КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка значимости изобретений
Патенты, как известно, представляют собой один из видов охранных документов объектов интеллектуальной собственности. Особое внимание патентам уделяется по двум причинам. Во-первых, они представляют собой наиболее осязаемую часть интеллектуальной собственности, обладают наиболее надежной охраной и оказывают сегодня наиболее сильное влияние на коммерческий успех и рыночную стоимость фирмы. Во-вторых, патентные базы данных являются поистине сокровищницей информации, которая, будучи подкрепленной средствами автоматизированного поиска и визуального представления, становится мощным оружием конкурентной разведки, пригодным для эффективного использования в предпринимательстве. Компании могут выявлять в своих патентных портфелях скрытую стоимость нематериальных активов и вытекающие из них источники доходов, использовать их в качестве конкурентного средства для захвата и удержания рынков, обхода и рыночного подавления соперников, повышения эффективности НИОКР, достижения более внушительных результатов от слияния, приобретения предприятий и совместного предпринимательства. При обсуждении способов применения активов интеллектуальной собственности в интересах правления компании и ее акционеров особое внимание следует уделить использованию патентов: - для получения дополнительных доходов посредством лицензионных операций; - повышения доходов в расчете на акцию и общих прибылей акционеров; - повышения отдачи от капиталовложений в НИОКР и обеспечения непрерывности инновационного процесса; - увеличения корпоративной стоимости, доли акционеров в капитале компании и прочих финансовых возможностей; - выполнения роли валюты при слиянии, приобретении предприятий и совместном предпринимательстве. Руководящий состав и главные менеджеры фирмы могут использовать "портфели" интеллектуальной собственности: - для подрыва производственной стратегии конкурентов и осуществления блокирующего патентования; - патентного прикрытия при вторжении в прибыльные рыночные сегменты с интенсивной конкуренцией; - обретения исключительных прав на вновь появляющиеся коммерчески перспективные технологии; - повышения эффективности НИОКР без "подрыва" прав третьих лиц; - выявления вероятных правонарушителей, а вместе с тем — и возможных источников дохода от продажи лицензий. Финансовые работники должны уметь правильно оценивать нематериальные активы интеллектуальной собственности, которые сегодня могут составлять до 75% общего богатства компании, и извлекать выгоду из недоиспользованного патентного портфеля. В свою очередь руководители, отвечающие за развитие предпринимательства, могут использовать патенты для обоснования слияния или приобретения предприятий, а также захвата выгодных технологических плацдармов, ограждающих компанию от сильных рыночных потрясений. Первым шагом на этом пути является оценка размеров и значимости собственных патентных активов, поскольку большинство фирм, как оказалось, имеют смутное представление о коммерческом потенциале и финансовой стоимости своих активов интеллектуальной собственности. Даже такая агрессивная в патентном отношении компания, как "Dow Chemical", в прошлом немало теряла от разрозненных действий своих подразделений, которые принимали самостоятельные решения относительно стоимости и возможностей применения своих патентов. В компании отсутствовала соответствующая структура, методы оценки и максимизации стоимости патентов предприятия в целях последующего использования в качестве генераторов новых доходов или орудия в конкурентной борьбе. Однако общепромышленный спад начала 90-х гг. вынудил "Dow" искать пути более рационального ведения дел. Начался продолжавшийся целый год аудит активов интеллектуальной собственности, в ходе которого каждый из 29 тыс. патентов "Dow" был идентифицирован, оценен и прикреплен к тому или иному из 15 крупных подразделений компании, на которые возлагалась финансовая ответственность за последующее использование своих патентов. Была также создана специальная группа "менеджеров интеллектуальных активов" из состава разных предпринимательских подразделений, которые проводили регулярные встречи для оценки патентной активности в масштабах компании в целом. В задачи группы входило определение возможностей лицензирования, коммерциализации, создания совместных предприятий для реализации конкретных патентов или их совокупностей, а также выявление уязвимых для конкурентов незащищенных технологических участков, нуждавшихся в особом внимании. Ежемесячные встречи с членами Совета директоров подтверждают, сколь серьезно руководство компании относилось к этому процессу. Неудивительно поэтому, что в результате только этого мероприятия "Dow" обеспечила немедленную экономию в размере 50 млн. долл. за счет налогов и пошлин, затрачиваемых на поддержание в силе ненужных патентов, которые были изъяты из портфеля, аннулированы или переданы университетам или бесприбыльным организациям. Прибыль от продажи лицензий возросла с 25 млн. долл. к моменту завершения аудита в 1994 г. до 125 млн. долл. в последующий период. Неотъемлемой частью подобных мероприятий является составление аудиторской таблицы интеллектуальной собственности. Предпринимательские подразделения группируются по вертикальной оси в соответствии с темпами их роста по отношению к валовому внутреннему продукту, а по горизонтальной оси группируются патенты с учетом возможности их реализации в продукции текущего, перспективного плана или отказа от использования вообще. Такая таблица дает общее представление о том, какие патенты имеют более высокую и непосредственную коммерческую ценность, какие более пригодны для получения лицензионной прибыли, а от каких следует просто отказаться, чтобы сократить затраты на поддержание патентного портфеля. В случае с компанией "Dow" 51% патентов оказался в группе наиболее ценных патентов ввиду возможности их прямого использования в коммерческой деятельности наиболее динамично развивающихся предпринимательских подразделений. 36% патентов не нашли применения в текущей или планируемой деятельности компании. Однако их потенциальная ценность позволяла рассчитывать на получение прибыли за счет лицензионных сделок. От оставшихся 13% компания решила отказаться. Оценив надежность и ценность своих патентов, можно приступать к разработке стратегии захвата с их помощью выгодных конкурентных позиций. Существенным подспорьем здесь оказывается для него интеллектуальная собственность, позволяющая взглянуть на проблему под иным углом зрения, открыть новые стратегические перспективы. Понятно, что патентная стратегия сильно зависит от темпов роста соответствующего предприятия. Однако, - это лишь один из факторов, определяющих необходимость либо его дальнейшего развития за счет создания "патентных таранов" для прорыва на новые рынки, либо стабилизации достигнутого положения посредством укрепления "патентной стены", тормозящей экспансию конкурентов, и др. Важно одновременно принимать во внимание рыночную позицию, силу и стратегию конкурентов, фазу развития отрасли и степень потребности в ресурсах интеллектуальной собственности того или иного предприятия. Каждой конкретной ситуации присущ свой стратегический подход — с собственными лимитами времени, угрозами со стороны конкурентов и целями использования патентов. Каждый компонент патентной стратегии НИОКР должен реализоваться на соответствующем этапе разработки, процесс которой — по крайней мере, на крупных фирмах — обычно подразделяется на четыре стадии.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |