Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выделение сознания как предмета психологии




С именем Декарта (1596 ‑ 1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании, развивающемся в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое – духовное ‑ бытие, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Их абсолютная разнородность – главный пункт учения Декарта. Последующие системы были направлены на эмпирическое изучение этого нового объекта исследования сначала в рамках философии, а с середины XIX в. – в психологии как самостоятельной науке. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий. В системе Декарта ее философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. «Страсти души» ‑ последнее произведение, законченное Декартом незадолго до смерти, принято считать собственно психологическим.

 

2. Развитие психологических знаний Р. Декартом.

Рассуждение о душе и теле не были исходными в философии и в научных исследованиях Декарта, направленных на природу. В них он стремился к построению истинной системы знаний. Декарт избирает в качестве первого шага к истине метод сомнения. Его следует применять не всегда, а только «тогда, когда мы задаемся целью созерцания истины», т.е. в области научного исследования. Декарт подчеркивает новизну своего подхода: впервые систематическое сомнение используется как методический прием в целях философского и научного исследований. Можно сомневаться «и во всем остальном, что прежде полагали за самое достоверное, даже в математических доказательствах…‑ ведь ошибаются же некоторые люди, рассуждая о таких вещах».

«Я мыслю, значит ‑ я существую». Декарт избирает новый способ исследования: отказывается от объективного описания «Я» и обращается к рассмотрению только своих мыслей (сомнений), т.е. субъективных состояний.

Мышление – это чисто духовный, абсолютно бестелесный акт, который Декарт приписывает особой нематериальной мыслящей субстанции. Так, Гоббс указывает, что из положения «я мыслю» ‑ можно сделать вывод, что вещь мыслящая есть нечто телесное, чем заключить о существовании нематериальной субстанции. Декарт по этому поводу замечает: «можно недоумевать, не одна ли это и та же натура, которая и думает и пространство занимает, т.е. которая вместе и духовная и телесная, но путем, мною предложенным, мы познаем ее только как духовную». Качественное различие разных свойств материи превращается в отрыв некоторых из них от материи, что и воплотилось в разделение всего существующего на две субстанции. Сознание Декарт описывает в противоположность телу, с которым отождествляет материю и дает геометрическое представление о материи.

В основе физической теории Декарта лежит идея о тождестве материи и протяжения. «Природа материи, т.е. тела, рассматриваемого вообще, состоит не в том, что оно вещь твердая, тяжелая, окрашенная или иным каким образом возбуждающая наши чувства, но в том только, что оно – субстанция, протяженная в длину, ширину и глубину». Телу свойственны также делимость, пространственная форма (фигура), перемещение в пространстве в результате толчка, сообщаемого данному телу другим телом, скорость этого перемещения, которые суть некоторые модусы протяжения».

Сопоставление духовной и телесной субстанции привело Декарта к выводу «о полнейшей разнице, существующей между духом и телом», которая состоит «в том, что по своей природе всегда делимо, тогда как дух совсем неделим». Из положения о двух абсолютно противоположных субстанциях, каждая из которых не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самой, следовал вывод об их независимом существовании. Мыслящая вещь, или субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении, ‑ это душа. Она «всецело и поистине раздельна с моим телом и может быть или существовать без него».

 

3. Понятие рефлекса у Р. Декарта.

В вопросах физиологии, как и природы в целом, Декарт – материалист. В объяснении влияния нервов на движения мускулов и работу органов чувств использует понятие о «животных духа». «Животные духи» это «тела, не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро, подобно частицам пламени, вылетающим из огня свечи». Причина всех движений в том, что некоторые мускулы сокращаются, а противоположные им растягиваются. Это происходит из-за перераспределения духов между мышцами, что возможно потому, что «в каждом мускуле имеются небольшие отверстия, через которые эти «духи» могут перейти из одного в другой». От этого мускул, из которого они выходят, слабеет, а мускул, в который приходят больше духов, сокращается, и приводит в движение ту часть тела, к которой он прикреплен. Движение мускулов осуществляется посредством работы нервов. Нервы это как бы трубочки, в которых есть «сердцевина или внутреннее вещество, которое тянется в виде тонких ниточек от мозга, откуда оно берет свое начало, до оконечностей других членов, с которыми эти ниточки соединены». Ниточки, составляющие сердцевину нерва, всегда натянуты. Натяжение нити приводит к тому, что открываются клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы, направляющиеся к разным членам. Животные духи переходят в эти нервы, входят в соответствующий мускул, раздувают его, заставляя укорачиваться – происходит движение.

Таким чисто телесным механизмом объясняются не все движения, но только те, которые производятся без участия воли: ходьба, дыхание, и вообще все отправления, общие для человека и животного.

Объяснение непроизвольных движений представляет исторически первую попытку рефлекторного принципа. В то же время в рефлексе как механизме, совершенно независимом от психики, проявляется механистическая односторонность Декарта.

Таким образом, в объяснении механизма взаимодействия души и тела выступают глубокие противоречия философского учения Декарта. С одной стороны утверждается, что душа имеет отличную и независимую от тела природу, с другой – тесно с ним связана; душа непротяженна и помещается в маленькой железе мозга.

Учение Декарта о душе и теле и об их субстанциональном различии породили философскую психофизическую проблему: хотя различие между духовным и телесным признавалось и до Декарта, но четкого критерия выделено не было. Единственным средством познания души, по Декарту, является внутреннее сознание. Декарт намечает непосредственный путь познания сознания: сознание есть то, как оно выступает в самонаблюдении. Психология Декарта идеалистична.

Дуализм Декарта стал источником кардинальных трудностей, которыми отмечен весь путь развития основанной на нем психологической науки.

 

4. Психология Б. Спинозы.

Новое решения проблем, выдвинутых Декартом, дал голландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632 ‑ 1677). По оценке Гегеля, он снял дуализм, имеющийся в философии Декарта. Главное сочинение – «Этика».

Основная цель сочинения – помочь человеку выработать индивидуальную линию поведения, открытый путь к свободной жизни. Книга изложена геометрическим способом, в виде лемм, теорем и др. Все начинается с понятия «субстанция». Здесь же начинается расхождение во взглядах Спинозы и Декарта. В отличие от Декарта Спиноза разрабатывает монистическое учение. Есть только одна субстанция. Он определяет ее как то, что существует само в себе и представляется само через себя. «Существование субстанции и ее сущность – это одно и то же». Она в самой себе содержит необходимость существования.

Однако Спиноза различает собственно «сущность» и «существование». Сущность – это характеристика вещи, то, без чего вещь перестает быть тем же самым. Существование – это есть она или нет. Субстанция в отличие от конечных вещей содержит в себе существование, т.е. ей свойственно существовать. Отсюда Спиноза выводит следующие свойства субстанции:

v она ничем ни производится, она не сотворена, существует в силу самой себя.

v она вечна, бесконечна, одна, в отличие от множественности конкретных вещей.

v в ней нет целей, она действует только по необходимости, т.е. в соответствии с объективными закономерностями.

Субстанцию Спиноза называл Богом или природой. Понятие «субстанция» у Спинозы выступает как выражающее бытие вне нас существующей природы. Для Бога в обычном смысле слова в системе Спинозы не остается места. Философия Спинозы – материалистична.

Спиноза выделяет бесконечное количество атрибутов (свойств) субстанции. Для человека познаваемы только два атрибута: протяжение и мышление. Под атрибутом протяжения мы видим вещи как тело, со стороны мышления она выступает как идея этой вещи, душа вещи. Душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело), представляемый в одном случае под атрибутом мышления в другом – протяжения.

Так Спиноза разрешил дуализм Декарта. В отличие от Декарта человеческое мышление он считал естественным свойством, проявлением мышления как атрибута всей субстанции. Протяженность и мышление не воздействуют друг на друга и в этом соответствии неотделимы друг от друга и от субстанции.


Тема 5: Оформление эмпирической психологии (17-18 в.в.)

 

План:

1. Родоначальник эмпиризма Р. Бэкон.

2. Эмпирическая психология Т. Гоббса.

3. Взгляды Д. Локка на эмпирическую психологию.

4. Основные направления полемики Д. Локка с Г. Лейбницем.

 

Психология Спинозы – новый, важный шаг после Декарта, шаг в становлении проблемы сознания как объекта психологического изучения. Вместе они ставили рациональную линию в подготовке сознания. Развитие науки и производства потребовало, однако, новой теории, которой стал эмпиризм. Эта теория оформляется в Англии. В связи с ее превращением в капиталистическую страну, вместе с развитием промышленности и опытного естествознания. Родоначальником эмпирического направления явился
Ф. Бэкон, продолжателем – Т. Гоббс. Окончательно эмпиризм оформляется у Дж. Локка.

 

1. Родоначальник эмпиризма Р. Бэкон.

Фрэнсис Бэкон (1561 ‑ 1626) намечает новую линию исследования души. Он отказывается от изучения наиболее общих вопросов, касающихся природы души, и призывает перейти к эмпирическому описанию ее процессов (способностей).

Эти два шага – отказ от изучения души как особого предмета и требование перейти к описанию ее процессов – подготавливали отмирание науки о душе и вместе с тем создавали предпосылки для создания новой науки о сознании.

В своей работе «Новый орган или истинные указания для истолковывания природы» обосновал эмпирический метод познания – природу (и человека) можно познать, лишь подчиняясь ее собственным законом. Методом, адекватно раскрывающим природу, Бэкон считает научную индукцию. Его заслуга состоит в том, что он возвел индукцию в общую теорию, выявляя правила перехода от частного к общему. Учение
Ф. Бэкона оказало огромное влияние на все науки и сделало его родоначальником эмпирической науки. Именно логика вместе с экспериментом выступает у Бэкона орудием, которое вооружает методом научного исследования. Человек – часть природы и подчиняется ее законам.

 

2. Эмпирическая психология Т. Гоббса.

Томас Гоббс (1588 ‑ 1679). Человек – это тело в ряду бесчисленного множества природных тел. Его движения – это реальность. Сознание – параллельно возникающие проявления этих движений. Как именно телесные движения порождают сознание, Гоббс объяснить не может: «самое удивительное обстоятельство то, что нечто вообще может стать явлением, феноменом сознания».

Таким образом, психика – эта тень реальных материальных процессов, она – эпифеномен. От эпифеноменализма Гоббса начинается бессубъектная психология, в которой сознание рассматривается как картина механического сплетения его содержания. Понятие «личность» не имеет психологической вменяемости человека при совершении каких-либо действий.

Составной частью психологических взглядов Гоббса является учение о способностях. Оно выступает в остром политическом значении. Гоббс доказывает, что люди не имеют врожденных преимуществ друг перед другом, выступая тем самым выразителем интересов буржуазии, предоставляя идеологией наследственных преимуществ.

 

3. Взгляды Д. Локка на эмпирическую психологию.

Настоящим «отцом» эмпирической психологии является Джон Локк (1632 ‑ 1704), выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный политический деятель (К. Маркс назвал его защитником интересов буржуазии и идеологом классового компромисса). В 1690 г. вышло основное философское сочинение Дж. Локка «Опыт о человеческом разуме».

Целью Локка было исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. Все начинается с критики теории врожденных идей. Источником знаний является опыт как индивидуальная история жизни индивида. Локк впервые обращается к самым началам духовной жизни, которые лежат в детстве. «Следите за ребенком с его рождения и наблюдайте за производимыми временем изменениями, и вы увидите, как благодаря чувствам душа все более и более обогащается идеями, мыслит тем усиленнее, чем больше у нее материала для мышления». Идеи, по Локку, бывают простые сложные. В отличие от простых сложные идеи суть их сочетания, соединенные вместе под одним общим именем. Сложные идеи образуются умом произвольно в результате следующих действий: соединение, суммирование простых идей; сопоставление, сравнение; обобщение через предшествующую абстракцию. Локк дал схему обобщения, которое включает следующие операции:

1. Сначала эмпирические выделяются по возможности все единичные объекты, о которых мы хотим получить общее понятие.

2. Эти объекты расчленяются на составляющие их свойства, затем сравниваются по этим свойствам.

3. После этого идеи, которые повторяются в объектах, выделяются и отбрасываются (называется абстрагированием).

4. Затем абстрагируются те идеи, которые повторяются во всех объектах.

5. Эти идеи суммируют, что дает совокупность идей, составляющую искомую нами сложную общую идею, которая обозначается словом.

Теория Локка восхождения от простых идей к сложным путем выделения того общего, что имеют между собой единичные факты, в течение долгого времени использовалась в практике научного исследования. Однако, на основе эмпирического обобщения (Локк) невозможно теоретическое обобщение (Давыдов, Рубинштейн).

Одним из механизмов образования сложных идей Локк назвал ассоциацию. Он впервые ввел термин «ассоциация идей». По Локку, ассоциация – это неверное, т.е. не отвечающее естественному соотношению. соединение идей, когда «идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются. Они всегда сопровождают друг друга, и как только одна такая идея проникает в разум, вместе с ней появляется соединенная с ней идея». Примерами являются наши симпатии, антипатии.

Несмотря на то, что Локк ввел понятия ассоциаций ограниченно, после него этот механизм сознания получил наибольшую разработку, на базе которой возникла и развивалась ассоциативная психология.

Учение Локка возбудило споры и завоевало огромную популярность. Сознание рассматривается им как некая духовная сила, которая объединяет наличные переживания, делает из них личность. Большой интерес представляет полемика с Локком немецкого философа-идеалиста и ученого Г. Лейбница (1646 ‑ 1716).

 

4. Основные направления полемики Д. Локка с Г. Лейбницем.

Основные направления спора, который возник между Лейбницем и Локком, следующие:

1. Действительно ли душа сама по себе совершенно чиста, подобно доске (tabula rasa), и все то, что на ней начертано, происходит исключительно из чувств и опыта или же душа содержит изначально принципы различных понятий и теорий….

2. Лейбниц признает врожденные интеллектуальные идеи, склонности, предрасположения, верно указывая на невозможность объяснить только из индивидуального опыта приобретение всех знаний, в том числе всеобщих и необходимых понятий, как это думал Локк. Однако, собственное объяснение Лейбница посредством апелляции к врожденным идеям не открывает действительных источников этих понятий.

2. По Локку, в познании простых идей разум пассивен и целиком определяется предметным миром. По Лейбницу, в ощущениях и восприятии проявляется активность человеческого разума. Это – апперцепция, особая сила духа, которая вместе с воздействиями извне определяет наше познание и поведение. Введенное Лейбницем понятие апперцепции имело продолжение в немецкой философии и психологии (И. Кант, И. Гербарт,
В. Вунд).

3. Различие перцепции и апперцепции связано еще с одним понятием, которое вводит Лейбниц – бессознательного. Лейбниц выступил против локковско-картезианской идеи об отождествлении всей психики с сознанием и впервые в истории произвел различие между бессознательным и сознательным состояниями духа.

Наряду с ясно осознаваемыми – апперцепируемыми – восприятиями в душе есть бесчисленные малозаметные восприятия «которые недостаточно выделяются, чтобы их можно было осознать или вспомнить, но они познаются по вытекающим из них определенным следствиям…мы мыслим одновременно о множестве вещей, но обращаем внимание на наиболее выделяющие мысли».

Таким образом, полемика между Лейбницем и Локком углубляет решение вопросов, касающихся природы человеческого сознания. Она вскрывает недостаточность центрального пункта локковского понимания опыта – его индивидуальный характер. Опыт – это вся социокультурная система представлений о мире, которая усваивается человеком и определяет его поведение.


Тема 6: Становление ассоциативной психологии

 

План:

1. Джон Беркли как последователь Локка и его путь от Эмпиризма к ассоцианизму.

2. Развитие теории Беркли в эмпирической психологии в 19 в. Александром Бэном.

3. Дэвид Юм и его представление о человеческом познании как ассоциации идей.

4. Д. Гартли– автор первой законченной системы ассоциативной психологии.

 

В XVIII в. английская психология развивалась от эмпиризма Локка к ассоцианизму в трудах Беркли, Юма и Гартли.

 

1. Джон Беркли как последователь Локка и его путь от эмпиризма к ассоцианизму.

Дж. Беркли (1685 ‑ 1753) был непосредственным последователем Локка и шел от сенсуализма к субъективному идеализму. Для психологии интересен теорией зрительного восприятия пространства («Опыт новой теории зрения», 1709). Считалось, пишет Беркли, что зрение дает идеи света, цветов, пространства, фигуры, движения. В частности, так писал Джон Локк. Однако, нам лишь кажется, будто мы непосредственно видим протяженные тела в пространстве, в трех его измерениях. На самом деле расстояния, т.е. удаленность предмета от нас, и сам факт, что они находятся вне нас, величина предметов, положения предметов в пространстве относительно друг друга глазом не воспринимаются. Пространственные характеристики вещей даются нам посредством мышечных ощущений, возникающих от поворота глаз, от напряжения его мышц. В опыте зрение всегда сопровождается двигательными, мускульными ощущениями, которые Беркли называет осязанием. Зрение и осязание вступает в связь. Ассоциация между ними становится привычной в силу частого повторения. Таким образом, то, что мы называем зрительными ощущениями, есть комбинация собственно зрительных и осязательных ощущений. Видимое восприятие пространства трактуется как знаки ранее приобретенных через осязание идей.

Связь между зрением и осязанием посредством ассоциаций образуется в опыте, она обеспечивает правильное поведение. В этом заключается ее биологическая полезность. Сформулированная Беркли теория была развита в эмпирической психологии XIX в., особенно А. Бэном, который подчеркивал роль мышечных ощущений в образовании зрительных представлений пространства.

 

2. Развитие теории Беркли в эмпирической психологии в XIX в. Александром Бэном.

Александр Бэн (1818 ‑ 1903) автор двух обширных томов «Чувство и интеллект» (1855) и «Эмоции и воля» (1859) использовал достижение физиологии нервной системы и органов чувств, а также биологии, стремился теснее связать психические процессы с телесной организацией. Он отступает от свойственного ассоцианизму механизма в трактовке психической жизни. Вводит представление о спонтанной активности нервной системы: когда какое-либо движение более одного раза совпадает с состоянием удовольствия, то между ними устанавливается ассоциация. Отсюда же вычленяются движения, приводящие к целесообразным движениям (цель – удовольствие, целесообразное движение ‑ навыки). Если бы сочетание движений с ощущениями происходило на основе одних временных отношений (как думал Д. Гартли), то реакции, приводящие к удовлетворению, и бесполезные усваивались бы с одинаковой необходимостью, что противоречит реальности.

Эти взгляды Бэна получили отзвук в последующем учении о формировании навыков путем проб и ошибок; оказали влияние на Дарвина, Спенсера. В учении о видах ассоциации он вводит творческие ассоциации, отличные от каких-либо добытых опытом. Он трактует открытия в науках, художественное творчество как ассоциативные процессы, что противоречит пониманию ассоциации как комбинации прежних впечатлений. Творчество А. Бэна способствовало деградации ассоцианизма.

 

3. Дэвид Юм и его представление о человеческом познании как ассоциации идей.

Англичанин Д. Юм (1711 ‑ 1776) в философии последователь
Дж. Беркли в «Трактате о человеческой природе» (1739) и в труде «Исследование о человеческом познании» (1748) развил понятие ассоциации и попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей. Идеи могут быть простыми и сложными. Сложные идеи образуются путем ассоциаций. Вместо действий ума по образованию сложных идей, как этому учил Локк, Юм объясняет всю работу познания механизмом ассоциаций. Он дает следующую их классификацию:

1. Ассоциации случайные и неправильные – ассоциации по закону смежности в пространстве или во времени.

2. Ассоциации естественные и правильные – ассоциации по закону сходства и причинности. Эти ассоциации лежат в основе научного мышления (причинно-следственные отношения).

Знание отношений причинности не является априорным, но устанавливается в опыте (хлеб насытил нас, тогда другой хлеб – хотя и не тот же самый тоже насытил нас). Кант считал гениально поставленной саму проблему: как можно перейти от чувственного опыта, который всегда имеет дело с частным случаем, к понятиям и отношениям, имеющим всеобщий и необходимый характер. Но он не согласился с решением Юма и ввел наряду с опытным, априорное знание (абстрактное, всеобщее, закономерное).

 

4. Д. Гартли – автор первой законченной системы ассоциативной психологии.

Английский врач Д. Гартли (1705 ‑ 1757) также воспринял идеи Локка об опытном происхождении душевной жизни, развил его представление об ассоциациях и дал первую законченную систему ассоциативной психологии. При ее построении он опирался также на И. Ньютона. В главном труде – «О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях» (1749) – Гартли развивает учение о психике как естественном начале. Существуют три основных простейших элемента душевной жизни: ощущения (сенсации); идеации (идеи ощущений, т.е. повторение ощущений без предметов); простейший аффективный план (аффекции) – удовольствие, неудовольствие. Из этих трех основных элементов строится душевная жизнь с помощью механизма ассоциации. В основе элементов и этого психологического механизма ассоциаций лежат вибрации, т.е. материальные физиологические процессы, возникающие в веществе нервов и мозга под влиянием внешних воздействий. Вибрации различны и отличаются по степени, роду, месту и направлению. В основе этих различий находится разнообразие наших идей.

В системе Гартли нет мышления как процесса. Рассматриваются истины в науках, которые пассивно отражаются сознанием на основе механизма ассоциации. Новые мысли – это только комбинации старых простых идей или разложение сложных.

Гартли дал естественное объяснение происхождения психических явлений. Эмоции, воля, интеллект, восприятие, память, воображение – «все они выводятся из внешних впечатлений, произведенных на внешнее чувство, следов (или идей) этих впечатлений и их взаимных связей посредством ассоциации, взятых вместе и действующих друг на друга».




Тема 18: Современное состояние и важнейшие

тенденции развития зарубежной психологии

План:

1. Когнитивная психология и ее историческое развитие.

2. Гуманистическая психология.

3. Логотерапия В. Франкла.

 

1. Когнитивная психология и ее развитие.

В когнитивной психологии психика рассматривается как система когнитивных реакций и постулируется связь этих реакций не только с внешними стимулами, но и с внутренними переменами, например с самосознанием, когнитивными стратегиями, селективностью внимания и т.д. Главным принципом, на основании которого рассматривается когнитивная система человека является аналогом с компьютером (метафора), то есть психика, отражается как система, предназначенная для переработки информации.

Методом анализа функционирования этой системы стал микроструктурный анализ психических процессов. Достоинства когнитивной психологии – точность и конкретность полученных данных, что сближает психологию к идеалу обыкновенной науки. Однако, точность дослеживается за счет упрощения и игнорирования неоднородности человеческой психики.

Направление появилось в США в 60-х г.г. как альтернатива доминированию бихевиористической концепции, отрицавших роль сознания и подходивших к интеллекту как способности научаться путем проб и ошибок. Можно говорить о деятельности двух психологов в наибольшей степени способствующих возникновению нового направления Д. Миллер (1920) создал первый научный центр когнитивной психологии и начал разрабатывать новые методы изучения познавательных процессов. У. Найссер (1927) выпустил в 1917 году книгу «Когнитивная психология» – изложил основные положения этого направления.

В 1970 году при Гарвардском университете Миллер и Брунер создали центр когнитивных исследований, в котором изучали познавательные процессы – восприятия, память, мышление, речь, в том числе проводили анализ их генезиса. Параллельно начались работы по изучению искусственного интеллекта. Брунер – генезис познавательных процессов, Миллер – структуру и функции.

1. Осознанию своего предмета и метода когнитивной психологии обязаны Найссеру. Он определил познание как процесс, при помощи которого входящие сенсорные данные подвергаются разным видам трансформации для эффективности их накопления, воспроизведения и дальнейшего использования.

Предположил, что когнитивные процессы лучше всего изучать, модулируя информационный поток, проходящий через различные стадии трансформации. Для объяснения сути происходящих процессов были предложены такие термины как, иконическая память, эхоическая память, преднастроичные процессы, фигуративный синтез, а так же разработаны методы их изучения – визуальный поиск, селективное наблюдение.

Среди многочисленных работ следует отметить изучение тех преобразований, которые происходят с сенсорной информацией с момента попадания ее на рецептор до получения ответной реакции. Доказано, что сенсорная чувствительность является непрерывной функцией и не существует порою в собственном смысле этого слова, так как пора обнаружения сигналов зависит многих факторов – теория обнаружения сигнала (К. Шеннон). В результате дальнейших исследований (перекликались с гештальтпсихологией, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера) были выделены структурные составляющие (блоки) интеллекта, описаны кратковременная и долговременная память. В эксперименте Д. Сперминга, изменившего методику Найссера, по изучению психологической памяти, было показано, что объем кратковременной памяти практически неограничен. Работы Л. Нормана и других показали, что своеобразным фильтром, отбирающим нужные в данный момент сигналы, является внимание, которое приобрело совершенно новую интерпретацию в когнитивной психологии.

Интересен подход к изучению бессознательного, который содержит неосознаваемую часть программы переработки информации, которая включается уже на первых этапах восприятия нового материала (де жа вю) изучение содержание долговременной памяти, так же как избирательной реакции человека при одновременно конфликтной подаче информации (например, в правильную – на родном языке, в левую – иностранном) раскрывает роль несознаваемой переработки. Вывод: из бесчисленного количества информации получаемой в единицу времени, когнитивная система отбирает и доводит до сознания лишь те сигналы, которые наиболее важны в данный момент. Та же селекция происходит при переводе информации в долговременную память, следовательно, практически все сигналы запечатлеваются в психике, не все осознаются в данный момент, некоторые не осознаются никогда в виду своей малой интенсивности и незначимости для жизнедеятельности, но не в силу ассоциальности или несовместимости с моралью (Фрейд).

 

2. Гуманистическая психология

Осознание недостатков традиционных психологических направлений привело к возникновению новой психологической школы – гуманистическая психология. Появилась в США в 40-х годах, базировалась на философской школе экзистенциализма (Ж. П.Сартр и др.)

Недостатки:

v психоанализ: отрицательные (биологический детерминизм) процесс развития запомнившейся в детстве, хотя экспериментальные материалы доказали, что сопоставление личности происходят в течение всей жизни

v игнорировал изучение таких характеристик личности как возможность сознательно и целенаправленно развивать определенные стороны «образа Я» строить взаимоотношения с окружающими;

v бихевиоризм: отрицательные (социальный детерминизм)

v игнорирование вопросов внутренней мотивации, переживаний личности.

Гуманистическая психология – поставить в центр проблему человека (так называемая «третья сила»).

Причины: Мировые войны, которые не только поднимали проблему гуманизма, но и показали, что многие люди в экспериментальных ситуациях проявляют стойкость и сохраняют достоинство. Эти данные показали ограниченность подхода к человеку, объясняющие развитие его мотивации, личных качеств только стремление к адаптации (гомеостазу). Эти возможности человека не возможно было объяснить в терминах традиционной психологии и естественно – научной детерминации, игнорируя философские причины. Именно поэтому некоторые ученые обратились к философии экзистенциализма, изучающих внутренний мир, экзистенцию человека.

Появляется новая детерминация – объясняющая развитие человека его стремлениям к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей. При этом подчеркивалось значение для науки исследования полноценных и творческих людей, а не только невротиков, стоящих в центре исследований психоанализа.

Г. Олпорт (1897 – 1967) является одним из основателей гуманистической психологии. Начиная свою карьеру как врач – психотерапевт, но отошел от врачебной практики, т.к. возражал против переноса симптомов, наблюдаемых у больных детей на психику здоровых. Сосредоточился на экспериментальных исследованиях здоровых людей.

Одним из главных постулатов теории Олпорта, изложенных в книге «Личность: психологическая интерпретация» (1937) является положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся? системой. Т.о. он подчеркивал, что общение личности с обществом является стремлением к уравновешиванию со средой, а взаимообщением, взаимодействием, доказывал, что в основе развития личности лежит потребность взорвать равновесие, достигнув новых вершин, потребность в cous + развитии и совершенствовании.

К главной заслуге относится то, что один из первых заговорил об уникальности качеств человека, так как он является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей» trite (черта). Эти потребности, или черты личности, он подразделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и представляют собой врожденные, генетические, а инструментальные – оформляют поведение, доминируются в процессе жизни, т.е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.

Важным в теории Олпорта является положение об автономности черт. У ребенка нет этой автономности, его черты неустойчивы и не полностью сформированы. Только у взрослого, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность потребностей человека позволяет ему, оставаясь открытым для общества, совершать свою индивидуальность. Так Олпорт решает проблему идентификации – обучение – одну из важнейших для гуманистической психологии.

Разработал специальные методы – наиболее известных MMPI (минессотский мультиопросник), анкеты, которые постоянно им доразрабатывались на основе новых данных.

Именно им были разработаны важнейшие теоремы, Теория Абрахама Маслоу (1908 – 1970) считается «духовным отцом» гуманитарной психологии.положения этого направления о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития личности.

Маслоу окончил Висконсинский университет и получил степень доктора психологии в 1934 году. Теория Маслоу, которую он разработал к 50-м годам изложена в книгах «К психологии бытия» (1968), «Мотивация и личность» (1970) и др. В 1951 году Маслоу пригласили в Бренденский университет, где он занимал пост председателя психологического отделения до 1918 года. Последние годы жизни он был Президентом Американской психологической ассоциации. Активно выступал против тенденции сведения всей психической жизни к поведению (бихевиоризм), так как считал, что самое ценное в психике – Самость, стремление к саморазвитию, не может быть описана с позиции психологии поведения, а потому она должна быть положена психологией сознания, которая бы исследовала «Я – концепцию», Самость личности.

В отличие от психоанализа, который исследовал главным образом отклоняющееся поведение, считал, что исследовать человеческую природу необходимо, изучая ее лучших представителей, а, не каталогизируя трудности «ошибки средних или невротичных индивидуумов».

Выбранная им группа состояла из 18 человек, при этом 9 – сверстники Маслоу, 9 – исторические личности: Линкольн, Эйнштейн, Спиноза и др. Следовательно, идея о сущности определенной иерархии потребностей человека:

v физиологические потребности – в пище, воде, сне

v потребность в безопасности – стабильности, порядке

v в любви и принадлежности – семье, дружбе

v в уважении – самоуважении, признании

v самоактуализации – развитие способностей.

Одно из слабых мест – жесткая иерархия, субординация потр6ебностей; в последствии Маслоу отказывается от идеи иерархии и объединяет все существующие потребности в 2 класса: потребности нужды (дефицита) и потребности развития (бытия, самоактуализации). Таким образом, он выделил 2 уровня существования человека – античный, ориентированный на личностный рост и самоактуализацию, дефициентный ориентированный на удовлетворение фрустрированных потребностей. В дальнейшем он выделил группы античных и дефициентных потребностей, обозначив их терминами Б и Д (например: Б – любовь и Д – любовь), такие, а также ввел термин метомотивация – собственно античная мотивация, ведущая к личностному росту.

Описательная самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил о том, что таким людям присуще принятие себя и мира, в т.ч. и других людей. Это, как правило, люди естественные адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, сконцентрированы на задаче, а не на себе. В то же время этим людям свойственно не только открытость и контактность, но стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей их среды и культуры. Таким образом, рассматривает понятия идентификация и отчуждение, хотя полностью эти механизмы психического развития им раскрыты не были.

Ученый считал, что каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые соответствуют сущности его «Я», и которая необходима в течении жизни осознать и проявить. Однако, стремление к самоактуализации наталкивается на различные трудности (непонимание окружающих, собственная неуверенность), поэтому большинство людей отказывается от личностного роста, что приводит к неврозам. Невротики – люди с неразвитой или неосознанной потребностью к самоактуализации.

Маслоу был первым психологом, обратившим внимание не только на отклонение, но и на позитивные стороны личностного развития.

Карл Роджерс (1902 –1987) окончил Висконский университет, отказавшись от карьеры священника, к которой готовился с юности. Увлекался психологией, работал в качестве практикующего психолога в центре помощи детям. Этот материал обобщил в первой книге «Клиническая работа с проблемными детьми» (1939). Книга имела успех и Роджерса пригласили на должность профессора в Университет Огайо. В 1945 году Чикагский университет предоставил ему возможность открыть консультационный центр, – где разработал основы индирективной терапии – «терапии, центрированной на клиенте». Основы ее изложены в одноименной книге (1952). В 1957 году перешел в Висконский университет, где читал курсы психиатрии, и психологии на основе этого вышла книга «Свобода учиться». Однако конфликт с администрацией по поводу измененных свобод и самостоятельности студентов заставил уйти из государственных университетов и организовать центр для изучения личности, в котором работал до конца жизни.

Считал, что тот опыт, который человек приобретает в течение жизни («феноменальное поле») может совпадать или не совпадать с реальной действительностью. Степень тождественности – конгруэнтность. Нарушение, которой приводит к невротизации.

Говоря о структуре «Я» пришел к выводу, что внутренняя сущность человека (Самость) выражается в с/о. У маленьких детей же с/о бессознательно, представляет скорее самоощущение. Тем не менее, она уже руководит поведением, помогая памяти отображать то, что присуще именно данному человеку – интересы, профессию, общение. Идеи Роджерса об истинных взаимоотношениях между ребенком и взрослым шли в основу работ Б. Спока, который писал о том, как родители должны ухаживать за детьми, не нарушая их истинной самооценки и помогая их социализации. Исследования Роджерса, доказали, что успешная социализация человека, его удовлетворение работой и собой коррелируют с уровнем его самосознании. Эта связь более значима для нормального развития личности, чем отношение родителей к ребенку, их привязанность или отчуждение от него, социальный статус и его окружение.

Ученик Роджерса Нелли провел объективное исследование семейного климата, образования, влияние соседей, культуры, общественного опыта, проанализировал состояние здоровья и наследственность 75 молодых преступников. Предполагалось, что существует связь уровня самопонимания с развитием агрессивности и формированием определенного стиля жизни малолетних правонарушителей. Итог: основываясь на уровне самопонимания можно получить наиболее точный прогноз будущего поведения детей (на 84 %), в то время как социальный опыт и семейный климат дают меньшую точность прогнозирования (55 и 36 %). Вывод: те преступники, которые осознали происходящее и свое место в свершившихся событиях (конгруэнтны) в дальнейшем были свободны в выборе возможных вариантов развития событий, те, которые не смогли осознать – не смогли противостоять давлению среды и становились на путь асоциального и агрессивного поведения.

В терапии ‑ создатель энкаунтер – групп (групп встречи) психотерапевт не должен навязывать мнение каждому, а подводить его к правильному решению, то есть каждый принимает самостоятельно. В процессе терапии меняется с/о каждого (т. адекватная), повышает конгруэнтность, что дает возможность человеку принять себя и окружающих и налаживать общение с ними.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.122 сек.