Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели отношения и использующаяся терминология




 

Каритативная Клиническая Реабилитационная клинико-социологическая Социокультурная  
наиболее ранняя, в основе ее лежит христианская любовь к ближним, больным и страждущим. Приоритетом в помощи является опека относительно пассивном отношении (сострадательном и уни­чижительном одновременно) общества к лицам с нарушением разви­тия. Помощь тогда организовывалась по парадигме «убогий—приют», устранение или «преобразование» дефекта не мыслились. иной по сравнению с опекой помощи таким людям. Воз­никла клиническая концепция, смыслом которой являлось лечение дефекта (устранение его причины). Причиной нарушений развития сторонники клинической концепции считали «дефект», который, по их мнению, и создает типичную для данного нарушения и индивиду­альную для пациента картину Врач не являлся для больного партнером в преодолении болезни, а был обязан держать дистанцию и относиться к больному автори­тарно или снисходительно-покровительственно Человека рассматривали исключительно как биологическое существо словарь психологических терминов пополнился такими как «дефект», «аномалия», «больной ребенок», «диагностика», «лечебная педагогика» и другими. С взаимопроникновением психологии и медицины в спе­циальной психологии начала использоваться «диагностическая» тер­минология, например «задержка психического развития». Параллельно происходило становление дефектологии как науки об обучении и воспитании детей с нарушением в физическом или психическом развитии. Понятийный аппарат этой науки включал термины: «дефективное детство», «слепой», «тугоухий», «глухоне­мой», «олигофрен», «дебил», «имбецил» «логопат». Дело доходило до курьезов, когда в обиходе даже детей, неправильно произносив­ших отдельные звуки, «маркировали» терминами: «ротацист», «сигматик» и др. В то время получила обоснование и надолго закрепилась система помощи «дефективным» детям в форме «отбора» их в специализиро­ванные учреждения преимущественно закрытого типа. Этим отбором занимались специально созданные медико-педагогические комис­сии. Наиболее прочно связанными в системе понятий дефектологии оказались термины «дефект» и «изолированное обучение в специа­лизированном учреждении». Специальная психология, возникшая в недрах дефектологии, естественно, использовала ее понятийный аппарат. С развитием социологии популярность медицинского подхода к лю­дям с атипией постепенно ослабевала, отношение к ним стало стро­иться по реабилитационной модели. модель усовершенствованием интеращиоиной модели, возникшей в социологии криминального поведения и психиатрии (Кантор В. 3., 2000; Клорекс Г., 2000). Согласно интеракционной модели, для вклю­чения человека с ограниченными возможностя­ми в социальную жизнь, с одной стороны, необ­ходимы его собственные усилия, с другой сторо­ны, общество должно проявить готовность при­нять его, повысив о нем свое мнение. Между двумя моделями действительно имеется много общего. Реабилитационная модель тоже предполагает помощь в адаптации к обычной жизни путем коррекции нарушенных функций. В поня­тийном аппарате реабилитационной модели важное место отводится термину «коррекция», ключевой термин — «аномальный ребенок». Де­фект рассматривается как отклонение от нормы, феномен, не совпадающий с ожиданиями окру­жающих и вызывающий негативное реагирова­ние. Для детей в рамках этой модели предусмат­риваются интернатные закрытые учреждения, которые дополняются специальными группами в детских садах и специальными классами (груп­пами) в общеобразовательных школах. Очевид­но, что реабилитационная модель строится ие только на заимствованиях от модели интерак­ционной, но сохраняет и медико-дефектологи­ческое содержание. Недаром ее иногда называ­ют клинико-социологической моделью. Современная социокультурная модель вопло­щает культурно-историческую теорию Л. С. Вы­готского. Она представляет собой парадигму, аль­тернативную клинической модели. На примере анализа отношения общества к лицам с атипией развития определяются те препятствия, которые затрудняют или порой делают невозможной социализацию индиви­да. По мнению Л. С. Выготского, лица с нарушением развития дис­криминируются обществом безосновательно, общество неоправдан но воздвигает перед ними барьеры. Ключевые термины социокуль­турной модели — «социальная адаптация» и «социализация».  
убогий призрение приют Дефект аномалия Диагностика Отбор Лечебная педагогика Дифференцированное обучение аномальный ребенок коррекция   социальная адаптация социализация проблемные дети дети группы риска дети с пробле­мами психиче­ского развития отклоняющееся развитие атипии развития совместное обучение интегрирован­ное обучение интеграция

 

Семантика терминов, обозначающих детей с нарушением в разви­тии, в некоторой степени отражает взгляды общества на «инакость», «ненормативность». В последнее время дефиниции специальной пси­хологии и смежных с ней наук все больше наполняются гуманисти­ческим содержанием.

 

Вместе с тем дискуссия об адекватности понятий, используемых в специальной психологии, насыщении их психологическим содержа­нием и четком отграничении от терминологии смежных дисциплин продолжается.

Таким образом, становление категориально-понятийного аппарата специальной психологии продолжается, про­блема формирования и использования психологически адекватной терминологии для нее весьма актуальна.

Система понятий специальной психологии на разных этапах ее развития менялась, на нее оказывали влияние:

♦ взгляды общества на проблему нарушений и отклонений в разви­тии;

♦ разработка этой проблемы в смежных областях научного знания;

♦ позиция государства относительно форм и способов помощи лю­дям с атипией развития.

Дети с атипией развития - При атипичном развитии возникают изменения в виде отклонений или нарушений в функционировании когнитивных, эмоциональных, регуляционных процессов психики

Представляется принципиально важным выделить понятия, состав­ляющие ядро про­блемного поля специальной психологии: психопрофи­лактика, психодиагно­стика, психокоррек­ция, психологиче­ская реабили­тация, психологиче­ская компенса­ция, психологиче­ская адаптация, интеграция.

Психопрофилактика — это область специальной психологии, изучаю­щая и разрабатывающая систему мероприятий, направленных на со­хранение психического здоровья ребенка, создание адекватных усло­вий развития его психической сферы. Цель психопрофилактики — предотвращение вторичных наруше­ний, которые могут возникнуть на базе первичных отклонений раз­вития и значительно усложнить развитие ребенка.

Психодиагностика — это область психологической науки, разрабаты­вающая методы выявления и опенки особенностей личности.

Психодиагностика как практический аспект специальной психо­логии осуществляется в целях определения особенностей развития детей, отнесения совокупности выделенных диагностических при­знаков к определенной категории. Продуктом психодиагностики яв­ляется психологический диагноз.

В специальной психологии психодиагностика служит раннему вы­явлению отклонений в развитии, что необходимо для своевременно­го оказания психологической и иной помощи ребенку, обеспечения его оптимальной социализации.

Психокоррекция — это метод психологического воздействия на нару­шенные психические механизмы человека в целях нормализации его взаимодействия со средой, улучшения социальной адаптации.

Психокоррекция исправляет нарушения психического развития (не всегда полностью), гармонизирует формирующуюся личность, слу­жит профилактике нервно-психических расстройств, обусловленных внутренними и внешними факторами дизонтогенеза. Психологиче­ская коррекция в большинстве случаев направлена на психические процессы, и только когда дефект имеет психосоматический харак­тер, она затрагивает соматическую сферу. Психокоррекция может исправлять первичные и вторичные нарушения психического разви­тия. В случаях невозможности полной коррекции дефекта решается задача уменьшения психических нарушений, одновременно у ребен­ка вырабатывается адекватное восприятие себя, своих способностей в общении и обучении.

Психологическая реабилитация — это система психологических мер по восстановлению психических функций ребенка и нормального раз­вития его личности.

Локус психологической реабилитации — психическое здоровье ре­бенка, нарушения психической деятельности как последствие атипич­ного развития. Цель этой реабилитации — приобщение детей с атипией развития к общественной жизни, предотвращение или смягче­ние противоречий между потребностями и ограниченной возможно­стью их удовлетворения. Такая реабилитация опирается на компен­саторные процессы и одновременно оптимизирует их протекание, обычно она рассматривается как внешний источник продуктивных изменений. Под абилитацией понимается система раннего вмешательства в процесс развития ребенка в целях наилучшего его приспособления к внешним условиям при имеющихся нарушениях.

Психологическая компенсация рассматривается в науке и как ме­ханизм, и как процесс.

Л. С. Выготский, П. К. Анохин, А. Р. Лурия выделяли два типа компенсации:

внутрисистемный, осуществляемый за счет привлечения сохран­ных нервных элементов пострадавших структур;

межсистемный, связанный с перестройкой функциональной сис­темы и включением в работу новых нервных элементов из других нервных структур.

Оба типа компенсации имеют большое значение в случаях пре­одоления врожденных или рано приобретенных дефектов развития. Б. С. Братусь (1988) непосредственно анализировал процесс возме­щения недоразвитых или нарушенных функций путем использова­ния сохранных или перестройки частично нарушенных функций. В научной литературе понятие «компенсация» тесно связывается с понятием «адаптация». Эти два процесса как бы образуют сложную биполярную функцию, в которой единство сочетается с разнопла­новостью, смысл одной функции раскрывается через существова­ние другой. Адаптация и компенсация уравновешивают друг друга. Адаптация имеет место, когда равновесие между индивидом и сре­дой нарушается из-за изменения среды и индивиду приходится отка зываться от своего исходного состояния; компенсация происходит, когда причина нарушения этого равновесия кроется в самом индиви­де (Сорокин В. М., 2003).

Психологическая адаптация — это процесс (одновременно и резуль­тат) приспособления человека как личности к жизни в обществе в соот­ветствии с социальными требованиями; к своему внутреннему миру в соответствии с собственными потребностями, мотивами, интересами

Под интеграцией в контексте специальной психологии понимается со­трудничество детей с атипией развития с нормально развиваюшимися детьми.

Понятие «интеграция» является ключевым в анализе взаимоот­ношений общества и индивида с атипией развития, а интеграция ати­пичных детей в общество зависит от специфики социальных стерео­типов относительно таких детей. В специальной психологии термин «интеграция» используется не только в значении «объединение», но и в значении «внедрение»: подразумевается вхождение ребенка с атипией развития в среду нормально развивающихся сверстников

Под психическим развитием понимается закономерное изменение во времени (процессов), выраженные в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Особенностями психического развития являются: необратимость; направленность; закономерный характер.

Развитие нетипичного ребенка в большей степени, чем нормального, зависит от формально организованного обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию детей, тормозится формирование их психических функций, углубляется отставание от сверстников с сохранным психофизическим статусом; при сложных нарушениях онтогенеза возможности умственного развития могут оказаться нереализованными.

И воспитание и обучение должны носить развивающий характер, учитывать зону ближайшего развития (ЗБР), то есть тот запас потенциальных возможностей, формирующихся функций аномального ребенка, которые он еще не может реализовать самостоятельно, но уже реализует с помощью взрослого. Согласно Л.С. Выготскому, ЗБР определяет не только имеющиеся возможности, но и перспективу психического развития ребенка с проблемами. Любое обучение должно стимулировать переход ЗБР в актуальное развитие (зону актуального развития), то есть со временем руководство взрослого становится излишним, а решение задач ребенком - самостоятельным. Это и составляет внутреннюю взаимосвязь между обучением и развитием, при которой правильно организованное обучение ведет за собой развитие, опираясь на формирующиеся психические функции.

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие функциональные ограничения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней (окружающей) среды к их особым нуждам, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к людям-инвалидам в целом - понятие

Дети с особыми образовательными потребностями – дети, у которых имеется физический/психический недостаток, который препятствует освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

Недостаток (физический или психический) – подтвержденный психолого-медико-педагогический комиссией диагноз в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссии в отношении взрослых.

· Физический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое со­матическое или инфекционное заболевание.

· Психический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-воле­вой сферы, в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, в том числе умственная отсталость, задержка психического разви­тия, создающие трудности в обучении.

· Сложный недостаток - совокупность физических и (или) пси­хических недостатков.

· Тяжелый недостаток - физический или психический недоста­ток, выраженный в такой степени, что образование в соответст­вии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обу­чения ограничиваются получением элементарных знаний об ок­ружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки.

Коррекция (от лат. correctio - исправление) – система специализированных и общепедагогических мер, направленных на ослабление/преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении детей, подростков, взрослых. Коррекция может выступать как отдельное мероприятие, в то же время она может быть составной частью учебно-воспитательного процесса.

Компенсация (от лат. compensatio - возмещение, уравновешивание) – сложный многоаспектный процесс перестройки/замещения нарушенных/недоразвитых психофизических функций организма, попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными. Например, компенсация нарушенных или утраченных функций зрительного анализатора возможна преимущественно через развитие слуха, обоняния, осязания, то есть с помощью сенсорной системы кожного и кинестетического анализатора. Процесс компенсации опирается на значительные резервные возможности высшей нервной деятельности человека. Компенсация пораженных функций у человека качественно своеобразна - это процесс развития всех сторон личности, в основе которого лежит единство биологических и социальныхявлений.

Иногда, в связи с тем, что нетипичные дети крайне подвержены негативным влияниям и состояниям (болезненные процессы, психические перегрузки - аффекты, стрессогенные факторы, травмы), компенсаторные механизмы могут разрушаться. При этом резко снижается работоспособность и замедляется психофизическое развитие. Это явление называется Декомпенсация (от лат. de - приставка, означающая недостаток, отсутствие). Подобные рецидивы функциональных нарушений приводят к неустойчивости и ослаблению психических процессов. Поэтому ребенок с проблемами нуждается в создании охранительного режима, ограничении учебной нагрузки.

Термин «реабилитация» является производным от термина «абилитация». Применительно к детям раннего возраста с откло­нениями в развитии целесообразно применять термин абилитация (от лат. abilitas - создание возможностей, быть способным к чему-либо) - комплекс услуг, мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального и психофизического развития ребенка. Так как в отноше­нии раннего возраста речь может идти не о возвращении способ­ности к чему-либо, утраченной в результате травмы, болезни и пр., а о первоначальном ее формировании.

Реабилитация(от лат. re - вновь, habilitas -восстановление пригодности к чему-либо, способности) – применение целого комплекса мер (медицинского, социального, образовательного и профессионального) характера, с целью подготовки/ переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей.

Социальная реабилитация (от лат. re - вновь, habilitas -восстановление пригодности к чему-либо, способности и socium - общество) - в международной практике - это восстановление имевшихся в прошлом физических, социальных, образовательных способностей, утерянных по причине болезни или изменения условий жизнедеятельности. В России, по словам В.Н. Ярской, реабилитацией называют как восстановление после тяжелой болезни, так и комплексную помощь людям с ограниченными возможностями. Включение лиц с ограниченными возможностями в социальную среду, в любую общественно полезную деятельность и процесс адекватных социальных взаимоотношений.

Аспекты:

- медицинская реабилитация – лечение недостатков, направленное на ликвидацию последствий заболевания.

- психологическая реабилитация – восстановление психических процессов, снятие психологических комплексов.

- педагогическая реабилитация – восстановление педагогических навыков, формирование индивидуального стиля деятельности.

Интеграция (от лат. integratio-восстановление, соединение) - в контексте коррекционной педагогики, это включение детей и подростков с ограниченными возможностями в окружающую среду, обычные межличностные отношения с целью максимальной нормализации их социокультурного статуса. Одним из оптимальных средств интеграции является интегрированное обучение - процесс совместного образования обычных и аномальных детей.

Социальная адаптация (от лат. adapto - приспособляю) - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. У нетипичных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают значительные трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, правил, что может вызвать неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении, вплоть до аномии, как считают социологи Э. Дюркгейм и Р. Мертон. Они под аномией понимали разрушение имеющихся cоциокультурных представлений, норм, установок, которое может сопровождаться фрустрационными состояниями. Промежуточным звеном между процессами адаптации и аномии выступает дезадаптация (от лат. de(s) - прекращение, удаление, устранение, отрицание какого-либо понятия) - процесс разрушения приспособительных механизмов, жизненных планов.

Приведенные выше понятия далеко не исчерпывают терминологический аппарат специальной психологии и педагогики. Остальные, значимые в рамках данного курса термины будут раскрыты по мере изложения лекционного материала и в терминологическом словаре.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 3045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.