Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь специальной психологии с другими отраслями знания

Общие положения специальной педагогики. Специальная педагогика (называемая в нашей стране также де­фектологией, коррекционной педагогикой) - особая область педагогики изучающая проблемы воспитания и обучения детей с различными нарушениями в психофизическом развитии для которых образование в обычных педаго­гических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.

Понятие «специальная педагогика» используется как общепо­нятный международный педагогический термин, так как сообра­зуется с современными гуманистическими ориентирами мировой системы образования: корректность, отсутствие унижающего че­ловека ярлыка, подчеркивает личностную ориентированность этой области педагогики, ее способность решать сложные инди­видуальные образовательные проблемы конкретного человека.

Особенностью США в отличие от европейских стран является охватывание проблемы образования всех детей, отличаю­щихся от общепринятой нормы (в том числе и одаренных). Однако большинство специалистов (в том числе специалисты Западной Европы) понимает под специальной педагогикой, специальным образованием только сферу образования лиц, отягощенных тем или иным нарушением, недостатком психофизического развития т.к. педагогика одаренных детей - это достаточно уз­кая сфера педагогики, рассчитанная на педагогическую помощь определенной категории детей лишь в ограниченный период. Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности, у которого спектр образовательных проблем неизмеримо шире, чем у одаренного человека.

Становление специальной (коррекционной) педагогики в России происходило в рамках дефектологии. Исторически первыми возникли такие направления специальной (коррекционной) педагогики, как сурдопедагогика, тифлопедагогика и олигофренопедагогика. За столетия своего существования специальная (коррекционная) педагогика значительно расширила область своего применения. Современная специальная педагогика объединяет ряд самостоятельных предметных областей: это сурдопедагогика (от греч. surdus-глухой), изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха (глухие, слабослышащие и позднооглохшие); тифлопедагогика (от греч. tiphlos-слепой)- вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения (незрячие и слабовидящие); олигофренопедагогика (от греч. olygos-малый, phren-ум)- вопросы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью; логопедия (от греч. logos-слово, paideia-воспитание, обучение) - вопросы изучения и исправления недостатков речи (лица с нарушениями речевого развития); тифлосурдопедагогика (слепоглухие); отрасль специальной педагогики применительно к лицам с на­рушениями опорно-двигательного аппарата; отрасль специальной педагогики применительно к лицам с на­рушениями эмоционально-волевой сферы.

В стадии становления находятся области специальной педаго­гики, специализирующиеся на помощи хроническим больным и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями. Каждая из указанных выше предметных областей структурно организована так же, как и общая педагогика, т.е. педагогика данной предметной области (например, сурдопедагогика, олиго­френопедагогика и т. п.), содержит ее историю, дидактику, теорию и практику воспитания, специальные методики. Каждая предмет­ная область дифференцирована также по возрастным периодам; достаточно хорошо разработанными считаются дошкольный и школьный периоды. Создана сеть специальных образовательных коррекционных учреждений, в которых реализуются педагогические технологии, направленные на исправление, ослабление или замещение недостатков психофизического развития посредством средств образования
Объектом специальной педагогики является специальное обра­зование лиц с особыми образовательными потребностями как со­циокультурный, педагогический феномен. Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования, является человек с ограничен­ными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

Предмет специальной педагогики - теория и практика специ­ального образования, что включает в себя изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные воз­можности жизнедеятельности, особенностей его становления и социализации как личности, а также использование этого знания для нахождения наилучших путей, средств, условий, которые обес­печат коррекцию физических или психических недостатков, ком­пенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма и образование такого человека в целях его социальной адаптации и интеграции в общество и обеспечения ему возможности макси­мально независимой жизни

Имея с общей педагогикой единую конечную цель - достиже­ние развивающейся личностью социализации и самореализации, специальная педагогика подчеркивает в этой цели сущностный для человека с ограниченными возможностями жизнедеятельно­сти смысл: достижение им максимально возможной самостоятель­ности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации.

Специальная педагогика имеет и систему целей, без достиже­ния которых невозможна ни социализация, ни самореализация человека с ограниченными возможностями. К числу целей более общего уровня относятся: коррекция недостатка, его компенсация педагогическими средствами; абилитация (применительно к мла­денческому и раннему возрасту) и реабилитация, в первую оче­редь социальная и личностная.

