Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники трудового права Украины и их особенности




Понятие и классификация принципов трудового права Украины

План

Трудового права Украины. Субъекты трудового права. трудовЫЕ правоотношения

Тема 2. Основные принципы и источники

1. Понятие и классификация принципов трудового права Украины.

2. Источники трудового права Украины и их особенности.

3. Понятие и классификация субъектов трудового права.

4. Понятие, субъекты и содержание трудового правоотношения.

 

 

Правовые принципы трудового права - это выраженные в трудовом праве Украины основные руководящие положения, определяющие его общую направленность и наиболее существенные черты содержания правовых норм. В необходимых случаях правовые принципы восполняют пробелы в трудовом законодательстве, касающиеся отдельных сторон трудовых отношений, не урегулированных правом.

Общими или основными принципами правового регулирования общественной организации труда являются:

а) равная для всех трудоспособных граждан возможность трудиться и реализовать свое право на труд;

б) всемерная охрана жизни и здоровья работника, непрерывное улучшение условий его труда;

г) содействие всестороннему развитию личности работника и повышению его творческой активности в труде;

д) соблюдение дисциплины труда, подчинение определенному правовому режиму;

е) распределение по труду в соответствии с его количеством и качеством;

ж) материальное обеспечение работников при наступлении нетрудоспособности и по возрасту;

з) участие коллективов и работников в управлении предприятиями.

Кроме общих или основных принципов правового регулирования труда есть и принципы отдельных институтов трудового права. К ним, например, можно отнести:

1) договорный порядок привлечения к труду, распределения и использования рабочей силы;

2) защита от необоснованного отказа в приеме на работу и незаконного увольнения, а также содействие в сохранении работы;

3) установление определенных гарантий при реализации трудовых правоотношений (максимум продолжительности рабочего времени, минимум продолжительности отпуска и размера заработной платы и т.д.). Одним словом, речь идет о принципах, которые находят свое внутреннее выражение в совокупности норм конкретного института трудового права, регулирующего определенную сторону трудовых отношений.

 

 

Трудовое право Украины, регулируя трудовые и тесно связанные с ними отношения работников представляет собой совокупность многочисленных юридических норм. Внешне эти нормы облекаются в определенную форму (закон, указ, постановление, распоряжение и т.д.). Такая форма (способ) государственного выражения и закрепления юридических норм обозначается термином "источники права". Поэтому под источником трудового права следует понимать способы выражения норм права, принимаемых конкретными органами. К таким органам относятся: Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, отдельные министерства и ведомства, учреждения, организации.

Наиболее существенное значение для трудовых отношений имеет деление источников: 1) по юридической силе актов; 2) по сферам (кругу лиц), на которые распространяется действие нормативного акта.

По юридической силе, нормативные акты трудового права подразделяются на законы и иные (подзаконные) нормативные акты.

По своему значению все законы делятся на конституционные, кодифицированные и текущие. Высшей юридической силой по отношению ко всем другим законам обладает Конституция Украины как основной Закон государства. Законодательство в области труда развивается на основе конкретизации и развития ее положений, в частности статей 43 и 45, закрепляющих право граждан на труд и на отдых.

Кодифицированный закон о труде - это единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный законодательный акт, закрепляющий юридические особенности данной отрасли. Таким кодифицированным законом является Кодекс законов о труде (КЗоТ) Украины, который был утвержден 10 декабря 1971 года и вступил в силу с 1 июня 1972 года. За время своего существования КЗоТ претерпел существенные изменения и требует в современных условиях разработки своей новой концепции.

Текущие законы о труде - это законодательные акты, посвященные отдельным институтам или вопросам трудового права. К числу основных из таких законов можно отнести следующие:

- Закон "О занятости населения" от 1 марта 1991 г.

- Закон "О предприятиях в Украине" от 27 марта 1991 г.

- Закон "Об оплате труда" от 24 марта 1995 г.

- Закон "О коллективных договорах и соглашениях" от 1 июля 1993 г.

- Закон "Об охране труда" от 14 октября 1992 г.

- Закон "Об отпусках" от 15 ноября 1996 г.

- Закон "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (кон-фликтов)" от 3 марта 1998 г.

Важное значение для трудового права имеют также постановления и нормативные распоряжения Кабинета Министров Украины. Это объясняется тем, что Правительство возглавляет практическую работу по реализации реформ и осуществлению функций государства по контролю за мерой труда и мерой потребления. Приказы, инструкции, правила и положения министерств, государственных комитетов, ведомств, издаваемые в пределах компетенции указанных органов и направленные на регулирование отдельных вопросов в сфере труда, также занимают определенное место в системе источников трудового права.

Однако характерной особенностью для источников трудового права является существование наряду с централизованным правовым регулированием локального регулирования трудовых отношений. Локальные нормативные акты принимаются в объединениях, на предприятиях, в учреждениях, организациях для регулирования своих внутренних вопросов, связанных с процессом труда. Они принимаются либо непосредственно трудовым коллективом, либо профсоюзным органом, представляющим интересы трудового коллектива, либо собственником или уполномоченным им органом (администрацией).

Трудовые коллективы осуществляют локальное нормотворчество в форме: непосредственного и самостоятельного принятия нормативных актов (например, о дополнительных льготах и преимуществах за счет средств, выделенных на эти цели) или утверждения подготовленных администрацией соответствующих положений (например, правила Внутреннего трудового распорядка).

Локальные нормативные акты, принимаемые профсоюзным органом совместно с собственником или уполномоченным им органом издаются в форме нормативных договоров и соглашений (например, коллективный договор, соглашение по охране труда, графики отпусков, график сменности и т.д.).

Указанные нормативные акты конкретизируют и дополняют акты, принятые в централизованном порядке, с учетом специфики конкретного производства, в пределах определяемых законодательством. Во всех случаях локальные нормы не должны противоречить общим нормам о труде, то есть локальные акты не должны ухудшать правовое наложение работника по сравнению с действующим законодательством.

Говоря об источниках трудового права, необходимо также остановиться на значении руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Украины. Центральные судебные органы наделены правом обобщать судебную практику и давать руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства при разрешении судебных дел. По своей юридической природе руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Украины не входят в систему источников права, так как они не должны создавать новых правовых норм. Но в них выражается высшая форма юридической практики, которой придано руководящее значение. Следовательно, в плане правоприменения руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Украины обязательны для исполнения.

И в заключение несколько слов о значении актов Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений. МОТ - специализированное учреждение ООН, провозгласившее своей целью изучение и улучшение условий труда и жизни трудящихся. Она была организована в 1919 году, местонахождение МОТ - Женева (Швейцария).

МОТ - разрабатывает международные нормы о труде - конвенции и рекомендации. Конвенция МОТ - это международное соглашение обязательное для государства лишь после ее ратификации, когда она становится частью национального законодательства. Многие положения Конвенций и рекомендаций МОТ могут быть конкретизированы и реализованы в соглашениях, коллективных договорах и других актах локального регулирования трудовых отношений. МОТ приняла 175 конвенций и свыше 180 рекомендаций, они охватывают практически все аспекты трудового права и права социального обеспечения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.