Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о болезни




Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия при отсутствии болезней и патологических состояний.

Болезнь — это патологический процесс, протекающий в организме человека в результате воздействия различных внешних и внутренних болезнетворных факторов (биологических, социальных, физических, иммунологических, химических и др.) при мобилизации компенсаторно-приспособительных механизмов организма.

Все классификации заболеваний отражают разные подходы к их группированию. Например:

- по этиологии — инфекционные, неинфекционные;

- по анатомо-топографическим признакам основной лока­лизации болезни — болезни сердца, почек, легких, пе­чени, крови и др.;

- по признакам пола и возраста — женские, детские, бо­лезни старшего возраста.

- различают острые заболевания (имеют определенный период времени течения) и хронические (продолжаются всю жизнь, хотя возможно и выздоровление).

В развитии болезни различают четыре пе­риода:

1. Латентный (инкубационный) — период от первого воздействия причины болезни до ее первых клинических проявлений;

2. Продромальный — период появления неспецифичес­ких признаков болезни (до развертывания полной клинической картины). Диагностика в этот период имеет большое значение, так как раннее лечение обусловливает благоприятный исход болезни.

3. Период развития болезни — появление специфических признаков болезни, полного развертывания клиничес­кой картины болезни. Возможны стертые формы, которые не сопровождаются выраженными признаками.

4. Период выздоровления (реконвалесценции) — исчез­новения признаков болезни, полное восстановление тру­доспособности. Полное выздоровление не всегда является окончательным. Возможно развитие осложнений, т. е. изменений в органах и системах, ранее не вовлеченных в патологический процесс.

Течение болезни может быть острым, подострым и хроническим.

- Острое течение болезни ограничено во времени (одна, две недели), имеет острое начало и быстрое развитие симптомов (грипп, острый бронхит).

- Для подострого течения характерно более медленное, длительное развитие болезни, но оно также ограничено во времени.

- Хроническая болезнь течет всю жизнь.

На протяжении течения хронического заболевания вы­деляется фаза обострения, когда имеются все признаки заболевания, а также фаза ремиссии, когда все признаки хронического заболева­ния минимальны или отсутствуют. Рецидивомназывается обострение хронического заболевания спустя 12 месяцев и более после предшествующего.

Исходы болезни:

- выздоровление;

- переход в хроническую форму;

- летальный (смертельный) исход;

- ограничение или утрата трудоспособности, инвалидность.

Прогноз болезни — это предсказание исхода заболева­ния. Прогноз зависит от вида болезни, тяжести его тече­ния, наличия осложнений, ее влияния на деятельность жизненно важных органов и систем человека. Он может бытьблагоприятным(предполагается выздоровление), сомнительным(неуверенность в благоприятном исходе) и неблагоприятным (предположение о летальном исходе). Так, например, при легком течении очаговой пневмонии прогноз благоприятный, при осложненном течении крупозной пневмо­нии — сомнительный, а в IV стадии рака — неблагопри­ятный.

Этиология — учение о причинах болезни. Среди причин выделяют не­сколько основных групп:

Биологические причины — это возбудители болезней (бактерии, вирусы, грибки, простейшие), черви (гельмин­ты), кровососущие насекомые (мухи, комары, клещи), пе­реносчики возбудителей болезни от больных людей к здо­ровым.

Механические причины — травмы, переломы, ушибы, сотрясения, ранения.

Физические причины — воздействие температуры (ожо­ги, отморожения, тепловые удары), воздействия влаги, элек­трического тока, ионизирующей радиации, света и т. д.

Химические причины — твердые или жидкие, пылевые, ядовитые газообразные вещества (острые или хронические отравления). Это промышленные вредности.

Алиментарные причины - переедание, злоупотребление острой, горячей, жирной пищей, употребление недоброка­чественной пищи, отравление грибами.

Психические причины: воздействия на центральную нервную систему, психику в виде острых и хронических стрессовых травм. Неправильное поведение, слово у посте­ли больного может вызвать ятрогенное заболевание (ятрогения).

