Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При наличии показаний музыкальная терапия назначается без ограничений возраста и пола

Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура способны усваивать ритм.

Известно, что марш, рассчитан на сопровождение войск в длительных походах. Ритм марша чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны. Это несколько повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии. Поэтому такие марши оказывают бодрящее, мобилизующее воздействие. Показано, что ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное воздействие.

Н. А. Фудин и соавт. [29], изучая изучая влияния музыкальных воздействий на состояние студентов перед экзаменом и на эффективность выполнения ими тестовой операторской деятельности, выявили, что определенным образом подобранные музыкальные произведения улучшают самочувствие, снижают психоэмоциональное напряжение, нормализуют вегетативный тонус и повышают эффективность деятельности обследуемых.

 

ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К МТ:

 

Наиболее частыми показаниями к МТ по данным различных литературных источников, являются:

- функциональные заболевания нервной системы, неврозы, неврастения, переутомление, бессонница:

- некоторые психические заболевания; в их числе дефензивные психопатии, малопрогредиентно-шизофренические расстройства и другие.

- заболевания сердечно-сосудистой системы; гипертоническая болезнь, нейроциркуляторная дистония, ишемическая болезнь сердца и др.

- заболевания желудочно-кишечного тракта: гастриты, спастические колиты, язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки и др.

- заболевания органов дыхания, в их числе бронхиальная астма, хронические бронхиты и др.

- заболевания мочеполовой системы и сексопатологии, включая импотенцию и фригидность.

- болевые синдромы

- синдром Альцгеймера;

- аутизм, отставание в развитии, заикание;

- функциональные нарушения микроциркуляции и гемодинамики внутренних органов;

- снижение неспецифической резистентности и резервных возможностей организма.

 

Противопоказаниями являются:

- острые состояния, в том числе с невыясненной этиологией;

- состояние после лапаротомий и иных полостных оперативных вмешательств (для активных методов МТ);

- аневризмы, особенно головной и грудной локализации (для вокалотерапии [ВТ]); Аневри́зма — выпячивание стенки артерии (реже — вены) вследствие её истончения или растяжения.

- общее тяжелое клиническое состояние;

- низкая музыкальность (кроме музыкорефлексотерапии).

Относительными противопоказаниями являются:

- грыжи (передней брюшной стенки, диафрагмальные и пр.) [для ВТ];

- неадекватность психических реакций.

В зависимости от диагноза и общего состояния пациента методы МТ могут применяться как самостоятельно, так и в комплексе с другими методами лечения, например, с лекарственной терапией, ваннами, массажем, рефлексотерапией и т.д.

 

 

МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ:


Музыкальная терапия сегодня – это весьма обширное поле различных методов и технологий, использующих музыку, пение, отдельные звуки и звукосочетания с лечебной или восстановительной целью. Принципиально все методы, можно свести к трем основным направлениям: клинической, оздоровительной и экспериментальной музыкотерапии (классификация С.В.Шушарджана). Клиническая МТ занимается вопросами лечения различных психосоматических нарушений, устранением патологических синдромов, восстановлением нарушенных жизненно важных функций после перенесенных заболеваний. В клинических исследованиях выявляются возможности использования музыкотерапии при лечении больных с различными заболеваниями. Так, в университетской клинике Мюнхена к медикаментозному лечению больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта добавили ежедневные прослушивания произведений Бетховена и Моцарта, что в большинстве случаев приводило к значительным улучшению состояния и к более быстрому по сравнению с контрольной группой рубцеванию язв.

Во Франции в Национальном институте переливания крови во время операций звучит музыка, подобранная в строгом соответствии с ее физиологическим действием на организм, индивидуальными особенностями человека и характером заболевания.