Достижение этих целей специальной педагогики становится воз­можным тогда, когда достигнуты конкретные цели обучения и вос­питания, образования в целом, т.е. когда налицо положительные результаты коррекции и компенсации недостатка. К специфическим конкретным целям можно отнести и компо­ненты личностной реабилитации - воспитание чувства собствен­ного достоинства, преодоление чувства малоценности, марги­нальности или завышенной самооценки, формирование адекват­ных форм социального поведения и некоторые другие.

Для достижения указанных целей специальная педагогика ре­шает целую систему задач:

1.Изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности.

2.Определение коррекционных и компенсаторных возможностей человека с конкретным нарушением в соответствии со структурой этого нарушения и социальными личностными особенностями его проявления.

3.Определение и обоснование построения педагогических классификаций лиц с ограниченными возможностями здоровья.

4.Изучение закономерностей самого специального образования существующих педагогических систем и прогнозирующие возникновение новых педагогических систем.

5.Разработка научных основ содержания образования, принципов, методов, организация условий специального образования.

6.Разработка и реализация коррекционно-педагогических компенсаторных и реабилитационных программ образования таких лиц.

7.Изучение и осуществление процессов социального и средового адаптирования, абилитации и, реабилитации, интеграции лиц с ограниченными возможностями на различных этапах жизни.

8.Разработка и реализация программ профориентации, консультирования и социально-психологической адаптации.

9.Исследовательская разработка и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений развития.

10. Работа с семьей, интенсивное включение семьи в педагогический процесс, оказание педагогической и психологической помощи самим членам семьи.

 

Изучение изолированного объекта есть абстракция. В реаль­ности каждый объект включен в многообразные связи и отноше­ния. Выявление характера этих отношений расширяет представ­ления о свойствах объекта. В научной практике весьма часто складываются ситуации, когда несколько наук изучают один и тот же предмет, но «под разными углами зрения», различными методами, пользуясь собственными категориальными аппарата­ми. Взгляд на один и тот же объект с разных точек зрения мо­жет формировать подчас очень непохожие картины, каждая из которых будет и верной и односторонней одновременно, но при этом воспроизводятся разнообразные его связи и отношения.

Таким образом, обогащение наших знаний лежит на пути научной интеграции, установлении тесных контактов между дисциплинами. Специальная психология обладает обширны­ми межпредметными связями, которые имеют отчетливую тенденцию к дальнейшему росту.

Кроме того, нелишне напомнить, что специальная психо­логия исторически формировалась в процессе непрерывного взаимодействия с другими науками. Так, являясь частью пси­хологической науки, специальная психология прежде всего и теснее всего связана с другими ее отраслями и в особеннос­ти с общей, возрастной и педагогической. Знания, накоплен­ные ими, выступают в качестве теоретической базы для специальной психологии, ибо развитие психики в условиях сенсорных, речевых, двигательных и других нарушений под­чиняется общим законам функционирования и генеза созна­ния.

Можно разделить по принципу:

внутрипсихологический, в котором изучают­ся проблемы на границе различных областей психологии (общей, воз­растной, клинической, социальной, педагогической и т. д.).

внешнепсихологический. Он предполагает изу­чение предметно-объектных оснований проблем специальной пси­хологии с позиций философии, социологии, медицины, педагогики и других наук о человеке.

По содержание: психологические, педагогические, социальные, медицинские.

По характеру связи: использование основных идей, теоретических положений и обобщающих выводов других наук; заимствование методов исследования; использование конкретных результатов исследований; участие в комплексных исследованиях.

!!! Интересные моменты по поводу дифференциации специальной психологии и других разделов психологии (возрастную, клинической, патопсихологии, детской психопатологии, нейропсихологии, педагогической психологии, социальной психологии)

Специальную и возрастную психологию сближает общность их объекта — развивающийся человек. Но если возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека, онтогенез психиче­ских процессов и психологических качеств, то специальная психоло­гия изучает формирование психических новообразований в условиях специфической социализации — нарушении взаимодействия лично­сти с окружающей средой. В этой связи проблемы специальной пси­хологии решаются с учетом возрастных особенностей человека, име­ющего врожденные или приобретенные проблемы развития, опосре­дованно влияющие на его социализацию

С педагогической психологией особо интенсивное взаимодейст­вие происходит при установлении закономерностей овладения зна­ниями, умениями, навыками детьми с атипией, при изучении изме­нений их психики в процессе учебно-воспитательной работы. Специ­альная психология выявляет психологические механизмы, лежащие в основе педагогических взаимодействий с такими детьми, изучает закономерности педагогического процесса, определяет условия его оптимизации. При этом специальная психология ориентирует «ожи­даемый результат» на доступный каждому ребенку уровень развития и социализации.

Концепция Л. С. Вы­готского об изменчивости межфункциональных связей и отношений в процессе формирования высших психических функций позволила указать направление изменений в процессе развития: «вверх» — на еще не сформировавшиеся функции и «вниз» — на уже сложившие­ся. Изменчивость межфункциональных связей обусловливает зависи­мость характера отклонений в развитии от времени воздействия пато­генного фактора. Этот вывод способствовал уточнению задач психо­логической диагностики и научному обоснованию обучения детей с нарушениями в развитии. Сегодня можно уверенно говорить о широ­ком применении нейропсихологических методов в специальной психо­логии (см. работы Н. К. Корсаковой, А. В. Семенович, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, О. Н. Усановой, Л. С. Цветковой, Т. В. Ахутиной и др.).

взаимопроникновения социальной и специальной психологии. Арсенал фундаментальных положений специальной психологии обогатился представлениями о специфике общения и взаимодействия лиц с атипией, в этом же контексте про­водятся исследования личностных особенностей этого контингента

определение специальной психологии как психологической нау­ки подразумевает ее отграничение от клинических дисциплин (нев­ропатологии, психиатрии). Клинические дисциплины изучают этио­логию и патогенез заболеваний, появление и чередование симптомов и синдромов, прогнозируют заболевания, занимаются их лечением и профилактикой.

Специальная психология изучает закономерности атипичного пси­хического развития, его механизмы, особенности формирования лич­ности лиц с атипией развития, квалифицирует атииии в понятиях современной психологии, занимается психодиагностикой и психопро­филактикой атипий, разрабатывает теоретические основы психокор-рекционной, психотерапевтической и психореабилитационной рабо­ты с соответствующим контингентом.

Широкие связи специальной психологии и других областей пси­хологической науки расценивались и расцениваются неоднозначно, поэтому вопрос о самостоятельности специальной психологии как науки окончательно не решен.

Тесные связи также существуют между специальной и ме­дицинской или клинической психологией. На первоначаль­ных этапах становления их предметное содержание не всегда было четко разделено. Можно сказать, что в начале XX в. они составляли единую научную дисциплину, которую иногда обозначали термином «патологическая психология». Неко­торые авторы и сегодня отождествляют их.

Подобная точка зрения не вполне верна, хотя между специальной и медицин­ской психологией существует много общего. Основной про­блемой медицинской психологии является вопрос о влиянии того или иного заболевания на функционирование психики, равно как и роль психики в процессе лечения заболеваний. Предметное содержание специальной психологии связано с разными вариантами отклоняющегося психического разви­тия, которые не рассматриваются в качестве нозологических единиц. Другое существенное отличие состоит в том, что медицинская психология рассматривает человека в клини­ческом контексте, в процессе лечения. В специальной пси­хологии иной контекст — социальный, то есть обучение, вос­питание, профессиональное самоопределение. Разные кон­тексты связаны с разной направленностью приложения психологических знаний. Медицинская психология обслу­живает сферу здравоохранения, специальная — сферу коррекционного образования.

Л. В. Петровский, говорит о том, что патопсихология, исследующая отклонения в развитии психики, распад психики, яв­ляется одной из ветвей специальной психологии. Однако с этим, ка­залось бы, логичным утверждением трудно согласиться.

Специальная психология изучает специфику нарушений разви­тия психической сферы у детей, тогда как патопсихология изуча­ет закономерности распада сформировавшейся психики, структуры личности. Известно, что процессы развития и распада подчиняются разным закономерностям и имеют качественные особенности, не по­зволяющие говорить об однородности отдельных уровней распада и развития. Следовательно, изучение этих закономерностей должно вестись дифференцированно. Кроме того, специальная психология ориентирована на нужды дефектологии и педагогики и «обслужива­ет» их теоретические и практические потребности, а патопсихология направлена на решение задач психиатрической клиники. В связи с этим включение специальной психологии в патопсихологию и об­ратная операция представляются неправомерными.

С другой стороны, высказывались взгляды о специальной пси­хологии как разделе дефектологии (Петрова В. Г., Лубовский В. И., Розанова Т. В. и др.). Действительно, возникновение специальной психологии обусловлено необходимостью психологической помощи детям и взрослым с отклонениями от нормального развития, вызван­ными врожденными или приобретенными дефектами. Изначально специальная психология была ориентирована на теоретическую и практическую дефектологию. Однако дефектология — педагогиче­ская наука, обращенная к задачам специального образования.

Специальная (коррекционная) педагогика как одна из отраслей педагогиче­ской науки тесно взаимосвязана со всем блоком психолого-педагогических и специальных дисциплин. Основные положения обучения и воспитания нетипичных детей коррекционная педагогика разрабатывает в соответствии с общепедагогическими принципами, что и делает ее частью общей педагогики. В свою очередь, коррекционная педагогика разрабатывает свои приемы и методы коррекционного воздействия в различных отраслях специальной педагогики (тифло-. сурдо-, оли­гофренопедагогике, логопедии и др.) делая существенные поправки в соответствии с природой и характером их дефекта, что делает ее самостоятельной наукой.

Разработка фундаментальных методических основ образования и социализации нетипичных детей невозможно осуществить, не зная природы дефекта у ребенка, не выяснив и не изучив причины его отклонений в пове­дении и развитии, т.е. без знаний основ психологии: общей, возрастной (знания закономерностей функционирования человеческой психики и психического развития в норме) и специальной (изучающей психологические особенности детей с проблемами).

Также прослеживается связь с философскими и социально-педагогическими науками:

философией (единство общего и особенного, обыден­ного и необычного в психическом состоянии детей и подростков, проявлению философской зако­номерности перехода количества в качество, к уменьшению от­клонения или к компенсации физического недостатка за счет активизации деятельности здоровых органов пли имеющих незна­чительную аномалию, законы общего развития, его движущих сил. субъективного и объективного детерминизма педагогических явлений и др);

социальной педагогикой (наследование воспитательных сил общества и способов их актуали­зации, путей интеграции возможностей общественных, государст­венных и частных организаций в целях создания условий для раз­вития и позитивной самореализации человека).

социальной психологией (изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обуслов­ленные фактом их включения в социальные группы, а также разно­сторонней психологической характеристикой самих этих групп);

социологией ( изучении закономерностей становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей).

Каждое отклонение, каждый дефект в развитии и поведении имеют свои особенности, обусловленные как социаль­но-педагогическими, так и психологическими причинами. Поэтому выявление специфических особенностей отклоняющегося развития, обусловленных конкретным видом дефекта, требует глубокого знания этпопатогенеза. структуры дефекта, диагностических ме­тодик, дифференциально-диагностических критериев, т.е. крите­риев отграничения одних состояний от других. Поэтому коррекционно-педагогическая деятельность опирается также на знания в области ме­дицинских наук: невропатологии (науки об органических и функциональных болезнях нервной системы), патологической анатомии (науки, изучающей отклонения в строении организма), патофизиологии (науки о закономерностях возникновения, развития и течения патологических процессов), общей и медицинской генетики (науки о законах наследственности и наследственных заболеваниях), психопатологии (науки, изучающая болезни психики, их причины, течение, предупреждение и лечение), детской психиатрии (науки, изучающая психопатологические проявления в детском возрасте). Для сурдо- и тифлопедагогики большое значение имеют данные отоларингологии (науки о заболеваниях уха, носа, горла) и офтальмологии (науки о заболеваниях органов зрения). Разработке методов восстановления нарушенных психических функций с использованием приемов компенсации дефекта помогает патопсихология (отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга).

Т.о., рассмотрение взаимосвязи специальной психологии и педагогики с другими науками показало многранность проблемного поля данных наук, в контексте данного курса было лишь тезисно обозначены основные направления и некоторые аспекты этого взаимодействия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Категориально-понятийный аппарат специальной психологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 5646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.