КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специальный подвижной состав
Специальные автомобили создаются на базе шасси грузовых, легковых автомобилей и автобусов в результате установки на них специального оборудования или в результате изменения конструкций самих автомобилей. Специальные автомобили выполняют различные, строго определенные функции. Так, например, специальные автомобили на шасси грузовых — это автобетономешалки, автовышки, автокомпрессоры, пожарные автомобили и др. На базе грузовых автомобилей выпускаются также автомобили-механизмы для коммунального хозяйства, к которым относятся поливомоечные, автомобили-мусоровозы, автомобили-пескоразбрасыватели, автомобили-снегопогрузчики и др. Специальные автомобили на базе легковых автомобилей создаются как автомобили скорой медицинской помощи, автомобили-лаборатории ГАИ, милицейские и др. Специальные автомобили на базе автобусов используются для создания подвижных телевизионных станций, фото- и кинолабораторий, санитарно-ветеринарных автомобилей и др. К специальным автомобилям, имеющим оригинальную конструкцию и выполняемым по особым требованиям, можно отнести гоночные автомобили различных типов. Жизненный цикл автомобиля составляют: Процесс его изготовления на заводе-изготовителе; Обкатка; Эксплуатационный период {с выполнением рабочих процессов перевозки грузов (людей), технического обслуживания (ТО), ремонта, хранения}; Утилизация. Изменение технического состояния автотранспортных средств в условиях эксплуатации происходит под воздействием целого ряда факторов. Изменение технического состояния АТС зависит от: - Качества изготовления АТС на заводе-изготовителе; - Природно-климатических условий эксплуатации АТС; - Дорожных условий; - Качества и своевременности технического обслуживания; - Качества и своевременности ремонта; - Качества используемых эксплуатационных материалов; - Качества хранения АТС; - Вида перевозимого груза; - Условий движения (в городе, за городом …); - Квалификации водителя.
Рассмотрим процесс изменения зазора между зубьями шестерни в эксплуатации АТС, который можно разделить на четыре периода: I. Процесс изготовления и сборки деталей на заводе-изготовителе; Качество изготовления и сборки деталей зависит от: 1.1. Качества материала деталей; 1.2. Качества их изготовления и термообработки; 1.3. Качества оборудования и технологий; 1.4. Качество сборки деталей в узле, механизме, агрегате. В процессе изготовления и сборки между деталями устанавливают начальный зазор – Δн.
II. Процесс обкатки (приработки, притирки деталей): Качество обкатки зависит от: 2.1. Качества эксплуатационных материалов (смазки, масла и т.п.); 2.2. Режимов работы деталей в процессе обкатки (передаваемой мощности, моментов, частот вращения и т.п.) 2.3. Применяемых фрикционных присадок к маслам и смазкам. В процессе обкатки величина начального зазора – Δн между деталями быстро увеличивается до рабочего значения (показано пунктиром). III. Процесс работы деталей в агрегате (механизме): Качество нормальной работы (интенсивность увеличения зазора Δ) деталей в агрегате зависит от: 3.1. Качества эксплуатационных материалов (смазки, масла и т.п.); 3.2. Периодичности смазочных работ; 3.3. Регулировочных работ (регулировка зазоров, ходов и пр.); 3.4. Крепежных работ (протяжка резьбовых соединений); 3.5. Своевременности и качества диагностических работ; 3.6. Режимов работы деталей в процессе работы (передаваемой мощности, моментов, частот вращения, температуры деталей и т.п.) Пункты 3.2. ¸ 3.5. составляют процесс технического обслуживания. В процессе работы величина зазора Δ между деталями монотонно увеличивается до своего предельного значения, при котором эксплуатация агрегата становится либо невозможной, либо не эффективной. Такое состояние называется отказом (показано пунктиром).
IV. Отказ агрегата (узла, механизма, детали): Наступление состояния отказа может быть постепенным или мгновенным (например, излом зубьев). После наступления отказа агрегат восстанавливают, выполняя следующие операции: 4.1. Разборочно-сборочные работы; 4.2. Дефектовочные работы; 4.3. Замена или ремонт детали; 4.2. Смазочные и заправочные работы; 4.3. Регулировочные работы (регулировка зазоров, ходов и пр.); 4.4. Крепежные работы (протяжка резьбовых соединений); 4.5. Контрольно-диагностические работы. Пункты 4.1. ¸ 4.5. составляют процесс ремонта агрегата.
Параметры, характеризующие процесс эксплуатации автомобиля. Процесс эксплуатации автомобиля характеризуется рядом параметров: 1. Работа, совершенная автомобилем А: А=F×S, [Дж] где F – сила тяги на колесах автомобиля [H]; S – путь [м], (расстояние) на котором действовала сила F. 2. Транспортная работа, выполненная автомобилем Ат: Ат=М×S, [т×км] где М – масса груза, перевезенная автомобилем [т]; S – путь [м], (расстояние) на которое перевезена масса груза М. 3. Мощность N, которую развивает автомобиль: N=F×V, [Вт] где F – сила тяги на колесах автомобиля [H]; V – скорость [м/с], с которой двигался автомобиль. 4. Скорость V, которую развивает автомобиль: V = (nк×2p×rк)/60, [м/с] где nк – скорость вращения колес автомобиля [об/мин]; rк – радиус колеса автомобиля [м].
5. Угловая частота wк вращения колес автомобиля: wк = (2p× nк)/60, [рад/с]
6. Часовой расход топлива Gт: Gт = Q×rт/t, [кг/ч] где Q – объем израсходованного автомобилем топлива [м3]; t – время [час], в течение которого израсходован объем топлива Q; rт – плотность топлива [кГ/м3].
7. Путевой расход топлива Qs: Qs = (Q×100)/S, [л/100км] где Q – объем израсходованного автомобилем топлива [л]; S – путь [км], пройденный автомобилем. 8. Передаточное число агрегата i показывает «золотое» правило механики – «Выигрываем в силе – проигрываем в скорости. Выигрываем в скорости – проигрываем в силе». Определим передаточное число i 2 на примере работы коробки перемены передач в режиме изменения крутящего момента на второй передаче: i 2 = i 12× i 34 =, где i 12 =, передаточное число пары шестерен Z1¸Z2, i 34 =, передаточное число пары шестерен Z3¸Z3, Z1 – число зубьев на шестерне Z1; Z2 – число зубьев на шестерне Z2; Z3 – число зубьев на шестерне Z3; Z4 – число зубьев на шестерне Z4. Для иллюстрации «золотого» правила механики определим крутящий момент Мпр на промежуточном валу КПП, если известен момент Мвх=400[Н×м] на входном валу КПП и числа зубьев e шестерен Z1=10 и Z2=20. Мпр = Мвх × i 12=400×=800 [Н×м] Теперь определим скорость вращения nпв промежуточного вала КПП, если его входной вал вращается со скоростью nвх = 100 об/мин. nпв = nвх / i 12=100×=50 [об/мин] Обратите внимание на то, что скорость вращения промежуточного вала снизилась в i 12 раз, а крутящий момент на этом валу возрос в те же i 12 раз. Во сколько раз выиграли в силе (возрос момент Мпр), во столько же раз проиграли в скорости (снизилась nпв).
Контрольные вопросы: 1. Расскажите о развитии автомобилестроения в России; 2. Дайте определение понятию «деталь» (приведите примеры); 3. Дайте определение понятию «простой узел» (приведите примеры); 2. Дайте определение понятию «механизм» (приведите примеры); 3. Дайте определение понятию «агрегат» (приведите примеры); 4. Дайте определение понятию «система» (приведите примеры); 5. Дайте определение понятию «несущая система» (приведите примеры); 6. Дайте определение понятию «трансмиссия автомобиля» (приведите функциональную схему трансмиссии автомобиля); 7. Дайте определение понятию «шасси автомобиля» (приведите схему); 8. Из каких основных агрегатов и систем состоит автомобиль? 9. Что обозначает колесная формула автомобиля (приведите примеры); 10.По каким основным признакам классифицируют грузовые автомобили? 11.По каким основным признакам классифицируют легковые автомобили? 12.Как различаются легковые автомобили по общей компоновке (приведите примеры); 13. По каким основным признакам классифицируют автобусы (приведите примеры); 14.По каким основным признакам классифицируют автоприцепы? 15.В чем заключается отличие между прицепом и полуприцепом? 16.Приведите примеры автомобилей специализированного подвижного состава; 17.Расшифруйте пример обозначения (индексации) легкового автомобиля, грузового автомобиля, автобуса, автоприцепа? 18.Перечислите преимущества и недостатки автомобиля, имеющего переднеприводную компоновку; 19.Перечислите преимущества и недостатки автомобиля, имеющего классическую компоновку; 20.Перечислите преимущества и недостатки автомобиля, имеющего заднеприводную компоновку; 21.Компоновочные схемы полноприводных автомобилей. Их преимущества и недостатки; 22.Перечислите и поясните составляющие жизненного цикла автомобиля; 23.Нарисуйте график процесса износа деталей автомобиля и поясните его; 24. От чего зависит качество процесса изготовления и сборки деталей на заводе-изготовителе; 25. От чего зависит качество процесса обкатки (приработки, притирки деталей); 26. От чего зависит качество нормальной работы деталей автомобиля в процессе его эксплуатации (интенсивность увеличения зазоров Δ); 27. Какое состояние узла, агрегата, автомобиля называют отказом; 28. Какие виды работ выполняют в процессе технического обслуживания автомобилей; 29. Какие виды работ выполняют в процессе ремонта автомобилей; 30. Сформулируйте «золотое» правило механики и поясните его на примере определения передаточного числа агрегата; 31. Как определить работу А, совершенную автомобилем; 32. Как определить транспортную работу Ат, выполненную автомобилем; 33. Как определить мощность N, которую развивает автомобиль; 34. Как определить скорость V, которую развивает автомобиль, если известна скорость вращения его колес; 35. Как определить угловую частоту wк вращения колес автомобиля, если известна скорость их вращения nк; 36. Как определить часовой расход топлива Gт; 37. Как определить путевой расход топлива Qs; 38. Начертите кинематическую схему агрегата и поясните, как определяется его передаточное число.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |