КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дополнительные правила деления понятий
Основные правила деления понятий Правило 1. Деление понятия должно быть соразмерным; это означает, что объем делимого понятия должен равняться сумме объемов, полученных в результате деления понятий. В случае необходимости осуществления операции деления многоэлементного (многочленного) понятия применяется указание на наличие других элементов. Приведем следующий пример, иллюстрирующий технический прием, позволяющий соблюсти данное правило. Особенно важно соблюдение данного правила при конструировании вариантов ответов интервью. Не менее значимо оно и на этапе проработки основных понятий темы опроса.
Правило 2. Каждая отдельная процедура деления понятия должна производиться только по одному основанию. Правило 3. Основание деления не изменяется, пока операция деления не завершена, то есть пока не получены все понятия, сумма объемов которых равна объему делимого понятия. Правило 4. Члены деления (т.е. элементы, полученные в результате деления) должны исключать друг друга. Иными словами, в результате деления должны быть получены не пересекающиеся понятия[18]. Исключение из этого правила возможно лишь в случае применения нестрогой типологии. Правило 5. Деление должно быть непрерывным. Нельзя допускать скачки в делении понятий и нарушать «этажность» (уровни) деления.
Правило 6. Для процедуры деления понятий выбираются основания, соответствующие целям, задачам и основным гипотезам опроса. При этом выбор основания деления должен быть достаточно полно и разносторонне аргументирован.
Правило 7. Процедура деления основного понятия считается выполненной достаточно полно, если она осуществлена до 5-го – 6-го уровня и в результате деления получены 40–45 понятий, описывающих изучаемый социальный феномен. В отдельных случаях возможны и более тщательные и детальные исследования используемых в исследованиях понятий, но для выполнения основных процедур теоретического анализа и составления достаточно полного представления об исследуемом предмете, как правило, такого объема аналитических процедур уже вполне достаточно. Невыполнение перечисленных правил приводит к возникновению ошибок и в конечном счете — к снижению достоверности и вообще качества результата опроса. Помимо этого, ошибки, допускаемые в процессе разработки основных понятий, могут серьезно влиять на результаты общения в процессе интервью. Если интервьюируемый имеет достаточно высокий уровень образования и профессиональной квалификации, то он обязательно обнаружит пробелы и сможет сформулировать и осмыслить их. Результатом такого осмысления будет неприятный для интервьюера вывод о некомпетентности авторов опроса и самого интервьюера. Этот вывод может стать причиной отказа от продолжения участия как в данном интервью, так и в последующих опросах. Поэтому следует особое внимание обратить на типичные ошибки, встречающиеся при составлении программы опроса.
Типичные ошибки, допускаемые при делении понятий и приемы, используемые для их предупреждения
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |