КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модели отношения и использующаяся терминология
Семантика терминов, обозначающих детей с нарушением в развитии, в некоторой степени отражает взгляды общества на «инакость», «ненормативность». В последнее время дефиниции специальной психологии и смежных с ней наук все больше наполняются гуманистическим содержанием.
Вместе с тем дискуссия об адекватности понятий, используемых в специальной психологии, насыщении их психологическим содержанием и четком отграничении от терминологии смежных дисциплин продолжается. Таким образом, становление категориально-понятийного аппарата специальной психологии продолжается, проблема формирования и использования психологически адекватной терминологии для нее весьма актуальна. Система понятий специальной психологии на разных этапах ее развития менялась, на нее оказывали влияние: ♦ взгляды общества на проблему нарушений и отклонений в развитии; ♦ разработка этой проблемы в смежных областях научного знания; ♦ позиция государства относительно форм и способов помощи людям с атипией развития. Дети с атипией развития - При атипичном развитии возникают изменения в виде отклонений или нарушений в функционировании когнитивных, эмоциональных, регуляционных процессов психики Представляется принципиально важным выделить понятия, составляющие ядро проблемного поля специальной психологии: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическая реабилитация, психологическая компенсация, психологическая адаптация, интеграция. Психопрофилактика — это область специальной психологии, изучающая и разрабатывающая систему мероприятий, направленных на сохранение психического здоровья ребенка, создание адекватных условий развития его психической сферы. Цель психопрофилактики — предотвращение вторичных нарушений, которые могут возникнуть на базе первичных отклонений развития и значительно усложнить развитие ребенка. Психодиагностика — это область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и опенки особенностей личности. Психодиагностика как практический аспект специальной психологии осуществляется в целях определения особенностей развития детей, отнесения совокупности выделенных диагностических признаков к определенной категории. Продуктом психодиагностики является психологический диагноз. В специальной психологии психодиагностика служит раннему выявлению отклонений в развитии, что необходимо для своевременного оказания психологической и иной помощи ребенку, обеспечения его оптимальной социализации. Психокоррекция — это метод психологического воздействия на нарушенные психические механизмы человека в целях нормализации его взаимодействия со средой, улучшения социальной адаптации. Психокоррекция исправляет нарушения психического развития (не всегда полностью), гармонизирует формирующуюся личность, служит профилактике нервно-психических расстройств, обусловленных внутренними и внешними факторами дизонтогенеза. Психологическая коррекция в большинстве случаев направлена на психические процессы, и только когда дефект имеет психосоматический характер, она затрагивает соматическую сферу. Психокоррекция может исправлять первичные и вторичные нарушения психического развития. В случаях невозможности полной коррекции дефекта решается задача уменьшения психических нарушений, одновременно у ребенка вырабатывается адекватное восприятие себя, своих способностей в общении и обучении. Психологическая реабилитация — это система психологических мер по восстановлению психических функций ребенка и нормального развития его личности. Локус психологической реабилитации — психическое здоровье ребенка, нарушения психической деятельности как последствие атипичного развития. Цель этой реабилитации — приобщение детей с атипией развития к общественной жизни, предотвращение или смягчение противоречий между потребностями и ограниченной возможностью их удовлетворения. Такая реабилитация опирается на компенсаторные процессы и одновременно оптимизирует их протекание, обычно она рассматривается как внешний источник продуктивных изменений. Под абилитацией понимается система раннего вмешательства в процесс развития ребенка в целях наилучшего его приспособления к внешним условиям при имеющихся нарушениях. Психологическая компенсация рассматривается в науке и как механизм, и как процесс. Л. С. Выготский, П. К. Анохин, А. Р. Лурия выделяли два типа компенсации: ♦ внутрисистемный, осуществляемый за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур; ♦ межсистемный, связанный с перестройкой функциональной системы и включением в работу новых нервных элементов из других нервных структур. Оба типа компенсации имеют большое значение в случаях преодоления врожденных или рано приобретенных дефектов развития. Б. С. Братусь (1988) непосредственно анализировал процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. В научной литературе понятие «компенсация» тесно связывается с понятием «адаптация». Эти два процесса как бы образуют сложную биполярную функцию, в которой единство сочетается с разноплановостью, смысл одной функции раскрывается через существование другой. Адаптация и компенсация уравновешивают друг друга. Адаптация имеет место, когда равновесие между индивидом и средой нарушается из-за изменения среды и индивиду приходится отка зываться от своего исходного состояния; компенсация происходит, когда причина нарушения этого равновесия кроется в самом индивиде (Сорокин В. М., 2003). Психологическая адаптация — это процесс (одновременно и результат) приспособления человека как личности к жизни в обществе в соответствии с социальными требованиями; к своему внутреннему миру в соответствии с собственными потребностями, мотивами, интересами Под интеграцией в контексте специальной психологии понимается сотрудничество детей с атипией развития с нормально развиваюшимися детьми. Понятие «интеграция» является ключевым в анализе взаимоотношений общества и индивида с атипией развития, а интеграция атипичных детей в общество зависит от специфики социальных стереотипов относительно таких детей. В специальной психологии термин «интеграция» используется не только в значении «объединение», но и в значении «внедрение»: подразумевается вхождение ребенка с атипией развития в среду нормально развивающихся сверстников Под психическим развитием понимается закономерное изменение во времени (процессов), выраженные в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Особенностями психического развития являются: необратимость; направленность; закономерный характер. Развитие нетипичного ребенка в большей степени, чем нормального, зависит от формально организованного обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию детей, тормозится формирование их психических функций, углубляется отставание от сверстников с сохранным психофизическим статусом; при сложных нарушениях онтогенеза возможности умственного развития могут оказаться нереализованными. И воспитание и обучение должны носить развивающий характер, учитывать зону ближайшего развития (ЗБР), то есть тот запас потенциальных возможностей, формирующихся функций аномального ребенка, которые он еще не может реализовать самостоятельно, но уже реализует с помощью взрослого. Согласно Л.С. Выготскому, ЗБР определяет не только имеющиеся возможности, но и перспективу психического развития ребенка с проблемами. Любое обучение должно стимулировать переход ЗБР в актуальное развитие (зону актуального развития), то есть со временем руководство взрослого становится излишним, а решение задач ребенком - самостоятельным. Это и составляет внутреннюю взаимосвязь между обучением и развитием, при которой правильно организованное обучение ведет за собой развитие, опираясь на формирующиеся психические функции. Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие функциональные ограничения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней (окружающей) среды к их особым нуждам, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к людям-инвалидам в целом - понятие Дети с особыми образовательными потребностями – дети, у которых имеется физический/психический недостаток, который препятствует освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. Недостаток (физический или психический) – подтвержденный психолого-медико-педагогический комиссией диагноз в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссии в отношении взрослых. · Физический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание. · Психический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, в том числе умственная отсталость, задержка психического развития, создающие трудности в обучении. · Сложный недостаток - совокупность физических и (или) психических недостатков. · Тяжелый недостаток - физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки. Коррекция (от лат. correctio - исправление) – система специализированных и общепедагогических мер, направленных на ослабление/преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении детей, подростков, взрослых. Коррекция может выступать как отдельное мероприятие, в то же время она может быть составной частью учебно-воспитательного процесса. Компенсация (от лат. compensatio - возмещение, уравновешивание) – сложный многоаспектный процесс перестройки/замещения нарушенных/недоразвитых психофизических функций организма, попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными. Например, компенсация нарушенных или утраченных функций зрительного анализатора возможна преимущественно через развитие слуха, обоняния, осязания, то есть с помощью сенсорной системы кожного и кинестетического анализатора. Процесс компенсации опирается на значительные резервные возможности высшей нервной деятельности человека. Компенсация пораженных функций у человека качественно своеобразна - это процесс развития всех сторон личности, в основе которого лежит единство биологических и социальныхявлений. Иногда, в связи с тем, что нетипичные дети крайне подвержены негативным влияниям и состояниям (болезненные процессы, психические перегрузки - аффекты, стрессогенные факторы, травмы), компенсаторные механизмы могут разрушаться. При этом резко снижается работоспособность и замедляется психофизическое развитие. Это явление называется Декомпенсация (от лат. de - приставка, означающая недостаток, отсутствие). Подобные рецидивы функциональных нарушений приводят к неустойчивости и ослаблению психических процессов. Поэтому ребенок с проблемами нуждается в создании охранительного режима, ограничении учебной нагрузки. Термин «реабилитация» является производным от термина «абилитация». Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии целесообразно применять термин абилитация (от лат. abilitas - создание возможностей, быть способным к чему-либо) - комплекс услуг, мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального и психофизического развития ребенка. Так как в отношении раннего возраста речь может идти не о возвращении способности к чему-либо, утраченной в результате травмы, болезни и пр., а о первоначальном ее формировании. Реабилитация(от лат. re - вновь, habilitas -восстановление пригодности к чему-либо, способности) – применение целого комплекса мер (медицинского, социального, образовательного и профессионального) характера, с целью подготовки/ переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей. Социальная реабилитация (от лат. re - вновь, habilitas -восстановление пригодности к чему-либо, способности и socium - общество) - в международной практике - это восстановление имевшихся в прошлом физических, социальных, образовательных способностей, утерянных по причине болезни или изменения условий жизнедеятельности. В России, по словам В.Н. Ярской, реабилитацией называют как восстановление после тяжелой болезни, так и комплексную помощь людям с ограниченными возможностями. Включение лиц с ограниченными возможностями в социальную среду, в любую общественно полезную деятельность и процесс адекватных социальных взаимоотношений. Аспекты: - медицинская реабилитация – лечение недостатков, направленное на ликвидацию последствий заболевания. - психологическая реабилитация – восстановление психических процессов, снятие психологических комплексов. - педагогическая реабилитация – восстановление педагогических навыков, формирование индивидуального стиля деятельности. Интеграция (от лат. integratio-восстановление, соединение) - в контексте коррекционной педагогики, это включение детей и подростков с ограниченными возможностями в окружающую среду, обычные межличностные отношения с целью максимальной нормализации их социокультурного статуса. Одним из оптимальных средств интеграции является интегрированное обучение - процесс совместного образования обычных и аномальных детей. Социальная адаптация (от лат. adapto - приспособляю) - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. У нетипичных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают значительные трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, правил, что может вызвать неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении, вплоть до аномии, как считают социологи Э. Дюркгейм и Р. Мертон. Они под аномией понимали разрушение имеющихся cоциокультурных представлений, норм, установок, которое может сопровождаться фрустрационными состояниями. Промежуточным звеном между процессами адаптации и аномии выступает дезадаптация (от лат. de(s) - прекращение, удаление, устранение, отрицание какого-либо понятия) - процесс разрушения приспособительных механизмов, жизненных планов. Приведенные выше понятия далеко не исчерпывают терминологический аппарат специальной психологии и педагогики. Остальные, значимые в рамках данного курса термины будут раскрыты по мере изложения лекционного материала и в терминологическом словаре.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 3045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |