КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тезисы лекции. Их влияния на здоровье
Их влияния на здоровье. Тема №3. Методы оценки физического и психического утомления. Факторы риска и Литература Индивидуальная карта здоровья. ФИО: _______________________________________________________________ Дата и место рождения: ______________________________________________ Сведения о родителях: _______________________________________________
Мать: ______________________________________________________________ Отец: _______________________________________________________________ Сведения о течение беременности и родов: …………… (включая вес, рост и т.д. при рождении) Сведения о генетических особенностях …………… СВЕДЕНИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ Первый возрастной период (до………лет) I. Физиологические характеристики ……………(дата обследования) II. Психические характеристики ……………(дата обследования) Заключение ……………(дата заключения) Второй возрастной период (до………лет) I. Физиологические характеристики ……………(дата обследования) II. Психические характеристики ……………(дата обследования) ЗАКЛЮЧЕНИЕ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ……………(дата заключения) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О УРОВНЕ ДОХОДОВ………………………… РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБСЛЕДОВАНИЮ ИЛИ РЕАБИЛИТАЦИИ ………(дата) СВЕДЕНИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ………….. (дата) 4. Иллюстративный материал: презентация лекции. основная: 1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. и др. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. -М., 2008. - 432 с. 2. Ермаков С.П. Современные возможности интегральной оценки медико-демографических процессов.- М.: Центр Демографии РАН, 1996. - 61 с. 3. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы): в 2 т./под ред. А.А. Баранова, Л.А.Шеплягиной. Т.1.-432с., Т.2.-464с.,- М.,2006. 4. Семейная организация здравоохранения. Департамент здоровья и развития ребенка и подростка (САН). ЮНИСЕФ, Интегрированное введение болезней детского возраста. - 2000. дополнительная: 1.Бортникова С.М. Сестринское дело в невропатологии и психиатрии с курсом наркологии.- Ростов-на-Дону, 2003. 2.Ковалевский Е.И. Офтальмология.- М., Медицина, 1996. 3.Малова Ю.С., Пропедевтика внутренних болезней.- С-Петербург, 1998. 4.Обуховец Т.П. Сестринское дело в терапии, практикум.- Ростов-на - Дону, 2005. 6. Славянова И.К. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007. 5.Филиппова А. Сестринское дело в терапии.- Ростов-на-Дону, 2000. 6.Контрольные вопросы: 1. Перечислите основные показатели оценки здоровья населения 2. Дайте определение показателю «Физическое здоровье» 3. Перечислить методы исследования физического здоровья 4. Перечислить методы исследования психического здоровья 5. Дайте определение показателю «Индекс индивидуального здоровья»
2. Цель: научить студентов методам оценки физического и психического утомления, дать понятие о факторах риска и их влиянии на здоровья. Утомление - физическое состояние, наступающее вследствие напряженной или длительной деятельности организма и выражающиеся во временном снижении работоспособности. Наиболее сложно утомление протекает у человека, у которого ведущее значения приобретают социальные факторы. А.А.Ухтомский и его ученики рассматривали утомление как расстройство регуляции, ведущее к дискоодинации функции организма. По мере развития утомления вначале происходит рост количества ошибок, брака в работе, снижения точности движений, а затем понижение коэффициента полезного действия. Многие исследователи рассматривают утомление как реакцию на любой вид физического или психического напряжения, которое проявляется в виде обратимого сокращения производительности человека или его органов. Причины и проявление утомления можно описать с помощью трех основных понятий: 1. нагрузка: утомление является результатом одного или нескольких видов физической или психической нагрузки; 2. спад работоспособности: утомление ведет к сокращению психической работоспособности; 3. обратимость: утомление обратимо, т.е. его влияние носит обратимый характер. Утомление может возникать в разных формах. Следует тщательно оценить вид утомления, которому подвержен человек, и ожидаемую интенсивность проявления этого утомления. Различают следующие виды и причины утомления: a. зрительное утомление как следствие нагрузки зрительной системы при работе; b. мышечное утомление вследствие преобладания статической нагрузки мышц; c. общее утомление организма как следствие общей психической нагрузки и темпа работы; d. психическое утомление, обусловленное духовным перенапряжением; e. хроническое утомление, обусловленное комбинированным действием нескольких видов утомления; f. субъективное чувство утомления вследствие длительного воздействия фактора утомления. Физиологическое утомление – это состояние, субъективно ощущаемое как чувство «слабости, вялости», вызываемое тяжелой нагрузкой и характеризующееся пониженной работоспособностью. Оно может быть физическим (мышечным) и нейропсихическим (центральным). Обе формы утомления проявляются при физической и интеллектуальной деятельности, и нельзя отделить одну от другой. Тяжелая физическая работа приводит в первую очередь к мышечному утомлению, а усиленная или монотонная умственная нагрузка вызывает преимущественно утомление центрального типа. Физическое утомление развивается вследствие таких изменений в скелетной мышце, как опустошение энергетических запасов и накопление молочной кислоты и ионов аммония, что обусловливает снижение работоспособности. Во время фазы восстановления, следующей за физической работой, запасы энергии возобновляются, а молочная кислота и ионы аммония удаляются. Если восстановление запасов энергии и удаление молочной кислоты происходит не полностью, возникает накопление «остаточного утомления». В процессе дальнейшей активности в условиях остаточного утомления мышца продолжает использовать свои макроэргические субстраты и накапливать конечные продукты метаболизма, что приводит к еще большему нарастанию утомления. Мышечная утомляемость – неспособность мышц поддерживать мышечное сокращение заданной интенсивности – связано с присутствием избытка аммиака, усиливающего анаэробный гликолиз, блокируя выход молочной кислоты. Повышение уровня аммиака и ацидоз лежат в основе метаболических нарушений при мышечной утомляемости. Эти процессы играют определяющую роль в формировании усталости, связанной с физиологическим утомлением. Нейропсихическое утомление ведет к снижению трудоспособности вследствие нарушений центральной нервной регуляции, связанных, в первую очередь, с функциональным состоянием ретикулярной формации – «энергетическим центром» головного мозга, отвечающим за активное бодрствование. Однако энергетические аспекты, связанные с метаболизмом и «веществами утомления», также очень важны и в случае нейропсихического утомления, так как мозг человека потребляет до 25% всех энергетических ресурсов организма, и его активность постоянно высока как в дневное, так и ночное время (деятельность мозга во сне). Нейропсихическое утомление может сопровождаться депрессивными и тревожными реакциями, раздражительностью, эмоциональной лабильностью и сниженной психомоторной активностью. Если остаточное утомление в течение длительного времени не компенсируется полным восстановлением, возникает синдром перегрузки. Следом за перегрузкой развивается состояние истощения. Истощение возникает в тех случаях, когда физическая и/или умственная работа, превышающая предел утомления, не прерывается на срок, достаточный для восстановления. Длительное утомление, приводящее к истощению, по сути своей является результатом стрессогенного воздействия на организм, вызывающим нарушение функций регуляторных систем – вегетативной, эндокринной и иммунной. Стресс – особое состояние, характеризующееся мобилизацией всех неспецифических, защитных и приспособительных сил, приводящих к повышению устойчивости организма, сохранению его гомеостаза. Возникновение и развитие стресса не зависит от типа повреждающих стрессорных факторов (психических, социальных, болевых), угрожающих гомеостатическому балансу организма. Стресс–реакция, если действие стрессора продолжается или повторяется, проходит 3 основные стадии. Первая стадия тревоги – немедленная мобилизация всех адаптационных и защитных функций организма и подавление других, не играющих значимой роли в условиях действия стрессорного фактора. В этой стадии происходит мобилизация энергетических ресурсов, кардиоваскулярной, дыхательной и других систем. При достаточной активности механизмов первой стадии происходит развитие второй стадии – резистентности, в течение которой происходят дальнейшие метаболические сдвиги, продолжается выброс катехоламинов, повышается продукция глюкагона, снижается выработка инсулина, возрастает продукция соматотропного гормона – пролактина. Если на этой стадии действие стрессорного фактора ослабевает, то вызванные им изменения в организме постепенно нормализуются. Но если стрессорные факторы продолжают действовать, то наступает третья стадия – истощения. Падает резистентность организма, что связано с истощением функции коры надпочечников и развитием абсолютной глюкокортикоидной недостаточности. Защитная реакция организма – стресс – при определенных условиях может переходить в болезнь адаптации – дистресс. Состояние хронического стресса приводит к нарушению механизма обратной связи и длительному персистированию высоких концентраций глюкокортикоидов в крови. Это может привести к выраженной нейрональной недостаточности в структурах, содержащих рецепторы к глюкокортикоидам. Длительное действие высоких доз катехоламинов приводит к спазму сосудов слизистой оболочки желудка и 12–перстной кишки. Происходит нарушение перекисного окисления липидов, гиперлипидемия, повреждение различных органов и тканей. Атрофия лимфоидной ткани, наблюдаемая в третьей стадии, обусловливает снижение иммунных механизмов защиты организма. Когда стрессорные факторы действуют в течение достаточно длительного времени, может развиться реакция организма, при которой возможны функциональные изменения в вегетативной и эндокринной системах – синдром вегетативной дистонии (вегетативная дисфункция).
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |