Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Социально – экономическое прогнозирование и планирование как начальный этап деятельности государства по регулированию экономики




 

1Сущность, основы и методы экономического прогнозирования

Когда речь идет о жизнеобеспечении общества, именно государство должно определить возможность выхода из социально-экономического тупика, опираясь на взаимоувязанные приоритеты. Отказ от старых, преимущественно административных методов управления, ограничение государственного влияния на экономические процессы не снимают с государства ответственности за реорганизацию и преобразования в экономике. Эта функция остается главенствующей, и здесь важное значение имеет выработка научно обоснованной экономической политики государства, учитывающие объективные условия развития страны. Кроме того, особое значение приобретает формирование целостной системы государственного регулирования экономики с использованием как рыночных, так и административных методов.

Классики марксизма-ленинизма были первыми организаторами и теоретиками планирования народного хозяйства. Планирование в бывших странах СНГ развивалось в условиях, когда западные страны пытались внедрить методы регулирования экономического развития. Углубление внутренних противоречий капиталистической экономики обусловили широкое вмешательство государства в сферу экономики, и в этом случае одной из форм государственного регулирования являлось экономическое прогнозирование и программирование. В ряде стран – Японии, США, это приводило к повышению эффективности. Западные страны изучали опыт прогнозирования и планирования народного хозяйства СНГ и применяли в условиях рыночного производства. В западных государствах появились специальные органы по регулированию экономики в целом – Генеральный комиссариат по планированию во Франции, Центральные плановые бюро в Голландии, Министерство экономики и национальный Совет экономического развития в Англии и т.д., задачей которых являлось использование экономических инструментов государства для сохранения рыночных отношений.

Плановое управление экономикой и социальной жизнью общества – это системное управление. Планирование объективно используется в мировой практике не зависимо от способов производства, но с учетом форм собственности. Прогнозирование и планирование является основным звеном в управлении экономикой объективно и закономерно. Вместе с тем планирование, поскольку оно является формой проявления объективного отношения и находится на уровне базиса и надстройки, переплетается с правовыми и политическими формами, подвержено субъективному воздействию. Планирование, следовательно, выступает как форма производственного отношения, и как метод хозяйствования.

 

2. Методология стратегического планирования

 

Объектом прогнозирования и планирования выступает как материальное производство (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, торговля, заготовки, материально-техническое снабжение) так и непроизводственная сфера (просвещение, здравоохранение, культура, наука, спорт, коммунальное обслуживание); как экономические процессы, так и социальные отношения.

Таким образом, объектом планирования является народное хозяйство и субъектом планирования выступает государство, выполняющее роль организатора общественного производства. Некоторые экономисты пытаются абсолютизировать фактор саморегулирования рынка, что в корне ошибочно. Любое правительство имеет свою экономическую функцию, одним из которых является управление и регулирование развития народного хозяйства. Значение прогнозирования и планирования заключается в том, что применив их можно предвидеть, регулировать и достигать цели общества.

Основные задачи прогнозирования и планирования:

- выявление общественных потребностей, производимых и не производимых товаров с целью их наиболее полного удовлетворения при данных ресурсах;

- определение материальных, трудовых, финансовых ресурсов общества, их более эффективное распределение и использование в соответствии с текущими и перспективными потребностями;

- изыскания путей достижения высоких темпов экономического развития при оптимальном сочетании роста спроса и предложения;

- обеспечение технических, экономических и организационных условий для выполнения планов.

 

3. Стратегическое и индикативное планирование отраслей и регионов

 

В нашей стране функционировал административно-командный метод управления экономикой, развитие страны осуществлялось по государственным планам, которые носили директивный, обязательный для исполнения характер. С началом реформирования появилась боязнь самого термина "план", поэтому, когда говорят об индикативном планировании, возникает вопрос: каково его содержание, чем оно отличается от директивного планирования?

Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), которые характеризуют:

-состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике;

-становление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов.

В качестве индикаторов социально-экономического развития могут быть использованы следующие:

-показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики;

-состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг;

-движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.д.

Взаимоувязанная и внутренне сбалансированная система этих показателей (индикаторов) должна давать количественную характеристику социально-экономической политике государства. На реализацию этой политики направляются все меры государственного регулирования, которые включают:

-централизованные финансовые и валютные средства и кредиты;

-налоговые рычаги;

-система амортизации;

-таможенные пошлины, лицензии и квоты;

-объем поставок продукции для государственных нужд;

-определение условий функционирования государственных предприятий.

Такая система мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы широко применяется во всех странах с рыночной экономикой.

Индикативное планирование на данном этапе является объективным и закономерным продолжением и развитием прогнозной деятельности. Разрабатываемые в настоящее время прогнозы содержат наряду с собственно прогнозом систему экономических регуляторов, государственные программы, поставки для государственных нужд, объемы централизованных капитальных вложений, т.е. выходят за пределы прогнозирования, как чистого предвидения развития событий.

Главное содержание индикативного планирования - обоснование целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики. Это действенная форма организации взаимодействия всех звеньев системы между собой. Индикативные планы органично и взаимосвязано соединяют в одном документе::

-концепции социально-экономической политики государства;

-прогнозы функционирования экономики;

-государственные программы;

-систему экономических регуляторов;

-поставки для государственных нужд;

-объемы государственных капитальных вложений;

-вопросы управления государственными предприятиями.

Если говорить о различиях между директивным и индикативным планированием, то сразу нужно отметить, что в них нет ничего общего. Директивный план, подготовленный Госпланом, был в основном производственно-техническим, а не экономическим. Он имел характер производства и распределения продукции, речь в нем шла преимущественно о тоннах, метрах, объемах. План строился из имевшихся производственных показателей, а общеэкономические показатели как бы обрамляли этот натуральный план, как бы придавая ему экономический характер, но сами по себе они не были объектами планирования. Макроэкономические показатели складывались из натуральных показателей, из производственного, технологического планирования, выступали их следствием. Соответственно из плана производства строился план распределения продукции, служивший основой установления хозяйственных связей. Тогда каждый поставщик крепко привязывался к своему потребителю, зная, сколько должен поставить ему своей продукции, чтобы тот мог выпустить столько-то изделий. И наоборот, потребитель знал, кто ему поставляет сырье, полуфабрикаты, комплектующие.

Сейчас такие связи устанавливает рынок, поэтому государственное регулирование экономики перемещается в другую плоскость. В принципе рынок способен не только развивать хозяйственные связи, но и создать новую структуру производства, приводя к банкротству одни производства, стимулируя развитие других через перелив капитала.

Однако в любом государстве существуют объективные национальные интересы, которые требуют, чтобы в рыночные пропорции вмешивалось государство. Например, рынок нередко требует развития экологически вредных производств, они выгодны, быстро приносят высокую прибыль, туда устремляется капитал. Но государство, исходя из национальных интересов, может посчитать более выгодным закупать такую продукцию за рубежом (даже по более высокой цене), чем допускать ее развитие, выходящее за определенные рамки, внутри страны. В этом случае государство может вмешаться в экономику, используя хозяйственные рычаги - не давать лицензию на расширение этих производств, лишать их дотаций, через низкие таможенные пошлины стимулировать импорт.

Может возникнуть и иная ситуация. Например, рынок свидетельствует, что такой-то товар лучше завозить. Но в государстве традиционно существует производство этого товара. В таком случае государство может поддержать такие производства у себя различными методами, вплоть до административных (вводить, например, квоты по импорту), ограничивая ввоз аналогичной продукции.

 

Тема 7. Направления научно – технического прогресса и роль государства в его ускорении

1.Формирование инновационной политики государства

Реальные конкурентные преимущества товаропроизводителя на рынке зависят от ряда факторов общего и частного порядка. Несмотря на их относительное разнообразие, можно утверждать, что важнейшими являются факторы, определяющие условия выбора конкурентной стратегии развития организации и особенности процесса ее реализации.

В рамках общей стратегии организации можно выделить ее составляющие, одной из которых является инновационная стратегия.

Усложнение производственных процессов, повышение наукоемкости выпускаемой продукции, изменение внешней среды организации обуславливают повышение требований к содержанию ее политики, стратегии и тактики, к качеству менеджмента. В этой ситуации основным условием эффективности деятельности любого хозяйствующего субъекта становится уровень его реальной и потенциальной инновационности. Поэтому вполне логично определить инновационную стратегию как ключевое звено в организационной стратегии, не умаляя при этом роль и значение других ее элементов.

Инновационная стратегия как составная часть общей стратегии организации представляет собой целенаправленную деятельность по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления. Она реализуется посредством прогрессивных нестандартных обоснованных управленческих решений, принимаемых с учетом специфики работы организации.

Содержание инновационной стратегии обуславливается ее характером, особенностями инновационной деятельности организации и взаимосвязями между основными элементами единой организационной стратегии.

Как показывает практика «характер» инновационной стратегии, реализуемой организацией, определяется рядом особенностей.

Особенности планирования проявляются в процессе определения его реальных временных и количественных границ, принципов формирования и распределения всех видов ресурсов организации, возможностей применения различных приемов и методов управления нововведениями, известных из практики.

Суть особенностей финансового регулирования составляют: принципы, критерии и факторы оценки эффективности инновационных программ, разрабатываемых и реализуемых в соответствии с инновационной политикой организации, условия и конкретные формы распределения финансовых ресурсов между этапами инновационного процесса, отдельными исполнителями и т.п.

Выявление особенностей организации работ и стимулирования персонала необходимо для обеспечения поступательности и непрерывности инновационного процесса, для активизации индивидуальной и коллективной творческой инициативы работников независимо от уровня квалификации и должностных обязанностей.

Специфика инновационной стратегии организации зависит от профиля ее деятельности, уровня производственно-технического развития, направленности и объема, реализуемых в производственных и исследовательских подразделениях работ в рамках инновационного цикла по различным видам новшеств, сферы их применения.

Оценивая инновационную стратегию организации, следует учитывать высокую зависимость перспектив ее развития от результатов деятельности предыдущих периодов, накопленного потенциала.

Большое влияние на содержание и результаты инновационной стратегии оказывают интенсивность и качество взаимодействия между специализированными и профессиональными подразделениями.

Ответственность за инновационную стратегию, от которой зависит выживание организации, лежит на управляющих, а задача высшего руководства – выявить управленческий потенциал для конкретных условий функционирования организации, систематически просматривать свои «внутренние» запасы управленческих талантов, устанавливать масштабы и цели необходимой управленческой подготовки и выделять соответствующие ресурсы.

Но в любом случае приоритеты инновационной стратегии товаропроизводителя ограничиваются ее инновационным потенциалом в сфере производственной (основной) деятельности.

 

2.Система государственных мер по ускорению НТП

В целях обеспечения устойчивого развития Казахстана на основе диверсификации и модернизации экономики, создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта, Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года, была утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.

Разработчиками данной стратегии являются Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан совместно с Министерствами индустрии и торговли, образования и науки, транспорта и коммуникаций, труда и социальной защиты населения, энергетики и минеральных ресурсов, финансов Республики Казахстан, Агентством по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Национальным Банком.

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан направлена на формирование государственной экономической политики Республики Казахстана на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития к перерабатывающей.

Основными задачами Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан являются:

• обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%, повышение производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза;

• повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;

• создание предпринимательского климата, структуры и содержание общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор, и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости;

• стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств;

• диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества;
• развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы.

Производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики.

На фоне глобализации мировой экономики экономика Казахстана сталкивается с рядом объективных проблем, к числу которых можно отнести: сырьевую направленность, незначительную интеграцию с мировой экономикой, слабую межотраслевую и межрегиональную экономическую интеграцию внутри страны, невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика), неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общую техническую и технологическую отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике.

В связи с этим, для решения проблем и достижения поставленных целей и задач в рамках Стратегии предполагается активизировать функционирование таких институциональных образований как Национальный фонд Республики Казахстан, АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана»,

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.