Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категориально-понятийный аппарат специальной психологии




Категориально - понятийный аппарат специальной психологии и специальной педагогики. Так как специальная педагогика является составной частью пе­дагогики, то она пользуется большинством общепедагогических терминов. В то же время специальная педагогика имеет и собст­венный понятийный аппарат, свою терминологию, которые от­ражают ее специфику как научной дисциплины.

Каждая научная область один и тот же объект или явление обозначает своим термином. Перенос термина одной науч­ной сферы в терминологический аппарат другой нередко приводит к тому, что в контексте иной предметной области данный термин теряет свой информационный, сущностный смысл применительно к той научной сфере, в которую он перенесен. Так например, одного и того же ребенка три специалиста (клиницист, психолог, педагог) из раз­ных предметных областей могут охарактеризовать по-разному, и эта характеристика будет удовлетворительна только в рамках своей области.

Клиницист скажет, например, о том, что у ребенка «минималь­ная мозговая дисфункция»; психолог обозначит состояние ребен­ка как «задержку психического развития»; педагог охарактеризует такого ребенка как «имеющего трудности в обучении». Если клиницист воспользуется при постановке диагноза терминами: «ребенок с трудностями в обучении», «отстающий», то для построе­ния возможной медицинской помощи такому ребенку подобный диагноз не будет иметь смысла: в нем исчез медицинский контекст. Так же и педагог, называя ребенка «учеником с ЗПР» («дефектив­ным», «аномальным», «больным»), пользуется чужой (и чуждой для специальной педагогики) профессиональной терминологией. Употребление того или иного термина должно соответствовать проблемно-предметному контексту (т. е. тому, к какой предметной сфере эта проблема относится - к медицине, специальной педаго­гике, специальной психологии, праву, социальной помощи и др.). Т.о. можно говорить об объективном существовании параллельной терминологии в специальной психологии и педагогики, а так же смежных с ними предметных областях.

Понятийно-терминологический аппарат постоянно находится в процессе упорядочивания т.к. ряд используемых понятий постепенно перестает вмещать новый опыт, неизбежно накапливающийся с развитием науки.

Изучение данного курса предполагает овладение рядом наиболее часто употребляемых категорий и понятий, которыми оперируют специальная психология и педагогика.

Разделы специальной психологии

Наиболее рано выделились в качестве направлений специальной пси­хологии олигофренопсихология (психология умственно отсталых); сурдопсихология (психология глухих), тифлопсихология (психоло­гия слепых).

1. Смешение, заимствование понятий из смежных наук и понятия собственно специально-психологические (философский, общенаучный, конкретно-научный уровни)

Специальная психология также контактирует с рядом клинико-биологических наук: нейрофизиологией, невропатоло­гией, детской психиатрией, офтальмологией, оториноларин­гологией, медицинской генетикой и др. Знания о структур но-функциональных основах организации психической дея­тельности углубляют представления о природе нарушений психического развития. Многочисленные психические и не­рвные заболевания, как и заболевания органов зрения, слуха и речевого аппарата, могут стать причинами отклонений в раз­витии. Именно поэтому клинические сведения из перечислен­ных дисциплин так важны для построения теории специаль­ной психологии. Сказанное, безусловно, не означает отожде­ствление клинического и психологического подходов, ибо клинициста (врача) прежде всего интересуют симптомы и син­дромы заболевания как внешние проявления внутреннего па­тофизиологического процесса. Психолог же, по справедливо­му мнению В. В. Лебединского, за клиническими симптома­ми ищет механизмы нарушений нормальной психической деятельности или психологические реакции на эти симпто­мы. Таким образом, клинический и психологический анали­зы обращены к разным уровням изучаемого явления — физи­ологическому и психологическому, каждый из которых при всем их единстве обладает выраженной спецификой, собствен­ными закономерностями и несводим к другому.

Соотношение клинического и психологического анализов часто напоминает известный психологический феномен по­очередной смене фигуры и фона, последовательно превраща­ющихся друг в друга. Например, детская психиатрия занима­ется не просто психическими заболеваниями, их этиологией, патогенезом и т. д., но прежде всего тем, как они протекают и проявляют себя в зависимости от возрастного фактора. Здесь болезнь выступает в роли фигуры, а возраст в роли фона. Спе­циальная психология интересуется тем, как психическое за­болевание и его последствия (равно как и другие соматичес­кие расстройства) влияют на процесс возрастного развития психики. В этом случае процесс возрастного развития пред­ставлен в виде фигуры, а болезнь и ее последствия в роли фона.

Само возникновение специальной психологии связано с практикой обучения и воспи­тания детей с отклонениями в развитии. Очевидным является тот факт, что методы и содержание специального обучения и воспитания должны основываться на знании особенностей психического развития детей с ограниченными возможностя­ми.

2. Понятийный аппарат специальной психологии необходимо рас­сматривать в связи с породившим его социокультурным контекстом, только так можно разобраться в его семантике.

Представленные в различных концепциях и моде­лях отношений, каритативная мо­дель, клинической, реабилитационная (клинико-социологической), социокультурной и др. Понятия по существу выражают точку зрения исследователя на изу­чаемый предмет. В них фиксируется позиция специалиста — носителя определенных взглядов, убеждений; они «маркируют» в языке эту позицию. В результате таких процессов научные понятия как языко­вые формы отражения привнесли в специальную психологию заимст­вования из медицины, дефектологии, социологии. Многие понятия еще находятся в стадии становления и являются дискуссионными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 7064; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.