Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Режим государственной границы

Под государственной границей понимается линия, обозначающая на картах и на местности пределы государственной территории на суше, на воде, в воздухе и в недрах. Граница обозначает пространственный предел действия государственного суверенитета конкретного государства, разграничение территорий с сопредельным государством. С учетом места прохождения границы различаются сухопутные, водные и воздушные границы. Сухопутная граница отделяет сухопутную территорию одного государства от аналогичной территории другого государства и устанавливается, как правило, в договорном порядке между сопредельными государствами с учетом рельефа местности (орографические границы). При невозможности учета рельефа местности (горные хребты, реки и т.п.) могут устанавливаться геометрические (прямые линии, соединяющие естественные или искусственные ориентиры или характерные точки вне населенных пунктов) или астрономические (по параллелям и меридианам) границы. Водная граница может проходить на водных объектах (озерах, реках, водохранилищах, на море). Практика определения границ выработала разные способы установления границ на таких объектах. Так, на озере граница проводится по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к противоположным берегам озера, на судоходной реке – по главному фарватеру, по несудоходной реке – по середине реки и т.д. Воздушная граница представляет собой вертикальную плоскость, которая проводится по линии прохождения сухопутной и водной государственной границы. Верхний высотный предел воздушного пространства, отделяющий его от космического пространства, составляет примерно 110 км. от поверхности Земли (это является международным обычаем).

Государственная граница между сопредельными государствами определяется и устанавливается путем делимитации (закрепление линии границы на картах, схемах и планах) и демаркации (обозначение границы на местности путем размещения пограничных знаков (столбов, пирамид, табличек, буев и т.п.). Результаты делимитации и демаркации оформляются в договорах и протоколах, в которых дается подробное описание прохождения линии границы на местности со схемами, фотографиями и описанием каждого пограничного знака и его отличительных характеристик.

1.4. Виды режимов морских пространств. Понятие и источники морского права, устанавливающие правовой режим использования морских пространств. Международное морское право – отрасль международного морского права, представляющая собой совокупность общепризнанных и специальных принципов и норм, регламентирующих правовой режим морских пространств и разнообразную деятельность в них субъектов международного права. Важнейшими принципами данной отрасли являются принципы суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела, нерушимости границ и др. Специальными принципами являются следующие принципы: свободы открытого моря, исключительной юрисдикции государства флага, полного иммунитета военных кораблей от иностранной юрисдикции, защиты и сохранения морской среды и др.

Значительный вклад в систематизацию норм международного морского права внесли три конференции ООН по морскому праву. На первой конференции ООН в 1958 г. были приняты четыре конвенции: «О территориальном море и прилежащей зоне», «Об открытом море», «О континентальном шельфе», «О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря»; на второй конференции в 1960 г., обсуждались вопросы ширины территориального моря; третья конференция ООН (1973-1982 гг.) завершилась принятием Конвенции ООН по морскому праву, 1982 г. Данная конвенция составила основу современного международного морского права и определила все существующие виды морских пространств: внутренних морских вод и территориального моря (как части территории государства); континентального шельфа, исключительной экономической зоны, прилежащей зоны (как территории со смешанным правовым режимом); международного района морского дня и открытого моря (как общие территории).

Внутренние морские воды. Это морские пространства, входящие в состав территории прибрежного государства и расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря. К внутренним морским водам относятся: моря, омывающие берега одного или двух государств с шириной входа не менее 24 миль; воды заливов, бухт, лиманов с шириной входа менее 24 миль; воды портов; заливы и проливы шириной более 24 миль, исторически принадлежащие данному государству. На внутренние морские воды распространяется суверенитет прибрежного государства, их правовой режим определяется прибрежным государством, которое устанавливает правила судоходства, рыболовства и связи, спасания и подъема затонувшего имущества и иной деятельности, а также навигационные, портовые, таможенные, санитарные и иные правила. Во внутренних водах деятельность иностранных судов, физических и юридических лиц может осуществляться только по разрешению прибрежного государства, заход в такие воды иностранных судов производится в разрешительном порядке, за исключением вынужденного захода (при аварии, стихийном бедствии и др.)

Территориальное море. Территориальное представляет собой пояс морского пространства шириной от 3 до 12 (22,2 км.) морских миль, входящий в состав территории прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, а также на его недра и дно.

Ширина территориального моря отсчитывается от исходных линий, которыми являются или линия наибольшего отлива или прямые исходные линии, соединяющие наиболее удаленные точки островов, рифов, скал (в местах, где береговая линия глубоко изрезана или извилиста). Исходные линии указываются на морских картах, они могут также указываться виде перечня географических координат точек с указанием основных исходных геодезических данных. Такие карты или перечни географических координат должным образом публикуются, их копии сдаются Генеральному секретарю ООН. Внешняя граница территориального моря для прибрежного государства является его государственной границей на море. В пределах территориального моря в рамках государственного суверенитета действуют законы и правила прибрежного государства с признанием права всех государств осуществлять мирный проход (непрерывно, без остановок и мирными целями) через территориальное море. Такой проход необходим для захода в порт, остановки на рейде, либо для прохода в территориальное море другого государства.

Прилежащая зона. Прилежащая зона – зона, находящаяся за пределами территориального моря, внешняя граница которой находится на расстоянии не свыше 24 морских миль от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В прилежащей зоне прибрежное государство обладает правом специального контроля в целях предотвращения нарушений таможенных, иммиграционных, санитарных норм в пределах его территории или территориального моря или наказания за такие нарушения. Тем самым юрисдикция государства выходит за пределы территориального моря и распространяется на прилежащие к нему морское пространство.

Исключительная экономическая зона. Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) представляет собой морское пространство, прилегающее к территориальному морю, на которое распространяется суверенное право (но не суверенитет) прибрежного государства. Ширина зоны не может превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий от которых ведется отсчет ширины территориального моря. ИЭЗ является частью открытого моря, в которой прибрежное государство осуществляет определенные международным правом суверенные права: на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов, как живых, так и неживых; на управление этими ресурсами; на другие виды деятельности по использованию зоны в экономических целях. Прибрежное государство осуществляет в зоне юрисдикцию в отношении: создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды. Во всем остальном в ИЭЗ сохраняется режим открытого моря. Прибрежное государство, в случаях нарушения режима ИЭЗ может проводить досмотр, инспекцию, арест, судебное разбирательство. Иные государства не имеют права без согласия прибрежного государства осуществлять в ИЭЗ какие-либо виды экономической деятельности.

Континентальный шельф. Под континентальным шельфом понимается естественное подводное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела. При всех условиях границы континентального шельфа не должны находиться далее 350 морских миль от берега. Шельф включает дно и недра. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. прибрежное государство осуществляет над континентальном шельфом суверенные права в отношении разведки и разработки природных ресурсов. Последние включают минеральные ресурсы дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам». Иные государства обязаны получить разрешение на разработку ресурсов шельфа от прибрежного государства. Права прибрежного государства не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ним. В пределах границ шельфа сохраняется свобода судоходства. Все государства могут прокладывать трубопроводы и кабели не шельфе.

Международный район морского дна. Это особый вид морского пространства, под которым понимается дно морей и океанов и их недра, находящиеся за пределами национальной юрисдикции (за пределами границ территориального моря и континентального шельфа). Международный район морского дна признан общим наследием человечества, в отношении него действует международный режим. Все права на ресурсы района принадлежат всему человечеству. Соответственно ни одно государство не может претендовать на суверенитет над какой-либо его частью. Деятельность в районе осуществляется таким образом, чтобы содействовать эффективному развитию мировой экономики, способствовать всестороннему развитию всех стран и в первую очередь развивающихся. Для выполнения утвержденной концепции использования ресурсов морского дна создан и действует Международный орган по морскому дну. Его главной целью является справедливое распределение выгод, получаемых от деятельности в районе морского дна. Все государства, которые предполагают разработку ресурсов морского дна, обязаны получить разрешение в международном органе по морскому дну.

Открытое море. Открытое море представляет собой обширные части моря, не входящие ни территориальное море прибрежных государств и исключительную экономическую зону. Открытое море находится в свободном и равноправном пользовании всех государств в соответствии с принципами и нормами международного права, имеет международный режим. Основу режима открытого моря составляет принцип свободы открытого моря, что означает его доступность для всех государств, в т.ч. не имеющих прямого выхода к морю. Все государства в равной мере имеют право на свободу судоходства, свободу полетов, свободу прокладывать кабели, трубопроводы, свободу рыболовства и научных исследований. Ни одно государство не может претендовать на подчинение какой-либо его части своему суверенитету. Права государств определяются только международным правом. В открытом море национальность судна определяется его флагом. Условия получения права на флаг устанавливается законами государства. Военные и другие суда, состоящие на государственной службе, обладают в открытом море полным иммунитетом. Задержание торговых судов допускается в исключительных случаях, когда судно занимается пиратством, перевозкой наркотических средств, рабов либо ведет незаконное радиовещание. Также арест либо задержание судна в открытом море возможны по распоряжению властей государства флага. Все государства обязаны вести борьбу с пиратством (морским разбоем), но захват пиратского судна осуществляется только судами, состоящими на государственной службе (военными или полицейскими).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Режим государственной территории | Режим воздушного пространства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.