Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международный туризм

Большой вклад в международную торговлю услугами вносит туризм. На его долю приходится около 6% общего объема мирового экспорта и 25-30% мировой торговли услугами. На туризм в начале 90-х годов приходилось 10% мирового ВВП и 10,5% рабочих мест. Доходы от международного туризма по величине уступают только экспорту нефти и нефтепродуктов.

Классификация видов туризма:

По целям поездки выделяют следующие виды туризма:

- рекреационный – туризм с целью отдыха, оздоровления и лечения;

- познавательный – туризм, основной целью которого является удовлетворение познавательных интересов туристов;

- деловой – временные поездки и командировки со служебными целями, участие в конференциях, съездах и т.п.;

- этнический – поездки иностранцев в страны, выходцами которых являются они сами или их родственники;

- религиозный – поездки с целью посещения святых мест и культовых сооружений.

В зависимости от используемых транспортных средств выделяют туризм:

- автомобильный;

- железнодорожный;

- авиационный;

- теплоходный.

По форме путешествий различают туризм:

- групповой;

- индивидуальный.

В зависимости от времени путешествия различают туризм:

- сезонный;

- несезонный.

По способу организации поездки различают туризм:

- организованный – поездки, организованные туристскими предприятиями;

- неорганизованный – поездки, организованные самими туристами (без участия туристских предприятий).

В зависимости от продолжительности путешествия туризм подразделяются на:

- продолжительный;

- кратковременный (на срок до 5-7 дней).

Наибольшее развитие международный туризм получил в Европе. На долю этого региона приходится около 60% туристских прибытий и свыше 50% валютных поступлений. На Америку приходится около 20% проездки остальные 20% - на все остальные регионы. В ряде стран туризм является одним из основных источников дохода, например, в Испании, Австрии, Греции доля доходов от туризма в общих доходах составляет 25-30%, на Кипре и в Панаме – превышает 50%, для Гаити – 70%. В целом у 45 стран мира поступления от туризма превышают 25% от общего объема экспортных доходов.

К факторам, формирующим спрос на туристические услуги, можно отнести:

- наличие свободного времени;

- экономические факторы (реальное увеличение заработной платы, сокращение издержек туристического потребления, т.е. снижение стоимости туристических услуг);

- демографические факторы;

- социальные факторы.

 

4. Международный обмен научно-техническими знаниями: понятие, основные виды и формы передачи технологий

В настоящее время значение рынка технологий приобретает для человеческого общества значение, превосходящее значение рынка движимого и недвижимого имущества.

Можно выделить два основных вида передаваемых технологий:

1) знания и опыт, воплощенные в форму изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков и других охраняемых законом объектов промышленной собственности;

2) знания и опыт научно-технического, производственного, управленческого, коммерческого, финансового или иного характера, не защищенные охранными документами. Они объединяются понятием «ноу-хау». Основные признаки «ноу-хау»: научно-техническая и экономическая ценность; практическая применимость; отсутствие прямой защиты в качестве промышленной собственности; полная или частичная конфиденциальность. «Ноу-хау» может предоставляться в форме документации или в форме непосредственного производственного опыта специалистов.

Передача технологии может осуществляться в различных формах. Основные формы передачи технологий по своему экономическому содержанию делятся на коммерческие (возмездные) и некоммерческие (безвозмездные).

К некоммерческим формам относят:

1) научно-технические публикации (доклады на конференциях, каталоги на выставках, компьютерные банки данных, специальная литература);

2) обмен результатами исследований путем личных контактов и посещений научно-исследовательских учреждений и промышленных предприятий (стажировки, командировки, обучение и практика студентов и специалистов);

3) миграция ученых и специалистов из научных в коммерческие структуры и обратно;

4) обмен производственно-техническими достижениями и опытом по долгосрочным, как правило, государственным, программам.

В основном в некоммерческой форме передается непатентоспособная информация – результаты крупномасштабных НИОКР, деловые игры, научные открытия и незапатентованные изобретения.

Основными формами коммерческой передачи информации являются:

- продажа технологии в материализованном виде;

- иностранные инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция предприятий, лизинг;

- продажа патентов (уступка права на изобретение);

- продажа лицензий;

- совместное проведение НИОКР, научно-производственная кооперация;

- создание СП.

Независимо от того, в какой форме осуществляется передача технологии, она оформляется в виде договора (контракта, соглашения).

В области передачи технологий имеет место так называемая ограничительная деловая практика, т.е. ограничение конкуренции. С этой целью используются следующие методы:

1) сознательное ограничение распространения технических новшеств. Фирма может использовать патент самостоятельно, отказываясь предоставлять лицензии другим предприятиям;

2) ограничение прав покупателя технологии. Например, запрет использовать технологию после истечения срока действия договора; запрет на приобретение конкурирующей технологии;

3) образование союзов монополистов и патентных пулов. Подобные союзы образуются, когда фирмы осуществляют научно-техническое сотрудничество или владеют зависимыми патентами, без сбора которых в единый блок ни одна из фирм не может начать производство.

Особенности технологии как товара определяют и особенности как самого лицензионного соглашения, так и порядка его подписания.

Прежде всего, покупателю и продавцу необходимо определить объем информации, которая необходима для полного анализа технологий. Поэтому обычно заключается предварительное соглашение о секретности (опционное соглашение). Такая осторожность объясняется тем, что передаваемая для анализа информация часто является «ноу-хау» и не имеет патентной защиты.

В соответствии с опционным соглашением лицензиат за определенную плату получает право, ознакомившись с «ноу-хау» и осуществив необходимые ему испытания объекта или технологии, выбрать для себя одно из двух решений: приобретать или не приобретать лицензию.

Одним из главных вопросов при составлении лицензионного соглашения является определение стоимости и цены технологии и оценка экономических последствий (эффекта) ее покупки (продажи).

Стоимость и цена технологии в большей степени зависит от того дохода, который можно получить от ее использования, чем от величины расходов на ее создание.

К факторам, влияющим на цену технологии продукции, относятся:

1) новизна технологии – чем более старой является технология, тем ниже ее цена;

2) величина издержек, связанных с передачей технологии;

3) уровень прибыли, получаемой покупателем от использования технологии. Обычно эта величина зависит от доли рынка, которая ему принадлежит;

4) расходы на НИОКР;

5) статус покупателя технологии. Обычно государственные предприятия и организации платят более низкую цену за технологии;

6) географическое положение лицензиата, которое определяет возможные рынки сбыта.

Как правило, нижняя граница цены определяется величиной затрат на создание технологии плюс средняя прибыль; верхняя граница – возможными доходами покупателя.

Чаще всего используется два способа выплат лицензионных платежей (цены технологии):

1) периодические отчисления от дохода покупателя в течение периода действия соглашения (роялти);

2) единовременные платежи, не связанные с фактическим использованием лицензии, а устанавливаемые заранее на основании экспертных оценок (паушальный платеж).

Ставка роялти устанавливается в процентах от стоимости чистых продаж лицензионной продукции (или от ее себестоимости), от валовой прибыли или определяется в расчете на единицу выпускаемой продукции.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Динамика, структура и регулирование рынка услуг на международном уровне. РБ на международном рынке услуг | Основные социологические модели взаимодействия коммуникатора (источника информации) и аудитории в процессе массовой коммуникации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.