Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прекращение полномочий главы муниципального образования и главы местной администрации

Читайте также:
  1. CТО. Преобразования Лоренса для координат ивремени.
  2. III. Гистиоцитарные новообразования (гистиоцитозы).
  3. III. Основные способы формирования муниципального имущества
  4. IV МЕТОДЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОРТОГОНАЛЬНЫХ ПРОЕКЦИЙ
  5. V Процессы образования атмосферы и ее современный состав
  6. XXVII. 3. Досрочное прекращение и восстановление действия патента. Право послепользования
  7. Z - преобразования функций времени
  8. Администрирование полномочий доступа к базам данных — до 20 мин.
  9. Актуальные проблемы системы современного образования.
  10. Актуальные проблемы системы современного образования.
  11. Акты прокурорского надзора, т.е. акты, служащие формой реализации сугубо надзорных полномочий прокурора
  12. Акционерное общество как юридическое лицо: порядок образования, правовое положение

Глава местной администрации.

Председатель Совета депутатов города Белгорода избирается из числа депутатов тайным голосованием. Он осуществляет организацию деятельности и руководство Советом депутатов города Белгорода, является главой городского округа.

Глава муниципального образования.

Из главы 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 34, часть 1) следует, во-первых, что глава муниципального образования входит в обязательный список органов местного самоуправления муниципального образования, тогда как глава местной администрации в этом списке персонально не значится, хотя по умолчанию в нём и присутствует – в составе местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования), которую он возглавляет.

В соответствии со статьёй 36 Федерального закона глава муниципального образования:

1) является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения;

2) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;

3) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

4) в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;

5) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации;

6) в случае формирования представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона (из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава) исполняет полномочия его председателя.

Установленные пунктами 3 - 5 ограничения не распространяются на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения или внутригородского муниципального образования города федерального значения. В этих муниципальных образованиях закон наделяет главу муниципального образования полномочиями председателя представительного органа муниципального образования и одновременно главы исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, сосредоточивая в одних руках и представительную, и исполнительную ветви власти.



Федеральный закон устанавливает широкий спектр полномочий главы муниципального образования. Глава муниципального образования:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издаёт в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;

5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчётен населению и представительному органу муниципального образования. В рамках этой подотчётности глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчёты о результатах своей деятельности. В случае же, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, он представляет отчёт о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Федеральный закон не устанавливает никаких ограничений в отношении главы муниципального образования. Однако такие ограничения могут вводиться уставом муниципального образования.

Так, устав города Белгорода устанавливает: председатель Совета депутатов города Белгорода не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также государственные должности государственной службы и должности муниципальной службы.

Порядок вхождения в должность и полномочия главы местной администрации устанавливает статья 37 131-го закона.

Главой местной администрации может быть, как мы уже отмечали, глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту.

Контракт заключается по результатам конкурса на замещение должности главы местной администрации.

Кандидаты, претендующие на замещение должности главы местной администрации, представляют в создаваемую для этого представительным органом конкурсную комиссию свои программы деятельности в этой должности. Конкурсная комиссия, рассмотрев представленные программы, выносит рекомендации представительному органу относительно допуска кандидатов к участию в конкурсе. Представительный орган, рассмотрев программы кандидатов, тайным голосованием определяет победителя, с которым и заключается контракт.

Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения. Условия контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения утверждаются дважды: 1) представительным органом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения – в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и 2) законом субъекта Российской Федерации – в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.

Следовательно, представительный орган не имеет права назначать конкурс на замещение должности главы местной администрации, даже если она оказалась вакантной по тем или иным причинам, если до истечения срока полномочий представительного органа очередного созыва остаётся менее двух лет. В этом случае обязанности главы местной администрации временно возлагаются на одного из заместителей главы местной администрации.

Федеральный закон не делает детальной регламентации полномочий главы местной администрации, устанавливая лишь в самом общем виде: глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Более подробную регламентацию даёт устав муниципального образования.

Так, устав городского округа «Город Белгород» закрепляет за главой местной администрации – мэром города достаточно широкий спектр полномочий. Мэр города:

- издаёт в пределах своих полномочий постановления и распоряжения администрации города Белгорода;

- представляет администрацию города в отношениях с населением, органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими муниципальными образованиями, органами территориального общественного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями;

- выступает от имени города Белгорода и администрации города в суде без доверенности, приобретает имущественные и иные права и обязанности;

- представляет администрацию города Белгорода, присутствуя на заседаниях Совета депутатов города Белгорода, вправе требовать созыва внеочередного заседания Совета депутатов города Белгорода;

- представляет на рассмотрение Совета депутатов города Белгорода проект бюджета города Белгорода и отчёт о его исполнении; проекты программ и планов экономического и социального развития городского округа, проекты нормативных правовых актов о введении или отмене местных налогов и сборов, а также других правовых актов, предусматривающих расходы из бюджета города Белгорода;

- вносит на утверждение Совета депутатов города Белгорода проект структуры администрации города Белгорода;

- заключает договоры и соглашения с государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами;

- назначает на должности и освобождает от должности работников администрации города Белгорода, руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, применяет к ним меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания, организует аттестацию и обеспечивает повышение квалификации работников администрации города;

- рассматривает отчёты и доклады руководителей органов администрации города, организует проверки их деятельности;

- отменяет или приостанавливает действие правовых актов, принятых его заместителями и руководителями структурных подразделений администрации в случае, если они противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным федеральным нормативным правовым актам, законам и иным нормативным правовым актам Белгородской области, Уставу города, а также решениям Совета депутатов города Белгорода;

- принимает меры по обеспечению и защите интересов города Белгорода в государственных и иных органах, в том числе в суде, арбитражном суде, от имени администрации города подписывает исковые заявления и иные документы, направляемые в судебные органы;

- организует и обеспечивает исполнение отдельных государственных полномочий, переданных в ведение города Белгорода федеральными законами и законами Белгородской области;

- получает от предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории города Белгорода, сведения, необходимые для анализа социально-экономического развития города Белгорода, а также сведения о проектах их планов и мероприятий, которые могут иметь экологические, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения города Белгорода;

- организует исполнение бюджета города Белгорода, открывает и закрывает бюджетные и валютные счета в банковских учреждениях, подписывает финансовые документы, распоряжается средствами города Белгорода в соответствии с утверждённым бюджетом;

- вносит предложения по изменению и дополнению Устава городского округа "Город Белгород";

- осуществляет личный приём граждан не реже одного раза в месяц, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, принимает по ним решения;

- оказывает содействие избирательным комиссиям, комиссиям референдумов в осуществлении ими своих полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов и иных мероприятий, связанных с организацией голосования граждан;

- возглавляет и координирует деятельность по предотвращению чрезвычайных ситуаций в городе Белгороде и ликвидации их последствий;

- принимает меры к сохранению, реконструкции и использованию историко-культурного наследия города;

- представляет Совету депутатов города Белгорода отчёт о деятельности администрации города Белгорода;

- делегирует должностным лицам администрации города, руководителям муниципальных унитарных предприятий и учреждений исполнение обязанностей, входящих в его полномочия;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом, решениями Совета депутатов города Белгорода и контрактом.

Полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Белгорода, также возлагаются на мэра города Белгорода и администрацию города Белгорода.

Федеральный закон устанавливает конкретный перечень ограничений в отношении главы муниципального образования: глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счёт средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Глава местной администрации также не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений. Указанные ограничения действительны, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Сопоставление правового статуса главы муниципального образования и главы местной администрации позволяет сделать вывод о том, что, при очевидной схожести их полномочий, законодатель в достаточной степени разграничил функции, обязанности и ответственность руководителей представительной и исполнительной ветвей муниципальной власти. Такое разграничение призвано обеспечивать как эффективное решение вопросов местного значения, так и должную ответственность за своевременное и качественное исполнение полномочий, передаваемых государством органам местного самоуправления.

Следует отметить, что, в отличие от имеющейся системы сдержек и противовесов в органах государственной власти, такая система в органах местного самоуправления законом прописана в недостаточной степени: если представительный орган наделён правом контроля деятельности местной администрации, то местная администрация как исполнительно-распорядительный орган не наделена рычагами воздействия на представительный орган, который подконтролен и подотчётен только населению муниципального образования.

«Штатным» основанием прекращения полномочий главы муниципального образования и главы местной администрации является истечение срока полномочий представительного органа муниципального образования.

Наряду с этим Федеральный закон предусматривает основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования и главы местной администрации. В основном эти основания имеют сходный характер и могут быть объединены в следующие группы: личные обстоятельства; вынужденные обстоятельства; изменение статуса муниципального образования.

В состав оснований, связанных с личными обстоятельствами, входят:

- установленная в судебном порядке стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия;

- признание лица судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

- признание судом безвестно отсутствующим или объявление умершим;

- смерть;

- отставка по собственному желанию;

- выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

- прекращение гражданства Российской Федерации.

В качестве обстоятельств вынужденного характера, являющихся основанием для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования или главы местной администрации, могут выступать:

- досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа;

- изменение порядка формирования представительного органа;

- призыв на военную службу или направление на заменяющую её альтернативную гражданскую службу;

- удаление в отставку, отрешение от должности или расторжение контракта;

- вступление в законную силу обвинительного приговора суда;

Основанием прекращения полномочий высших должностных лиц муниципального образования может служить также изменение статуса муниципального образования:

- преобразование, упразднение муниципального образования;

- увеличение численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом;

- утрата поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом.

Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования – в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением установленных законом ограничений для главы местной администрации;

2) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) – в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также в связи с несоблюдением установленных законом ограничений для главы местной администрации;

3) главы местной администрации – в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 3. Исполнительные органы местного самоуправления | Система муниципальных правовых актов

Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2691; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.007 сек.