КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реализация результатов разработки
На завершающей четвертой стадии разработчики готовятся к коммерческой реализации новой продукции. Именно здесь кабинетные проекты сталкиваются с суровой действительностью массового производства, контроля качества, решения вопросов упаковки, рассылки и развития каналов сбыта. Потребуется внимательно переоценить все связанное с новой продукцией патентование, а также приступить к обдумыванию будущего развития или обновления производства. При этом наиболее продвинутые в вопросах интеллектуальной собственности руководители НИОКР уже могут задаться целью захватить исходные патентные плацдармы в новых рыночных сегментах. Параллельно будут патентоваться нестержневые технологии или процессы, которые могут оказаться ценными в последующем — при заключении лицензионных сделок либо в качестве стратегического ресурса, усиливающего конкурентные позиции компании в более отдаленном будущем. Как бы ни были организованы исследования и разработки компании, патентная стратегия остается эффективным инструментом в арсенале разработчиков новой продукции. Она позволяет оценить темпы и направления технического развития в данной отрасли промышленности, раскрыть стратегию и возможности конкурентов, подсказать способы опережающего патентования или предотвратить угрозу катастрофических патентных конфликтов, подобных тем, что чуть было не сокрушили компанию "Eastman Kodak". Оценка активов ИС начинается с подразделения патентов на стержневые и нестержневые. Стержневые патенты охраняют технологии, воплощенные или предназначенные для воплощения в текущей или будущей продукции. Для них рыночные оценки малоприемлемы, поскольку они обычно не являются объектом предстоящих лицензионных сделок. Их ценность — в способности содействовать коммерческому успеху производственных подразделений, чья продукция воплощает в себе запатентованные технологии. Компания "Dow Chemical", например, пользуется методом определения вклада каждого патента в чистую стоимость продукции. Нестержневые патенты охватывают технологии, которые не предполагается использовать в производстве текущей или планируемой продукции. Поскольку такие патенты могут стать объектом лицензионной проработки, оценивать их проще. Доля лицензирования зависит от отрасли промышленности и колеблется в пределах от 1 до 5% валового объема продаж или услуг, воплощающих данную технологию. Многие компании предпочитают поручать лицензионную деятельность более квалифицированным независимым фирмам, отчисляя им около 1/3 от суммы получаемых роялти. При оценке как стержневых, так и нестержневых патентов могут пригодиться известные методы патентного анализа ИС. Например, ряд исследований подтвердил, что чем чаще патент компании цитируется в патентах других фирм, тем выше значимость охраняемой им технологии, следовательно, тем ценнее сам патент. Вместо попыток оценки каждого патента в отдельности многие компании предпочитают выделять некую часть общей рыночной капитализации в качестве стоимости своей ИС. Проще всего вычесть капитал компании из ее рыночной стоимости. Остаток можно рассматривать как стоимость интеллектуальных активов. При этом следует иметь в виду, что у этого подхода имеется ряд ограничений: в таких случаях используют более точные методы расчетов с учетом целого ряда дополнительных показателей. Освоив методы оценки интеллектуальных активов, можно перейти к выбору способов их использования в финансовых или инвестиционных целях. Одна из новейших гарантируемых патентами финансовых стратегий предполагает операции с ценными бумагами. Нематериальные активы составляют за рубежом пока небольшой, но растущий сегмент этого бизнеса с оборотом около 200 доли в год. Компании могут получить кредит под залог патентного портфеля. В январе 1999 года инвестиционный банк"Global Asset Capital" (Сан-Франциско) объявил о первом выпуске ценных бумаг под патентные активы. В данном случае облигации, выпушенные под ожидаемые роялти от патентованного противоракового препарата, предполагалось продавать инвесторам. Патенты вступающих в бизнес небольших компаний могут служить определенными гарантиями при их финансировании. Солидный патентный портфель порой рассматривается как предварительное условие субсидирования. Венчурные компании не соблазнишь идеями, которые не подкреплены патентами. Сильные патенты, хотя и не гарантируют, но увеличивают вероятность конкурентоспособных перспектив фирмы. Поэтому инвесторы заинтересованы в независимой профессиональной оценке долларовой стоимости нематериальных активов фирмы. Даже наиболее консервативное сообщество банкиров стало проявлять интерес к стоимости патентных активов. Состояние интеллектуальной собственности компаний становится одним из индикаторов, с помощью которых биржевые аналитики оценивают корпоративный потенциал. Например, после того как 4 июня 1999 года суд отклонил патентный иск против создателя лазера компании "Visx", стоимость ее акций за один день подскочила на 31%. Проведенный недавно анализ биржевых курсов акций нескольких сотен компаний за 10-летний период подтвердил высокую корреляционную связь между стоимостью акций компании и показателями частоты цитирования ее патентов: чем выше цитируемость (а следовательно, и значимость) патентов той или иной фирмы, тем обычно выше и темпы роста стоимости ее акций. Авторитетный журнал "Forbes" предполагает, что по мере ускорения роста ценности ИС в условиях развивающейся экономики знаний использование патентных прав в качестве стимулятора инвестиций станет все более обыденным. Тогда наибольший успех достанется тем инвесторам, которые обратят свое внимание на активы ИС первыми. Эффективная патентная стратегия разработки передовой и прибыльной продукции включает три главных компонента. Охрана "стержневых" технологий Имеется в виду проведение патентного анализа с целью выделения обладающей наивысшими потребительскими свойствами продукции, которую можно защитить патентами, блокирующими действия конкурентов, а также патентование стержневых технологий, воплощенных в этой продукции. Конечно, хорошо управляемая организация исследований и разработок предполагает регулярное получение сведений о потребностях рынка и рекомендаций маркетологов о потребительских свойствах, способных выделить продукцию на рынке сбыта. Но и здесь не обойтись без патентов, играющих важную роль в разработке продукции посредством предотвращения правонарушений и расширения возможностей компании по созданию конкурентоспособной продукции. Компания "Hitachi", постоянно находящаяся в числе десятка фирм с наиболее высокими показателями патентования, придерживается стратегической политики, фокусирующей внимание на разработке группы лидирующих товаров, в основе которых лежат доминирующие или "стратегические" патенты. Эти товары отбираются на ранней стадии НИОКР, после чего соответствующие технологии патентуются по всему миру, обеспечивая создание широкой сети стратегических патентов и преграждая пути конкурентам. По мнению руководителя, отвечающего в компании за ИС, лидирующие товары не всегда отличаются особенно сложной технологией изготовления. По простым изобретениям легче получить сильные патенты, которые трудно обойти конкурентам, вынужденным разрабатывать более сложные, а, следовательно, более дорогие и менее конкурентоспособные товары. Процесс патентования серьезно воздействует на приоритеты НИОКР в биотехнологии и фармацевтике. Представители фирмы "Genetics Institute", например, говорят, что, отбирая версию подлежащего разработке лекарства, они руководствуются не только результатами их клинических испытаний, но и тем, какая из версий может обрести наиболее надежную патентную охрану. В США, пожалуй, не найти компании, которая бы интегрировала управление интеллектуальной собственностью в процессе НИОКР лучше, чем компания "Gillette". В течение столетия ей удается лидировать на рынке благодаря способности создания и затем патентования новых доходных технологий. Так, первоочередной задачей при разработке новой сенсорной бритвы стало изучение патентной ситуации вокруг ее основного эксплуатационного свойства: способности - благодаря двум независимо движущимся лезвиям — обеспечивать более чистое и комфортабельное бритье. Инженеры принесли руководству семь различных вариантов установки "плавающих" лезвий, и компания запатентовала все варианты. Однако чтобы выбрать вариант для воплощения в реальную продукцию, инженеры работали с патентоведами, начиная с самых ранних стадий НИОКР, отыскивая наиболее надежное в патентном отношении решение. Пришлось изучить все относящиеся той области патенты, начиная с прошлого столетия; в результате остановились на проекте, который труднее обойти потенциальным конкурентам. Таким образом, доминирующую продукцию можно создать лишь при условии тесной взаимоувязки ее разработки с процедурой патентной охраны.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |