Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В связи с чрезмерным объемом и сложностью учебного материала, либо




Неспособность справиться с учебной нагрузкой

В то же время правильно организованное обучение для здорового ребенка не может оказаться и не оказывается причиной нервно-психических расстройств. Поэтому борьба с переутомлением учащихся регламентация учебной нагрузки представляет существенный элемент охраны их психического здоровья.

КЛАССИФИКАЦИЯ НЕВРОТИЗИРУЮЩИХ

СИТУАЦИЙ ПО Д.Н.ИСАЕВУ.

(самый сильный психотравмирующий фактор)

Этот фактор возникает либо:

2. обусловлен особенностями интеллектуальных свойств ученика, препятствующими ему в овладении программными требованиями наравне со сверстниками.

 

Объем и сложность учебного материала относится к педагогической компетенции. В тоже время психиатры единодушно отмечают, что школьные занятия могут стать причиной невроза, если предъявляемые ребенку требования не соответствуют его возможностям.

По концепции, сформулированной Л.С.Выготским: «обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития». Важно лишь правильно определить зону ближайшего развития, чтобы не перешагнуть ее границы.

Многовековая педагогическая практика, казалось бы, эмпирически установила допустимые для «среднего» ученика каждого возраста границы предлагаемой ему учебной информации, однако на практике они без достаточного основания сдвигаются то в одну, то в другую сторону. Это приводит то к вредной для нервной системы детей перегрузке, то к недогрузке. Чаще имеет место количественно и качественно избыточная информация, приводящая к неврастении.

Научно-технический прогресс ведет к усложнению школьной программы, к интенсификации учебного процесса. Это побуждает усилить заботу о психическом здоровье учащихся. Психиатры отмечают, что «одним из важнейших условий возникновения неврозов является несоответствие между количеством информации и возможностью ученика ее перерабатывать».

М.М. Хананишвили выдвинута теория информационных неврозов, согласно которой важный фактор невротизации - информационные перегрузки мозга в сочетании с постоянным дефицитом времени.

Эти факторы часто имеют место в школе. Если к ним присоединяется третий - высокий уровень мотивации, не позволяющий уклоняться от умственной нагрузки, невротизирующие действия перегрузок усугубляется.

Прилежные дети, стремящиеся во что бы то ни стало выполнить все задания, реагируют на информационные перегрузки повышенным раздражением, ухудшением сна и другими изменениями в поведении, то есть проявляют все признаки неврастении.

Недаром в основных направлениях реформы школы выдвинуто требование - устранить перегрузку учащихся, усложненность учебного материала. Это требование ставит задачу научно обосновать необходимые границы умственной нагрузки учащихся - достаточно широкие, чтобы способствовать умственному развитию детей, но не допускающие при этом превышения их возможностей, выхода за пределы зоны ближайшего развития.

Надлежит установить «какие дозы учебного материала по их количественной характеристике, по их объему и сложности способен на каждой ступени своего развития усваивать человеческий мозг».

К решению этой задачи, без которой невозможно планирование учебных программ практически еще не приступили» (Гуревич К.М. 1983 год). Назрела необходимость создания единой физиологической концепции учебных возможностей современных школьников на разных этапах их возрастного развития (Академик АПН Кондаков М.И. 1986 год). Ее цель не только лучшее усвоение знаний, но и их укрепление психического здоровья детей.

Препятствия к овладению школьной программой могут лежать и в индивидуальных особенностях учащихся. Они многообразны. Это случаи легких форм умственной отсталости или частичной задержки психического развития. Более тяжелые формы должны диагностироваться до поступления в школу и служить основанием для направления в специальные учебные заведения. Но и среди детей с нормальным интеллектом встречаются такие, для которых учение оказывается непосильным или во всяком случае затрудненным.

В I классе - это дети, не достигшие достаточной функциональной зрелости и готовности к школе, так называемой «школьной зрелости».

Это обусловлено временным отставанием в развитии у них некоторых ключевых для школьного обучения функций при нормальном интеллекте. Чем моложе возраст поступающих в школу, тем больше среди них таких детей. Они, как правило, отстают в учении и с 1-го класса формируют контингент будущих второгодников. Но есть среди них и такие, кто ценой большого нервно-психического напряжения компенсирует свою «незрелость», они учатся успешно, но расплачиваются за это появлением неврозов.

В последующие годы на первый план выступают другие индивидуальные особенности, препятствующие овладению учебной программой. Среди них - чрезмерная медлительность мышления, связанная с низкой подвижностью "нервных процессов, общая ослабленность организма различными заболеваниями, пониженное зрение, слух. Помимо того, что в этих случаях часть информации не достигает сознания, напряжение у детей зрения и слуха делает урок более утомительным.

Трудность в выполнении учебной нагрузки может определяться низким уровнем способностей и работоспособности ученика.

Низкий уровень способностей иногда компенсируется высокой работоспособностью и усидчивостью учащихся, если же они сочетаются с низкой работоспособностью, то это приводит к низкой успеваемости и требует индивидуального подхода к обучению. Индивидуальный подход требуется и в связи с другими психическими и физиологическими свойствами учащихся, (тип высшей нервной деятельности, темперамент, биоритмологические свойства, характер памяти и др.).

Проявляясь в разной степени и в разных сочетаниях, они создают особое свойство - обучаемость - это «ансамбль интеллектуальных свойств человека, от которого при всех прочих равных условиях зависит успешность обучения».

С педагогической точки зрения обучаемость важна лишь постольку, поскольку от нее зависит успешность обучения. Но она не менее, а может, и более важна с медицинской точки зрения, т.к. степени обучаемости обуславливается и та мера умственных усилий (физиологическая цена), которой достигается успешность учения. А эта «цена» в свою очередь небезразлична для психического здоровья учеников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.