Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка значимости изобретений

Патенты, как известно, представляют собой один из видов ох­ранных документов объектов интеллектуальной собственности. Особое внимание патентам уделяется по двум причинам.

Во-первых, они представляют собой наиболее осязаемую часть ин­теллектуальной собственности, обладают наиболее надежной ох­раной и оказывают сегодня наиболее сильное влияние на коммерческий успех и рыночную стоимость фирмы.

Во-вторых, патентные базы данных являются поистине сокровищницей ин­формации, которая, будучи подкрепленной средствами автомати­зированного поиска и визуального представления, становится мощным оружием конкурентной разведки, пригодным для эффек­тивного использования в предпринимательстве.

Компании могут выявлять в своих патентных портфелях скрытую стоимость нематериальных активов и вытекающие из них источ­ники доходов, использовать их в качестве конкурентного средства для захвата и удержания рынков, обхода и рыночного подавления соперников, повышения эффективности НИОКР, достижения более внушительных результатов от слияния, приобретения пред­приятий и совместного предпринимательства.

При обсуждении способов применения активов интеллектуаль­ной собственности в интересах правления компании и ее акционеров особое внимание следует уделить использованию патентов:

- для получения дополнительных доходов посредством лицензионных операций;

- повышения доходов в расчете на акцию и общих прибылей акционеров;

- повышения отдачи от капиталовложений в НИОКР и обеспе­чения непрерывности инновационного процесса;

- увеличения корпоративной стоимости, доли акционеров в капи­тале компании и прочих финансовых возможностей;

- выполнения роли валюты при слиянии, приобретении предприятий и совместном предпринимательстве.

Руководящий состав и главные менеджеры фирмы могут использовать "портфели" интеллектуальной собственности:

- для подрыва производственной стратегии конкурентов и осуществления блокирующего патентования;

- патентного прикрытия при вторжении в прибыльные рыноч­ные сегменты с интенсивной конкуренцией;

- обретения исключительных прав на вновь появляющиеся ком­мерчески перспективные технологии;

- повышения эффективности НИОКР без "подрыва" прав третьих лиц;

- выявления вероятных правонарушителей, а вместе с тем — и воз­можных источников дохода от продажи лицензий.

Финансовые работники должны уметь правильно оценивать нематериальные активы интеллектуальной собственности, которые сегодня могут составлять до 75% общего богатства компании, и извлекать выгоду из недоиспользованного патентного портфеля.

В свою очередь руководители, отвечающие за развитие пред­принимательства, могут использовать патенты для обоснования слияния или приобретения предприятий, а также захвата выгод­ных технологических плацдармов, ограждающих компанию от сильных рыночных потрясений.

Первым шагом на этом пути является оценка размеров и зна­чимости собственных патентных активов, поскольку большинство фирм, как оказалось, имеют смутное представление о коммерче­ском потенциале и финансовой стоимости своих активов интел­лектуальной собственности. Даже такая агрессивная в патентном отношении компания, как "Dow Chemical", в прошлом немало теряла от разрозненных действий своих подразделений, которые принимали самостоятельные решения относительно стоимости и возможностей применения своих патентов. В компании отсутст­вовала соответствующая структура, методы оценки и максимиза­ции стоимости патентов предприятия в целях последующего ис­пользования в качестве генераторов новых доходов или орудия в кон­курентной борьбе.

Однако общепромышленный спад начала 90-х гг. вынудил "Dow" искать пути более рационального ведения дел. Начался продолжавшийся целый год аудит активов интеллектуальной соб­ственности, в ходе которого каждый из 29 тыс. патентов "Dow" был идентифицирован, оценен и прикреплен к тому или иному из 15 крупных подразделений компании, на которые возлагалась финансовая ответственность за последующее использование своих патентов. Была также создана специальная группа "менеджеров интеллектуальных активов" из состава разных предприниматель­ских подразделений, которые проводили регулярные встречи для оценки патентной активности в масштабах компании в целом. В задачи группы входило определение возможностей лицензиро­вания, коммерциализации, создания совместных предприятий для реализации конкретных патентов или их совокупностей, а также выявление уязвимых для конкурентов незащищенных технологи­ческих участков, нуждавшихся в особом внимании. Ежемесячные встречи с членами Совета директоров подтверждают, сколь серь­езно руководство компании относилось к этому процессу.

Неудивительно поэтому, что в результате только этого мероприятия "Dow" обеспечила немедленную экономию в размере 50 млн. долл. за счет налогов и пошлин, затрачиваемых на поддержание в силе ненужных патентов, которые были изъяты из портфеля, аннулированы или переданы университетам или бес­прибыльным организациям. Прибыль от продажи лицензий возросла с 25 млн. долл. к моменту завершения аудита в 1994 г. до 125 млн. долл. в последующий период.

Неотъемлемой частью подобных мероприятий является состав­ление аудиторской таблицы интеллектуальной собственности. Предпринимательские подразделения группируются по верти­кальной оси в соответствии с темпами их роста по отношению к валовому внутреннему продукту, а по горизонтальной оси груп­пируются патенты с учетом возможности их реализации в про­дукции текущего, перспективного плана или отказа от использо­вания вообще. Такая таблица дает общее представление о том, какие патенты имеют более высокую и непосредственную ком­мерческую ценность, какие более пригодны для получения ли­цензионной прибыли, а от каких следует просто отказаться, что­бы сократить затраты на поддержание патентного портфеля.

В случае с компанией "Dow" 51% патентов оказался в группе наиболее ценных патентов ввиду возможности их прямого ис­пользования в коммерческой деятельности наиболее динамично развивающихся предпринимательских подразделений. 36% патен­тов не нашли применения в текущей или планируемой деятельно­сти компании. Однако их потенциальная ценность позволяла рас­считывать на получение прибыли за счет лицензионных сделок. От оставшихся 13% компания решила отказаться.

Оценив надежность и ценность своих патентов, можно приступать к разработке стратегии захвата с их помощью выгодных конку­рентных позиций. Существенным подспорьем здесь оказывается для него интеллектуальная собственность, позволяющая взглянуть на проблему под иным углом зрения, открыть новые стратегиче­ские перспективы.

Понятно, что патентная стратегия сильно зависит от темпов роста соответствующего предприятия. Однако, - это лишь один из факторов, определяющих необходимость либо его дальнейшего развития за счет создания "патентных таранов" для прорыва на новые рынки, либо стабилизации достигнутого положения по­средством укрепления "патентной стены", тормозящей экспансию конкурентов, и др. Важно одновременно принимать во внимание рыночную позицию, силу и стратегию конкурентов, фазу разви­тия отрасли и степень потребности в ресурсах интеллектуальной собственности того или иного предприятия. Каждой конкретной ситуации присущ свой стратегический подход — с собственными лимитами времени, угрозами со стороны конкурентов и целями использования патентов.

Каждый компонент патентной стратегии НИОКР должен реа­лизоваться на соответствующем этапе разработки, процесс кото­рой — по крайней мере, на крупных фирмах — обычно подразде­ляется на четыре стадии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные понятия. Скорость химической реакции | Процесс разработки. Анализ осуществимости разработки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1067; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.