Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапа развития научного менеджмента




ЭТАПЫ И ШКОЛЫ В ИСТОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Начавшись в XVIII столетии в Великобритании, промышленная революция вскоре пересекла Атлантику и достигла берегов Америки. Основным ее достижением стала замена ручного труда машинным, что, в свою очередь, сделало экономически выгодным производство товаров не отдельными семьями, а в фабричных условиях.

Пятой управленческой революцией, произошедшей в конце XIX - начале XX в., стало появление класса профессиональных менеджеров, что, по мнению специалистов, явилось радикальным переворотом в обществе. Менеджеры выделились в отдельный от капиталистов класс.

Весь период развития научного менеджмента обычно делят на четыре этапа.

Первый этап развития научного менеджмента - «деловое администрирование». Характерным для этого этапа является развитие управленческих схем. На этом этапе были разработаны следующие теории:

- научное управление Тейлора;

- функциональный менеджмент Файоля;

- бюрократическое администрирование Вебера.

В 20-30-е гг. ХХ в. в США проводились теоретические исследования человеческих отношений на производстве, которые были первой попыткой сконцентрировать менеджмент на человеческом факторе. Главная цель разработок заключается в том, чтобы изучить поведение человека в производственной среде и зависимость производительности труда от морально-психологического состояния исполнителя. Эта идея лежит в основе второго этапа развития менеджмента - менеджмента человеческих ресурсов.

Основателем второго этапаразвития научного менеджмента является Элтон Мэйо, исследовавший зависимость производительности труда от уровня освещенности рабочего места. Вот его выводы: человек - «социальное животное»; жесткая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов не совместимы с природой человека; решение проблемы человека - дело бизнесменов.

Поведение человека в производственной среде изучали Д.Карнеги, М.Робер, М.Вудкок, Д.Френсис и др. Из советских ученых (1920-е гг., СССР) следует отметить труды А. К. Гастева: «Рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка (машины, орудия)».

Взгляды Э. Мэйо и его последователей получили свое дальнейшее развитие в трудах Д. Макгрегора.

Третий этап развития менеджмента связан с именем Пола Дюпона, который отмечал, что для успешного развития бизнеса необходимо ориентироваться на потребителя, а любое предприятие рассматривать как закрытую, а не замкнутую систему. Идея менеджмента бизнеса - ориентация на получение максимальной прибыли и гибкость в удовлетворении потребностей покупателя.

Существует два подхода к процессу менеджмента бизнеса.

Первый подход, функциональный, состоит в разделении управленческих функций, к которым относятся планирование, принятие управленческого решения, организация, укомплектование штата, эффективная коммуникация, стимулирование, руководство, контроль.

Второй подход, ролевой, являющийся более современным, фокусируется на управленческих ролях. Управленческие функции являются результатом того, ради чего осуществляется менеджмент, а роли представляют собой средства для достижения этих результатов. В 1970-е гг. исследователь Генри Минцберг выделил десять управленческих ролей топ-менеджера (табл. 2.1).


Таблица 2.1 - Управленческие роли топ-менеджера

 

 

Категория Роль Характер роли
Межличностные роли 1.Номинальный начальник 2. Лидер 3. Связник 1. Символ юридической власти, выполняющий определенные церемониальные обязанности 2. Стимулирует подчиненных на достижение цели 3. Служит звеном в цепи обмена
Информационные роли 4. Нервный центр 5. Распространитель 6. Представитель 4. Собирает несистематизированную информации, принимает все типы информации 5. Передает отобранную информацию подчиненным 6. Передает отобранную информацию во внешний мир
Решающие роли 7. Предприниматель 8.Ликвидатор нарушений 9.Распределитель средств 10. Посредник 7. Проектирует и начинает изменения внутри организации 8. Принимает корректирующие меры в нестандартных ситуациях 9. Решает, кто должен получить ресурсы 10. Участвует в переговорах с другими сторонами

Любой бизнес при использовании и функционального, и ролевого подхода будет успешным, если бизнес концентрирует свое внимание на поиске и развитии кадров, которые:

- обладают восемью основными качествами: характер, инициатива, желание служить людям, интеллект, осведомленность и понимание, предусмотрительность, предвидение, гибкость;

- стратегически мыслят;

- руководят бизнесом с учетом социальных изменений;

- могут помочь бизнесу справиться с правительственным регулированием;

- эффективно управляют человеческими ресурсами.

Современный, четвертый, этап развития менеджмента - социальный менеджмент - связан с именем Питера Друкера. Идея этапа - каждое предприятие, помимо получения прибыли, должно определить меру социальной ответственности перед обществом.

В таблице 2.2 приведен примерный перечень социальных мероприятий, проведение которых возможно для фирмы.

Следует отметить, что для России характерны богатые традиции благотворительности и меценатства, которые в настоящее время активно возрождаются.

Современный этап развития менеджмента рассматривают как «тихую управленческую революцию», когда осуществляется переход от рационалистической парадигмы к неформальной.


Таблица 2.2 - Социальная ответственность фирмы

 

Направления социальной ответственности Виды социальной ответственности
Окружающая среда контроль за загрязнением, восстановление или защита среды; сохранение природных богатств; замкнутый цикл переработки; программы энергообеспечения
Здравоохранение забота о здоровье и безопасности работников фирмы; финансирование программы лечения алкоголизма и наркомании
Направления социальной ответственности Виды социальной ответственности
Развитие личности работников общеобразовательные программы; повышение квалификаций; делегирование полномочий; групповое принятие управленческого решения по стратегическому развитию фирмы; продвижение по служебной лестнице; развитие индивидуума, владеющего социокультурными технологиями; забота о качестве жизни работника
Образование и культура финансирование программ образования и культуры; развитие стратегического ресурса фирмы; самосовершенствование и самоутверждение; развитие целостного образа мышления
Участие в жизни общества высокое качество выпускаемой продукции; финансирование социальных проектов; реализация основных концепций развития гармоничного общества; высокий уровень управленческой культуры руководителей трех уровней управления

Таблица 2.3 - Аргументы «за» и «против» социальной ответственности:

Аргументы «за» Аргументы «против»
• благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы в форме социальной устойчивости общества, формирования нужного имиджа фирмы и получения прибыли в долгосрочной перспективе; • изменение потребностей и ожиданий широкой публики на основе участия бизнеса в решении социальных проблем; • моральное обязательство ответственного поведения, сложившееся в культуре данной страны; наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. • нарушение принципа максимизации прибыли и ответственности перед коллективом по материальной и нематериальной поддержке и обеспечению своих сотрудников; • расходы на социальные вопросы составляют издержки фирмы и переносятся на потребителей в форме повышения цен, способствуя проигрышу в конкурентной борьбе; • недостаток умения решать социальные проблемы, так как персонал фирмы не подготовлен к таким действиям; • недостаточный уровень отчетности широкой публике, невозможность с точки зрения общества проанализировать показатели социального участия каждой фирмы.

Не существует единой идеальной модели управления, поскольку каждая фирма уникальна. Среди факторов, определяющих выбор управленческой модели:

- размер фирмы;

- характер продукции;

- характер среды, в которой она действует.

С точки зрения последнего фактора выделяют следующие модели управления:

- модель рационального внутрифирменного управления в спокойной внешней среде;

- модель управления в условиях достаточно динамичного разнообразного рынка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.