КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как проблема интервью
Ошибки самопрезентации интервьюера Коммуникативные диалоговые позиции Очевидно, что многие из рассмотренных некорректных коммуникативных приемов связаны с созданием невыигрышной коммуникативной позиции, типы таких ситуаций необходимо знать каждому профессиональному коммуникатору: 1) необходимость передать большой объем информации за короткое время; 2) необходимость защищаться или оправдываться по какому-либо поводу (как по поводу существенной ошибки, так и по поводу несущественных ошибок и обстоятельств, например, вследствие минутного опоздания); 3) необходимость признания собственной неинформированности или некомпетентности[45]; 4) необходимость отказа от ответа на вопрос (в любой форме: со ссылкой на занятость, на недостаток времени, на отсутствие кого-либо или чего-либо, на недостаток информации, со ссылкой на то, что об этом только что было подробно сказано, и т.д.); 5) необходимость нападать, критиковать, защищать; 6) необходимость перебивать говорящего; 7) необходимость останавливать затянувшееся общение. Две последние проблемы можно научиться решать с использованием классических приемов, в частности, подведения итогов диалога — резюмирования диалога. Воспользуемся советами Д. Льюиса, который предлагает использовать классические модели подведения итогов[46]. 1. Неожиданное заключение. «Удивите слушателей неожиданным выводом или комментарием». 2. Резюме. Помогайте запомнить содержание речи при помощи эффекта новизны. 3. Шутка. «Оставьте их смеющимися». 4. Оптимистичный или воодушевляющий призыв. Воодушевляйте аудиторию, передавайте ей свое волнение или душевный подъем. 5. Призыв к действию. «Идите и действуйте». 6. Комплимент на прощание. Не стесняясь, скажите своим слушателям, в чем они великолепны. Подведение итогов диалога является прямой задачей презентанта, даже если речь идет не о самопрезентации, а о представлении кого-либо кому-либо. В последнем случае желательно заранее оговорить такое право и даже специально оговорить продолжительность времени, выделяемого для заключительного слова.
В соответствии с существующими нормами делового общения в самом начале интервью интервьюер должен представиться тому, с кем он намерен его проводить. Даже если собеседники знакомы, то минимальная презентация интервьюером своих функций на период интервью, как правило, необходима. Таким образом, особенности самопрезентации могут задавать атмосферу общения на всем протяжении интервью, а ошибки, допущенные в процессе самопрезентации могут негативным образом повлиять на отношение интервьюируемого к проведению интервью и на результаты опроса. Самой распространенной ошибкой презентации личности является негативная презентация или (чаще) презентация значимого негативного качества личности. Общее негативное впечатление обычно задается системой применения и сочетанием негативных характеристик, но возможно и использование приемов негативных оценок на невербальном языке общения. Следует иметь в виду, что даже при положительной вербальной информации смысл воспринятой информации подвергается значительной коррекции или даже меняется на противоположный, если использованы негативные невербальные сигналы. Поэтому можно сделать вывод: презентантам следует особенно следить за невербальной частью своей презентации. Совсем не обязательно и ошибочно объяснять интервьюируемому, что Вы как интервьюер не имеете достаточного опыта, что Вас «заставили» заниматься этим делом, что Вы бы с удовольствием сейчас занялись бы другими делами или считаете процедуру интервьюирования излишней или простой формальностью. Часто как ошибочную можно рассматривать и акцентированную позитивную презентацию. Представление только положительных качеств личности (особенно если их перечисляется много), вызывает оценку презентации как необъективной и даже может стимулировать реципиентов к усиленному поиску недостатков у презентируемого. Поэтому не ложка, но капелька и не дегтя, а, скажем, воды, в бочке меда в данном случае необходима; она существенно не повлияет на позитивное впечатление о человеке, но выполнит очень важную функцию в презентации и будет способствовать формированию доверия у реципиентов. В коротких самопрезентациях можно вполне обходиться перечислением своих функций, не углубляясь в перечисление и тем более анализ своих профессиональных, деловых и личностных достоинств. Иногда при самопрезентации имеет место неудачный выбор презентируемого качества, например, выбирается презентация либо слишком сложного, либо слишком простого качества. Чаще имеет место первая ошибка. Например, самопрезентация такого качества личности как коммуникабельность в одноразовой одноэтапной монологовой самопрезентации редко бывает удачной и эффективной. Дело в том, что коммуникабельность предполагает комплекс характеристик личности: умение слушать, навык понимания и реагирования на слова собеседника, умение хорошо формулировать и выбирать средства и каналы передачи своих мыслей, способность осуществлять различные виды коммуникативного контроля и т.д. Раскрыть эти качества за сравнительно короткое время самопрезентации, да еще в форме монолога представляется очень сложным. Поэтому, особенно для не очень опытного презентанта нужно выбирать такие качества для презентации, о которых можно в течение 10–15 минут рассказать достаточно подробно, настолько подробно, чтобы они запомнились. Достаточно распространенной ошибкой самопрезентации личности является неудачное акцентированиевнимания реципиентов. Например, если даже очень длинный перечень позитивных характеристик личности завершить одним негативным высказыванием (тем более оценкой), то она и запечатлится в памяти реципиентов наиболее отчетливо. Или другой пример: неэмоционально поданная информация на фоне эмоционально акцентированной теряется или забывается вовсе. Часто встречающейся ошибкой презентации личности является формирование у реципиентов сверхожиданий по отношению к презентанту. Возникающая при этом проблема заключается в том, что завышенные социальные ожидания при встрече с реальностью вызывают чувство разочарования и даже раздражения у реципиентов. Следовательно, очень важно именно умеренное (по их числу и силе воздействия) представление профессиональных и личностных качеств. Еще одна ошибка — односторонняя презентация (и особенно самопрезентация). Часто бывает, что при деловой презентации говорят только о деловых (профессиональных чертах и характеристиках личности). С одной стороны, это вполне обосновано: зачем информировать присутствующих о личных качествах человека (их много, обо всем не расскажешь, для этого потребуется значительное временя). Но с точки зрения законов восприятия отсутствие личностной компоненты в деловой презентации в значительной мере эмоционально обедняет деловое взаимодействие, как бы обезличивает восприятие и осложняет запоминание. Поэтому в качестве рекомендации можно предложить включать в деловые и профессиональные презентационные тексты хотя бы одно предложение, даже полфразы о личности. Сложно воспринимается информация, преподнесенная в очень быстром, стремительном, а также в слишком медленном темпе. Поэтому темповая несоразмерность скорости восприятия информации аудиторией тоже может рассматриваться как ошибка презентации. Опытный презентант начинает свое выступление именно с апробации темпа подачи информации: он начинает в несколько замедленном темпе, затем постепенно ускоряет и ускоряет речь, прислушиваясь к реакции аудитории, и лишь затем устанавливает приемлемый темп. Помимо апробации темпа восприятия здесь происходит апробация инструментария управления восприятием. Ошибкой при проведении профессиональной презентации считается отсутствие повторений в ходе презентации. Грамотно выстроенная презентация, если проводить аналогии с часами, — это своего рода завод часового механизма. Если вы часовой механизм завели полностью (т.е. использовали максимум презентативных средств), — часы будут ходить долго, если сделали лишь один оборот завода (использовали минимальные средства) — через несколько минут остановятся, если завели и часовой механизм, и будильник (применили презентативные средства и задействовали репрезентативные системы) — то обеспечили нужное действие в нужном месте и в нужное время: а если, скажем, только будильник — то по всей вероятности ожидаемого действия (звонка) не произойдет. Включение повторений, задаваемых в определенном ритме есть не что иное, как включение репрезентативного ритма имеет исключительное значение, т.к. наша нервная система по своей природе основана на ритмах и «включение» ритма во многих случаях равносильно «включению» нервной системы. Успешная презентация складывается из комплекса факторов. Среди них: — внешний вид: черты и выражение лица, прическа и макияж; фигура, осанка и поза; жесты и мимика, одежда, украшения и деловые аксессуары; — коммуникативные средства, прежде всего, манера речи: тембр, звучание и громкость голоса; неречевые вкрапления; стилистические речевые особенности; — коммуникативные навыки и приемы: стилевые особенности приветствия, личностного обращения, межличностных контактов, коммуникативного реагирования, прощания и др.; — индивидуальные психоэмоциональные характеристики: демонстрируемые темперамент, эмоциональный настрой, коммуникативные (и шире — социальные) установки и т.д.; — индивидуальные социальные ориентации: навыки управления социальным пространством и временем общения, ориентирование в сфере социального дистанцирования; — содержание коммуникации: суть, смыслы, подтексты речи и поведения, задаваемые как содержанием и структурой текстового сообщения, так и комплексом невербальных элементов общения; — навыки прогнозирования социальных потребностей и ожиданий, а также потенциальных вариаций воздействия ситуативных факторов. Максимально эффективный результат презентативного воздействия возможен лишь при условии учета всех перечисленных факторов. Важными слагаемыми успешной презентациитакже являются: — грамотно составленный сценарий (прежде всего, тщательно отработанный презентационный ряд); — уверенность в себе (в своих способностях, силах и возможностях); — предъявление адекватной базовой эмоциональной установки и — формирование обратной связи в процессе презентации. Эти четыре направления подготовки успешной презентации требуют известных навыков. Остановимся подробнее на двух факторах успешной презентации, так как они менее всего освещены в литературе.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |