КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимосвязь специальной психологии с другими отраслями знания
Общие положения специальной педагогики. Специальная педагогика (называемая в нашей стране также дефектологией, коррекционной педагогикой) - особая область педагогики изучающая проблемы воспитания и обучения детей с различными нарушениями в психофизическом развитии для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно. Понятие «специальная педагогика» используется как общепонятный международный педагогический термин, так как сообразуется с современными гуманистическими ориентирами мировой системы образования: корректность, отсутствие унижающего человека ярлыка, подчеркивает личностную ориентированность этой области педагогики, ее способность решать сложные индивидуальные образовательные проблемы конкретного человека. Особенностью США в отличие от европейских стран является охватывание проблемы образования всех детей, отличающихся от общепринятой нормы (в том числе и одаренных). Однако большинство специалистов (в том числе специалисты Западной Европы) понимает под специальной педагогикой, специальным образованием только сферу образования лиц, отягощенных тем или иным нарушением, недостатком психофизического развития т.к. педагогика одаренных детей - это достаточно узкая сфера педагогики, рассчитанная на педагогическую помощь определенной категории детей лишь в ограниченный период. Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности, у которого спектр образовательных проблем неизмеримо шире, чем у одаренного человека. Становление специальной (коррекционной) педагогики в России происходило в рамках дефектологии. Исторически первыми возникли такие направления специальной (коррекционной) педагогики, как сурдопедагогика, тифлопедагогика и олигофренопедагогика. За столетия своего существования специальная (коррекционная) педагогика значительно расширила область своего применения. Современная специальная педагогика объединяет ряд самостоятельных предметных областей: это сурдопедагогика (от греч. surdus-глухой), изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха (глухие, слабослышащие и позднооглохшие); тифлопедагогика (от греч. tiphlos-слепой)- вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения (незрячие и слабовидящие); олигофренопедагогика (от греч. olygos-малый, phren-ум)- вопросы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью; логопедия (от греч. logos-слово, paideia-воспитание, обучение) - вопросы изучения и исправления недостатков речи (лица с нарушениями речевого развития); тифлосурдопедагогика (слепоглухие); отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата; отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы. В стадии становления находятся области специальной педагогики, специализирующиеся на помощи хроническим больным и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями. Каждая из указанных выше предметных областей структурно организована так же, как и общая педагогика, т.е. педагогика данной предметной области (например, сурдопедагогика, олигофренопедагогика и т. п.), содержит ее историю, дидактику, теорию и практику воспитания, специальные методики. Каждая предметная область дифференцирована также по возрастным периодам; достаточно хорошо разработанными считаются дошкольный и школьный периоды. Создана сеть специальных образовательных коррекционных учреждений, в которых реализуются педагогические технологии, направленные на исправление, ослабление или замещение недостатков психофизического развития посредством средств образования Предмет специальной педагогики - теория и практика специального образования, что включает в себя изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности, особенностей его становления и социализации как личности, а также использование этого знания для нахождения наилучших путей, средств, условий, которые обеспечат коррекцию физических или психических недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма и образование такого человека в целях его социальной адаптации и интеграции в общество и обеспечения ему возможности максимально независимой жизни Имея с общей педагогикой единую конечную цель - достижение развивающейся личностью социализации и самореализации, специальная педагогика подчеркивает в этой цели сущностный для человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности смысл: достижение им максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации. Специальная педагогика имеет и систему целей, без достижения которых невозможна ни социализация, ни самореализация человека с ограниченными возможностями. К числу целей более общего уровня относятся: коррекция недостатка, его компенсация педагогическими средствами; абилитация (применительно к младенческому и раннему возрасту) и реабилитация, в первую очередь социальная и личностная. Достижение этих целей специальной педагогики становится возможным тогда, когда достигнуты конкретные цели обучения и воспитания, образования в целом, т.е. когда налицо положительные результаты коррекции и компенсации недостатка. К специфическим конкретным целям можно отнести и компоненты личностной реабилитации - воспитание чувства собственного достоинства, преодоление чувства малоценности, маргинальности или завышенной самооценки, формирование адекватных форм социального поведения и некоторые другие. Для достижения указанных целей специальная педагогика решает целую систему задач: 1.Изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности. 2.Определение коррекционных и компенсаторных возможностей человека с конкретным нарушением в соответствии со структурой этого нарушения и социальными личностными особенностями его проявления. 3.Определение и обоснование построения педагогических классификаций лиц с ограниченными возможностями здоровья. 4.Изучение закономерностей самого специального образования существующих педагогических систем и прогнозирующие возникновение новых педагогических систем. 5.Разработка научных основ содержания образования, принципов, методов, организация условий специального образования. 6.Разработка и реализация коррекционно-педагогических компенсаторных и реабилитационных программ образования таких лиц. 7.Изучение и осуществление процессов социального и средового адаптирования, абилитации и, реабилитации, интеграции лиц с ограниченными возможностями на различных этапах жизни. 8.Разработка и реализация программ профориентации, консультирования и социально-психологической адаптации. 9.Исследовательская разработка и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений развития. 10. Работа с семьей, интенсивное включение семьи в педагогический процесс, оказание педагогической и психологической помощи самим членам семьи.
Изучение изолированного объекта есть абстракция. В реальности каждый объект включен в многообразные связи и отношения. Выявление характера этих отношений расширяет представления о свойствах объекта. В научной практике весьма часто складываются ситуации, когда несколько наук изучают один и тот же предмет, но «под разными углами зрения», различными методами, пользуясь собственными категориальными аппаратами. Взгляд на один и тот же объект с разных точек зрения может формировать подчас очень непохожие картины, каждая из которых будет и верной и односторонней одновременно, но при этом воспроизводятся разнообразные его связи и отношения. Таким образом, обогащение наших знаний лежит на пути научной интеграции, установлении тесных контактов между дисциплинами. Специальная психология обладает обширными межпредметными связями, которые имеют отчетливую тенденцию к дальнейшему росту. Кроме того, нелишне напомнить, что специальная психология исторически формировалась в процессе непрерывного взаимодействия с другими науками. Так, являясь частью психологической науки, специальная психология прежде всего и теснее всего связана с другими ее отраслями и в особенности с общей, возрастной и педагогической. Знания, накопленные ими, выступают в качестве теоретической базы для специальной психологии, ибо развитие психики в условиях сенсорных, речевых, двигательных и других нарушений подчиняется общим законам функционирования и генеза сознания. Можно разделить по принципу: внутрипсихологический, в котором изучаются проблемы на границе различных областей психологии (общей, возрастной, клинической, социальной, педагогической и т. д.). внешнепсихологический. Он предполагает изучение предметно-объектных оснований проблем специальной психологии с позиций философии, социологии, медицины, педагогики и других наук о человеке. По содержание: психологические, педагогические, социальные, медицинские. По характеру связи: использование основных идей, теоретических положений и обобщающих выводов других наук; заимствование методов исследования; использование конкретных результатов исследований; участие в комплексных исследованиях. !!! Интересные моменты по поводу дифференциации специальной психологии и других разделов психологии (возрастную, клинической, патопсихологии, детской психопатологии, нейропсихологии, педагогической психологии, социальной психологии) Специальную и возрастную психологию сближает общность их объекта — развивающийся человек. Но если возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств, то специальная психология изучает формирование психических новообразований в условиях специфической социализации — нарушении взаимодействия личности с окружающей средой. В этой связи проблемы специальной психологии решаются с учетом возрастных особенностей человека, имеющего врожденные или приобретенные проблемы развития, опосредованно влияющие на его социализацию С педагогической психологией особо интенсивное взаимодействие происходит при установлении закономерностей овладения знаниями, умениями, навыками детьми с атипией, при изучении изменений их психики в процессе учебно-воспитательной работы. Специальная психология выявляет психологические механизмы, лежащие в основе педагогических взаимодействий с такими детьми, изучает закономерности педагогического процесса, определяет условия его оптимизации. При этом специальная психология ориентирует «ожидаемый результат» на доступный каждому ребенку уровень развития и социализации. Концепция Л. С. Выготского об изменчивости межфункциональных связей и отношений в процессе формирования высших психических функций позволила указать направление изменений в процессе развития: «вверх» — на еще не сформировавшиеся функции и «вниз» — на уже сложившиеся. Изменчивость межфункциональных связей обусловливает зависимость характера отклонений в развитии от времени воздействия патогенного фактора. Этот вывод способствовал уточнению задач психологической диагностики и научному обоснованию обучения детей с нарушениями в развитии. Сегодня можно уверенно говорить о широком применении нейропсихологических методов в специальной психологии (см. работы Н. К. Корсаковой, А. В. Семенович, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, О. Н. Усановой, Л. С. Цветковой, Т. В. Ахутиной и др.). взаимопроникновения социальной и специальной психологии. Арсенал фундаментальных положений специальной психологии обогатился представлениями о специфике общения и взаимодействия лиц с атипией, в этом же контексте проводятся исследования личностных особенностей этого контингента определение специальной психологии как психологической науки подразумевает ее отграничение от клинических дисциплин (невропатологии, психиатрии). Клинические дисциплины изучают этиологию и патогенез заболеваний, появление и чередование симптомов и синдромов, прогнозируют заболевания, занимаются их лечением и профилактикой. Специальная психология изучает закономерности атипичного психического развития, его механизмы, особенности формирования личности лиц с атипией развития, квалифицирует атииии в понятиях современной психологии, занимается психодиагностикой и психопрофилактикой атипий, разрабатывает теоретические основы психокор-рекционной, психотерапевтической и психореабилитационной работы с соответствующим контингентом. Широкие связи специальной психологии и других областей психологической науки расценивались и расцениваются неоднозначно, поэтому вопрос о самостоятельности специальной психологии как науки окончательно не решен. Тесные связи также существуют между специальной и медицинской или клинической психологией. На первоначальных этапах становления их предметное содержание не всегда было четко разделено. Можно сказать, что в начале XX в. они составляли единую научную дисциплину, которую иногда обозначали термином «патологическая психология». Некоторые авторы и сегодня отождествляют их. Подобная точка зрения не вполне верна, хотя между специальной и медицинской психологией существует много общего. Основной проблемой медицинской психологии является вопрос о влиянии того или иного заболевания на функционирование психики, равно как и роль психики в процессе лечения заболеваний. Предметное содержание специальной психологии связано с разными вариантами отклоняющегося психического развития, которые не рассматриваются в качестве нозологических единиц. Другое существенное отличие состоит в том, что медицинская психология рассматривает человека в клиническом контексте, в процессе лечения. В специальной психологии иной контекст — социальный, то есть обучение, воспитание, профессиональное самоопределение. Разные контексты связаны с разной направленностью приложения психологических знаний. Медицинская психология обслуживает сферу здравоохранения, специальная — сферу коррекционного образования. Л. В. Петровский, говорит о том, что патопсихология, исследующая отклонения в развитии психики, распад психики, является одной из ветвей специальной психологии. Однако с этим, казалось бы, логичным утверждением трудно согласиться. Специальная психология изучает специфику нарушений развития психической сферы у детей, тогда как патопсихология изучает закономерности распада сформировавшейся психики, структуры личности. Известно, что процессы развития и распада подчиняются разным закономерностям и имеют качественные особенности, не позволяющие говорить об однородности отдельных уровней распада и развития. Следовательно, изучение этих закономерностей должно вестись дифференцированно. Кроме того, специальная психология ориентирована на нужды дефектологии и педагогики и «обслуживает» их теоретические и практические потребности, а патопсихология направлена на решение задач психиатрической клиники. В связи с этим включение специальной психологии в патопсихологию и обратная операция представляются неправомерными. С другой стороны, высказывались взгляды о специальной психологии как разделе дефектологии (Петрова В. Г., Лубовский В. И., Розанова Т. В. и др.). Действительно, возникновение специальной психологии обусловлено необходимостью психологической помощи детям и взрослым с отклонениями от нормального развития, вызванными врожденными или приобретенными дефектами. Изначально специальная психология была ориентирована на теоретическую и практическую дефектологию. Однако дефектология — педагогическая наука, обращенная к задачам специального образования. Специальная (коррекционная) педагогика как одна из отраслей педагогической науки тесно взаимосвязана со всем блоком психолого-педагогических и специальных дисциплин. Основные положения обучения и воспитания нетипичных детей коррекционная педагогика разрабатывает в соответствии с общепедагогическими принципами, что и делает ее частью общей педагогики. В свою очередь, коррекционная педагогика разрабатывает свои приемы и методы коррекционного воздействия в различных отраслях специальной педагогики (тифло-. сурдо-, олигофренопедагогике, логопедии и др.) делая существенные поправки в соответствии с природой и характером их дефекта, что делает ее самостоятельной наукой. Разработка фундаментальных методических основ образования и социализации нетипичных детей невозможно осуществить, не зная природы дефекта у ребенка, не выяснив и не изучив причины его отклонений в поведении и развитии, т.е. без знаний основ психологии: общей, возрастной (знания закономерностей функционирования человеческой психики и психического развития в норме) и специальной (изучающей психологические особенности детей с проблемами). Также прослеживается связь с философскими и социально-педагогическими науками: философией (единство общего и особенного, обыденного и необычного в психическом состоянии детей и подростков, проявлению философской закономерности перехода количества в качество, к уменьшению отклонения или к компенсации физического недостатка за счет активизации деятельности здоровых органов пли имеющих незначительную аномалию, законы общего развития, его движущих сил. субъективного и объективного детерминизма педагогических явлений и др); социальной педагогикой (наследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития и позитивной самореализации человека). социальной психологией (изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также разносторонней психологической характеристикой самих этих групп); социологией ( изучении закономерностей становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей). Каждое отклонение, каждый дефект в развитии и поведении имеют свои особенности, обусловленные как социально-педагогическими, так и психологическими причинами. Поэтому выявление специфических особенностей отклоняющегося развития, обусловленных конкретным видом дефекта, требует глубокого знания этпопатогенеза. структуры дефекта, диагностических методик, дифференциально-диагностических критериев, т.е. критериев отграничения одних состояний от других. Поэтому коррекционно-педагогическая деятельность опирается также на знания в области медицинских наук: невропатологии (науки об органических и функциональных болезнях нервной системы), патологической анатомии (науки, изучающей отклонения в строении организма), патофизиологии (науки о закономерностях возникновения, развития и течения патологических процессов), общей и медицинской генетики (науки о законах наследственности и наследственных заболеваниях), психопатологии (науки, изучающая болезни психики, их причины, течение, предупреждение и лечение), детской психиатрии (науки, изучающая психопатологические проявления в детском возрасте). Для сурдо- и тифлопедагогики большое значение имеют данные отоларингологии (науки о заболеваниях уха, носа, горла) и офтальмологии (науки о заболеваниях органов зрения). Разработке методов восстановления нарушенных психических функций с использованием приемов компенсации дефекта помогает патопсихология (отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга). Т.о., рассмотрение взаимосвязи специальной психологии и педагогики с другими науками показало многранность проблемного поля данных наук, в контексте данного курса было лишь тезисно обозначены основные направления и некоторые аспекты этого взаимодействия.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 5805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |