КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пассажирский подвижной состав
Пример: маркировка ЧМЗАП-8390 означает, что это прицеп изготовлен Челябинским машиностроительным заводом автомобильных прицепов, бортовой, полной массой свыше 24 т. Пример: маркировка ОдАЗ-9771 означает, что это полуприцеп изготовлен Одесским автосборочным заводом, фургон, полной массой в пределах от 16 до 24 т (полная масса полуприцепа ОдАЗ-9771 равна 17,5 т). К пассажирскому подвижному составу относятся легковые автомобили и автобусы. Автомобили, вмещающие не более восьми человек, включая водителя, называются легковыми, а вмещающие более восьми человек - автобусами. Легковые автомобили выпускаются двух видов: дорожной и повышенной проходимости. Автомобили повышенной проходимости используются в основном для сельского хозяйства. Они могут создаваться как на базе легковых автомобилей дорожной проходимости в результате увеличения числа ведущих колес, так и в результате создания оригинальных конструкций, например для геологоразведочных работ, и т. д. Наибольшее распространение получила классификация легковых автомобилей по массе неснаряженного автомобиля и рабочему объему двигателя (табл. 4). В представленной классификации к первым трем классам относятся автомобили семейств ЗАЗ, ВАЗ, «Москвич» и ГАЗ с приводом на задние колеса (ВАЗ-2104, -2106, -2107; «Москвич-2140», Иж-2126; ГАЗ-3102, -3110 «Волга» и др.), а также переднеприводные автомобили ЗАЗ-1102 «Таврия», ВАЗ-2108, -21099 «Спутник», АЗЛК-2141 «Москвич». В обозначениях базовых моделей легковых автомобилей первые две цифры четырехзначного числа означают индекс автомобиля (11, 21, 31, 41) в зависимости от рабочего объема двигателя.
Таблица 4. Классификация легковых автомобилей в зависимости от рабочего объема двигателя
1 Масса неснаряженного автомобиля — это масса автомобиля, не заправленного топливом, охлаждающей жидкостью, без запасного колеса и инструмента, а также без водителя и пассажиров.
Третья и четвертая цифры означают номер модели легкового автомобиля. Пятая цифра означает номер модификации легкового автомобиля. Буквы перед цифрами означают название завода-изготовителя.
Пример: ВАЗ-21081, означает, что автомобиль изготовлен Волжским автомобильным заводом. Это автомобиль малого класса (см. Табл. 4), с рабочим объемом двигателя 1,1¸1,799 литра, масса снаряженного автомобиля от 800 до 1149 кг, 08 - номер модели, 1 – номер модификации. По общей компоновке легковые автомобили разделяются на автомобили, сделанные по классической, заднеприводной и переднеприводной схемам. При классической компоновке автомобиля его двигатель расположен спереди, а ведущими являются задние колеса. Отечественные автомобили ВАЗ-2104, 2105, 2106, 2107, «Жигули» и «Москвич-2140» имеют классическую схему компоновки с передним расположением двигателя, от которого крутящий момент передается на задние ведущие колеса. Преимущества классической компоновки: - Отработанные в течение многих десятилетий технологии изготовления; - Простота изготовления (не нужны шарниры равных угловых скоростей и пр.); - При подъеме в гору нагружаются ведущие задние колеса;
Недостатки классической компоновки: - Повышенный (по сравнению с передним приводом) расход топлива, поскольку тяговая сила направлена вдоль продольной оси автомобиля; - Повышенный (по сравнению с передним приводом) вес автомобиля на 150÷120 кГ. - Ведущие колеса не достаточно нагружены, поэтому склонны к пробуксовке и заносу; - Необходим тоннель для карданной передачи через весь салон автомобиля, это уменьшает полезный объем салона; Заднеприводная схема компоновки характерна тем, что двигатель расположен сзади и задние колеса являются ведущими. Такую схему компоновки имели автомобили ЗАЗ-967 Запорожского автомобильного завода «Коммунар» и др.
Преимущества заднеприводной компоновки: - Повышенная нагрузка на ведущие задние колеса; - Нет необходимости делать тоннель в полу автомобиля для карданной передачи, поэтому салон имеет несколько больший объем; - При подъеме в гору дополнительно догружаются ведущие задние колеса; Недостатки заднеприводной компоновки: - Повышенный (по сравнению с передним приводом) расход топлива, поскольку тяговая сила направлена вдоль продольной оси автомобиля; - Двигатель и агрегаты трансмиссии работают в пыли, идет их повышенный износ; При переднеприводной компоновке автомобиля, его двигатель располагается спереди, передние колеса являются ведущими и управляемыми. Переднеприводными легковыми автомобилями являются ВАЗ-2109, ЗАЗ-1102 «Таврия», ВАЗ-2110, -2112, -2115 и др. Они имеют поперечное расположение двигателя.
Преимущества переднеприводной компоновки: - Есть возможность поперечного расположения двигателя, что позволяет добиться компактного размещения силового агрегата, экономит объем и снижает (по сравнению с классической компоновкой) вес автомобиля на 120¸150 кГ; - Сила тяги на ведущих передних колесах всегда направлена в сторону их движения (в итоге пониженный [по сравнению с классической компоновкой] расход топлива и улучшенные показатели управляемости и устойчивости); - Нет необходимости делать тоннель в полу автомобиля для карданной передачи, поэтому салон имеет несколько больший объем; - Повышенная нагрузка на передние ведущие колеса. Недостатки переднеприводной компоновки: - При движении автомобиля в гору его ведущие колеса разгружаются, поэтому склонны к пробуксовке и заносу; - Колеса задней оси переднеприводного автомобиля мало нагружены, поэтому при торможении они склонны к блокированию и заносу. Полноприводные легковые автомобили. Подавляющее большинство полноприводных легковых автомобилей имеют колесную формулу 4 х 4 (см. рисунок). Схемы трансмиссий таких автомобилей весьма разнообразны, в зависимости от выполняемых ими функций.
а) Полноприводные автомобили с раздаточной коробкой и блокируемыми межосевым и межколесным дифференциалами, обеспечивают высокую проходимость и большую силу тяги на колесах. Такая схема трансмиссии обеспечивает наряду с высокой проходимостью, хорошую устойчивость и управляемость (и в первую очередь на дороге с плохим сцеплением).
б) Полноприводные автомобили имеющие трансмиссию с межосевым дифференциалом обеспечивают хорошую устойчивость и управляемость (и в первую очередь на дороге с плохим сцеплением). Это обеспечивается за счет того, что схема трансмиссии позволяет равномерно распределять тяговую силу между ведущими колесами передней и задней оси. Она в меньшей мере пригодна для повышения проходимости, хотя и несколько повышает её. Такие схемы трансмиссии характерны для автомобилей Тойота – Камри 4WD Full-Time, и многих других. в) Полноприводные автомобили без межосевого дифференциала обеспечивают несколько режимов работы трансмиссии (2-WD; 4-WD; Lock). 1) В режиме 2-WD электромагнитная муфта в корпусе главой передачи задней оси не блокируется, и автомобиль движется с приводом только на передние колеса. При этом он становится переднеприводным; 2) В режиме 4-WD электромагнитная муфта в корпусе главой передачи задней оси блокируется только когда частота вращения передних колес станет на 10% больше, чем задних. При этом обеспечивается хорошая устойчивость и управляемость (на дороге с плохим сцеплением). В этом режиме схема трансмиссии позволяет равномерно распределять тяговую силу между ведущими колесами передней и задней оси, и мало пригодна для повышения проходимости. Такие схемы трансмиссии характерны для автомобилей Ниссан – Х-Трейл, Хонда C-RV и многих других; 3) В режиме Lock электромагнитная муфта в корпусе главой передачи задней оси жестко блокируется. При этом обеспечивается жесткая кинематическая связь между передней и задней осями. В этом режиме схема трансмиссии повышает проходимость автомобиля. В этом режиме запрещается движение по дорогам с твердым покрытием, поскольку это приводит к повышенному расходу топлива, износу шин и износу деталей трансмиссии. Такой режим работы трансмиссии характерен для автомобилей Ниссан – Х-Трейл и других.
Автобусы создаются на основе агрегатов базовых грузовых автомобилей серийного производства. Однако в конструкциях автобусных шасси применяют специальные автобусные агрегаты - П-образные задние мосты, гидромеханические коробки передач с горизонтальной компоновкой, независимые подвески колес и т. д. Широкое распространение получили также микроавтобусы, выпускаемые на базе легковых автомобилей. Общими признаками классификации автобусов являются их общая компоновка и особенности устройства кузова. Общая компоновка автобусов определяется их назначением, формой кузова, пассажировместимостью, числом осей, колесной формулой и расположением двигателя. По назначению автобусы разделяются на городские (внутригородские и пригородные), местного сообщения (для сельских перевозок), междугородные и туристские. По форме кузова (наличию капота) автобусы разделяются на вагонного типа, капотные и короткокапотные (рис. 5, а, б).
Рис. 5. Классификация автобусов по общим признакам: а — вагонного типа: 1, 2 - одиночные; 3 - сочленённый с прицепным звеном; б — капотные (4)и короткокапотные (5 - 7); в — этажные: 8 - 1 1/4 - этажные; 9 - полутораэтажные; 10 -двухэтажные; г — открытые: 11 - без крыши; 12 - с крышей.
Автобусы вагонного типа создаются путем увеличения длины кузова. Чтобы обеспечить маневренность такого автобуса, кузов его делают из двух или трех сочлененных (шарнирносоединяемых) между собой звеньев. Капотные и короткокапотные автобусы создаются на базе шасси грузовых автомобилей малой и средней грузоподъемности с классической схемой компоновки агрегатов. По пассажировместимости автобусы разделяются на пять классов в зависимости от их габаритной длины в метрах (см. таблицу 5).
Таблица 5. Классификация автобусов
В последний класс входят двух- и трехзвенные (сочлененные) автобусы. По числу осей автобусы могут быть двух, трех и четырехосными. По колесной формуле - полноприводные (со всеми ведущими колесами) 4х4,6х6 и неполноприводные 4х2,6х4 и 8х4. По расположению двигателя компоновочные схемы автобусов разделяются с передним или задним расположением двигателя, а иногда и с двигателем с противолежащими цилиндрами, расположенным между лонжеронами рамы под полом кузова. По особенностям устройства кузова автобусы различаются по числу этажей и герметизации кузова. По числу этажей автобусы могут быть одноэтажные 1 ÷ 7 (рис. 5, а, б), 1 1/4 -этажные 8 (рис. 5, в), когда над частью кузова приподняты крыша и окна, полутораэтажные 9, когда в задней части кузова имеется надстройка в виде этажа с низким потолком и высотой прохода 1700÷1800 мм и двухэтажные - 10. В отечественном автобусостроении применяются в основном одноэтажные автобусы, обеспечивающие наилучшую планировку мест в салоне кузова с необходимой комфортабельностью для пассажиров. По герметизации кузова автобусы разделяют на закрытые и открытые. Наибольшее распространение получили закрытые кузова. При наличии установки для кондиционирования воздуха окна полностью герметизируют. В остальных случаях закрытые кузова имеют открывающиеся окна. Открытые кузова 11 и 12 применяются на автобусах (рис. 5, г), используемых в южных районах. Они могут быть без крыши или с крышей, но, как правило, со съемным тентом. Каждой новой модели автобуса присваивается четырехзначный индекс. Первая цифра индекса означает класс в зависимости от его длины (см. табл.5) Вторая цифра - его вид, третья и четвертая - номер модели. Буквы перед цифрами означают название завода-изготовителя:
Пример: маркировка ЛиАЗ-5256 информирует: Цифра 2 – говорит о том, что это автобус. Изготовлен на Ликинском автобусном заводе. Индекс 5 показывает, что автобус имеет длину, в пределах 10,5 ÷ 12 м. а цифры 56 указывают на номер базовой модели. (Реальная длина автобуса ЛиАЗ-5256 составляет 11,4 м.).
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |