КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обработка ответов респондентов
Опыт применения ранжирующих методик показывает, что лишать опрашиваемых возможности присваивать равные ранги элементам анализа, занимающим, по их мнению, равное положение, целесообразно только в исключительных случаях, продиктованных целями, задачами и гипотезами исследования. Лучше все-таки предусматривать возможность проставления равных рангов и вносить в инструкции соответствующие указания. Особенно это важно, если ранжируется большое количество элементов анализа и если некоторые элементы анализа могут быть трудно различимы опрашиваемыми. Количество элементов анализа (объем перечня) в принципе не ограничен объектом исследования и может включать и 3, и 5, и 70, и 1000 элементов анализа. Но предмет исследования может задавать количественные границы включаемых элементов анализа. В этой связи и качестве примера можно привести микроскоп, позволяющий, в принципе, увеличивать исследуемые предметы в разное количество раз; но, применив слишком большое или слишком маленькое увеличение, можно «потерять» сам предмет исследования. Помимо предметных ограничений существуют интеллектуальные, биологические, психо-физиологические, технико-процедурные барьеры и ограничения, не позволяющие составлять и использовать сколь угодно большие перечни элементов анализа[62]. Поэтому обычно при ранжировании используются шкалы, включающие от 9–10 до 20–25 элементов анализа. Выбор количества элементов анализа зависит главным образом от предмета, цели, задач и гипотез исследования; от специфики конкретного инструментария, применяемого в исследовании, а также от уровня подготовленности респондентов и степени их заинтересованности в исследовании. Учитывая этот последний фактор, для облегчения процедуры ранжирования иногда применяют особые методики, например, методику парных сравнений или методику типологических отнесений (сравнений). При подготовке опросов специалистов высокой квалификации (так называемых экспертных опросов) в перечни включают значительно большее количество элементов анализа (40–50). Но при этом при организации опроса обязательно учитывается, что такое ранжирование требует большого напряжения, больших затрат времени, а также определенной подготовленности эксперта. Для выполнения такого ранжирования необходимы большой объем памяти, умение профессионально различать элементы анализа, умение управлять своим вниманием и некоторые другие качества. Итак, смысл ранжирования заключается в том, что значению каждого элемента из предлагаемого перечня приписывается определенное место и таким образом формируется некоторая порядковая последовательность, то есть каждый опрашиваемый составляет шкалу[63]. Эта порядковая последовательность социальных качеств, параметров, характеристик в итоге процедуры ранжирования заменяется числовой последовательностью, которая и подлежит дальнейшему статистико-математическому анализу. Применение статистических и математических методов позволяет быстро выполнять обработку эмпирической информации, поэтому метод ранжирования представляет собой очень эффективный метод сбора и обработки информации. Во многих случаях именно за счет возможности применения статистико-математического инструментария удается повысить качество итоговой социальной информации, валидность и надежность исследования. Сфера применения методик ранжирования очень широка. Многофакторность, сложность, вариативность социальных процессов, изучение которых являются предметом многих гуманитарных и социальных наук и обусловливают необходимость изучения взаимосвязей и взаимозависимостей, имеющих место в обществе. Во всех сферах социально-гуманитарного знания, где возникает потребность изучения такого типа процессов, возможно применение различных методик ранжирования. Применение методик ранжирования достаточно эффективно, например: — при выявлении и анализе различных производственных и социальных показателей; — при оценке переменных величин; — при сравнительных исследованиях систем ценностей, установок, мотиваций; — при необходимости исследовать степень согласованности мнений, сплоченности коллективов и социальных групп; — при определении доминант и детерминант социального поведения; — при выявлении меры воздействия тех или иных факторов и в ряде других случаев. Поэтому методики ранжирования применяются во всех сферах социально-экономических и гуманитарных наук, не говоря уже о социологии: в психологии, экономической теории, культурологии, политологии и т.д. Особенно часто используется ранжирование в так называемых междисциплинарных исследованиях на стыках различных наук: в экономической психологии, менеджменте, политической психологии, этносоциологии, политической культурологии и т.д. Весьма значимыми представляются перспективы применения ранжирования в управлении персоналом. Несмотря на широкий диапазон использования методики ранжирования, существуют определенные границы ее применения. В каждом конкретном случае, в каждом конкретном исследовании эти границы определяются особо. Но, вместе с тем, можно отметить, что в целом ограничения применения методики ранжирования совпадают с ограничениями применения опросных методов исследования и в основном связаны с (1) психо-интеллектуальными и социокультурными характеристиками опрашиваемых, (2) организационными и (3) материально-техническими проблемами и ограничениями. К примеру, при отсутствии компьютерной техники осуществление многоэлементного ранжирования при участии большого количества опрашиваемых исключительно трудоемко и требует больших временных и материальных затрат. Или, другой пример, трудно представить себе выполняющим процедуру ранжирования человека с низким уровнем интеллектуальной и языковой и профессиональной культуры. Ранжирование, как способ выявления социальной информации можно с высокой степенью эффективности применять в социологии труда для выявления взаимоотношений в коллективе (в параллель с социометрическими методиками), степени сплоченности коллектива; степени согласованности интересов, потребностей, ориентации сотрудников, а также для решения ряда других задач, возникающих в трудовых коллективах. Ранжирование как методика исследования достаточно широко апробирована в социологии семьи и семейных отношений, в частности, при организации работы служб семейной консультации; при исследовании психосоциальной совместимости будущих супругов, при анализе семейных затруднений, причин семейных конфликтов и разводов. Значительное место разработке конкретных ранжирующих методик уделяется в социологии конфликтов, социологии образования и других отраслях социологического знания. Широко используются методики ранжирования в социологии личности: для оценки личностных характеристик, при осуществлении типологии личности, при выявлении и исследовании личностных психосоциальных ролей, статусов личности в социальных группах и т.д. Более того, некоторые элементы методики ранжирования многие люди используют в повседневной жизни, даже не подозревая об этом и довольно часто допуская ошибки[64].
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |