Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специальный подвижной состав




Специальные автомобили создаются на базе шасси грузовых, легковых автомобилей и автобусов в резуль­тате установки на них специального оборудования или в результате изменения конструкций самих авто­мобилей. Специальные автомобили выполняют различные, строго опре­деленные функции. Так, например, специальные автомобили на шасси грузовых — это автобетономешалки, автовышки, автокомпрессоры, по­жарные автомобили и др.

На базе грузовых автомобилей выпускаются также автомобили-ме­ханизмы для коммунального хозяйст­ва, к которым относятся поливомоечные, автомобили-мусоровозы, авто­мобили-пескоразбрасыватели, авто­мобили-снегопогрузчики и др.

Специальные автомобили на базе легковых автомобилей создаются как автомобили скорой медицинской по­мощи, автомобили-лаборатории ГАИ, милицейские и др.

Специальные автомобили на базе автобусов используются для созда­ния подвижных телевизионных стан­ций, фото- и кинолабораторий, санитарно-ветеринарных автомобилей и др.

К специальным автомобилям, име­ющим оригинальную конструкцию и выполняемым по особым требова­ниям, можно отнести гоночные ав­томобили различных типов.


Жизненный цикл автомобиля составляют: Процесс его изготовления на заводе-изготовителе; Обкатка; Эксплуатационный период {с выполнением рабочих процессов перевозки грузов (людей), технического обслуживания (ТО), ремонта, хранения}; Утилизация.

Изменение технического состояния автотранспортных средств в условиях эксплуатации происходит под воздействием целого ряда факторов. Изменение технического состояния АТС зависит от:

- Качества изготовления АТС на заводе-изготовителе;

- Природно-климатических условий эксплуатации АТС;

- Дорожных условий;

- Качества и своевременности технического обслуживания;

- Качества и своевременности ремонта;

- Качества используемых эксплуатационных материалов;

- Качества хранения АТС;

- Вида перевозимого груза;

- Условий движения (в городе, за городом …);

- Квалификации водителя.

 

Рассмотрим процесс изменения зазора между зубьями шестерни в эксплуатации АТС, который можно разделить на четыре периода:

I. Процесс изготовления и сборки деталей на заводе-изготовителе;

Качество изготовления и сборки деталей зависит от:

1.1. Качества материала деталей;

1.2. Качества их изготовления и термообработки;

1.3. Качества оборудования и технологий;

1.4. Качество сборки деталей в узле, механизме, агрегате.

В процессе изготовления и сборки между деталями устанавливают начальный зазор – Δн.

 

II. Процесс обкатки (приработки, притирки деталей):

Качество обкатки зависит от:

2.1. Качества эксплуатационных материалов (смазки, масла и т.п.);

2.2. Режимов работы деталей в процессе обкатки (передаваемой мощности, моментов, частот вращения и т.п.)

2.3. Применяемых фрикционных присадок к маслам и смазкам.

В процессе обкатки величина начального зазора – Δн между деталями быстро увеличивается до рабочего значения (показано пунктиром).

III. Процесс работы деталей в агрегате (механизме):

Качество нормальной работы (интенсивность увеличения зазора Δ) деталей в агрегате зависит от:

3.1. Качества эксплуатационных материалов (смазки, масла и т.п.);

3.2. Периодичности смазочных работ;

3.3. Регулировочных работ (регулировка зазоров, ходов и пр.);

3.4. Крепежных работ (протяжка резьбовых соединений);

3.5. Своевременности и качества диагностических работ;

3.6. Режимов работы деталей в процессе работы (передаваемой мощности, моментов, частот вращения, температуры деталей и т.п.)

Пункты 3.2. ¸ 3.5. составляют процесс технического обслуживания. В процессе работы величина зазора Δ между деталями монотонно увеличивается до своего предельного значения, при котором эксплуатация агрегата становится либо невозможной, либо не эффективной. Такое состояние называется отказом (показано пунктиром).

 

IV. Отказ агрегата (узла, механизма, детали):

Наступление состояния отказа может быть постепенным или мгновенным (например, излом зубьев). После наступления отказа агрегат восстанавливают, выполняя следующие операции:

4.1. Разборочно-сборочные работы;

4.2. Дефектовочные работы;

4.3. Замена или ремонт детали;

4.2. Смазочные и заправочные работы;

4.3. Регулировочные работы (регулировка зазоров, ходов и пр.);

4.4. Крепежные работы (протяжка резьбовых соединений);

4.5. Контрольно-диагностические работы.

Пункты 4.1. ¸ 4.5. составляют процесс ремонта агрегата.

 

Параметры, характеризующие процесс эксплуатации автомобиля.

Процесс эксплуатации автомобиля характеризуется рядом параметров:

1. Работа, совершенная автомобилем А:

А=F×S, [Дж]

где F – сила тяги на колесах автомобиля [H];

S – путь [м], (расстояние) на котором действовала сила F.

2. Транспортная работа, выполненная автомобилем Ат:

Ат=М×S, [т×км]

где М – масса груза, перевезенная автомобилем [т];

S – путь [м], (расстояние) на которое перевезена масса груза М.

3. Мощность N, которую развивает автомобиль:

N=F×V, [Вт]

где F – сила тяги на колесах автомобиля [H];

V – скорость [м/с], с которой двигался автомобиль.

4. Скорость V, которую развивает автомобиль:

V = (nк×2p×rк)/60, [м/с]

где nк – скорость вращения колес автомобиля [об/мин];

rк – радиус колеса автомобиля [м].

 

5. Угловая частота wк вращения колес автомобиля:

wк = (2p× nк)/60, [рад/с]

 

6. Часовой расход топлива Gт:

Gт = Q×rт/t, [кг/ч]

где Q – объем израсходованного автомобилем топлива [м3];

t – время [час], в течение которого израсходован объем топлива Q;

rт – плотность топлива [кГ/м3].

 

7. Путевой расход топлива Qs:

Qs = (Q×100)/S, [л/100км]

где Q – объем израсходованного автомобилем топлива [л];

S – путь [км], пройденный автомобилем.

8. Передаточное число агрегата i показывает «золотое» правило механики – «Выигрываем в силе – проигрываем в скорости. Выигрываем в скорости – проигрываем в силе».

Определим передаточное число i 2 на примере работы коробки перемены передач в режиме изменения крутящего момента на второй передаче:

i 2 = i 12× i 34 =,

где i 12 =, передаточное число пары шестерен Z1¸Z2,

i 34 =, передаточное число пары шестерен Z3¸Z3,

Z1 – число зубьев на шестерне Z1;

Z2 – число зубьев на шестерне Z2;

Z3 – число зубьев на шестерне Z3;

Z4 – число зубьев на шестерне Z4.

Для иллюстрации «золотого» правила механики определим крутящий момент Мпр на промежуточном валу КПП, если известен момент Мвх=400[Н×м] на входном валу КПП и числа зубьев e шестерен Z1=10 и Z2=20.

Мпр = Мвх × i 12=400×=800 [Н×м]

Теперь определим скорость вращения nпв промежуточного вала КПП, если его входной вал вращается со скоростью nвх = 100 об/мин.

nпв = nвх / i 12=100×=50 [об/мин]

Обратите внимание на то, что скорость вращения промежуточного вала снизилась в i 12 раз, а крутящий момент на этом валу возрос в те же i 12 раз. Во сколько раз выиграли в силе (возрос момент Мпр), во столько же раз проиграли в скорости (снизилась nпв).

 

 

Контрольные вопросы:

1. Расскажите о развитии автомобилестроения в России;

2. Дайте определение понятию «деталь» (приведите примеры);

3. Дайте определение понятию «простой узел» (приведите примеры);

2. Дайте определение понятию «механизм» (приведите примеры);

3. Дайте определение понятию «агрегат» (приведите примеры);

4. Дайте определение понятию «система» (приведите примеры);

5. Дайте определение понятию «несущая система» (приведите примеры);

6. Дайте определение понятию «трансмиссия автомобиля» (приведите функциональную схему трансмиссии автомобиля);

7. Дайте определение понятию «шасси автомобиля» (приведите схему);

8. Из каких основных агрегатов и систем состоит автомобиль?

9. Что обозначает колесная формула автомобиля (приведите примеры);

10.По каким основным признакам классифицируют грузовые автомобили?

11.По каким основным признакам классифицируют легковые автомобили?

12.Как различаются легковые автомобили по общей компоновке (приведите примеры);

13. По каким основным признакам классифицируют автобусы (приведите примеры);

14.По каким основным признакам классифицируют автоприцепы?

15.В чем заключается отличие между прицепом и полуприцепом?

16.Приведите примеры автомобилей специализированного подвижного состава;

17.Расшифруйте пример обозначения (индексации) легкового автомобиля, грузового автомобиля, автобуса, автоприцепа?

18.Перечислите преимущества и недостатки автомобиля, имеющего переднеприводную компоновку;

19.Перечислите преимущества и недостатки автомобиля, имеющего классическую компоновку;

20.Перечислите преимущества и недостатки автомобиля, имеющего заднеприводную компоновку;

21.Компоновочные схемы полноприводных автомобилей. Их преимущества и недостатки;

22.Перечислите и поясните составляющие жизненного цикла автомобиля;

23.Нарисуйте график процесса износа деталей автомобиля и поясните его;

24. От чего зависит качество процесса изготовления и сборки деталей на заводе-изготовителе;

25. От чего зависит качество процесса обкатки (приработки, притирки деталей);

26. От чего зависит качество нормальной работы деталей автомобиля в процессе его эксплуатации (интенсивность увеличения зазоров Δ);

27. Какое состояние узла, агрегата, автомобиля называют отказом;

28. Какие виды работ выполняют в процессе технического обслуживания автомобилей;

29. Какие виды работ выполняют в процессе ремонта автомобилей;

30. Сформулируйте «золотое» правило механики и поясните его на примере определения передаточного числа агрегата;

31. Как определить работу А, совершенную автомобилем;

32. Как определить транспортную работу Ат, выполненную автомобилем;

33. Как определить мощность N, которую развивает автомобиль;

34. Как определить скорость V, которую развивает автомобиль, если известна скорость вращения его колес;

35. Как определить угловую частоту wк вращения колес автомобиля, если известна скорость их вращения nк;

36. Как определить часовой расход топлива Gт;

37. Как определить путевой расход топлива Qs;

38. Начертите кинематическую схему агрегата и поясните, как определяется его передаточное число.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.