Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозно-философская психология




Эмпирическая психология.

Экспериментальная психология.

Состояние психологического знания в России в начале ХХ в.

Лекция 30. РОССИЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В НАЧАЛЕ ХХ В.

Вопросы лекции:

Состояние психологического знания в России в начале ХХ в. В начале ХХ в. психология в России занимала достойное место в системе наук и активно развивалась. Этот процесс сопровождался необходимыми логико-научными (определение объекта и предмета, задач исследований, разработка программ и приемов и т.п.) и организационно-научными (создание специальных научных центров и изданий) преобразованиями. Своеобразным их итогом явилось создание В.М. Бехтеревым в Казани в 1885 г. первой психофизиологической лаборатории.

Вопросы психологии человека занимали видное место в печати. На страницах таких изданий, как “Современный мир”, “Русская мысль”, “Вестник Европы” и др. психологическим проблемам отводилось немало места. Ученые, литераторы, публицисты часто в популярной и дискуссионной форме высказывали здесь свои мнения и суждения по широкому кругу насущных психологических вопросов. Ими обсуждались проблемы мотивации человека, наследственности, психических состояний, развития психики ребенка и т.п. Публиковались также и собственно научные материалы. Так, “Вестник знания” давал возможность ознакомиться с трудами В. Вундта, Дж. Болдуина, Бехтерева, Лазурского, Челпанова и других крупных ученых.

В конце ХХ – начале ХХ вв. в России существовал один собственно психологический журнал -– “Вопросы философии и психологии”. Параллельно возникает ряд журналов психолого-медицинского и психолого-педагогического профиля: “Вестник психологии, криминологии и педологии” (под редакцией Бехтерева), “Вопросы нервно-психической медицины” (И.А. Сикорский), “Педагогическое образование” и др. К вопросам психологии обращались издания и других, смежных с ней дисциплин (правоведения, криминалистики, социологии, этнографии и др.).

Тенденция включения психологии в систему наук нашла свое отражение в истории многочисленных научных обществ, возникавших в России в конце ХХ – начале ХХ вв. в них психология занимала либо главенствующее, либо заметное место (Московское психологическое общество, психологическое общество Московского университета, Санкт-Петербургское психологическое общество и т.д.). Московское психологическое общество включало в себя ученых разных направлений и ориентаций (Челпанов, Корсаков, Сеченов, Бехтерев), в число его иностранных членов входили Г. Спенсер, В. Вундт, В. Джеймс и др.

Можно также сказать, что к началу ХХ в. в России возникает психологическое образование. Преподавание психологии осуществлялось в учебных заведениях всех типов (духовных семинариях, лицеях, кадетских корпусах) и охватывало разные ступени обучения (среднее и высшее образование). Создание именно в этот период собственно психологических центров – психологических и психофизиологических лабораторий, Психоневрологического института в Санкт-Петербурге (1905 г.) и Психологического института в Москве (1912 г.) было сигналом того, что российская психология являлась сложившейся, самостоятельной научной дисциплиной.

Российская психология того времени не представляла собой монолитного, гомогенного образования, а включала в себя ряд мощных течений и направлений. Первое из них было представлено психологической наукой, складывающейся на философских и филологических факультетах университетов, а также в духовных академиях. Главными ее выразителями были университетские профессора философии и психологии, отстаивавшие идей субстанциональности психики, ее независимости от материального мира и выступающие за использование описательно-интуитивных методов исследования.

Альтернативный подход возник благодаря (и на основе) бурному развитию естествознания в России. Сюда входили сторонники экспериментального пути развития психологии на основе сеченовской программы опытного и объективного изучения психики.

Третье направление занимало как бы промежуточное положение по отношению к двум первым: не отрицая возможности использования экспериментальных методов в психологических исследованиях, оно в то же время существенно ограничивало сферу их применения, взяв за основу вундтовское понимание психики и способов ее изучения.

Таким образом, в российской психологии в начале ХХ в. существовали три главных направления, отражавших разные взгляды на природу психического и способы его исследования: идеалистическое (описательное), эмпирическое (интроспективное) и естественнонаучное (экспериментальное).

Экспериментальная психология. Становление течения, основывающегося на экспериментальном методе исследования психических явлений, осуществлялось под воздействием как общих тенденций мировой психологической науки, так и специфических социокультурных предпосылок и условий развития отечественного психологического знания.

Главной объективной предпосылкой введения эксперимента в психологию явилась потребность в точных, экспериментально проверенных результатах психологических исследований человека. Особенно нуждались в них быстро развивавшиеся в конце ХХ в. медицина и педагогика. Второй предпосылкой становления экспериментальной психологии было тесное взаимодействие с науками, с которыми психология была связана и исторически и логически, прежде всего, с дисциплинами естественнонаучного цикла. Это взаимодействие определило проблематику психологических исследований и использование психологами объективных методов исследования. Третьей предпосылкой выступила логика развития научного психологического знания, ощущение недостаточности и ограниченности интроспекции как метода и теории научного познания.

