выражений, страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.

Страх не являются однозначно вредным для ребенка. Он выполняет определенную функцию и позволяет человеку ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде. Страх регулирует деятельность, поведение, уводит от опасности, возможности получения травмы. Страх участвует в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение – в этом «охранительная» функция страха.

Страх является переживанием, необходимым для нормального функционирования психики. Часто дети сами вызывают у себя эмоцию страха, что подтверждает существование у ребенка потребности в переживании страха.

Детские страхи – обычное явление для детского развития. Каждый страх или вид страха появляется только в определенном возрасте и, в случае нормального развития, со временем исчезает. Появление у ребенка страха, нетипичного для данного возраста, или большого количества страхов говорит о какой-либо патологии формирования личности ребенка, невротическом заболевании или неадекватности воспитания.

Условно разделяют страхи на шесть групп:

- Медицинские – боли, уколов, врачей.

- Физического ущерба – неожиданных звуков, нападения, транспорта, стихии, огня, войны.

- Смерти – себя, родителей, близких людей.

- Социально опосредованные – людей, родителей, наказания, опоздания, одиночества.

- Перед засыпанием – кошмарных снов и темноты.

- Пространственные – высоты, глубины, воды, открытого или замкнутого пространства.

Страхи можно разделить также на эмоционально и личностно обусловленные; реальные и воображаемые; острые и хронические.

Выделяют естественный и патологический уровни страха. Обычный, естественный страх кратковременен, обратим, не затрагивает глубоко ценностные ориентации, существенно не влияет на характер, поведение, взаимоотношения человека. Некоторые формы страха даже могут носить защитный характер. Патологический страх (его крайние драматические формы – ужас и шок) имеет затяжное, трудно обратимое течение. Он непроизволен (отсутствует контроль сознания), оказывает отрицательное влияние на характер, взаимоотношения, приспособление к окружающей действительности. Устойчивый патологический страх, с которым не может справиться ребенок, приводит к появлению нежелательных черт характера.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Аффективное поведение | Понятие неврозов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.