КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Применяемые при ранжировании
При применении методик ранжирования не существует сколь-нибудь строгих специальных ограничений для использования шкал, поэтому возможно использование всех видов шкал. Факторами, ограничивающими применение некоторых видов шкал, являются: 1) сложность шкалы; 2) технические трудности воспроизводства шкалы на опросные листы, которые по мере научно-технического совершенствования постепенно снимаются; 3) технические трудности, связанные с необходимостью считывания и анализа полученной информации; 4) психоинтеллектуальные особенности опрашиваемых (узкие границы поля восприятия, низкий объем памяти, неразвитые аналитические способности, нежелание детально разбираться в анализируемых качествах). Шкалы, используемые при ранжировании можно подразделить: 1) по специфической форме анализируемых величин (вербальные. числовые, графические, рисуночные, табличные, предметные); 2) по специфике применяемых техник анализа (сравнение, выбор из предлагаемого списка, аналогия, синтез, классификация, типология, сортировка); 3) по количеству измеряемых параметров (одномерная, многомерная); 4) по количеству ранжируемых качеств; 5) по плотности ранжируемых качеств. Выбор той или иной шкалы осуществляется в соответствии с целями, задачами, основными гипотезами исследования, а также в соответствии с предполагаемыми условиями проведения опроса (измерения) и возможностями последующей обработки полученного эмпирического материала. Наиболее часто используются вербальные шкалы, в которых в словесной форме представлены перечни каких-либо свойств, качеств или признаков анализируемого социального субъекта, процесса или явления. Вербальные шкалы компактны, удобны в применении и обработке, их сравнительно легко откорректировать или изменить. Помимо этого важно то, что вербальные шкалы информационно объемны. Например, можно предложить для одновременного ранжирования перечень из 10, 20 или 50 понятий и (с большими или меньшими временными затратами, но сравнительно быстро) получить результат. Тогда как, например, представленные к экспертному ранжированию предметы (допустим 10, 20 или 50 автомобилей), рисунки или графики будут анализироваться в несколько раз дольше. Следует также отметить еще одно преимущество вербальных шкал: они могут быть как многозначными (многомерными), так и однозначными (одномерными). Иными словами, данный вид шкал позволяет обеспечить решение задач разного типа и разной сложности. Графические шкалы, в свою очередь, имеют другое очень важное преимущество — наглядность. Они обычно применяются тогда, когда провести вербальное шкалирование представляется затруднительным. Рисуночные шкалы используются для анализа социальных свойств и характеристик, которые, будучи изложены словами, занимают много места. Иногда рисуночные шкалы применяют для наглядности или из рекреационных побуждений[69]. Табличные шкалы представляют собой вариант двойного (строки, столбцы) или тройного ранжирования (плюс баллы, ранги или оценки в клетках на пересечении столбцов и строк). Табличные шкалы чрезвычайно удобны, но иногда их использование затруднено но техническим причинам (например, при невозможности ксерокопирования опросных листов). По мере распространения оргтехники и компьютерной техники табличные шкалы будут использоваться достаточно часто. Предметные шкалы используются, прежде всего, для анализа социальных предпочтений, связанных с предметно-бытовой сферой. Однако, они могут быть использованы и для анализа ментальных, аксиологических и иных характеристик субъекта (субъектов), производящих ранжирование. Границы применения предметных шкал связаны с потенциалом предметного обозначения социальных признаков (качеств, свойств), а также с материальными возможностями (ресурсами) организаторов социологического исследования. Относительно выбора количества ранжируемых элементов также не может быть каких-либо однозначных рекомендаций. Помимо оговоренных выше детерминант, здесь действуют и субъективные факторы: на выбор количества шагов в применяемой шкале часто оказывает влияние уровень профессиональной компетентности исследователя, его добросовестность и глубина интереса к исследуемой проблеме. При выборе количества ранжируемых качеств следует учитывать, что (1) чем более детально осуществляется составление шкалы (то есть чем меньше «зазор», меньше различий между ранжируемыми качествами) и (2) чем больше будет проранжировано качеств, тем более точными будут результаты. Вместе с тем, следует иметь в виду, что уже 50-шаговое ранжирование требует большого интеллектуального напряжения и развитых навыков «улавливания разницы» между ранжируемыми признаками. Поэтому 50-шаговую шкалу следует предлагать только людям, профессионально занимающимся интеллектуальной деятельностью (ученым, преподавателям, писателям, студентам старших курсов и др.) и экспертам-профессионалам по предмету опроса. Более того, респонденты должны чувствовать себя достаточно подготовленными к анализу перечисленных в шкале качеств (характеристик). В противном случае исследователи столкнутся с большим количеством отказов принять участие в исследовании и с большим процентом испорченных опросных листов (например, при неоконченном ранжировании). Таким образом, следует еще раз подчеркнуть, что в социологии используются самые различные виды шкал, а сами термины «шкала» и «вопрос-шкала» трактуются очень широко. Вопрос-шкала представляет собой некоторую, изложенную в определенной форме и имеющую определенный логический смысл информацию, которая содержит указание на ее недостаточность, возможность или необходимость ее дополнения; а также включает набор стандартизированных вариантов ответов. Шкала является основным средством (способом) стандартизации ответов. Под шкалой в социологии и психологии принято понимать набор индикаторов, расположенных в определенной последовательности (с убыванием, уменьшением или возрастанием, усилением рассматриваемого качества или признака). Следует иметь в виду, что работа по составлению вопроса-шкалы обычно предполагает выполнение следующих предварительных этапов. Первый этап — определение проблемы, предмета, объекта, целей, задач и основных гипотез исследования. Второй этап — теоретический анализ предмета исследования, включающий определение, операционализацию и интерпретацию основных понятий, имеющих отношение к теме и предмету исследования. И лишь после этого можно переходить к третьему этапу — выбору и обоснованию методов и методик исследования и конкретной разработке инструментария — вопросов и шкал. Общие принципы и технологию конструирования вопроса-шкалы можно пояснить на условном примере. Допустим, тема, выбранная для проведения социологического исследования, включает три основных понятия, которые мы условно обозначим цифрами «1», «2», «3». Разбив каждое из этих основных понятий на несколько составляющих меньших по объему понятий (то есть выполнив логическую операцию деления понятий), допустим, мы получили следующий набор понятий: 1а, 1б, 1в, 1г (раскрывающие понятие «1»); 2а, 2б, 2в (раскрывающие понятие «2»); 3а, 3б, 3в, 3г, 3д (раскрывающие понятие «3»). Повторив процедуру деления понятий применительно уже к этим 12 понятиям, мы получим еще один ряд понятий, еще большей численности. После нескольких повторений операции деления понятий мы, в конце концов, доберемся до далее неразложимых «элементарных» понятий (признаков), из этих элементарных понятий и выстраивается по определенному, выбранному в соответствии с целями, задачами и гипотезами исследования, принципу некоторая последовательность (назовем ее понятийной базой шкалы). Допустим, мы таким образом составили набор из 21 понятия и построили понятийную базу шкалы (I), а затем спроецировали ее и построили шкалу оценок (II).
Схема 1
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |