КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Теоретический аспект государственного регулирования экономики и его объект
Модуль 1 ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ Дополнительная Основная 1) Бакош Г. Технологическая политика в Японии: уроки для стран Восточной Европы.// Вопросы экономики, 2007, № 9. 2) Белоконь Ю. Открытость экономики и экономический прогресс: опыт Японии и азиатских НИС.// МЭиМО, 2007, № 1. 3) Меры по стимулированию японской экономики.// БИКИ, 25.04.2008. 4) США - Япония: борьба за экономическое лидерство. М., 2003. 5) Того Т. Япония и Россия в XXI веке.// МЭиМО, 2007, № 5. 6) Хироми Есида. Эколого-экономическая ситуация в Японии.// Вестник Московского университета, Сер. 6 «Экономика», 2008, № 2. 7) Что происходит с Японией?// Бизнес Уик, 2007, № 6. 8) Япония: справочник. М., 2005. 9) Япония и мировое сообщество. М., 2004. 1) Страны мира: факты и цифры. Справочник СПб, 2000 2) Развивающиеся страны Азии. Перераспределительные системы и экономический рост. Отв. ред. А.И.Динкевич. М.:Наука, 2003 3) Book Vital World statistic, 2006
«ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ» 1. Сущность и необходимость государственного регулирования
Осознание важности государственного регулирования хозяйственных процессов привело к тому, что в 50-60-х гг. в высших школах и на факультетах университетов, в первую очередь экономических, юридических и делового администрирования, в странах Западной Европы, Северной Америки. Японии и ряде других государств изучение государственного регулирования экономики было введено в качестве обязательной дисциплины. При подготовке по ряду других специальностей эта дисциплина была объявлена факультативной. Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в современных условиях является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, которые выдвигаются на передний план в зависимости от остроты проблем, возникающих в хозяйстве и социальной сфере. Это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональных структурах, поддержание внешнеэкономического равновесия. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми призвано справиться с ГРЭ.
2. Объекты государственного регулирования Объекты государственного регулирования - это условия, процессы, отношения, элементы и сектора народного хозяйства, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще. -фирмы; -глобальные процессы (социальные отношения, экология); - внешнеэкономические связи; - наднациональные и мирохозяйственные отношения (интеграционные процессы, участие в международных экономических организациях, экономико-политические связи). -накопление капитала; -денежное обращение; -занятость; -цены Особый объект ГРЭ - окружающая среда. Объекты государственного регулирования, как видно, носят совершенно различный характер. К ним относятся макроэкономические процессы - хозяйственный цикл, структура экономики страны и в то же время конкретные отрасли, территориальные комплексы и даже отдельные фирмы. Объектами ГРЭ являются и отношения между субъектами - объединениями предпринимателей и профсоюзами, условия конкуренции положение мелких и средних фирм, крестьянства, внешнеэкономические связи. Перечисленные объекты в разных странах в различные периоды играют разную роль в зависимости от того, где данный момент трудности и проблемы особенно остры, какие из проблем и кризисов следует разрешить в первую очередь. Так, приоритетное место в иерархии объектов ГРЭ в странах с высоким уровнем безработицы будет занимать занятость трудоспособного населения, в странах с высокими темпами роста цен, грозящими экономическому росту и социальной стабильности, - цены. В одной и той же стране с течением времени одни объекты выдвигаются на передний план, другие – отступают в профилактических, постоянно или в экстренных ситуациях. Рассмотрим некоторые основные объекты ГРЭ. Главный объект регулирования в среднесрочном аспекте - экономический цикл, краткосрочном плане - хозяйственная конъюнктура. Суть регулирующих мероприятий по отношению к этим объектам состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги капиталовложения и занятость, экспорт товаров и услуг, приток иностранного капитала и туристов. Для этого создаются дополнительные финансовые стимулы частному капиталу, увеличиваются государственные расходы. ГРЭ в области отраслевой и территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Еще один из главных объектов регулирования - цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. 3. Субъекты ГРЭ Субъектами государственной экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие, текстильщики и рабочие военно-промышленного комплекса. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности. Во-вторых, успехи ГРЭ отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: в уровне социальной напряженности (забастовки, демонстрации, выступления профсоюзов, торгово-промышленных палат с критикой экономической политики правительства), оценка ГРЭ средствами массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах. Могущественные объединения предпринимателей или профсоюзы могут, органы ГРЭ не могут позволить себе выяснить реакцию носителей хозяйственных интересов на общую направленность и конкретные меры ГЭП во время выборов, дожидаться, когда недовольство экономической ситуацией примет крайние формы (забастовки, бегство капитала). Правительственным органам нужна оперативная информация, по возможности достоверный прогноз поведения хозяйственных субъектов в случае осуществления той или иной меры государственного регулирования. Для этого существует отработанный механизм в виде анкетных опросов. 4.Основные задачи изучения и структура курса ГРЭ Со второй половины XX века в высших учебных заведениях, в первую очередь экономических, юридических, делового администрирования, в странах Западной Европы, США, Канаде, Японии и др. государственное регулирование экономики изучается как обязательная дисциплина. По ряду других специальностей она изучается факультативно. Это объясняется тем, что в тот период и ученые, и политики осознали важность государственного регулирования экономических процессов. В СССР в годы социализма государственное регулирование экономики как самостоятельная дисциплина не преподавалась. Так как государственная экономическая политика в тот период осуществлялась в виде централизованного планирования, в вузах изучались такие дисциплины, как «Планирование народного хозяйства», «Социально-экономическое планирование народного хозяйства». О государственном регулировании экономики (ГРЭ) частично говорилось в лекциях по политической экономии капитализма (в разделе, посвященном государственно-монополистическому капитализму) и социализма, управлению финансам. Как правило, изложение материала носило в значительной степени критический характер, преподавание велось с идеологических позиций. Но, несмотря на это, многие советские ученые – экономисты внесли значительный вклад в исследование механизма и эффективности государственного регулирования современной рыночной экономики. В настоящее время в Казахстане, России и др. постсоциалистических странах «Государственное регулирование экономики» является самостоятельной дисциплиной для специальностей экономико-управленческого направления, которая удовлетворяет важную потребность общества – силами государства регулировать экономические процессы в интересах страны и ее народа.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |