Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Патологические привычные действия

К патологическим привычным действиям относят группу специфических для детей и подростков нарушений поведения, в основе которых лежит болезненная фиксация тех или иных произвольных действий. В зарубежной литературе патологические привычные действия включают в клинически недифференцированную группу «расстройств поведения». В отечественной клинической практике данные нарушения чаще сопоставляют с невротическим развитием, и конкретно с неврозом навязчивых состояний.

Причинами патологических привычных действий выступают хронические психотравмирующие переживания, эмоциональная депривации, неправильное, чрезмерно строгое воспитание с применением физических наказаний. Эти травмирующие ситуации создают у ребенка состояние эмоционального напряжения, постоянной неудовлетворенности, вызывают у него противоречивые чувства к близким. Привычные действия как бы уменьшают, на время подавляют отрицательные эмоциональные переживания, а фиксация чувства удовольствия способствует их закреплению.

Наиболее распространенными патологическими привычными действиями являются: сосание пальца, кусание ногтей (онихофагия), онанизм (мастурбация), болезненное стремление выдергивать или выщипывать ногти (трихотилломания), ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация).

Сосание пальца или языка. Встречается в основном у детей раннего и дошкольного возраста, но может наблюдаться и в младшем школьном возрасте. Наиболее часто встречается сосание большого пальца руки, что может привести к деформации прикуса.

Кусание ногтей (онихофагия) наиболее часто встречается в препубертатном возрасте. Нередко при этом обкусываются не только выступающие части ногтей, но и частично прилегающие участки кожи, что ведет к местным воспалительным процессам. Иногда обкусывание ногтей сопровождается их проглатыванием. В большинстве случаев сочетается с другими невротическими расстройствами.

Онанизм (мастурбация) – термин, которым определяется группа патологических привычек, имеющих разные механизмы. Привычное действие, составляющее основу онанизма, заключается в раздражении половых органов руками, сжатием ног, трением о различные предметы и т.п. У детей раннего возраста эта привычка является результатом фиксации игрового манипулирования частями тела и в большинстве случаев не сопровождается сексуальным возбуждением. Начиная с 8-9 летнего возраста, раздражение половых органов может сопровождаться половым возбуждением с выраженной вегетативной реакцией в виде гиперемии лица, повышенного потоотделения, тахикардии. В пубертатный период мастурбация начинает сопровождаться представлениями эротического характера. Сексуальное возбуждение и оргазм, сопровождающие механическое раздражение половых органов, способствует закреплению патологической привычки. Мастурбация у детей младшего школьного возраста нередко сопровождается чувством вины, страхом разоблачения и тревогой за предполагаемые тяжелые последствия. Возникновению этих переживаний способствуют запугивание детей родителями, а также наказание в связи с замеченным онанизмом. Конфликтные переживания, сопровождающие мастурбацию, относительно часто становятся источником вторичных невротических расстройств.

Яктация – произвольное ритмичное стереотипное раскачивание туловищем или головой, наблюдаемое преимущественно перед засыпанием или после пробуждения у детей раннего возраста. Как правило, раскачивание сопровождается чувством удовольствия, а попытки окружающих помешать ему вызывают недовольство и плач.

Трихотилломания – стремление выдергивать волосы на волосистой части головы и бровях, сопровождаемое чувством удовольствия. Иногда сочетается с проглатыванием вырванных волос. Наблюдается в основном у девочек школьного возраста. Выдергивание волос иногда приводит к местному облысению. У некоторых детей отмечается снижение болевой чувствительности к данному действию. Рудиментарные формы трихотилломании в виде особого интереса к волосам, игр с волосами, накручивания их на пальцы могут наблюдаться в раннем возрасте. Как правило, при данном нарушении отмечается сниженный фон настроения, тревожность.

Некоторые формы патологических привычных действий (трихотилломания и мастурбация психогенного характера) следует отличать от внешне сходных действий у больных шизофренией и органическими заболеваниями головного мозга. В патологических случаях в основе привычных действий лежит патология влечений. Яктацию необходимо отграничивать от пароксизмов при эпилепсии в раннем возрасте. В отличие от них при психогенной яктации движения совершаются во все стороны и наблюдаются преимущественно перед сном.

Этапы развития патологических привычных действий (перехода физиологических форм поведения в патологические привычные действия):

1 – учащение эпизодов тех или иных двигательных моделей (сосания пальца, раскачивания, манипуляций частями тела, собственными волосами) либо регрессивный возврат к ним после 3-х летнего возраста.

2 – увеличение продолжительности этих эпизодов.

3 – сочетание указанных феноменов с другими признаками дизонтогенеза нервно-психического развития (невропатия, задержка угасания рефлексов новорожденных).

4 – генерализация ранних поведенческих реакций, распространение их на другие объекты (кручение и подергивание не только собственных волос, но и волос матери и других людей, выдергивание ворса из ковра, одеял, игрушек, сосание и кусание большого числа предметов, мебели, постельного белья, одежды, разнообразие способов раздражения половых органов).

5 – нарастание полиморфизма физиологических предшественников патологических привычных действий (одновременное наличие яктации, сосание пальца, грызение ногтей, манипулирование волосами или половыми органами в различных сочетаниях).

6 – выход поведенческих штампов за первоначальные границы условий их осуществления (стремление сосать палец не только перед кормлением, но и после; раскачиваться не только при засыпании, манипулировать телом в период активного бодрствования).

7 – приобретение ими ритуального характера (например, кручение и подергивание волос с одновременным кусанием ногтей, сосание строго определенного пальца в сочетании с ковырянием носа, сжимание и трение ног в сочетании с ерзаньем на животе и биением головой о спинку кровати), проявляющегося стереотипно по типу клише.

8 – доминирование их над другими формами поведения, явное предпочтение этих действий доступной игровой деятельности, общению, невозможность отвлечь, переключить внимание, упорный возврат к ним при прерывании, тугом пеленании, ограничении движений, взятии на руки, укачивании, баюкании.

9 – извращенный характер субъективного удовольствия, получаемого от совершения указанных действий, упорное возвращение к ним, несмотря на их интенсивность и болезненность, доходящие до самоповреждения (вырывание волос, ушибы головы, мацерация кожи, щипание и кусание себя), сохранение привычки вопреки физическим наказаниям. Выраженное проявление недовольства и протестное поведение в ответ на запреты (плач, беспокойство, вегетативные реакции, отказ от еды, невозможность заснуть).

Наличие одного или трех из последних этапов либо сочетание более чем двух признаков из шести дает основание говорить о переходе физиологических поведенческих феноменов в патологические симптомы, требующие направленных лечебных и психологических воздействий.

Патологические привычные действия в течение пубертатного возраста могут постепенно исчезнуть даже при отсутствии соответствующего лечения.

Общими чертами патологически привычных действий являются:

q их произвольный, сознательный характер;

q отсутствие стремления к преодолению действия;

q активное сопротивление попыткам взрослых устранить привычные действия;

q усиление чувства внутреннего напряжения при их подавлении;

q возможность прекратить действия усилием воли на время;

q понимание, начиная с конца дошкольного возраста, действий как отрицательных и как вредных привычек;

q рецидивы большинства из привычных действий.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие неврозов | Общая характеристика аффективных расстройств
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 3153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.