Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность за нарушение налогового законодательства

Основы налогового права.

Бюджетное право и бюджетное устройство Республики Беларусь.

Понятие, предмет и источники финансового права.

ОСНОВЫ ФИНАНОВОГО ПРАВА

1.Понятие, предмет и источники финансового права. Финансовое право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в сфере финансовой деятельности государства. Финансовая деятельность государства представляет собой деятельность государственных органов по образованию, распределению и использованию централизованных денежных фондов.

Финансовое право состоит из общей и особенной частей. К общей части относятся нормы финансового права, закрепляющие основные принципы финансовой деятельности государства, ее задачи, формы и методы осуществления; нормы, устанавливающие круг и компетенцию органов, участвующих в финансовой деятельности; нормы, определяющие правовые основы финансового контроля. В особенную часть включены следующие институты: бюджетное право, налоговое право, банковское право, правовое регулирование в области финансов предприятий, внебюджетных фондов, банковского кредита, государственного кредита т др.

Предметом финансового права являются экономические отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Финансово-правовая норма – это установленное государством и выраженное в нормативном правовом акте правило поведения компетентных государственных органов, юридических и физических лиц в отношениях, возникающих в связи с осуществлением государством деятельности по поводу планомерного образования, распределения и использования денежных средств и их фондов, необходимых для решения задач в экономической сфере деятельности государства.

Субъектами финансовых отношений являются: государство, органы государственной власти и управления общей компетенции, финансовые органы, административно-территориальные единицы, специализированные органы управления финансовой системой государства, юридические лица, физические лица.

Основными источниками финансового права являются:

- Конституция Республики Беларусь 1994 г.;

- Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть) от 19 декабря 2002 г.;

- Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть) от 29 декабря 2009 г.;

- Закон о республиканском бюджете на каждый календарный год (например, закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2011 г. от 15 октября 2010 г.), а также другие подзаконные акты, регулирующие отношения в области финансовой деятельности.

2. Бюджетное право и бюджетное устройство Республики Беларусь. Бюджетное право – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу образования, распределения и использования средств основного централизованного денежного фонда государства (бюджета).

Бюджет – это основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц.

Выделяют вышестоящие и нижестоящие бюджеты. Вышестоящий бюджет – это бюджет вышестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-территориальной единицы. Нижестоящий бюджет – это бюджет нижестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы.

Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетное устройство в Республике Беларусь основывается на принципах единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь, и определяется административно-территориальным белением страны.

В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение. К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.

При составлении, утверждении и исполнении республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций используется бюджетная классификация. Бюджетная классификация Республики Беларусь является систематизированной группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, основанной на их экономической характеристике и обеспечивающей республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов.

Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Предельные размеры дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Предельные размеры дефицита бюджета районов и городов областного подчинения определяются решениями вышестоящих местных советов депутатов в пределах уровня дефицита, установленного для бюджетов областей и города Минска, для бюджетов городов районного подчинения, поселков городского типа, сельсоветов – вышестоящими местными Советами депутатов.

При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи бюджета, к которым относятся расходы на выплату заработной платы, пособий, на приобретение медикаментов и т.д.

В целях сбалансированности бюджетов необходимо бюджетное регулирование. Под бюджетным регулированием понимают перераспределение бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях достижения их сбалансированности. В процессе бюджетного регулирования используются два метода: метод процентных отчислений и метод оказания прямой финансовой поддержки. Последний выражается в форме дотаций, субсидий, субвенций, бюджетного займа и бюджетной ссуды.

3.Основы налогового права. Налоговое право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере выплаты налогов организациями и гражданами. В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

В Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы. Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с настоящим Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налоги на доходы; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины.

К местным налогам и сборам относятся: налог с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей.

Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

Под организациями понимаются: юридические лица Республики Беларусь; иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами; простые товарищества (участники договора о совместной деятельности); хозяйственные группы.

Под физическими лицами понимаются: граждане Республики Беларусь; граждане либо подданные иностранного государства; лица без гражданства (подданства).

4.Ответственность за нарушение налогового законодательства. За нарушение налогового законодательствапредусматривается финансовая, административная и уголовная ответственность.

Ответственность наступает за следующие противоправные деяния:

- нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе;

- осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе; нарушение плательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета в банке;

- нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета);

- нарушение плательщиком, иным обязанным лицом правил учета объектов налогообложения, а также отсутствие у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов, повлекшее сокрытие, занижение налоговой базы;

- неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога в установленный срок;

- непредставление в установленный срок лицом в налоговый орган документов или сведений, которые это лицо обязано представлять либо сообщать в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа, а также представление недостоверных сведений и др.

В качестве мер ответственности предусмотрены штрафные санкции. Финансовые санкции исчисляются в процентах от неуплаченных сумм налогов, сборов (пошлин). Административная ответственность выступает в форме штрафа в зависимости от установленного законодательством количества базовых величин. Уголовная ответственность наступает в форме лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо ареста на срок до шести месяцев, либо ограничения свободы на срок до трех лет, либо лишения свободы на тот же срок.

 

Контрольные вопросы

1. Понятие и источники финансового права.

2. Субъекты финансовых правоотношений.

3. Финансовый контроль: понятие и виды.

4. Понятие и виды бюджета.

5. Понятие и методы бюджетного регулирования.

6. Понятие и виды налогов.

7. Плательщики налогов. Права и обязанности.

8. Ответственность за нарушение налогового законодательства.

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ответственность за нарушение законодательства об использовании и охране земель | Правовое регулирование обеспечения развития отраслей сельскохозяйственного производства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.