Оздоровительная МТ используется для активизации резервных возможностей человека, снятия нервного перенапряжения и утомления, борьбы с монотонностью, для повышения работоспособности, социальной адаптации, развития психических и интеллектуальных способностей, общего оздоровления.
Практически все методы МТ, могут использоваться в работе, как с больными, так и со здоровыми людьми. При этом сеансы МТ могут быть групповыми и индивидуальными.
В зависимости от степени участия пациента в процессе лечения различают ПАССИВНЫЕ (РЕЦЕПТИВНЫЕ) и АКТИВНЫЕ методы МТ. РЕЦЕПТИВНАЯ МТ отличается тем, что пациент получает музыкально-терапевтический сеанс по той или иной технологии, не участвуя в нем активно. В АКТИВНОЙ МТ пациент непосредственно участвует в лечебном процессе: поет упражнения, играет на доступных музыкальных инструментах, выполняет другие задания терапевта (см. далее). Новейшим направлением является экспериментальная МТ, в задачи, которой входит исследование реакций, возникающих в живых системах различного уровня в результате МТ - воздействия. Особенно перспективны исследования реакций клеточных культур на музыкальные воздействия. Новые изыскания в области альтернативных (минующих слух, аппликационных) музыкальнотерапевтических воздействий являются также актуальными, позволяя осуществлять местное воздействие акустическими сигналами на органы.

В. А. Гуськов показал, что звук частотой 3 кГц при аппликации акустического излучателя на проекцию почек активизирует диурез на 20-25% у лиц со сниженной выделительной функцией. Этот метод позитивно воздействует и при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, печени и желчевыводящих путей.

Другой подход, базирующийся на принципах традиционной восточной медицины, предложен В. Г. Вограликом,разработавшими прибор звуковой терапии, представляющий собой устройство с фиксирующимися клавишами для воспроизведения звуков, дисплеем для индикации времени воздействия, регулятором интенсивности звука и 4 микрофонами с креплениями для воздействия на любые биологически активные зоны.

Ребенок в чреве матери способен слышать музыку. При помощи специального ультразвукового сканера было обследовано несколько десятков беременных женщин. Во время эксперимента каждые 15 секунд звучал небольшой фрагмент музыкального произведения, а прибор фиксировал усиление мозговой активности еще не родившихся малышей. Оказалось, что они не только слышат музыку, но и проявляют свои эмоции: спокойные лирические мелодии заставляют их "грустить", а заводные - "радоваться". По данным ученых, минимальный возраст, после которого плод отчетливо слышит и реагирует на музыку, - 38 недель.

В Институте развития человеческих возможностей в Филадельфии, который называют "фермой для супердетей", врачи стимулируют развитие мозга у плодов с помощью цвета и звука. За реакциями плода наблюдают с помощью сложнейших ультразвуковых и эхографических установок. Например, было выяснено, что гитара Джимми Хендрикса и произведения "Дип Перпл" раздражают и нервируют плод. Зато классика пробуждает живой интерес, и эмбрионы, как к магниту, тянутся к источнику звука.

В Лондоне был проведен необычный эксперимент по лечению старческого слабоумия классической музыкой. Психиатры давно заметили, что музыка способствует более тесному контакту с такими пациентами, хотя пока не известно, обладает ли музыкотерапия достаточно устойчивым эффектом. Старческое слабоумие - прогрессирующее дегенеративное заболевание мозга, приводящее к интеллектуальному упадку и дезориентации человека. По статистике, этой патологией, для которой пока не найдено эффективное лечение, страдают от 2 до 5 процентов людей старше 65 лет и до 25 процентов - старше 85 лет. Профессор Крист Буллит установил, что 8-недельный курс музыкальной терапии заметно повышает качество жизни пациентов, увеличивает их активность и способность поддерживать контакты, ослабляет нередко возникающую враждебность к окружающим. Профессор неврологии Сьюзен Гринфилд тоже высоко оценивает музыкотерапию как метод, использующий естественные ресурсы мозга вместо порой токсичных психотропных препаратов. И хотя музыкальная терапия не излечивает полностью слабоумия, она, по мнению доктора Гринфилд, явно замедляет развитие болезни. Более того, стимуляция мозга классической музыкой активизирует связи между нервными клетками, что предохраняет их от дальнейшей деградации. "Музыка помогает сохранить то, что еще осталось", - обнадеживает доктор.

 

 

МЕТОДЫ РЕЦЕПТИВНОЙ МТ


К рецептивным методам музыкальной терапии относятся те методы, в которых пациент принимает пассивное участие, т.е., находясь в определенном удобном для себя статичном положении, получает тот или иной сеанс музыкального воздействия.
Существуют три основных вида рецептивной МТ:

1) музыкопсихотерапия (МПТ), одно из наиболее известных и достаточно давно известных направлений, методы которого решают задачи по лечебно-коррекционному воздействию на психоэмоциональное состояние пациента;

2) музыкорефлексотерапия (автор С.В.Шушарджан) - преследует своей целью контактное или дистантное лечебное воздействие на психосоматические функции организма через точки акупунктуры; Акупунктура (иглорефлексотерапия, иглоукалывание) — медицинский термин, имеющий происхождение от лат. acus — игла[1] и лат. punctura (pungo, pungere) — колоть, жалить[2]; метод воздействия на организм, представляющий собой постановку специальных игл в различные точки на теле, а также манипулирование этими иглами. Метод используется для снятия боли или в лечебных целях. Включает также воздействие на точки прижиганием с использованием полыни вида Полынь обыкновенная (Artemisia vulgaris). Является отдельным направлением в традиционной китайской медицине.Общепризнанных доказательств эффективности (а также безопасности) акупунктуры не существует. Существует точка зрения, что эффект иглоукалывания является плацебо

Музыкальное воздействие может осуществляться в процессе прослушивания специально созданных аудиомузыкальных программ «Антистрессовая», «Бронхиальная астма» и др., которые помогают в лечении соответствующих соматических заболеваний. При аппликационно-точечной музыкотерапии воздействие музыкой проводится с помощью микронаушников, которые отходят от любого звукопроизводящего устройства: магнитофона, музыкального центра, плеера, синтезатора и т. д. Соответствующая МТ программа транслируется через наушники, которые накладываются на точку акупунктуры и закрепляются лейкопластырем. Выбор точек зависит от задач сеанса.

 

3) музыкофармакотерапия (автор С.В.Шушарджан), новейшая технология, в которой эффективность лекарственных средств потенцируется одновременным музыкально-терапевтическим воздействием.Надо отметить, что рецептивные методы играют все большую роль в клинической и санаторно-курортной практике. Современная рецептивная музыкотерапия, с техническим обеспечением в виде лазерных CD или DVD дисков, компьютерных программ, при желании, легко осваивается врачами, психологами, медсестрами, даже не имеющими специального музыкального образования.
Для этого предусмотрены учебные курсы последипломной подготовки длительностью 72 часа (см. Обучение).

Как наилучший способ лечения выступает, как оказалось, не просто прослушивание музыки, а само ее воспроизведение: игра на музыкальных инструментах, а еще лучше - пение. В процессе игры человек совершает какие-то движения в такт музыке (нажим на клавиши, растягивание мехов, движение смычка). Напрямую с дыхательной системой это связано у духовых музыкантов. Чтобы воспроизвести мелодию, музыканту приходится дышать в ее темпе. Исследования показали, что организм (дыхательная, кровеносная системы) подстраивается под музыкальный темп лучше у музыкантов, и психологическое восприятие музыки у них тоньше: они могут заметить те оттенки, которые не замечают простые слушатели. Такое умение является следствием постоянного прослушивания и воспроизведения музыкальных мелодий, когда организм привыкает к их воздействию и уже лучше выбирает, что для него полезно.

При пении, непосредственно механические колебания голосовых связок передаются по организму, несомненно, с большей амплитудой, чем при прослушивании, где звуковой сигнал должен пройти еще толщу воздуха. С другой стороны, если делать звук громким, то это может отрицательно сказываться на слуховом аппарате и психологическом восприятии. Стоит отметить, что музыкант и певец сам может регулировать темп и громкость мелодии, в зависимости от того, что нужно организму. Таким образом, пение - идеальный способ лечения.


ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОЙ МТ


К активным методам относятся те, в которых активное участие принимает сам пациент. В их числе: вокалотерапия; музыкально – педагогическая реабилитация; метод Нордофф - Роббинс; аналитическая музыкотерапия и психотерапия; онтопсихологическая музыкотерапия по А.Монгетти. Музыкально-педагогическая реабилитация и вокалотерапия разработаны в нашей стране. Они отличаются оригинальностью, индивидуальным подходом к пациентам, многогранностью лечебно-восстановительных свойств и реально высокой эффективностью. Последние три метода в основном используются на Западе и в России практически не применяются, но, тем не менее, будут также кратко представлены.

Вокалотерапия (автор С.В.Шушарджан).

Вокалотерапия – это метод психосоматической активации защитно-приспособительных реакций, который базируется на оздоровительных свойствах классического пения и включает в себя упражнения по акустической стимуляции жизненно важных органов и упражнения, повышающие адаптационные и интеллектуально-эстетические способности человека.
В данном методе сочетается использование внутренних (вокалотреннинг) и внешних (рецептивная музыкотерапия) акустических сигналов сложной ангармонической природы частотой от 16 Гц до 20000 Гц. Особенно эффективна ВТ при лечении хронических заболеваний легких, бронхов, сердечно-сосудистых заболеваний, снижении иммунитета и общей сопротивляемости. Есть данные о пользе пения при синдроме Альцгеймера.

Положительный эффект в терапевтической и коррекционной работе обеспечивается вокалотерапией. В благоприятном воздействии пения на человека можно выделить два аспекта:

— коррекция психоэмоционального состояния (Л. С. Брусилов-ский, В. И. Петрушин);

— лечебно-оздоровительная направленность пения (В. С. Шу-шарджан, А. И. Попов, Е. В. Макаров).

Механизм лечебно-оздоровительного воздействия пения основывается на использовании системы активного классического вокального тренинга, целью которого является повышение резервных возможностей организма человека, коррекции нарушенных функций.

Вокальный тренинг, основанный на принципах классического пения, состоит из специальных упражнений, осуществляющих биоакустическую стимуляцию жизненно важных органов, а также из упражнений, повышающих адаптационные и интеллектуально-эстетические возможности человека. Подтверждением огромного влияния классического пения на организм человека является перечень певцов-долгожителей (И. С. Козловский, М. Д. Михайлов, С. Я. Лемешев, П. Г. Лисициан и др.).

С. В. Шушарджан, раскрывая механизмы вокалотерапии, отмечает, что в процессе вокалотерапии происходит стимуляция работы внутренних органов за счет активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц брюшного пресса, а также вибрационных процессов, возникающих в результате фонации.

Коррекционное лечебное воздействие обеспечивается и в процессе «обучения основам нижнереберно-диафрагмального дыхания, как наиболее физиологичного»1, которое благоприятно влияет на общее состояние организма человека.

Методика В. И. Петрушина показывает, что в содержание занятий должно включаться исполнение песен жизнеутверждающего характера. Для подростков и взрослых это могут быть как песни Э. Колмановского и К. Ваншенкина «Я люблю тебя жизнь», Б. Окуджавы «Давайте восклицать» и др., так и специальные вокальные формулы самовнушения, оказывающие положительное воздействие на мироощущение человека. Формулы песенного самовнушения нацелены на то, чтобы сформировать в пациенте такие принципы отношения к окружающей жизни, которые бы способствовали гармонизации его внутреннего мира, стойкости при неудачах, формировали защиту от негативных мыслей, умение радоваться жизни. Направленность песен-формул может быть разнообразной: формула «психологической устойчивости», «расслабления и успокоения», «защиты от беспокойства и плохих мыслей», «радости» и т. д. Каждая формула в процессе пения повторяется несколько раз с транспонированием на полтона вверх и может сопровождаться хлопками и притопываниями.

Авторы, использующие рецептивную музыкотерапию в психокоррекции, предлагают разные музыкальные произведения. Замечено (В. А. Петрушин, Е. И. Рогов и др.), что наибольший эффект вызывают классические музыкальные произведения, достаточно известные слушателям. Но в то же время музыкотерапевты отмечают, что для изменения состояния слушателя можно предложить десятки названий различных музыкальных произведений, но эти «лечебные каталоги» будут являться следствием эмпирических, но не теоретических обобщений.

Расслабляющее воздействие могут оказывать произведения: П. И. Чайковского «Сентиментальный вальс», «Баркаролла»; К. Сен-Санса «Лебедь»; С. В. Рахманинова «Концерт № 2», начало 2-й части; Ф. Шопена «Ноктюрн фа мажор», «Ноктюрн ре-бемоль мажор» и др.

При снятии подавленного, угнетенного состояния часто применяются «Аве Мария» Ф. Шуберта, «К радости» Л. Бетховена, «Прелюдия до-минор» Ф. Шопена, «Мелодия» К. Глюка и др. Бодрое радостное настроение появляется от слушания музыкальных произведений Д. Б. Шостаковича «Праздничная увертюра», Ф. Листа — финалы «Венгерских рапсодий» №№ 6, 10, 11, 12, В. Монти «Чардаш» и др.

 

 

Музыкально - педагогическая реабилитация (автор С.В.Шушарджан). Музыкально-педагогическая реабилитация – это направление в музыкальной терапии, использующее для лечебно-восстановительной цели музыкально-педагогический процесс, который может осуществляться в виде обучения детей пению, игре на музыкальных инструментах, движению под музыку (ритмика, танцы, игры), прослушивания музыки, музыкально-дидактических игр. МПР преимущественно и наиболее успешно проводится с детьми, отстающими в развитии, с нарушениями слуха и речи.

Метод Нордофф-Роббинс. Метод Нордофф - Роббинс создан и достаточно широко используется более 40 лет. В числе показаний к применению отклонения в развитии, аутизм, эмоциональная нестабильность, афазия, поведенческие нарушения, сенсорный дефицит, психосоматические заболевания, внутренние болезни, психопатии.
В данном методе делается акцент на уникальность роли «живой» музыки как средства коммуникации. При этом музыкальный терапевт должен иметь навыки спонтанного лечебного музицирования и импровизации. Существуют разновидности метода для детей, подростков и взрослых. Пациенты всех уровней вовлекаются в процесс совместного с терапевтом создания музыки с помощью музыкальных инструментов, удобных для работы в условиях клиники. Это стимулирует межличностную коммуникацию и взаимодействие между терапевтом и пациентом.

Аналитическая музыкотерапия и психотерапия. Используется в первую очередь при психозах, неврозах и функциональных нарушениях. Один из специалистов в этой области M.Priestley (Лондон) видит возможность исследования бессознательного посредством психоанализа "звукового самовыражения" пациента, происходящего в процессе совместного музицирования. Здесь используется психоанализ, который ведется на основе теоретических концепций (Freud, Adler, Klein, Schmolz и др.). При этом в рамках МТ сеанса обязательно должна проводиться психологическая коррекция - метод комплексного психологического воздействия на цели, мотивы и структуру поведения пациента, а также развитие его некоторых психических функций: памяти, внимания, мышления. Основной задачей психологической коррекции является обучение и тренинг, освоение новых навыков поведения, общения, запоминания, развитие дифицитарных психических функций.

Онтопсихологическая музыкотерапия по А.Менегетти [ОМТ]. Автором ОМТ является Антонио Менегетти, который считает, что бессознательное представляет собой реальность не только психическую, но и телесную. При этом в организме человека изначально заложен определенный порядок, внутренняя гармония. Этот внутренний порядок наделен особой музыкой и движением. Технические средства, использующиеся при проведении ОМТ, отличаются простотой. Как правило, ОМТ проводится с использованием ударных инструментов и чаще всего это двойной комплект "Конга". Музыкотерапевт выполняет функции "посредника". При этом нет никаких правил, которые следовало бы неукоснительно выполнять. С каждым моментом рождается новая музыка, кажущаяся спонтанной, но на деле согласующаяся с гармонией, которая отражает взаимодействие плоти, эмоций, состояние души, привязанности, сексуальность, способность двигаться и т.д. Цель состоит в том, чтобы у участников была максимальная возможность проявиться наилучшим образом и с большей любовью к себе посредством музыкального посыла, на который реагирует организм.
ОМТ используется в работе с физически и социально здоровыми людьми, которые самостоятельно строят свою жизнь, полны желанием "расширить" свой бытийный проект, что впоследствии находит свое отражение, как в личном, так и коллективном планах.

Онтопсихологическая школа не разделяет метода пассивного прослушивания музыки ни в качестве начальной фазы терапии, ни в качестве пропедевтического этапа, за которым следует "активная" фаза. Причина такого несогласия заключается в следующем:

  1. Музыкотерапия должна носить деятельный характер и проявляться в танце, игре или пении. Нельзя находиться в состоянии статичности, когда речь идет о высвобождении заторможенной энергии. Особенность онтопсихологической музыкотерапии состоит в разблокировании психофизической энергии посредством предмета ее внешнего проявления, то есть тела. Благодаря осознанию заторможенной части можно воздействовать на психоэнергетическую структуру, обусловливающую данную блокировку, и изменить ситуацию. В этой связи музыкотерапия должна характеризоваться творческой активностью и автономным движением.
  2. Если проанализировать жизненный путь великих композиторов, можно заметить, что в большинстве своем они жили недолго, страдали от болезней, были фрустрированы или несчастны. Онтопсихологическая школа задалась вопросом, может ли произведение, написанное несчастным, страдающим или испытывающим глубокое беспокойство человеком, предоставить другому человеку возможность для позитивного внутреннего поиска. Мы считаем, что прослушивание отрывков музыкальных произведений, пусть и великолепных в плане их стилистики, не способно приблизить человека к самому себе. Есть музыка, которая доставляет истинное удовольствие, а есть и такая, что может привести к обострению психического состояния вплоть до гибели субъекта.

В онтопсихологической музыкотерапии главным является достижение синхронизации с диафрагмой - это местом основного контакта с онтопсихологической музыкой. Что же это за музыка? Эта музыка должна соответствовать одной из нот, входящих в хроматическую гамму висцерального /внутреннего, внутренних органов/ тона, т.е. то, что нашему организму будет "по душе". Музыка создается здоровым и живым организмом непосредственно в ходе сеанса музыкотерапии. Чаще всего используют барабан конгас (большой барабан из кожи, натянутой на деревянный корпус высотой около метра, устанавливающийся на землю на специальных деревянных подставках вертикально). В качестве дополнительных инструментов можно использовать бубен, примитивные современные ударные, орган, гитару. Но все они должны подстраиваться под ритм большого барабана.

Такая музыкотерапия - это обращение к собственному телу. Не всегда легко заставить себя полностью существовать в той конкретности, где существование на самом деле происходит. Человек существует в теле, но часто начинает думать извне и не может локализовать мысли в теле; он притрагивается к себе, словно к чужому телу; смотрит на свое тело как бы со стороны. Некоторые находятся не в теле, а там, где их "супер-эго" - дом, социальное окружение, общественность. С помощью музыкотерапии освобождается заблокированная часть тела, и она начинает снова ощущать жизнь. В онтопсихологии тело - первооснова. Это первая объективность и первая феноменальность, в которой придает себе форму каждый человек, как только он начинает думать, замечать себя. Тело - это воплощение духа. Тело - это первый объект, который затем осуществляет соотношение с другими внешними объектами, оно является первым способом, через который дух являет себя как существующий, то есть он себя чувствует, ощущает, и осуществляется первое "осознание".

На сегодняшний день мировая официальная музыкотерапия использует около 20 различных “общепризнанных” методик. /Известный немецкий музыкотерапевт Ганс-Гельмут Декер-Фойгт в своей книге “Введение в музыкотерапию” мудро подметил: “На свете есть почти столько же видов музыкальной терапии, сколько музыкальных терапевтов”./

Любой из великих композиторов выполнял по сути дела работу врача-музыкотерапевта. Известен слу­чай, когда Бетховен, не найдя слов утешения для матери, потерявшей маленького сына, сел за фортепиано и своей вдохновенной импровизаци­ей облегчил ее душевные страдания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В России музыкотерапия стала официальным методом здравоохранения с 8 апреля 2003 года! | Формы музыкотерапии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.