КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международный туризм
Большой вклад в международную торговлю услугами вносит туризм. На его долю приходится около 6% общего объема мирового экспорта и 25-30% мировой торговли услугами. На туризм в начале 90-х годов приходилось 10% мирового ВВП и 10,5% рабочих мест. Доходы от международного туризма по величине уступают только экспорту нефти и нефтепродуктов. Классификация видов туризма: По целям поездки выделяют следующие виды туризма: - рекреационный – туризм с целью отдыха, оздоровления и лечения; - познавательный – туризм, основной целью которого является удовлетворение познавательных интересов туристов; - деловой – временные поездки и командировки со служебными целями, участие в конференциях, съездах и т.п.; - этнический – поездки иностранцев в страны, выходцами которых являются они сами или их родственники; - религиозный – поездки с целью посещения святых мест и культовых сооружений. В зависимости от используемых транспортных средств выделяют туризм: - автомобильный; - железнодорожный; - авиационный; - теплоходный. По форме путешествий различают туризм: - групповой; - индивидуальный. В зависимости от времени путешествия различают туризм: - сезонный; - несезонный. По способу организации поездки различают туризм: - организованный – поездки, организованные туристскими предприятиями; - неорганизованный – поездки, организованные самими туристами (без участия туристских предприятий). В зависимости от продолжительности путешествия туризм подразделяются на: - продолжительный; - кратковременный (на срок до 5-7 дней). Наибольшее развитие международный туризм получил в Европе. На долю этого региона приходится около 60% туристских прибытий и свыше 50% валютных поступлений. На Америку приходится около 20% проездки остальные 20% - на все остальные регионы. В ряде стран туризм является одним из основных источников дохода, например, в Испании, Австрии, Греции доля доходов от туризма в общих доходах составляет 25-30%, на Кипре и в Панаме – превышает 50%, для Гаити – 70%. В целом у 45 стран мира поступления от туризма превышают 25% от общего объема экспортных доходов.
К факторам, формирующим спрос на туристические услуги, можно отнести: - наличие свободного времени; - экономические факторы (реальное увеличение заработной платы, сокращение издержек туристического потребления, т.е. снижение стоимости туристических услуг); - демографические факторы; - социальные факторы.
4. Международный обмен научно-техническими знаниями: понятие, основные виды и формы передачи технологий В настоящее время значение рынка технологий приобретает для человеческого общества значение, превосходящее значение рынка движимого и недвижимого имущества. Можно выделить два основных вида передаваемых технологий: 1) знания и опыт, воплощенные в форму изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков и других охраняемых законом объектов промышленной собственности; 2) знания и опыт научно-технического, производственного, управленческого, коммерческого, финансового или иного характера, не защищенные охранными документами. Они объединяются понятием «ноу-хау». Основные признаки «ноу-хау»: научно-техническая и экономическая ценность; практическая применимость; отсутствие прямой защиты в качестве промышленной собственности; полная или частичная конфиденциальность. «Ноу-хау» может предоставляться в форме документации или в форме непосредственного производственного опыта специалистов. Передача технологии может осуществляться в различных формах. Основные формы передачи технологий по своему экономическому содержанию делятся на коммерческие (возмездные) и некоммерческие (безвозмездные).
К некоммерческим формам относят: 1) научно-технические публикации (доклады на конференциях, каталоги на выставках, компьютерные банки данных, специальная литература); 2) обмен результатами исследований путем личных контактов и посещений научно-исследовательских учреждений и промышленных предприятий (стажировки, командировки, обучение и практика студентов и специалистов); 3) миграция ученых и специалистов из научных в коммерческие структуры и обратно; 4) обмен производственно-техническими достижениями и опытом по долгосрочным, как правило, государственным, программам. В основном в некоммерческой форме передается непатентоспособная информация – результаты крупномасштабных НИОКР, деловые игры, научные открытия и незапатентованные изобретения. Основными формами коммерческой передачи информации являются: - продажа технологии в материализованном виде; - иностранные инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция предприятий, лизинг; - продажа патентов (уступка права на изобретение); - продажа лицензий; - совместное проведение НИОКР, научно-производственная кооперация; - создание СП. Независимо от того, в какой форме осуществляется передача технологии, она оформляется в виде договора (контракта, соглашения). В области передачи технологий имеет место так называемая ограничительная деловая практика, т.е. ограничение конкуренции. С этой целью используются следующие методы: 1) сознательное ограничение распространения технических новшеств. Фирма может использовать патент самостоятельно, отказываясь предоставлять лицензии другим предприятиям; 2) ограничение прав покупателя технологии. Например, запрет использовать технологию после истечения срока действия договора; запрет на приобретение конкурирующей технологии; 3) образование союзов монополистов и патентных пулов. Подобные союзы образуются, когда фирмы осуществляют научно-техническое сотрудничество или владеют зависимыми патентами, без сбора которых в единый блок ни одна из фирм не может начать производство.
Особенности технологии как товара определяют и особенности как самого лицензионного соглашения, так и порядка его подписания. Прежде всего, покупателю и продавцу необходимо определить объем информации, которая необходима для полного анализа технологий. Поэтому обычно заключается предварительное соглашение о секретности (опционное соглашение). Такая осторожность объясняется тем, что передаваемая для анализа информация часто является «ноу-хау» и не имеет патентной защиты. В соответствии с опционным соглашением лицензиат за определенную плату получает право, ознакомившись с «ноу-хау» и осуществив необходимые ему испытания объекта или технологии, выбрать для себя одно из двух решений: приобретать или не приобретать лицензию. Одним из главных вопросов при составлении лицензионного соглашения является определение стоимости и цены технологии и оценка экономических последствий (эффекта) ее покупки (продажи). Стоимость и цена технологии в большей степени зависит от того дохода, который можно получить от ее использования, чем от величины расходов на ее создание. К факторам, влияющим на цену технологии продукции, относятся: 1) новизна технологии – чем более старой является технология, тем ниже ее цена; 2) величина издержек, связанных с передачей технологии; 3) уровень прибыли, получаемой покупателем от использования технологии. Обычно эта величина зависит от доли рынка, которая ему принадлежит; 4) расходы на НИОКР; 5) статус покупателя технологии. Обычно государственные предприятия и организации платят более низкую цену за технологии; 6) географическое положение лицензиата, которое определяет возможные рынки сбыта. Как правило, нижняя граница цены определяется величиной затрат на создание технологии плюс средняя прибыль; верхняя граница – возможными доходами покупателя. Чаще всего используется два способа выплат лицензионных платежей (цены технологии): 1) периодические отчисления от дохода покупателя в течение периода действия соглашения (роялти); 2) единовременные платежи, не связанные с фактическим использованием лицензии, а устанавливаемые заранее на основании экспертных оценок (паушальный платеж). Ставка роялти устанавливается в процентах от стоимости чистых продаж лицензионной продукции (или от ее себестоимости), от валовой прибыли или определяется в расчете на единицу выпускаемой продукции.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |