Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия и определения. 1. Основные понятия и определения




Лекция 1. КОНЦЕПЦИЯ ЛОГИСТИКИ

План лекции:

1. Основные понятия и определения

2. Принципы логистики

3. Последовательность разработки логистической це­пи

 

Концепция - это система взглядов, то или иное понимание каких-либо явле­ний, процессов. Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать.

Существует множество различных определений логистики. Объясняется это тем, что логистика как новая наука или научное направление находится в стадии формирования. Кроме того, трудность сформулировать понятие логистики объясня­ется тем, что логистике включает множество направлений, о чем свидетельствуют многочисленные функции логистики, ее "окружение" (рис. 1.1).

Производство   Логистика   Маркетинг
Агрегатное планирование   Материальное   Продвижение (реклама)
Детализованное планирование   управление   Ценообразование
Контроль качества   Складское хозяйство   Соединение товаров
Производственный дизайн Проектирование производства   Пути и транспорти­рование, связь   Исследование рынка Обслуживание покупателей
Размещение производства   Контроль и управле-   Пакетирование
Контроль производства   ние складскими за-   Размещение складов
Расписание производства   пасами   Управляющий механизм
Приобретение товаров       Поставка комплектующего
Проектирование складского хо-       оборудования
зяйства        
             
  Финансы Оперативный бюджет Основной бюджет  
    Приобретение оборудования  
               

Рис. 1.1. Функции логистических систем

В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе зарубежные специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т.е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление характе­ризуется более широким подходом: помимо управления операциями товародвиже­ния оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участ­ников процесса товародвижения.

В рамках отмеченного подхода к логистике имеется множество различных трактовок. Наибольшее распространение получили управленческие, экономические и оперативно-финансовые аспекты. Так, профессор Г. Павеллек и сотрудники На­ционального совета США по управлению материальным распределением, опреде­ляя сущность логистики, акцентируют внимание на управленческом аспекте. Логи­стика, по их мнению, — это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока ма­териальной продукции и соответствующего ему информационного потока.

Многие специалисты в исследуемой области, в том числе французские, отдают предпочтение экономической стороне логистики и трактуют ее как совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необ­ходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции». В справочнике, выпущенном компанией «Данзас» (одна из крупнейших германских транспортно-экспедиторских фирм), логистика определяется как некая система, выработанная для каждого предприятия с целью оптимального, с точки зрения получения прибы­ли, ускорения движения материальных ресурсов и товаров внутри и вне предпри­ятия, начиная от закупок сырья и материалов, прохождения их через производство и кончая поставками готовых изделий потребителям, включая связывающую эти задачи информационную систему.

Некоторые определения логистики отражают как управленческий, так и эконо­мический аспекты. Наиболее типична в этом отношении характеристика логистики, данная профессором Пфолем (ФРГ), который увязывает воедино процессы плани­рования и контроля движения материальных ценностей с сокращением затрат на их перемещение и информационное обеспечение.

В ряде определений логистики подчеркивается ее оперативно-финансовый ас­пект. В них трактовка логистики исходит из времени расчета партнеров по сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и гото­вых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до мо­мента получения денег за доставку конечной продукции потребителю.

В других определениях логистики находят отражение взгляды специалистов, акцентирующих внимание на отдельных функциях в рассматриваемом цикле. Логи­стика в этих случаях сводится к весьма узкому кругу операций: транспортировка, погрузка-выгрузка, складирование и т. д. Обобщая вышеизложенные определения логистики, ее можно охарактеризовать как науку управления материальными пото­ками от первичного источника до конечного потребителя с минимальными из­держками, связанными с товародвижением и относящимся к нему потоком ин­формации.

С точки зрения менеджера и бизнесмена, логистика интерпретируется следую­щим образом: организация и управление целенаправленной подготовкой и целе­сообразным использованием средств и услуг, необходимых для решения оп­ределенных задач. Далее логистика преследует цель предварительной подготовки определенного товара в определенное время при минимально возможных затратах.

Более конкретную формулировку понятия логистики дает проф. Х.Крампе (Германия). Логистика определяется как сумма деятельности по руководству, пла­нированию, организации и управлению материальными потоками и информацион­ными процессами в границах предприятия и между отраслями экономики с целью получения наибольшего эффекта. По мнению американских специалистов: "Логи­стика - это процесс стратегического управления эффективным экономическим при­обретением, движением и хранением сырьевых материалов и готовой продукции (и связанной с этим процессом информацией) из пункта производства в пункт потреб­ления исходя из требования потребителя".

Разнобой в определении логистики обусловлен рядом причин. Одна из них за­ключается в специфике и различии масштабов задач, которые пытаются решать от­дельные фирмы в сфере сбыта товара, его перевозки, складирования и т. д. Другой причиной являются существующие различия в национальных системах организа­ции и управления товародвижением, а также в уровне исследований проблем логи­стики в разных странах. Третья причина заключается во множественности функциональных направлений деятельности во внешней среде логистической системы (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Функциональное «окружение» ло­гистической системы:

1 — логистика и электронная обработка дан­ных; 2 — закупка сырья и материалов; 3 — плани­рование материально-технического снабжения; 4 — планирование выпуска продукции; 5— совер­шенствование качества продукции; 6 — планиро­вание и управление производством; 7— складские системы; 8— планирование сбыта; 9 — рынок сбы­та, маркетинг; 10 — структура сервиса; 11 — ор­ганизация обслуживания клиента; 12 — планирование финансов; 13 — текущая финансовая деятельность; 14 — структура кадровой системы; 15 — планирование и управление кадрами.

В своей основе логистика не является феноменом совершенно новым и не из­вестным практике. Проблема наиболее рационального движения сырья, материалов и готовой продукции всегда была предметом пристального внимания. Новизна ло­гистики заключается, во-первых, в смене приоритетов в хозяйственной практике фирм, отводящей центральное место в ней управлению потоковыми процессами, а не управлению производством. Во-вторых, новизна логистики состоит во всесто­роннем комплексном подходе к вопросам движения материальных ценностей в процессе воспроизводства.

Логистика — это форма оптимизации рыночных связей, гармонизация интересов всех участников процесса товародвижения. Логистика представляет со­бой совершенствование управления материальными и связанными с ними инфор­мационными и финансовыми потоками на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции на основе системного подхода и приме­нения экономических компромиссов с целью получения синергического эффекта.

Логистика интерпретируется как некоторая производственная инфраструктура экономики. Она основывается на четком взаимодействии спроса, производства, снабжения, транспорта и распределения продукции. Логистика начинается с пер­вичных источников сырья и производителя полуфабрикатов, продолжается через обращение материалов и полуфабрикатов в рамках производственного процесса предприятия и завершается доставкой готовой продукции потребителя с целью дос­тижения экономических целей предпринимателя.

В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики: логистику, связанную с обеспечением производства материалами (заку­почная логистика); производственную логистику; сбытовую (маркетинговую, или распределительную логистику. Выделяют также и транспортную логистику, кото­рая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики. Не­отъемлемой частью всех видов логистики является также обязательное наличие ло­гистического информационного потока, включающего в себя сбор данных о товар­ном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей го­товой информации. Эту подсистему логистики часто называют компьютерной ло­гистикой. Если следовать логике западных специалистов, то число видов логистики можно было бы продолжить. Представляется, что оперирование такими понятиями имеет не только чисто терминологическое значение. Оно находит отражение в рас­ширении сферы деятельности логистики, в создании соответствующих новых организационных структур управления фирмами, специальных подразделений для руководства перемещением грузов на складах предприятия, осуществления маркетинга и материального распределения при реализации готовой продукции. Поэтому, на наш взгляд, было бы корректнее вести речь не о видах логистики, а о ее функциональных областях.

По функциональному признаку логистика делится на отдельные логистические операции: перегрузка, складирование, транспорт, упаковка, пакетирование и т.д. Кроме того, иногда вводятся такие понятия, как производственная, торговая логистика. Последняя рассматривает информационные и материальные потоки товаров при взаимодействии поставщиков и покупателей в сфере торговли.

Логистика доставки связана с деятельностью субъектов при доставке сырья, вспомогательных материалов и комплектующих изделий потребителям. Логистика распределения или сбыта (транспортная логистика) функционирует в сфере управления потоками материалов от изготовителя к получателю часто с использованием складских распределительных центров. Руководствуясь организационно-экономическим признаком, выделяют логистику предпринимательства, строительства, медицины, военную логистику и т.д.

Особое место отводится понятию маркетинг-логистика, которое связано непосредственно с влиянием рынка на ЛС. Это влияние проявляется в осуществлении высокоорганизованной службы доставки, обеспечении перманентной готовности поставщика для доставки и в презентации продукта предпринимателя на рынке.

С позиций маркетинга, логистика - процесс управления производством, движением и хранением материалов, изделий и товаров, а также сопутствующих им информационных потоков посредством организации каналов товародвижения, так что текущие и будущие затраты минимизируются при условии высокоэффективного (надежного) выполнения и доставки заказов.

Между указанными областями логистики существуют связь и взаимозависимость. Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро- и микрологистику.

Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров.

Микрологистика решает локальные вопросы в рамках отдельных фирм и предприятий. Примером может служить внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируются различные логистические операции, такие, как транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные и др. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю за процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий. Отличие между макро- и микрологистикой состоит еще и в том, что в масштабах первой взаимодействие между участниками процесса товародвижения происходит на основе купли-продажи товаров, а в рамках второй - на бестоварных отношениях.

В рамках макрологистики интегрируется функции снабжения, производства, сбыта, распределения, транспорта, потребления и рынка. Макрологистическая система функционирует циклически (рис. 1.3). В цепи обратной связи в этом случае передается информация о спросе. Функции макрологистической системы следующие:

- контроль качества, распределение плана выпуска изделий по производственным участкам предприятия;

- переработка транспортируемых грузов - учет и управление запасами, их пе­ремещение, связь и организация информационных потоков;

- упаковка изделий, их хранение, складирование, погрузочно-разгрузочные работы и комплектация партий грузов;

- маркетинг-финансирование и взаимные расчеты, планирование спроса на ос­нове изучения рынка, организация службы снабжения и сбыта;

- потребление-проектирование заказов на поставку продукции, складирование запасов, снабжение потребителей, финансирование заказов.

Рис. 1.3. Структурная схема макрологистической системы:

ð - материальный поток;.....- информация; —> - управление

 

Микрологистической, внутрипроизводственной системой решаются локальные задачи в рамках отдельных функциональных элементов ЛС, в том числе таких, как доставка деталей к рабочим местам "точно в срок". В рамках предприятия интегри­руются процессы планирования производства и сбыта, осуществляются оптимиза­ция транспортно-складских и погрузочно-разгрузочных работ, контроль поступаю­щего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего предприятие матери­ального потока и сопутствующего ему информационного потока.

С позиций науки, логистика - это новое научное направление, учение о плани­ровании, управлении и наблюдении (отслеживании) при движении материальных и информационных потоков в производственных и энергетических системах. По мне­нию специалистов, в настоящее время приоритеты в развитии логистических сис­тем отдаются таким процессам, как снабжение материалами, их распределение и управление производством.

Главной задачей логистики является разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению пре­имуществ перед конкурентами. Одна из основных задач логистики заключается также в совершенствовании управления товародвижением, в создании интегриро­ванной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информа­ционных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции. С этой задачей самым тесным образом сопряжено решение таких проблем, как: соответст­вие друг другу материальных и информационных потоков; контроль за материаль­ным потоком и передача данных о нем в единый центр; определение стратегии и технологии физического перемещения товаров; разработка способов управления операциями движения товаров; установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки; определение объема производства, транспортировки и складирования; расхождение между намеченными целями и возможностями закупки и производст­ва. Выполнить эту задачу можно с помощью решения научных проблем развития самой логистики, начиная от структуризации технологии ее цепей и заканчивая различными локальными задачами.

В соответствии с современными задачами логистики различают два вида ее функций: оперативные и координационные. Оперативные функции связаны с не­посредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снаб­жения, производства и распределения и, по существу, мало чем отличаются от функций традиционного материально-технического обеспечения. К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам. В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производст­венного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта. Функции управления распределением продукции охваты­вают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.

К числу функций логистической координации относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; ана­лиз рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование развития по­тенциальных рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей кли­ентуры (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Функциональная схема логистики

Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения товара.

Факторами развития логистики стали:

- усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к каче­ственным характеристикам процесса распределения;

- создание гибких производственных систем;

- переход от рынка продавцов к рынку покупателей, сопровождавшийся су­щественными изменениями в стратегии производства и системах товародвижения;

- усложнение проблем реализации при одновременном росте требований к ка­честву процесса распределения;

- использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач;

- ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику фирм ЭВМ последних поколений, используемых в сфере то­вародвижения;

- унификацию правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности, устранение различного рода импортных и экспортных ограничений, стандартизацию технических параметров путей сообщения, подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств в странах, участвующих в интенсивных миро­хозяйственных связях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1057; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.