Социальные причины: неудовлетворительные условия жизни, труда, снижающие сопротивляемость организма к вредным различным воздействиям.

Генетические причины (наследственные): генетическая предрасположенность или наличие нарушений в хромосом­ных системах. Генетически обусловленные болезни: гемо­филия, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца и др. На наследственную предрасположенность можно влиять профилактическими мероприятиями. Люди с генетической предрасположенностью не обречены на болезнь. Просто при равных с другими обстоятельствами возможность заболеть у них более высокая.

Факторы риска – это различные болезнетворные причины, которое в значительной степени повышают вероятность возникновения или развития болезни. В отличие от причин под воздействием факторов риска не обязательно развивается заболевание (наследственная предрасположенность, детский или пожилой возраст, нарушение питания, переутомление).

Патогенез — учение о механизмах развития, течения и исходах заболевания.

Различают фазы патогенеза:

1. Воздействие этиологического начала;

2. Пути распространения его в организме;

3. Характер патологических изменений в тканях и систе­мах организма;

4. Исход болезни, последствия — изменения в органах (ру­бец, атрофия и т. д.).

Изучение патогенеза имеет большое практическое зна­чение. Зная патогенез болезни, можно успешно вмешивать­ся в ее развитие, ломая те или иные звенья процесса при помощи химиотерапевтических средств, антибиотиков, оперативных вмешательств и др.

Симптом — признак болезни.

Например, кашель — симптом бронхита; жажда — один из симптомов сахарного диабета; боль в сердце — симптом стенокардии.

Различают симптомы: субъективные и объективные.

Субъективные симптомыпредставляют собой ощущения пациента. Это отражение в сознании пациента патологических изменений в организме. Например, боль разной локализации, головокружение, тошнота и др.

Объективные симптомывыявляются при исследовании больного: осмотре, паль­пации, перкуссии и аускультации. Например, отеки, уве­личение печени, селезенки, шумы в сердце, хрипы в лег­ких и др.

Синдром — совокупность тесно связанных между собою симптомов, отражающих те или иные патологические из­менения в системах и тканях. Примеры: отечный синдром (отеки, асцит, анасарка, бледность или цианоз кожи); бронхоспастический (удушье, кашель, хрипы при аускультации); синдром шока (слабость, бледность кожи, ните­видный пульс, низкое АД).

Диагностика — это наука распознавания болезней. Термин «диагностика» включает в себя обследование пациента и определение диагноза.

Диагноз — это краткое заключение о сущ­ности заболевания.

Диагностика (диагностический поиск) включает в себя следующие этапы:

- Во-первых, субъективное обследование пациента - учет жалоб, изучение истории заболевания и жизни пациента (анамнез).

- Во-вторых, объективное обследование па­циента - изучается его морфологический статус: индивидуальные особенности строения тела пациента, морфологии его органов (величина, форма, положение), выявление патологии внутренних органов.

- В-третьих, функциональные пробы и дополни­тельные методы исследования (лабораторные и инструментальные). Изучаются функциональные особеннос­ти пациента по системам (система кровообращения, дыхания, пищеварения и т.д. - физиология конкретного чело­века).

Диагноз всегда динамичен, он не является законченной, застывшей формулой, а изменяется вместе с развитием бо­лезни. Немаловажное условие успеха диагностики — со­ответствующая обстановка, правильная организация ис­следования и особенно — доверие пациента к медицинскому работнику.

Важнейшим правилом диагностики является наблюде­ние за симптомами болезни в динамике, во времени, в из­менении и развитии с учетом направления патологическо­го процесса. Различают: предварительныйдиагноз, кото­рый ставится обычно только при наличии части информа­ции, полученной при обследовании пациента (его жалобы, анамнез, объективное обследование, частично-инструмен­тальное) и преимущественно на предварительных этапах обследования в поликлинике, приемном отделении. Окон­чательный (клинический) диагноз выставляют, когда име­ются все данные о пациенте, в том числе и данные лабораторно-инструментальных исследований. Клиническийдиагноз состоит из диагноза основного заболевания, осложнения основного заболевания и сопутствующих диагнозов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 8887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.