Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в культурологию

 

На протяжении всей истории развития философской мысли культура в том или ином аспекте являлась предметом изучения различных мыслителей, литераторов, историков. Первоначальное понятие культуры, существовавшее в древних цивилизациях Китая (понятие “жень”) и Индии (понятие “дхарма”), означало, прежде всего, воздействие человека на окружающую его природу. Включало оно так же и воспитание, и обучение самого человека. Философы древней Греции видели в “падейе”, т.е. “воспитанности”, которую они считали синонимом культуры, главное свое отличие от “некультурных” варваров. Эпоха Рима особенно в поздний период, породила свое представление о культуре, которое более близко к понятию цивилизации. Культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства. В эпоху средневековья засилье теологии и схоластики в Европе не позволяло ставить проблему изучения культуры, как важнейшего качественно качественного и органического признака человеческого бытия. Сам процесс создания культурных ценностей и всей деятельности человека целиком отдавался в удел Бога. Процесс творческого подъема иногда отождествлялся то с проявлением Божьей милости, то с кознями Диавола. Подлинное возрождение интереса к изучению и познанию культуры возобновился лишь в эпоху Возрождения и Просвещения. Именно в этот период под совершенством культуры стали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем – идеалу просветителей.

Для зарождающейся буржуазии под культурой характерно понимание различных форм духовного и политического саморазвития общества и человека, проявляющихся в движении науки, искусства, морали, религии и государственном направлении. Французские просветители 18 века (Вольтер, Тюрго, Кондросе) понимали содержание культурно исторического процесса как развитие человеческого разума. Цель этого процесса сделать всех людей счастливыми. Но в то же время зародилось философское направление “критики культуры”. Последователи этого направления (Ж.Ж.Руссо) осуждали не только культурную революцию, но и саму человеческую цивилизацию. В своих работах они противопоставляли чистоту и простоту нравов народов, находившихся на патриархальной ступени развития, испорченности и развращенности “культурных людей” и наций. Восприняв эту критику культуры, как проблему общетеоретического осмысления противоречий буржуазной цивилизации, представители немецкой классической философии стали искать выход в осознании культуры как сферы “духа”. Кант рассматривал культуру, прежде всего с позиций морального сознания (его знаменитый категорический императив). Шиллер - как совокупность эстетических форм знания, а Гегель усматривал в развитии культуры эволюцию философского сознания человека. С этой точки зрения, культура предстает как область духовной свободы человека. Таким образом, представители немецкой классической философии рассматривали сущность культуры как единую цель множества ее типов и форм, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества.

Многие философские школы ХХ века очень интенсивно занимаются изучением феномена культуры. Собственно говоря, именно в это время возникла философия культуры как самостоятельная дисциплина. Последователи неокантианства (Риккерт и М.Вебер) рассматривали культуру, прежде всего как специфическую систему ценностей и идей, различающихся по роли в жизни и организации общества того или иного типа. Интересна концепция немецкого философа-идеалиста О.Шпенглера. Сущность ее заключается в рассмотрении культуры как организма, который обладает единство и обособлен от других ему подобных организмов. Каждому культурному организму, по Шпенглеру заранее отмечен предел, после которого культура, умирая, перерождается в цивилизацию. Таким образом, цивилизация рассматривается как противоположность культуре. Это означает, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может.

С этой точки зрения на культуру очень тесно соприкасается теория “локальных” цивилизаций английского историка А.Тойнби. Диалектико-материалистическая философия рассматривает культуру как специфическую характеристику общества, которая выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, включающий в себя определенное отношение человека к природе и обществу, развитие творческих способностей личности. Важнейшей детерминирующей характеристикой культуры является ее качественная сторона. Любое выражение культуры есть проявление качественных свойств и признаков степени развития человека. Реальная живая культура неотъемлема от человека. Реальная, живая культура неотъемлема от человека как от субъекта культуры. Собственно сам процесс формирования человека протекает как культурно исторический процесс. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности. Можно сказать, что культура – это мир человека, и, в известном смысле, способ его бытия, созданный постоянно воссоздаваемый им самим. Культура – это очеловеченный слой жизни, “вторая “ искусственно созданная человеком природа. Иными словами, культура представляет собой меру человеческого в человеке.

Культура - одно из самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что имеет сложную запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется для обозначения крайне сложных понятий в различных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли.

Само слово Cultura появилось в римской античности, где оно обозначало, прежде всего «агрокультуру», т. е возделывание, обработку, культивирование земли. Этот первоначальный смысл в дальнейшем уступает место другому, связанному с личными достоинствами и совершенством человека, и в 18 веке, вошедшем в историю эпохи Просвещения, понятие культуры выделяет духовную культуру человека. В значении самостоятельного понятия культура появилось в трудах немецкого юриста Самюэля Пуфендорфа (1632-1694): он употреблял его в значении деятельности общественного человека. Культура им противопоставлена природному, или естественному состоянию человека.

В настоящее время термин культура включат в себя множество понятий, но мы ограничимся традиционным

Культура – Обозначается определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, ном и правил поведения, посредством, которых люди организуют свою жизнедеятельность. Субъектом культуры является человек: он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности. Категория культуры обозначает созданную людьми искусственную. Сферу существования и самореализации, источник регулирования соц. Взаимоотношений и поведения.

Именно культура отличает человека от всех остальных существ.

Отношение человека к миру определяется смыслом. Для культурологии смысл – это содержание человеческого бытия, взятое в особой роли: быть посредником в отношении человека с миром и самим собой.

Культура предстает перед человеком как мысль мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу).

Понятие культура часто интерпретируется как синоним понятия цивилизация. При этом под цивилизацией подразумевают или совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии или только материальную культуру. Так знаменитый этнограф Э. Тайлор считал, что культура или цивилизация, в широком этнографическом смысле, слагается в своем целом из знания, верований и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

Культура и цивилизация действительно имеют много общего, но вместе с тем между ними существуют и заметные различия.

Термин цивилизация происходит от латинского Civism- гражданин, Civilis – принадлежащий к гражданину. В результате довольно долгой эволюции оно стало выражать смысл исторического процесса и его достижений: очищение нравов, воцарение законности и социального порядка.

Цивилизация- уровень, ступень развития материальной и духовной культуры.

По времени термин цивилизация возник гораздо позднее термина культуры. Существует две версии возникновения этого термина.

1 версия: Шотландский философ А.Фергюссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации имея ввиду высшую степень общественного развития.

2 версия: Придуман французскими философами – просветителями и использовался ими в двух смыслах – широком и узком.

Широкий смысл – означал высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости.

Узкий смысл – означал совокупность определенных качеств человека – незаурядного ума, образованности, изысканности манер и вежливости.

Это понятие как мы видим, перекликается с понятием «культура».

Впоследствии к этим взглядам добавились и другие. При этом все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации сводятся к трем основным:

1 подход – понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы.

А.Тойнби рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом.

2 подход – между культурой и цивилизацией обнаруживается как сходства, так и различия.

Французский историк Ф.Бродель – цивилизация составляет базу культуры выступая, в качестве одного из элементов, образующих совокупность, прежде всего духовных явлений.

3 подход – О. Шпенглер (нем. Культуролог) книга «Закат Европы» 1918-22 г.

Цивилизация является умирающей, гибнущей культурой.

Цивилизация следует за культурой «как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней задушевным детством». Культура представляет, по его мнению, живой растущий организм, дает простор для развития искусства, творческого рассвета и индивидуальности. В цивилизации же господствуют техника и безумный интеллект, они нивелирует людей, превращая их в безликие существа.

Более приемлемыми являются два первых подхода т. к между этими явлениями действительно много общего. Одним из первых на это обратил внимание немецкие романтики, которые отмечали, что культура «прорастает» цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Поэтому вполне объяснимо, что мы не можем различить их.

Становление культуры и цивилизации произошли не одновременно. Культура сформировалась раньше. Цивилизация сложилась на стадии пришедшей, на смену эпохе варварства. Она возникла в результате, неолитской революции, благодаря которой в эволюции человечества произошли глубокие изменения, главным из которых был переход от присвающего хозяйства (собирательство и охота к производящей технологии)

Эволюция цивилизации позволяет выделить в ней две основных стадии:

1. аграрно-традиционная, характерна для рабовладельческого и феодального общества.

2. Индустриальная, связана с капитализмом

3.?(идея только разрабатывается) с 50-х годов ХХ столетия – постиндустриальная, вызвана научно- технический революции и высокими технологиями, которая соответствует постиндустриальным информационным обществу.

Признаки и черты цивилизации:

1. образование государства.

2. Возникновение письменности.

3. Отделение земледелия от ремесла.

4. Расслоение общества на классы.

5. Появление городов.

В цивилизации особую роль играет технология, с помощью которой общество устанавливает отношения с природой. Характерны устойчивая организация, малоподвижность, порядок и дисциплина, стремление к универсальности и общности.

Культура для нее первостепенное значение занимает национальная самобытность и оригинальность, неповторимость, изменчивость, новизна неудовлетворенность собой, критическое начало, самоценность, стремление к возвышенному идеалу.

Существует ряд дисциплин, сосредоточившихся на описании и анализе культуры и культур. Все эти дисциплины объединяет довольно новая дисциплина – культурология.

Культурология – наука, изучающая культуру как целостную систему, исследуя все многообразие культурных явлений и связей между ними, стремящаяся дать научное описание различных форм культуры.

Виды культурологии:

1. Философия культуры – изучает общую теорию культуры. Ставит задачу осознания и осмысления и объяснения культуры. В предмет изучения входит рассмотрение структуры функции и роли культуры в жизни человека.

2. История культуры. ЕЕ задача дать конкретное значение о той или иной культуре. Предмет изучения может быть мировая, национальная региональная культура, или эпоха.

3. Социологическая культурология. Исследует реальное функционирование либо культуры в целом, либо имеющиеся в ней субкультуры (массовой, элитной, городской, сельской, молодежной). Предмет – это сдвиги и изменения в культуре, их динамика, реакция тех или иных слоев общества.

4. Психология культуры. Предмет составляют индивидуальное отношение, особенности отношения к культуре, своеобразие духовного поведения человека в рамках культурного поля.

5. Культурная антропология. Занимается изучением общества и человека. Она изучает традиции и обычаи, обряды, ритуалы, мифы и верования. ЕЕ основная ценность – понимание культуры. Их подход – каждое общество посредством своей культуры ищет и находит ценности.

6. Филологическая культурология. В ней та или иная национальная культура рассматривается через призму языка и литературы.

7. Структурно – семиотическая. Рассматривает культуру через новейшие лингвистические методы.

 

Историческое исследование культуры человечества на нынешний день далеко не однозначно. Ученые по-разному относятся, пытаются объяснить появление высокой духовной культуры первых цивилизаций, происхождение того или иного исторического типа культуры. Существование всеобщей закономерности развития культуры человечества так же остается под вопросом.

В целом можно выделить несколько подходов к изучению истории человеческой культуры:

1. Формационный подход за основу берет эволюционную теорию и объясняет развитие истории человечества и смену его социально-политических систем изменением способа производства, необходимостью совершенствования производительных сил, приводящих к изменению производственных отношений. Таким образом, история рассматривается как смена общественно-экономических формаций. А ее движущей силой является классовая борьба. Каждой формации свойственен тип культуры. Который эволюционирует в своем развитии от формации к формации. Этот подход рассматривает поступательное развитие культуры и сознания человечества, наличие единой логики внутри исторического процесса. Этот подход был развит К.Марксом и Ф.Энгельсом и назван материалистическим пониманием истории.

2. Цивилизационный подход расценивает историю на смену цивилизаций. Каждой, из которых характерны стадии рождения, расцвета и упадка. Объектом исследования в таком подходе является материальная и духовная культуры различных цивилизаций. Представители цивилизационного подхода доказывают, что нет общей закономерности развития культуры человечества. Закономерность характерна только для развития культуры внутри одной цивилизации. Сторонниками этого подхода являются К.Ясперс,Дж.Тойнби.

3. Циклический подход связан с тем наблюдением, что все в природе имеет свой цикл повторения: смена времен года, смена дня и ночи. Такую закономерность сторонники циклического подхода стремятся обнаружить и в общественных явлениях. Культура человечества должна иметь свой восход и закат, рождение и смерть. Духовная культура в целом есть процесс деградации. К сторонникам этого подхода можно отнести О. Шпенглера, Н. Данилевского.

4. Креационный подход разработан в креационной истории, пытающейся на основе привлечения современных научных знаний доказать божественное сотворение человеческого общества и противопоставит ее эволюционной теории. Креационный подход связан с эсхатологией.

5. Пассионарный подход связан с именем Л.Гумилева. Считающего главным в истории этнос, а историю сменой этносов. Для культуры каждого характерно рождение, расцвет, гибелью Появление нового этноса связано с пассионарным толчком, который является макромутацией, вызывающей пассионарный признак этноса. Пассионарный импульс – это поведенческий импульс, направленный против инстинкта самосохранения. Эта энергия космического происхождения направленная на определенное географическое пространство Земли и появляется в разные моменты истории. Такой подход объясняет причины внезапного появления и развития культуры этноса на определенном географическом пространстве.

6. Технократический подход связан с взглядом на историю с точки зрения развития техники. Взлеты в развитии человеческой культуры объясняются техническими революциями, а общество соответственно проходит этапы доиндустриального, индустриального, постиндустриального периодов развития. К сторонникам относятся А.Тоффлера, Дж.Гелберейта.

7. Метаисторический. Об этом подходе к анализу говорят С.Булгаков, Д.Андреев. Метаистория – совокупность процессов, протекающих в тех слоях инобытия, которые погружены в другие потоки времени и виды пространства. Эти потусторонние процессы, связаны с историческим процессом, в значительной степени, определяющие его, но не совпадающие с ним, раскрываются специфическим метаисторическим методом познания. Метаисторическое познание состоит из трех стадий: озарение, созерцание, осмысление. Метаистория имеет свои фазы, свое объяснение возникновение человека на Земле и представление о различных пластах его существования.

Все эти подходы дают возможность высветить разные грани одной истины, которая становится понятна в результате объективного подхода к изучению разнообразных теорий о развитии общества. Ведущую роль играют не сами культуры, а люди, для которых соответствующие культуры очерчивают специфические смысловые и символические границы. Поэтому, будучи творцом культуры, человек способен найти способ подхода к различным культурам.

Каждая культура неповторима, и у каждой культуры есть свои истины. Объективно оценить степень развития культуры чрезвычайно трудно. Многие культурологи признают все культуры равноправными, некоторые выделяют критерии оценки культуры. Эти критерии вытекают из того факта, что первичной ценность является сам человек и в месте сего с развитием происходит изменение форм всеобщих ценностей: добра, истины, красоты, и свободы. Поэтому степень развития культуры определяется уровнем ее отношения к достоинству человека и возможностям, представляемым свободой самопознания для творчества самореализации человека как личности, а также уровнем понимания ценности жизни и свободы другого человека, гуманности, человечности и разумности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Требования к вычислительным методам | Развитие канадского империализма как формы национализма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.