Развитие естественнонаучной психологии в России было обусловлено сложившимися в отечественной науке материалистическими тенденциями, воплотившихся в русской философии материализма, а также в трудах ученых – естествоиспытателей: Д.И. Менделеева, И.И. Мечникова, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского и др.

Что же характерно для развития экспериментального психологического направления в российской психологии в конце ХIХ – начале ХХ вв.? –

· Во-первых, для данного направления характерен отказ от интроспекции и рассмотрение эксперимента как метода объективного познания психики (Бехтерев, Корсаков, Сикорский, Н.Н. Ланге).

· Во-вторых, этому направлению была присуща тесная связь эксперимента с теорией. Почти каждая психологическая школа имела и эмпирические исследования психических явлений, и их теоретическое обоснование и объяснение.

· В-третьих, были существенно расширены границы эксперимента. Если Вундт применял эксперимент для изучения элементарных психических процессов, русские психологи-экспериментаторы использовали этот метод при изучении различных психических процессов (памяти, мышления), а также при изучении целостной личности и социально-психологических явлений.

Эмпирическая психология. Вторым направлением в российской психологии начала ХХ в. являлась эмпирическая психология, представленная такими известными учеными, как М.И. Владиславлев, М.М. Троицкий, Н.Я. Грот, Г.И. Челпанов и др. Основными чертами этого направления являлись противоречивость методологических позиций, ориентация на современные европейские (не российские) концепции и методы исследований.

В методологическом плане наиболее важными идеями, утверждавшимися в рамках данного направления, явились: утверждение специфики психических явлений в силу их независимости от явлений физиологического и физического ряда, приверженность идее эмпиризма, использование эксперимента при сохранении в качестве главного метода исследования психического интроспекции. В качестве концептуальной основы понимания природы психического ими использовались идеи В. Вундта, Дж. Локка и других основоположников эмпиризма и ассоцианизма.

Главным методом исследования психических явлений как “имманентного внутреннего мира” (внутреннего опыта) субъекта могла быть только интроспекция. Более того, она являлась также и условием психологического познания других людей (только сам пережив какое-либо состояние, человек мог воспринять аналогичные переживания другого человека, адекватно интерпретировать их и понять). Будучи последователями Вундта, представители этого направления рассматривали эксперимент лишь как условие улучшения интроспекции, и его значение представлялось им совсем незначительным.

Ученые этого направления внесли огромный организационный вклад в создание и развитие психологической науки в России. Владиславлев и Троицкий возглавляли работу по подготовке психологических кадров в Петербургском и Московском университетах, Троицкий, а затем Грот руководили Московским психологическим обществом, Грот был организатором и первым редактором журнала “Вопросы философии и психологии”, Челпанов явился основателем психологического семинария и психологического института, крупным пропагандистом и организатором психологических исследований, Нечаев создал первую экспериментальную психологическую лабораторию на базе Педагогического музея в Санкт-Петербурге.

Религиозно-философская психология. Религиозно-философская (или описательная) психология являлась достаточно мощной и влиятельной, была представлена разнообразными концепциями и теориями, иногда существенно различавшимися между собой. Но их всех объединяло то, что они основывались на идеях и положениях русской богословской и религиозно-философской мысли. Традиции религиозно-философские учения были представлены преподавателями духовных семинарий и академий, учеными религиозной ориентации: В.В. Розановым, Семеном Людвиговичем Франком, С. и Е Трубецкими и др.

Исходными основаниями религиозной психологии являлись:

· оригинальная русская философия;

· особенности русского мировоззрения, имплицитно содержавшиеся в этих учениях:

· интуитивность в поисках истины, стремление к умозрительному, а не систематическому и понятийному познанию;

· признание примата жизненного факта над мышлением, когда познание осуществляется через переживание;

· примат морали и социального начала;

· религиозность, противопоставляемая рационализму;

· персонализм, понимаемый как неразрывная связь между Словом и Личностью.

Ключевые идеи этого психологического направления:

· рассмотрение души как внутренней реальности, а внутреннего мира человека – не в его внешнем выражении, а изнутри, через душевные переживания;

· признание психического мира человека некоторой самостоятельной реальностью, имеющей свои законы, независимые от законов материального мира;

· утверждение непрерывности процесса сознания и, следовательно, отрицание бессознательных явлений;

· признание тождественности веры и знания, как по их психической природе, так и по логическому строению, а, следовательно, и идеи о том, что вера есть способ познания;

· признание наличия свободы воли человека.

Основными чертами душевной жизни признаются:

· непротяженность и непространственность души;

· вневременность душевной жизни;

· непрерывность, “слитность” душевной жизни;

· неограниченность душевной жизни.

Данное течение было не только богато теоретическими наработками, но и имело мощное организационное оформление. Например, существовавшее Санкт-петербургское философское общество в значительной мере пропагандировало работы данного направления, расширялся круг журналов, публиковавших труды представителей религиозной психологии. Был разработан целый ряд плодотворных идей и подходов. Все это свидетельствует о том, что данное направление поступательно развивалось и являлось вполне плодотворным. Однако после октябрьской революции религиозно-философская психология в России прекращает официально свое существование.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.