КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В сценарии кадрового интервью
Функции вопросов Каждый из вопросов должен выполнять в сценарии интервью строго определенные функции. Помимо основных функций, прямо ориентированных на сбор информации, оценку качеств респондента, проверку основной гипотезы и т.п., вопросы должны нести и контекстную (коммуникативную, диалоговую психологическую) нагрузку. Поэтому предполагаемые функции вопроса, приведенного в каталоге вопросов могут существенным образом отличаться от функций того же вопроса в сценарии интервью. 1. Вводный вопрос предназначен для вхождения в коммуникативное поле. Это обычно несложный вопрос о респонденте, не вызывающий эмоционального или какого-либо еще напряжения. Наоборот, вводный вопрос должен располагать собеседника к активному сотрудничеству в ходе интервью. 2. Диагностический вопрос служит для отнесения респондента к определенному типу в соответствии с теми или иными признаками, демонстрируемыми им процессе ответа на него. 3. Заключительный вопрос формулируется для обеспечения плавного, постепенного выхода из диалога. 4. Информирующий вопрос — вопрос напрямую предназначенный для сбора информации. Информирующий вопрос обычно воспринимается как не несущей дополнительной коммуникативной или иной нагрузки, именно поэтому его можно использовать, например,для создания делового настроя, формирования впечатления о непредвзятости оценок интервьюера в ситуациях, когда собеседник напряжен или подозревает подвох со стороны интервьюера. 5. Исследовательский (поисковый) вопрос обычно используется в свободном интервью в целях поиска лейтмотива, удачной психологической атмосферы или подходящего стиля общения. 6. Контрольный вопрос — вопрос, строго говоря, обеспечивающий проверку искренности или истинности информации. Однако, в процессе интервьюирования обычно такие цели напрямую не ставятся и контрольные вопросы предназначаются для последующей оценки полученной от интервьюируемого информации в ходе ее интерпретации. 7. Критический вопрос задается в случае особой необходимости. Он обычно способствует формированию особого психологического состояния напряжения у респондента и часто параллельно выполняет диагностические функции, т.е. позволяет оценивать стрессоустойчивость, лабильность, аде5кватность реакции, способность общаться в конфликтных ситуациях, индивидуальные стратегии поведения в конфликте и т.п. 8. Ловушка. Вопрос-ловушка редко используется в кадровом интервью, тем не менее, необходимость в подобных вопросах иногда возникает. Строго говоря, вопрос-ловушка обычно является заключающим вопросом в серии вопросов, вовсе не обязательно последовательно расположенных в сценарии. Он обычно предназначается для выявления противоречий в суждениях интервьюируемого, а также тенденций и доминаций диалоговой подстройки у испытуемого. Для этого первые вопросы из «ловушечной» серии формулируются как общепризнанные суждения; вопросы, наводящие на определенный ответ, или как вопросы-подсказки. Затем задается итоговый вопрос-ловушка, приводящий либо к необходимости противоположных ранее сделанным высказываниям, либо к необходимости менять свое мнение и аргументировать свои действия (оправдываться). 9. Направляющий вопрос помогает контролировать ход беседы и придерживаться единой линии (темы) интервью. Разновидность направляющего вопроса — акцентирующий вопрос — предназначен для активизации внимания собеседника на определенном ракурсе рассмотрения проблемы (темы). 10. Оценивающий вопрос содержит оценку интервьюируемого и обычно предназначен для оказания психологической поддержки, подбадривания в целях активизации собеседника. 11. Переходный вопрос выполняет функции соединения разнотемовых блоков интервью, представляет собой своего рода логическую связку между направлениями интервью, служит объяснением интервьюируемому причину смещения предмета интереса интервьюера. 12. Поддерживающий вопрос демонстрирует понимание состояния и психологическую поддержку интервьюером респондента. Используется в основном в тех случаях, когда собеседник напряжен, волнуется или чувствует дискомфорт. 13. Презентативный вопрос формулируется в целях формирования у респондента определенных представлений об интервьюере, используемом им инструментарии или фирме, проводящей интервью. Потребность в презентативном вопросе обычно возникает при значительной разнице в статусах (профессиональном, возрастном, социальном и т.п.) участников интервью или в рекламных целях. 14. Прогностический вопрос предназначен для предъявления респонденту тех или иных прогнозов с тем, чтобы выслушать его мнение относительно высказанного предположения. Иными словами прогностический вопрос обычно выполняет побудительную функцию. Но его гипотетическая форма позволяет получать ответы на вопросы, которые не могут быть заданы напрямую. 15. Психологический вопрос предназначен для формирования определенных психологических состояний у респондента. Чаще возникает необходимость в формировании состояний открытости, спокойствия, доброжелательности, искренности, сосредоточенности, гораздо реже — состояний тревожности, напряженности, противоречивости чувств и др. 16. Рациональный вопрос выполняет функции рационализации высказываний. Как правило, он формулируется с таким расчетом, чтобы собеседник развернуто аргументировал свою позицию. 17. Рекреативный вопрос служит формированию состояния психологической легкости (облегчения) и представляет собой нетрудный, отвлекающий или кратковременно переключающий внимание респондента вопрос. Часто используется после очень трудных вопросов. Поскольку обычно ответы на рекреативные вопросы не фиксируются, рекреативные вопросы могут использоваться и в ситуациях необходимости тщательного протоколирования ответа респондента на предыдущий вопрос или фиксации наблюдений интервьюера за поведением, внешностью, специфическими реакциями интервьюируемого. 18. Уточняющий вопрос предназначен для получения более полной информации по предыдущему вопросу, но наряду с этим может выполнять функцию демонстрации заинтересованности и внимания интервьюера. 19. Фатический вопрос — как правило эмоционально насыщенный вопрос, нацеленный на поддержание дальнейшего общения. Часто конструируется с использованием терминов и типичных речевых оборотов и неречевых вкраплений, используемых респондентом. Выполняет функции психологической подстройки к собеседнику. 20. Формирующий вопрос содержит значимые блоки информации (предпосылки вопроса) и предназначен для формирования определенного мнения у респондента. Часто используется в паре с последующим вопросом, который в переформулированном виде воспроизводит ту же информацию или существенно дополняет ее. 21. Эмоциональный вопрос — вопрос, в котором заключена и заметна сильная эмоция; является формой эмоционального воздействия на собеседника в соответствии с целями интервью.
Контрольные вопросы, задания и упражнения ► 1. Дайте логическое определение понятия «вопрос». ► 2. Из перечисленных в пособии 10 основных элементов и характеристик вопроса выберите элементы вопроса и разработайте систему условных обозначений, которые могли бы позволять Вам быстро анализировать логическую структуру сформулированного в письменном виде (написанного) вопроса. ► 3. Ответьте на следующие вопросы. 1) Как соотносятся понятия «основа вопроса» и «предпосылки вопроса»? 2)Что такое объем вопроса? Какой объем вопроса считается небольшим (малым)? Приведите примеры вопросов с большим, средним и малым объемом вопроса. 3) Как связаны предмет вопроса и искомое? ► 4. Изобразите схематично при помощи различных визуальных средств структуру вопроса. ► 5. Проанализируйте сходство и различие строго определенных и строго не определенных вопросов, для чего: 1) сформулируйте 2–3 строго определенных вопроса; 2) переформулируйте их как строго не определенные вопросы; 3) выпишите основные характеристики вопроса, по которым Вы будете осуществлять его анализ; 5) дайте характеристику каждого сформулированного Вами вопроса. Для выполнения этого задания воспользуйтесь, пожалуйста, таблицей.
► 6. Дайте определение понятий «простой вопрос» и «сложный вопрос». Какие элементы языка указывают на то, что перед нами сложный вопрос? Преобразуйте приведенные в схеме сложные вопросы в простые посредством их деления. Почему сложные вопросы не рекомендуется использовать при проведении опросов? ► 7. Внимательно прочтите приведенные ниже вопросы и дайте полную характеристику каждого из них. 1) Где, когда и какое образование Вы получили? 2) Что Вы больше всего цените в человеческих отношениях? 3) Какую религию Вы исповедуете? 4) Какой телевизионный канал Вы смотрите чаще всего? 5) Какой сайт в Интернете Вы посещаете чаще всего? 6) На какую именно должность Вы претендуете и какую зарплату рассчитываете получать? 7) Вы предпочитаете гибкий график работы? 8) Информацию о нашей фирме Вып получили из рекламы? 9) Вы хотели бы получать зарплату один-два раза в месяц или еженедельно? 10) Какие специальные журналы Вы постоянно читаете? Если среди приведенных вопросов есть, на Ваш взгляд, неудачно сформулированные, то откорректируйте их. ► 8. Перечислите максимально полно предпосылки любых двух вопросов и проанализируйте их с точки зрения истинности и ложности. Какие из этих вопросов допустимо использовать при составлении вопросника интервью? ► 9. Дайте определение провокационного вопроса. Чем провокационный вопрос отличается от вопроса корректного и вопроса некорректного? ► 10. Составьте схему «Логическая классификация вопросов». ► 11. Составьте схему «Социологическая классификация вопросов», при этом в качестве оснований для деления возьмите первые девять перечисленных социологических характеристик вопросов. В случае затруднения с названиями вопросов придумывайте их самостоятельно. ► 12. В целях упражнения и приобретения навыков формулировки вопросов попробуйте какой-либо один и тот же предмет вопроса поочередно представить в виде вопросов всех возможных видов. ► 13. Возьмите любой вопросник и постарайтесь определить вид каждого вопроса. Обратите внимание, что каждый вопрос может быть отнесен одновременно к нескольким видам вопросов. Почему? ► 14. Исправьте ошибки в следующих вопросах. 1. «Как часто Вы посещаете профессиональные выставки? 1. Очень редко. 2. Не часто. 3. Редко.». 2. «Какими профессиональными журналами как менеджер по персоналу Вы интересуетесь больше всего? 1. «Управление персоналом». 2. Я часто читаю «Власть». 3. Меня больше привлекает «Менеджмент в России и за рубежом». 4. Обожаю ходить в журналы Интернета. 3. «Почему Вы решили поступить на работу именно к нам? 1. В армию не хотел идти. 2. Живу близко. 3. Ходить рядом. 4. Надо где-то работать. 5. Не знаю. 6. Знакомые посоветовали.». 4. «Что Вы умеете ценить в сотрудниках? 1. Профессиональное мастерство. 2. Все, кроме их личных недостатков.». 5. «Как вы относитесь к руководителю отдела? 1. Хорошо. 2. А стоит ли к руководителю хорошо относиться?. 3. А стоит ли к руководителю плохо относиться?. 4. Плохо.». ► 15. Составьте вопрос, содержащий семиступенчатую шкалу. Проверьте уравновешенность составленной Вами шкалы и при обнаружении ошибок исправьте их. ► 16. Определите, какие характеристики социальных фактов можно выявить, использовав первую и вторую шкалы в приведенных в тексте параграфа примерах. Какие индикаторы использованы в этих шкалах? ► 17. Составьте шкалы ответов для измерения: 1) меры искренности человека; 2) частоты присутствия где-либо; 3) наличия свободного времени. Если Вы обнаружите недостаточность исходных данных — включите их самостоятельно. ► 18. Проанализируйте, пожалуйста, предлагаемый ниже вопрос и исправьте замеченные ошибки. «На предложенных Вам шкалах отметьте, пожалуйста, уровень Вашей вузовской подготовки 1) Подготовка по предметам естественнонаучного цикла. 2) Подготовка по предметам социально-гуманитарного цикла. 3) Теоретическая подготовка по специальности. 4) Практическая подготовка по специальности. Спасибо.» Чем необходимо дополнить этот вопрос?
► 19. Придумайте 3–4 способа составления непрерывных шкал. ► 20. Перечислите основные характеристики и основные этапы построения вопросника. ► 21. Какие формы контроля применяются при составлении вопросов и конструировании вопросника? Раскройте смысл основных контрольных процедур. ► 22. Определите основания для различения структурированных и неструктурированных вопросников. Определите основания для различения видов структурированных вопросников. ► 23. Ответьте на следующие вопросы. Какие виды вопросников применяются при проведении опросов? От чего зависит выбор вида используемого в опросе вопросника? Какие виды вопросников предпочтительнее использовать при проведении учебных, пробных и пилотажных опросов? Аргументируйте свои ответы. ► 24. Возьмите для анализа какую-либо анкету. Выявите ее структуру и принципы построения последовательности вопросов. Попробуйте реконструировать основные гипотезы анкеты. Проанализируйте анкету на предмет возможных ошибок и при обнаружении исправьте их.
______________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы завершили рассмотрение вопросов, затрагивающих теоретические, методические и практические аспекты разработки инструментария интервью. Несмотря на видимую сложность реализации этапов подготовки программы интервью, мы здесь имеем дело с тем самым случаем, когда «глаза страшатся, а руки делают». Добавим: «а умелые руки легко делают». Практика обучения методикам интервьюирования студентов управленческих специальностей показывает, что уже на втором — третьем курсах после изучения соответствующего материала студенты в состоянии не только разобраться в тонкостях подготовки инструментария интервью, но и проводить весьма оригинальные, практически ориентированные и отвечающие всем существующим научным требованиям интервью. Основные проблемы, с которыми сталкивается интервьюер, добросовестно разработавший программу, — это недостаток опыта, который, как известно, приобретается со временем.
______________________________________________________
ЛИТЕРАТУРА
1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982. 2. Андреева Г.М. Современная буржуазная эмпирическая социология: Критический очерк. М.: Мысль, 1965. 3. Андреенков В.Г. Типология и классификация в социологических исследованиях. М.: Наука, 1982. 4. Барис В.В., Садыхбеков Д.Р., Тупичева М.И., Чернышев В.И. Начинающему социологу (Как правильно составить программу исследования). М.: Социологический центр «Социнвест», 1991. 5. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высш. учеб. завед. М.: Аспект Пресс, 1995. 6. Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. М.: Никколо-Медиа, 2001. 7. Бирюков П.Б., Черняева Г.В. Методические указания к изучению темы «Социологическое исследование». М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1998. 8. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. М.: Высшая школа, 1989. 9. Бутенко И.А. Использование новых технологий при опросах // Социологические исследования. 2000. № 10. С. 118–124. 10.Васильев Г.Г. Роль конкретных социологических исследований в научном управлении социальными процессами. М.: Изд-во МГУ, 1981. 11.Ведение переговоров: Междисциплинарный подход / Отв. ред. М.И.Панов, В.В.Петров, А.В.Сурин. М.: Университетский гуманитарный лицей; «Янус-К», 1998. 12.Величко А., Подмарков В. Социолог на предприятии. М.: Моск. рабочий, 1973. 13.Волович В.И. Надежность информации в социологическом исследовании. Киев: Наукова думка, 1974. 14.Воронин Г.Л. Диагностика духовной детерминанты социального взаимодействия // Социологические исследования. 2000. № 9. С. 73–79. 15.Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М.: Статистика, 1974. 16.Гетманова А.Д. Логика. М.: Высш. школа, 1986. 17.Горский Д.В. Логика. М.: Учпедгиз, 1963. 18.Гречихин В.Д. Методика и техника социологических исследований: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1988. 19.Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений: Проблемы методологии исследования общественного мнения. М.: Политиздат, 1967. 20.Докторов Б.З. О надежности измерения в социологическом исследовании. Л.: Наука, 1979. 21.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Пер. с фр. А.Б.Гофмана. М.: Наука, 1991. 22.Жабский М.И. Возможности, границы и техника опроса // Социологические исследования. 1984. № 3. 23.Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М.: Мысль, 1969. 24.Ильин В.В. Научность и ее критерии // Вестник Моск. ун-та. Серия 7. Философия. 1987. № 4. С. 20–29. 25.Инженерная психология за рубежом: Сб. статей / Пер. с англ.; Под ред. А.Н.Леонтьева. М.: Прогресс, 1987. 26.Ионин Л.Г. Понимающая социология: Историко-критический анализ. М.: Наука, 1978. 27.Как провести социологическое исследование: В помощь идеол. активу / Под ред. М.К.Горшкова, Ф.И.Шереги. М.: Политиздат, 1990. 28.Кареев Н.И. Основы русской социологии // Социологические исследования. 1995. № 8. 29.Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.: Высш. школа, 1982. 30.Клигер С.А., Косолапов М.С., Толстова Ю.Н. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. М.: Наука, 1978. 31.Клюшкина О.Б. Построение теории на основе качественных данных // Социологические исследования. 2000. № 10. С. 92–101. 32.Козлова Н.Н. Опыт социологического чтения «человеческих документов», или размышления о значимости методологической рефлексии // Социологические исследования. 2000. № 9. С. 22–32. 33.Количественные методы в социологии / Ред. колл.: А.Г.Аганбегян и др. М.: Наука, 1966. 34.Комозин А.Н., Кравченко А.И. Популярная социология. М.: Политиздат, 1991. 35.Королев Ю.Г. Выборочный метод в социологии. М.: МЭСИ, 1975. 36.Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лашина. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1988. 37.Кроз М.В. Аннотированный указатель методов социально-психологической диагностики. Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 38.Кун М., Макпартленд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М.Андреевой и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 180–187. 39.Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980. 40.Лазарсфельд П.Ф. Измерение в социологии // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы /Пер. с англ. В.В.Воронина и Е.В.Зиньковского. Редакция и вступ. статья Г.В.Осипова. М.: Прогресс, 1972. С. 134–149. 41.Лекции по методике конкретных социологических исследований. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 42.Логика социологического исследования / Отв. ред. Г.В.Осипов. М.: Наука, 1987. 43.Маслова О.М. К вопросу о проектировании социологических анкет // Социологические исследования. 1981. № 1. 44.Маслова О.М. Методология и методы // Социология в России / Под ред. В.А.Ядова. М.: На Воробьевых, совместно с Ин-том социологии РАН, 1996. 45.Математические методы в социальных науках / Пер. с англ. под ред. Г.В.Осипова, Под ред. П.Лазарсфельда и Н.Генри. М.: Прогресс, 1973. 46.Математические методы в социологическом исследовании / Ред. колл. Т.В.Рябушкин и др. М.: Наука, 1981. 47.Методы сбора информации в социологических исследованиях / Под ред. В.Г.Андреенкова и О.М.Масловой. Т. 1. Социологический опрос. Т. 2 Анализ документов, наблюдение, социальный эксперимент. М.: Наука, 1990. 48.Методы социальной психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. 49.Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование / Пер. с болг. М.: Прогресс, 1975. 50.Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии / Пер. с нем. Общ. ред. и вступ. статья Н.С.Мансурова. 2-е изд. М.: Прогресс, 1994. 51.Общая теория статистики / Под ред. А.Я.Боярского, Г.Л.Громыко. 2-е изд. М.: МГУ, 1985. 52.Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М.: Наука, 1977. 53.Паниотто В.И. Качество социологической информации. Киев: Наукова думка, 1986. 54.Познавательные возможности открытых и закрытых вопросов // Социологические исследования. 1984. № 2. 55.Поппер К. Логика и рост научного знания // Избр. работы. М.: Прогресс, 1983. 56.Практикум по прикладной социологии / Под ред. Б.В.Князева, Н.И.Дряхлова, В.Я.Нечаева. М.: МГУ, 1987. 2-е изд. 1992. 57.Практикум по социологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. 58.Процесс социального исследования. М.: Прогресс, 1975. 59.Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники / Под ред. А.М.Матюшкина. М.: Школа-пресс, 1992. 60.Психология. Словарь. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1990. 61.Пфанцагль И. Теория измерений. М.: Мир, 1976. 62.Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук / Пер. с франц. М.: Прогресс, 1972. 63.Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В.Осипова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1983. 64.Сартр Ж.П. Проблемы метода / Пер. с франц. М.: Изд. группа «Прогресс», 1993. 65.Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998. 66.Смелзер Н. Социология / Пер. с англ.; Науч. ред. В.А.Ядов. М.: Феникс, 1994. С. 27–35. 67.Современная западная социология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. 68.Социальные исследования. Вып. 5. Теория и методы / Отв. ред. И.В.Блауберг, Н.Ф.Наумова. М.: Наука, 1970. 69.Социологическое исследование: методы, методика, математика и статистика. Словарь-справочник / Отв.ред. Г.В.Осипов. М.: Наука, 1991. 70.Социология в СССР. В 2-х т. М.: Мысль, 1965. 71.Сравнительный анализ и методика социологических исследований / АН ССР, Ин-т социологии. Отв. ред. В.Г.Андреенков, О.М.Маслова. М.: 1989. 72.Темницкий А.Л. Учебное исследование — форма практических занятий // Социологические исследования. 2001. № 3. С. 117–121. 73.Толстова Ю.Н. Логика математического анализа социологических данных. М.: Наука,1991. 74.Форма опроса и целевая установка исследователя // Социологические исследования. 1983. № 3. 75.Черняева Г.В. Социологическое исследование: Учебное пособие. М.: Изд. комплекс МГУПП, 1998. 76.Шляпентох В. Проблемы достоверности статистической информации в социологических исследованиях. М.: Статистика, 1973. 77.Шляпентох В.Э. Проблемы достоверности статистической информации в социологических исследованиях. М.: Статистика, 1973. 78.Шубкин В.Н. Социологические опыты. М.: мысль, 1970. 79.Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / Пер. с польск. М.: Прогресс, 1969. 80.Юри У. Преодолевая «нет», или Переговоры с трудными людьми. М.: Наука, 1993. 81.Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Наука, 1987. 3-е изд. Самара, 1996. 82.Яковенко Ю.И., Паниотто В.И. Почтовый опрос в социологическом исследовании. 83.Якубовский А.Э. Социальный тип — гипотеза и инструмент исследования социальной структуры // Социологические исследования. 2001. № 4. С. 131–133.
Глава 4
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |