Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные виды ранжирования

Виды ранжирования можно выявить на основании различения целей исследования (ранжирование установок, ценностей, стимулов, спосо­бов оценивания и т. д.) и предмета исследования.

Учитывая количество ранжирующих процедур, можно различать простое (разовое) и сложное (п -разовое) ранжирование. Особо ин­тересны результаты сложного ранжирования, так как получаемые в результате порядковые шкалы при сопоставлении и применении осо­бых приемов выборочного анализа позволяют делать выводы относи­тельно меры совпадения (согласования) мнений, ценностей, позиций опрашиваемых и т.д. Ранжирование одних и тех же элементов анализа с определенным временным интервалом (панельное ранжирование) по­зволяет обнаружить динамику как отдельной личности, так и целой социальной группы.

Мониторинговое (многоплановое, регулярно проводимое) ранжирование позволяет не только определить тенденции изменения исследуемого объекта, но и выстраивать прогнозы.

По способу оценивания можно различать восходящее и нисхо­дящее ранжирование (за основание здесь берется направление оцени­вания). Учитывая способ сравнения, различают одновременное ран­жирование и поэтапное ранжирование. Поэтапное ранжирование чаще всего встречается в двух видах: ранжирование посредством пар­ных сравнений и ранжирование посредством блоковых сравнений. Иногда применяется методика ранжирования посредством множе­ственных сравнений.

Поэтапное ранжирование позволяет разбить на фрагменты и, тем самым, в некоторой мере упростить процедуру ранжирования. Особый интерес этот метод вызывает у исследователей, стремящихся выявить скрытые (в том числе сознательно скрываемые) предпочтения, противоречия во мнениях, оценках, системах ценностей личности и социальных групп и в ряде других случаев (например, когда исследо­ватель предполагает, что опрашиваемым трудно будет справиться с одновременным ранжированием предлагаемых элементов анализа).

Несколько подробнее следует остановиться на описании методи­ки парных сравнений, которая может быть рекомендована для исполь­зования при подготовке и проведении пилотных и студенческих учебных эмпирических исследований. За основу методики парных сравнений взята процедура поэтапного попарного соотнесения всех элементов анализа. При этом число парных сравнений, вошедших в шкалу анализа, будет равно числу всех логически возможных сочетаний элементов анализа.

? Контрольные вопросы, задания и упражнения

1. В чем суть методики ранжирования, каковы её основные преимущества?

2. Перечислите, пожалуйста, виды ранжирования.

3. Если анализу подлежат 5 элементов (условно обозначим их А, Б, В, Г, Д), то сколько парных сравнений должно иметь место, чтобы получить полную информацию? Можно ли вывести математи­ческую формулу, ускоряющую определение количества логически воз­можных сочетаний (и, соответственно, парных сравнений). Если да, то как она будет выглядеть? Если нет, то почему?

 

Методика парных сравнений широко используется в социологи­ческих исследованиях, так как считается высоко надежным и доста­точно точным способом получения информации.

Трудности в применении данной методики возникают при уве­личении числа элементов анализа. Проблемы также возникают в связи с невозможностью составления абсолютно равноценных пар для срав­нения (всегда один элемент указывается первым, что само по себе, и, особенно, при достаточно большом количестве пар для сравнения, мо­жет оказывать влияние на результаты), а также в связи с тем, что в ря­де случаев различные пары элементов анализа сравниваются респон­дентами по различным основаниям (признакам)[65].

При использовании методики парных сравнений обычно состав­ляют специальную таблицу, называемую матрицей пар­ных сравнений, которая позволяет понять основной принцип методи­ки составления пар для сравнения, а также быстро анализировать по­лученный эмпирический материал.

Таблица 10

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обработка ответов респондентов | Матрица парных сравнений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 3443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.