Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод социального эксперимента

 

Эксперимент в социологическом исследовании — это метод получения информации об изменении показателей деятельности социального объекта в результате воздействия на него заданных и контролируемых факторов, называемых переменными. Переменные в эксперименте — это факторы, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на состояние изучаемого объекта. Системой переменных задается и описывается экспериментальная ситуация. Поэтому переменные выступают здесь в качестве категорий анализа. Различают: а) экспериментальные переменные, влияние которых на ход эксперимента подлежит изучению; б) неэкспериментальные (нейтральные) переменные, результаты воздействия которых на ход эксперимента не изучаются. Для того, чтобы воздействие неэкспериментальных переменных не искажало ход и результаты эксперимента, их действие нейтрализуют специальными приемами. Такие приемы получили название выравнивания условий эксперимента.

Социальный эксперимент выполняет две основные функции: 1) достижение эффекта в практически-преобразовательной деятельности (в этом случае социальный эксперимент нацелен на получение практического эффекта управления социальной системой, познавательные результаты представляют здесь побочный продукт управленческого эффекта); 2) проверка научной гипотезы (процедура экспериментирования здесь целиком сосредоточена на познавательном результате).

Основное назначение эксперимента — выявление причинно-следственных связей между исследуемыми явлениями, их свойствами.

Метод эксперимента предполагает создание экспериментального и контрольногообъектов. На экспериментальный объект воздействуют экспериментальным фактором. Контрольный объект должен быть идентичен экспериментальному по заданным параметрам, разница между ними лишь в том, что в ходе эксперимента контрольный объект не испытывает воздействия экспериментального фактора. Существуют различные методы отбора экспериментальной и контрольной групп, которые тесно связаны с требованием выравнивания условий в эксперименте, причем это требование относится ко всем объектам: экспериментальным и контрольным. В первую очередь выравнивают (путем сопоставления) основные параметры общей социальной ситуации, например, тип поселения, область производства, этническую и культурную среду, временной интервал и другие характерные особенности, равно приложимые ко всем объектам изучаемого процесса. Приемы выравнивания характеристик элементов объекта (изучаемых индивидов, групп) соответствуют различным методам отбора изучаемых объектов.

По логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперимент. В случае линейного эксперимента анализу подвергается одна и та же группа, выступающая вначале в качестве контрольного, а после изменения факторных характеристик (т.е. введения экспериментальных переменных) — в качестве экспериментального объекта. В этом случае надежный результат достигается путем достаточно большого числа повторных опытов с тем расчетом, что по теории вероятностей неконтролируемые факторы при взаимном наложении погашаются и не оказывают влияния на воздействие экспериментального фактора. Такой эксперимент называют еще неконтролируемым.

В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Логическая модель параллельного эксперимента имеет две разновидности: модель по методу единственного сходства и модель единственного различия[15]. Параллельный эксперимент называют контролируемым. Он характеризуется попыткой получить чистый эффект воздействия экспериментальной переменной. С этой целью предпринимается тщательное выравнивание прочих условий, которые способны исказить результат влияния экспериментального фактора. Поэтому контролируемый эксперимент может дать более достоверные результаты.

Различают также натурный и мысленный эксперименты. Натурный эксперимент предполагает вмешательство экспериментатора в естественный ход событий. Среди разновидностей натурного эксперимента выделяют искусственно созданный эксперимент, при котором переменная специально вводится экспериментатором, и эксперимент естественный, при котором переменная появляется независимо от экспериментатора, в процессе естественного хода событий. Мысленный эксперимент — это способ манипулирования с информацией о реальных объектах без вмешательства в действительный ход событий. Здесь исследователь имеет дело со свершившимися событиями. При одинаковой логике поиска причинно-следственных связей процедуры натурного и мысленного эксперимента различны.

Ограничения в применении рассматриваемого метода связаны с тем, что проведение эксперимента возможно только по отношению к тем объектам, в которых на основе имеющихся знаний можно выделить структуру факторов, где допустимо введение в объект экспериментальной переменной, возможно наблюдение и измерение изменений, происходящих в объекте. Это определяет локальность эксперимента, что в свою очередь ограничивает исследователя в возможностях широких обобщающих выводов.

 

Контрольные вопросы, задания и упражнения

► 1. Что такое метод, каковы его основные элементы? Чем отличается метод от методики и процедуры?

► 2. Что такое общенаучные методы? Как они используются в управлении персоналом?

► 3. Приведите классификации методов, используемых в социальных и гуманитарных науках.

► 4. Какие методы сбора информации вы знаете? Каково их место среди других научных методов?

► 5. Какие виды анализа документов вы знаете? В чем состоит особенность контент-анализа?

► 6. В чем отличие научного наблюдения от обыденного? Перечислите виды наблюдения, пригодные для применения в управлении персоналом.

► 7. Какие разновидности опроса вы знаете? Дайте им краткую характеристику.

► 8. На чем основывается логика социального эксперимента? Что такое факторы в эксперименте?

► 9. Что такое тест и чем он отличается от других видов опросов? Какие виды тестов вы знаете?

► 10. Что изучает социометрия, каковы возможности ее применения в управлении персоналом?

► 11. Какую роль в исследовании играет измерение? Какие из признаков, присущих социальным объектам, подлежат измерению?

 



ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИНТЕРВЬЮ

Концепция и основная проблема интервью.

Цель и задачи, объект и предмет интервью.

Гипотезы и их роль в интервью.

Операции с понятиями при разработке инструментария интервью.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Опросные методы | И основная проблема интервью
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.