Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы воздействия




Нейропсихологический анализ применяется и в рамкахсоциопсихологического подходак изучению нарушений развития (Усанова О. Н., 1990, 1995, 2003). Этот подход предполагает качественный анализ деятельности и поведения ребенка в их неразрывной связи с со­стоянием высших психических функций. Предметом изучения служит жизненный опыт ребенка, его игровая деятельность, навыки самооб­служивания, интересы, общительность, эмоциональное реагирование на различные ситуации. Внимание исследователя сосредоточивается не только на достижениях ребенка в различных видах деятельности, но и на его потенциальных возможностях. Целевая установка сфоку­сирована на определении потенциальных возможностей и способов коррекции затруднений, вызванных нарушением развития. Непре­менным условием социопсихологических исследований является вы­деление первичных и вторичных симптомов нарушений развития.

 

Методы профилактики

► Психопрофилактика — это система мероприятий по устранению фак­торов, вредно влияюших на психику человека, и использование факто­ров, оказывающих на психику положительное влияние.

Важная задача психопрофилактики заключается и в ранней диагно­стике психических заболеваний, и их лечении на начальной стадии.

В специальной психологии психопрофилактика понимается как система мероприятий, направленных на предотвращение нарушений психического развития, их раннюю диагностику и коррекцию, пре­дупреждение рецидивов таких нарушений. Соответственно различа­ют первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.

Первичная психопрофилактика должна начинаться в пренатальном периоде и сопутствовать всем этапам развития ребенка, обес­печивая условия наибольшего психологического комфорта для фор­мирования его личности.

Вторичная психопрофилактика как метод специальной психоло­гии состоит в раннем выявлении отклонений психического разви­тия, контроле состояния ребенка и оказании ему срочной помощи. В этих целях проводится психодиагностика ребенка и семьи, а также начальная психокоррекционная работа с ребенком, предупреждаю­щая усиление отклонения и вторичные нарушения. Работа с детьми, пока они находятся в раннем возрасте, и с их семьями весьма эффек­тивна и позволяет предупредить тяжелые формы нарушений разви­тия.

Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение рецидивов нарушений развития. Как метод она осуществляется в форме психологической поддержки ребенка и помощи семье в раз­личных видах его обучения и социализации.

 

Понятие «психологическое воздействие» в науке окончательно не оп­ределено. В контексте специальной психологии важно разобраться, воздей­ствие или взаимодействие реально происходит, когда специалист кор­ректирует отклонение развития ребенка. Для этого определим основ­ные признаки психологического воздействия:

1) это одна из сторон единого процесса взаимодействия;

2) влияние рассматривается как одностороннее, включенное в состав целостного взаимодействия;

3) результат состоит в изменении психических характеристик или состояния адресата воздействия (Доценко Е. Л., 2000).
Необходимо учесть, что в обыденном употреблении слова «воз­действие» заложен целевой смысл: воздействовать — значит произ­водить изменения.

В данном случае специалист, воздействующий на ребенка с от­клонением развития, решает, что нужно сделать для нормализации психического развития ребенка, как способствовать положительной динамике. Его намерение мыслится как психологическое воздействие.

► Психокоррекция — это метод психологического воздействия на че­ловека, направленный на те психологические механизмы его взаимо­действия со средой, которые нарушают социальную адаптацию. В спе­циальной психологии психокоррекция является основным методом воздействия.

Как метод воздействия психокоррекция представляет собой способ совместной деятельности специалиста (психолога, дефектолога) и ребенка по решению специфических задач, связанных с особенно­стями психического развития ребенка и его взаимодействия со сре­дой. Можно рассматривать этот метод и как систему психологических мероприятий, направленных на исправление, ослабление или воспол­нение имеющихся недостатков психического развития детей. В таком определении акцент делается на целях и приемах работы с ребенком.

По содержанию психокоррекцию можно отнести к преобразую­щим методам. Цель психокоррекции — исправление (или ослабле­ние) нарушенного психического развития, гармонизация формирую­щейся личности. Психокоррекция не исключает одновременной про­филактики иных психических отклонений, обусловленных внутрен­ними и внешними факторами дизонтогенеза. Психокоррекция как метод распространяется на организацию и осуществление познава­тельной и учебной деятельности ребенка, процессы личностного раз­вития и социализации. Коррекции поддается мотивационно-волевая сфера, способность к контролю и самоконтролю.

В зарубежной психологии некоторым аналогом понятия «психокоррекция» служит понятие «интервенция». Его основой является представление об обусловленности развития индивида взаимодействием наследственности, среды и активности самой личности. В широком смысле под интервенцией понимается систематическое вмешательство в процесс развития с целью повлиять на него, поддержав или повысив по­тенциал ребенка (Clarke A. M., Clarke А., 1 986).

Интервенция, таким образом, рассматривает­ся как система плановых (и неплановых) воздействий в целях опре­деленных изменений в проблемных компонентах системы: в лично­сти, среде либо во взаимодействии личности и среды (Adelman H., Taylor L., 1985).

Такое понимание интервенции абсолютизирует стихийный харак­тер развития, оставляя место для непрогнозируемых и непланируемых эффектов, допускает возможность непредсказуемого развития событий. Программы интервенции, получившие широкое распро­странение в западных странах в 60-х годах, в основном ориентирова­лись на изменение условий жизни ребенка. Однако среди условий и факторов развития ребенка не затрагивалась организация его дея­тельности. В современных работах, посвященных ранней интервен­ции (Brambring M. et al., 1993), подчеркивается важность создания условий для формирования у детей высших психических функций и навыков адекватного поведения.

Определяя интервенцию как последовательность процедур вме­шательства в процесс развития, воздействие на развитие в целях изменения его характеристик, можно свести к интервенции любую психологическую и образовательную программу. Однако специаль­ное значение интервенции как психологической практики в контек­сте проблемы оптимизации психического развития ребенка факти­чески совпадает с термином «коррекция развития». Основное разли­чие состоит в понимании источников развития психики человека и соответственно акцентировании различных сторон психологического воздействия: «интервенция» подразумевает момент вторжения, вме­шательство в развитие, понимаемое как природное, а «коррекция» предполагает преодоление отклонений развития, понимаемого как культурно-исторический процесс, посредством формирующего пси­хологического воздействия для достижения возрастных норм.

 

 

Тема 2 Понятие о психической норме психической патологии.

Определение нормы и болезни. Проблема здоровья и болезни, нормы и патологии относится к важнейшим теоретическим междисциплинарным проблемам. Уже у истоков античной культуры на основе конкретного чувственного опыта предпринимались попыт­ки отграничить норму от патологии, которую нередко истолковывали мистически (Фалес. Гераклит, Десокрит, Эпикур, Гиппократ).

Кант считал норму средним вариантом сложившегося правила, типа; по Гегелю, болезнь является следствием нарушения законо­мерностей, связей между отдельными органами и системами орга­низма и между организмом и окружающей средой.

Существует множество определений нормы, однако абсолют­ной метафизической нормы нет, ее границы устанавливаются произ­вольно и далеко не всегда соответствуют состоянию здоровья. Нор­мальное при одних условиях может оказаться патологическим при других.

Проблема нормы в медицине — это биологическая и социальная проблема здоровья. Следует подчеркнуть, что и в настоящее время границы понятий нормы и патологии еще четко и окончательно не определены. Объясняется это тем, что они являются не менее слож­ными, чем человеческий организм, в котором развивается болезнь.

По И. П. Павлову, норма — это физиологическая мера здоровья, при котором структура и функция соответствуют условиям су­ществования организма.

Под болезнью вообще следует понимать сложную реакцию ор­ганизма на воздействие болезнетворных факторов. И. П. Павлов рассматривает болезнь как нарушение жиз­недеятельности организма в целом, его взаимодействия и уравнове­шенности с окружающей, в том числе и социальной, средой.

При патологии нет как абсолютно локальных, так и абсолютно общих процессов. Патология — это единство общего и локального, психического и соматического. Факторы, оказывающие патогенное воздействие на психику человека, небезразличны и для дру­гих органов и систем организма. Кора большого мозга является высшим регулятором всех физиологических и патологических про­цессов, происходящих и организме человека. Таким образом, пато­логия (болезнь), характеризующаяся нарушением жизненно важ­ных функций организма, выступает как качественно новый процесс. Общим для нормы и патологии является то, что они представляют собой проявления жизнедеятельности организма, его приспособляе­мости к окружающей среде. Переход нормы в патологию заклю­чается в превращении количественных изменений в качественные. Поэтому патология — это прежде всего биологический процесс появления нового качества. Патология обусловливает перестройку личности, вплоть до полного ее распада при некоторых органиче­ских психических заболеваниях.

В приложении к человеческой личности, особенно развивающейся личности ребенка, норма является понятием не статически биологическим, а динамически социальным. Оно происходит не только и результате естественно-биологического становления орга­низма и целенаправленного воздействия на личность в семье и шко­ле, но и вследствие иной социально полезной деятельности, под влиянием всех условий жизни: внутреннебиологических, внешнеприродных, социально-общественных, целенаправленно-организован­ных, прямых, косвенных, стихийных и др.

Наряду с понятием «психическая болезнь» существует также понятие «психическая аномалия», т.е. своеобразное отклонение от нормы. При психической болезни в результате нарушения отражательной и регулирующей деятельности коры психические реакции становятся явно патологическими (И.П.Павлов «резко и грубо противоречат реальным отношениям»). О психической аномалии говорят в тех случаях. Когда внутренний конфликт со средой обусловлен частичными психическими отклонениями, понижающими или извращающим в том или иной степени социальную значимость личности со всеми присущими ей, в зависимости от аномалии, особенностями.

Психическая болезнь – это заболевание всего организма с преимущественным поражением головного мозга, проявляющееся в нарушении мышления и поведения.

Рис. 1. Процентное распределение слу­чаев под кривой нормального распре­деления Гаусса

Выделяют следующие виды норм: статистическая норма — это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Обычно статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, уровня развития интеллекта, отдельных его составляющих и т.п.), расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного квадратичного отклонения. Попадание в эту зону собственно средней статистической нормы означает уровень развития, свойственный не менее чем 68% лиц данной возрастной категории, пола и т.д. Имеющиеся качественно-ко­личественные нормативы возрастного развития позволя­ют квалифицировать с большей или меньшей точностью на­блюдаемые особенности детского развития как индивидуальные варианты нормативного раз­вития или как «отклонения» (так называемая кривая Га­усса). Чем дальше какая-либо характеристика развития че­ловека от зоны средних ве­личин, тем с большим осно­ванием можно квалифициро­вать данный случай как от­клонение (рис. 1).

Ориентация на статисти­ческую норму важна прежде всего на этапе выявления не­достатков в развитии и оп­ределения меры их патологичности, требующей специ­альной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и меди­цинской помощи.

функциональная норма. В основе концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным направлением развития каждого человека. Другими словами, это сво­его рода индивидуальная норма развития, которая является от­правной точкой и одновременно целью реабилитационной ра­боты с человеком, независимо от характера имеющихся у него нарушений. В данном контексте следует признать, что достиг­нутое состояние только тогда можно считать нормой, когда в про­цессе самостоятельного развития или в результате специальной коррекционно-педагогической работы наблюдается своего рода гармоничный баланс между возможностями, желани­ями и умениями, с одной стороны, и требованиями со стороны социума — с другой.

Л.Пожар при оценке нормальности или анормальности детей и подростков предполагает учет следующих критерием нормальности:

а) когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является;

б) когда ребенок развивается в соответствии с его собственным об­щим трендом, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодо­левая возможные отрицательные влияния со стороны собственного орга­низма и средового окружения;

в) когда ребенок развивается в соответствии с требованиями обще­ства, определяющими как его актуальные формы поведения, так и даль­нейшие перспективы его адекватного творческого социального функцио­нирования в период зрелости.

Идеальная норма — это некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Можно сказать, что это высший уровень нормы функциональной.

В практической психологии и педагогике сегодня «рабо­тающими» являются понятия предметная норма - знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным пред­метным содержанием программы (отражается в стандартах обра­зования); социально-возрастная норма - показатели интеллекту­ального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу опреде­ленного возрастного этана; индивидуальная норма - проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка (А.К.Маркова). Категория нормы психического развития, по убе­ждению практиков, позволяет определить подходы к решению коррекционно-развивающих задач.

Общее понятие об аномальных детях. Группы аномальных детей. К аномальными (от греч. anomalos - неправильный) относят детей, у которых физические/психические отклонения приводят нарушению нормального хода общего развития. Только в случае если имеющиеся нарушения ярко выраженные, явные, серьезные, требуется создание специальных условий воспитания и обучения. Л.С. Выготский основоположник дефектологии, специальной психологии, говорит о том, что дефект создает базу для развития аномалии. Дефект (лат. defectus - недостаток) одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к дефекту развития, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы. Дефекты такого рода не нарушают общения с окружающими, не мешают овладению учебным материалом и обучению в массовой школе. Следовательно, эти дефекты не являются причиной аномального развития.
Дефект у взрослого человека, достигшего определенного уровня общего развития, не может привести к отклонениям, так как его психическое развитие проходило в нормальных условиях. Таким образом, аномальными считаются дети с нарушением психического развития вследствие дефекта и нуждающиеся в специальном обучении и воспитании.

К основным категориям аномальных детей относятся: дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); с тяжелыми нарушениями речи (логопаты); с нарушениями интеллектуального развития (умственно отсталые, дети с задержкой психического развития); с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые и др.); с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Существуют и другие группы детей с нарушениями и отклонениями в развитии, например дети с психопатическими формами поведения; дети, которые не могут адаптироваться в школе, страдающие школьными неврозами. Особую группу детей, требующую к себе особого внимания психологов и педагогов, составляют одаренные дети.
Обучение и воспитание аномальных детей, включение их в общественную жизнь и производственную деятельность - сложная социальная и педагогическая проблема. Аномальные дети - сложная и разнохарактерная группа. Различные аномалии развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательной возможности и трудовой деятельности.

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка (например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять малоквалифицированную работу (например, металлоштамповка).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.