Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика, структура и регулирование рынка услуг на международном уровне. РБ на международном рынке услуг

Современный этап развития международных связей характеризуется тем, что исключительно быстро развиваются новые формы МЭО и, прежде всего, рынок услуг, на долю которого приходится около 20% мировой торговли.

Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами является одним из наиболее быстрорастущих секторов мирового хозяйства. Если в конце 50-х годов доля услуг в ВВП развитых стран составляла около 55%, то в 90-х годах – более 70%. В развивающихся странах это соотношение было 45% и 55% соответственно.

Быстрый рост сферы услуг происходит, прежде всего, потому, что во многих странах мира достигнута высокая степень экономического развития и высокий уровень жизни населения. Важной причиной является и ускорившийся под влиянием НТП процесс МРТ, ведущий к образованию новых видов деятельности, прежде всего в сфере услуг.

Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами:

1) услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются одновременно и не подлежат хранению. Поэтому в сфере услуг не получила распространения посредническая деятельность;

2) торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами и оказывает на нее существенное воздействие. Поставку товара сопровождает оказание разнообразных услуг, начиная с анализа рынков сбыта и заканчивая техническим обслуживанием проданных товаров. Одновременно торговля услугами тесно связана с движением капитала и рабочей силы;

3) сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Кроме того, транспорт, связь, наука, здравоохранение, образование во многих странах находятся в полной или частичной государственной собственности мили же строго контролируются государством;

4) не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в сферу международной торговли.

Абсолютная сумма услуг, отраженная в статистике МВФ, является заниженной по сравнению с реальной величиной по оценкам экспертов на 40-50%. Трудность подсчета связана с тем, что, как правило, услуги предоставляются в комплексе с товарами. Поэтому трудно отделить цену услуги от цены товара. Еще одной причиной, затрудняющей учет, является отсутствие единой классификации услуг.

По классификации МВФ выделяют четыре группы услуг: фрахт, другие транспортные, туризм, прочие. ЮНКТАД выделяет 8 основных групп: финансовые, связь, строительные и проектно-конструкторские, транспортные, профессиональные и деловые, коммерческие, туризм, аудиовизуальные услуги.

В рамках ВТО выделяется 12 групп: деловые, коммуникационные, строительные и сопутствующие им услуги, услуги по охране окружающей среды, финансовые услуги, относящиеся к здоровью и социальные услуги, туризм, рекреационные, культурные, спортивные, транспортные и прочие услуги.

Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств. На долю 10 крупнейших промышленно развитых стран приходится более 50% мирового экспорта услуг. При этом на четыре страны (США- 18,8%, Великобритания – 7,6%, Франция – 5,9%, Германия – 5,7%) приходится более 30% всего мирового экспорта.

Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами. Однако некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Например, Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика – на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма. Страны СНГ хотя и обладают потенциальными резервами для развития сферы международных услуг, но не имеют достаточной материально-технической базы и финансовых ресурсов для их развития.

Если говорить о распределении стоимости услуг по отдельными видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США. Большой объем туристических услуг оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария.

Рост международной торговли услугами усиливает потребность в международном регулировании этой торговли. Оно происходит в различных формах. Во-первых, в виде двусторонних соглашений, как отраслевых (например, транспорт), так и торгово-экономических. Во-вторых, в виде многостороннего регулирования в рамках интеграционных группировок. В-третьих, в рамках международных организаций.

Регулирование торговли услугами осуществляют такие международные торгово-экономические организации, как ЮНКТАД, ОЭСР, ВТО. В рамках ВТО действует Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Оно состоит их трех частей:

1) рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила регулирования торговли услугами;

2) специальные соглашения, приемлемые для отдельных отраслей;

3) список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений.

В отдельных отраслях действуют специализированные организации: ИКАО (Организация международной гражданской авиации), ИМО (Международная морская организация), Всемирная туристская организация.

 

2. Лизинг: особенности и значение для развития национальной экономики

Аренда часто используется в мировой практике. В зависимости от сроков различают:

- краткосрочную аренду или рентинг (от нескольких часов до 1года). Еще этот вид аренды называют бытовым;

- среднесрочную аренду или хайринг (от года до 2-3 лет);

- долгосрочную аренду или лизинг (иногда до 15-20 лет).

Объектом лизинга может являться только продукция производственно-технического назначения, относимая к основным фондам, а также соответствующие имущественные права. В отличие от обычной аренды, в лизинговых сделках участвуют, как правило, не два, а три и более участника.

Лизингодатель – это субъект хозяйствования, являющийся собственником предмета лизинга и предоставляющий его во временное пользование на основе лизингового договора.

В качестве лизингодателя могут выступать:

- финансовая лизинговая компания, функцией которой является финансирование;

- специализированная лизинговая компания, которая помимо финансирования, осуществляет весь комплекс услуг нефинансового характера, например, ремонт, консультации по эксплуатации;

- учреждение банка или его филиал;

- субъект хозяйствования, для которого лизинг является не основным, но и не запрещенным видом деятельности.

Лизингополучатель – субъект хозяйствования, получающий лизинговое имущество во владение и пользование. Поставщик – субъект хозяйствования, продавший предмет лизинга лизингодателю.

Формы сделок:

1) в зависимости от условий возмещения затрат и соотношения срока действия договора со сроком амортизации:

- финансовый лизинг – при котором лизинговые платежи возмещают лизингодателю стоимость объекта лизинга в размере не менее 75%;

- оперативный лизинг – при котором лизинговые платежи в течение срока действия договора возмещают лизингодателю стоимость объекта лизинга в размере 75%.

2) в зависимости от состава участников:

- прямой – лизингодатель приобретает у поставщика в собственность предмет лизинга для его последующей сдачи лизингополучателю;

- лизинг производителя – лизингодатель финансирует производителя, который выполняет две функции: продавца объекта лизинга и затем лизингополучателя.

3) по объему оказываемых услуг:

- чистый лизинг – все обслуживание арендуемого имущества ведет лизингополучатель;

- полный лизинг – полное обслуживание предмета лизинга осуществляет лизингодатель;

- лизинг с частичным набором услуг

4) по территории деятельности:

- внутренний – все участники лизинговой сделки находятся на территории одного государства;

- международный лизинг – хотя бы один из участников является представителем другой страны. Разновидности:

· экспортный – предмет лизинга передается иностранному лизингополучателю;

· импортный – лизингодатель – представитель иностранного государства;

· транзитный – все субъекты лизинговой сделки представители разных государств.

5) по характеру лизинговых платежей:

- лизинг с денежным платежом;

- лизинг с компенсационным платежом;

- лизинг со смешанным платежом.

После некоторого спада в 1992-1993 гг. на мировом рынке лизинговых услуг сохраняется тенденция роста оказываемых услуг. На долю лизинга в инвестициях приходится порядка 15-20%.

США, являясь родиной современного лизинга, продолжают занимать ведущие позиции в мире по оказанию данного вида услуг. На долю этой страны приходится около 40% объема мирового лизинга. Наибольший объем лизинговых операций в Азии сосредоточен в Японии, эта страна занимает второе место в мире по объему лизинговых услуг. Третьем место занимают европейские страны, четвертое – Великобритания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Прикладная и инструментальная системы | Международный туризм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.