Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек и мир




Психический процесс и психическая деятельность.

Единство деятельности, сознания и личности.

Концепция субъекта и деятельности.

Введение. С.Л. Рубинштейн и его время.

Лекция 35. СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ РУБИНШТЕЙН И ЕГО ШКОЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Вопросы лекции:

Введение. С.Л. Рубинштейн и его время. Сергей Леонидович Рубинштейн выдающийся советский психолог и философ. Он создал оригинальную философско-психологическую концепцию человека, его деятельности и психики, явился основоположником деятельностного подхода в психологической науке. Среди крупнейших советских психологов он – единственный, кто добился выдающихся достижений одновременно в области психологии и философии. Он первым в советской психологии систематически и глубоко разработал категории бытия, человека, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального и т.д. он, в частности, убедительно раскрыл различия и взаимосвязь между бытием и объектом и показал неправомерность сведения бытия к материи. Он оригинально и плодотворно разработал общефилософский принцип детерминизма и построил на его основе психологическую теорию личности и теорию мышления как деятельности и как процесса. Много нового и до сих пор ценного внес он в теорию эмоций, памяти, восприятия, речи и т.д.

Рубинштейн вступил в психологическую науку как методолог. Основной задачей его в первый период его творчества была разработка методологических основ психологической науки, выяснение ее основных принципов (1930 –1940е гг.). Второй период его творчества – обращение к проблемам онтологии и философии человека, попытка вернуть личность в психологию.

Концепция субъекта и деятельности. Во всем творчестве Рубинштейна идея субъекта (личности, творца) является центральной. Не случайно, что свои первые серьезные работы он посвящает исследованию категории субъекта. В них Рубинштейн формирует принцип субъекта деятельности – в деятельности субъект и проявляется, и формируется. Субъективное (возникающее в деятельности человека) является отражением реально существующего бытия, объективного. Поэтому объективное и субъективное не противоположны друг другу.

Основой этой системы является общее понимание деятельности. Рубинштейн и ее соотносил с личностью и окружающим бытием. Образование субъектов в системе бытия означает возникновение “центров перестройки бытия”, в чем их особая онтологическая роль. Качественно новым здесь является введение отражения и сознания как способностей субъекта и введение (помимо сознания и деятельности) третьего оси – отношения субъекта к другому субъекту.

Итак, субъект и в своем познании, и в своем действии, и в своем отношении к другому субъекту уничтожает “внешность”, внеположенность объекта и другого субъекта, то есть, преодолевает его обособленность, обнаруживает, преобразует, усиливает сущность субъекта или объекта. Субъект, таким образом, неразрывно связан со своей деятельностью. Но субъект никогда не сводим к своей деятельности, он всегда богаче, чем конкретные формы, в которых он объективируется.

Единство деятельности, сознания и личности. Основой построения новой психологической науки стала разработка новых принципов. Первым из них стал принцип единства сознания и деятельности: сознание человека формируется и проявляется в человеческой деятельности (как в онтогенезе, так и в историческом плане). В деятельности осуществляется связь гносеологического (познания) и онтологического (переживания). Сознание, высший уровень психики, определяется Рубинштейном как единство двух характеристик – предметной и субъектной (отношение личности к миру).

Индивидуальное сознание детерминирован общественным сознанием и общественным бытием, теми отношениями, в которые индивид вступает. То есть, функция деятельности по отношению к сознанию – развитие и детерминация. Но сознание, с другой стороны, выступает как регулятор деятельности. Оно обнаруживает эту способность, только будучи понято как высшее личностное образование.

Но Рубинштейн критикует сведение личности лишь к одному ее сознанию. Личность является основанием, на котором и в системе которого осуществляется функционирование и развитие всех психических процессов. Рубинштейн указывает на три основные зависимости: 1) все психические процессы не только универсальны, но и индивидуальны; 2) психические процессы не имеют самостоятельной линии развития; 3) психические процессы не остаются только процессам, совершающимися “самотеком”, а превращаются в сознательно регулируемое действие, которое личностью овладевается.

Описывая структуру личности, Рубинштейн приходит к триединой формуле:

1. чего хочет человек, что для него имеет привлекательности (направленность, потребности, установки, идеалы);

2. что может человек (способности, дарования);

3. что есть он сам (что из его тенденций и установок закрепилось в характере).

Эти три модальности образуют целое, но это целое не задано изначально, не статично. Целостность личностной структуры определяется и скрепляется деятельностью.

Личность и ее психические свойства одновременно и предпосылка и результат ее деятельности. Основные свойства личности, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека, смыкаются в реальном единстве личности. Психический облик личности определяется реальным бытием человека и формируется в конкретной деятельности. А сама деятельности человека формируется по мере того, как человек в процессе воспитания и бучения овладевает духовной и материальной культурой.

Сама личность включена в систему более широких отношений – жизненного пути – в которых осуществляется ее функционирование и ее деятельность, поведение и развитие. Жизненный путь – это процесс, в котором происходит формирование и изменение личности. В связи с этим Рубинштейн дифференцировал:

1. психический склад личности (в том числе индивидуальные особенности всех психических процессов);

2. личностный склад (в том числе – качества характера, способности и т.д.);

3. жизненный склад (нравственность, ум, мировоззрение, активность, жизненный опыт и т.д.).

Одной из важнейших категорий, которую Рубинштейн связывал с жизненным путем и рассматривал как интегральную характеристику личности, является направленность. Направленность соединяет неосознаваемые установки, тенденции личности и ее сознательные структуры, отражательный аспект и поведенческий. Направленность – это активность личности. Осуществляющая объективацию не только отдельных мотивов, но и всей личности, поэтому направленность – это самовыражение личности, ее тенденция самореализации.

Направленность – это интегральная способность действующего субъекта, самоосознание – интегральная способность осознающего субъекта. Самосознание личности опосредованно всей жизнедеятельностью субъекта, всеми его жизненными проявлениями. Самосознание возникает в ходе развития личности и ее сознания как особенное новообразование.

Психический процесс и психическая деятельность. Во второй половине 40-х гг. начинается новый этап в научном творчестве Рубинштейна. На этом этапе Рубинштейн вновь возвращается к вопросам взаимодействия человека с миром в форме деятельности. В ходе взаимодействия человека с миром непрерывно изменяется и окружающая действительность и человек как субъект деятельности и общения. Отражая эту изменчивость, психика сама является динамичной и пластичной, то есть, является процессом, регулирующим отношения человека с миром. Эта процессуальность как главная особенность психического начинает разрабатываться Рубинштейном как принципиальное положение в психологической науке.

Рубинштейн рассматривал психическое как процесс и как продукт указанного процесса, причем именно процесс есть основная форма существования психического.

Изучать психические процессы означает также изучать формирование соответствующих образований, то есть результатов, продуктов. Безотносительно к образованию невозможно очертить и сам психический процесс, отделить его от других психических процессов. С другой стороны, психические образования не существуют сами по себе вне соответствующих психических процессов. Каждое психическое образование – это, по существу, психический процесс в его результативном выражении. Таким образом, психологическая наука изучает психическое как процесс в соотношении с его продуктами, но не эти продукты сами по себе.

С точки зрения Рубинштейна, главная задача психологического исследования заключается в том, чтобы изучать психику в единстве этих двух ее сторон – деятельностной и процессуальной. Исследование мышления как процесса, например, должно включать в себя изучение процессов анализ и синтеза, посредством которых решаются мыслительные задачи. Мышление как деятельность рассматривается тогда, когда учитываются мотивы человека, его отношение к решаемым задачам.

Психолог должен дифференцировать процесс и деятельность. Каждая деятельность есть вместе с тем и процесс или включает в себя процесс, но не всякий процесс выступает как деятельность. Деятельность – такой процесс, посредством которого реализуются то или иное отношение человека к окружающему его миру и людям.

Теория психического процесса разработана, главным образом, на материале психологии мышления. В поздних работах Рубинштейна мышление рассматривается как деятельность субъекта (со стороны целей, мотивов, операций и т.д.), и как ее (деятельности) регулятор – психический познавательно-аффективный процесс (анализа, синтеза и обобщения познаваемого объекта). Под мыслительным процессом понимается не просто последовательность во времени определенных этапов (стадий, операций), но и иной, качественно новый уровень, который является формой взаимодействия человека с миром.

В своих исследованиях мышления, прежде всего у детей, Рубинштейн реализовывал новый принцип, конкретизирующий деятельностный подход. Рубинштейн считал необходимым в психологическом эксперименте вводить педагогическое воздействие. Этот педагогический принцип реализовывался Рубинштейном вместе с принципом индивидуализации психологического изучения людей и вместе с генетическим принципом. Рубинштейн подчеркивал непрерывную изменяемость, пластичность процесса мышления, его формирование в деятельности.

Человек и мир. Само возникновение человеческого бытия является возникновением центра его преобразования, а потому и бытие является с появлением человека в новом качестве – мира для человека, объекта для субъекта. Мир – преобразованное человеком бытие, преобразованное его деятельностью.

С возникновением человека бытие превращается в объект, остающийся независимым от познания в смысле своей объективности (мир может существовать и без человека) и становящийся зависимым от субъекта в смысле реальности практических преобразований (только при наличии субъекта мир становится объектом).

Мир – это совокупность вещей и людей, в которых вкладывается то, что относится к человеку и к чему он относится в силу своей сущности. Качество природы, не связанное с человеком, Рубинштейн определял как материю.

Категория субъекта определялась Рубинштейном через совокупность отношений к миру, в число которых вводится познание, действие, созерцание и этическое отношение. Рубинштейн рассматривает субъекта в двух взаимосвязанных, но качественно различных отношениях: отношении к бытию и отношении к другому человеку. Отношение человека к человеку составляет общественную характеристику и познания, и деятельности, опосредует отношение человека к бытию и выделяется как социальная область жизни.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.