Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закон действия масс (здм) – теоретическая основа качественного анализа

План

ТЕМА 3. Семья и ее влияние на формирование

личности ребенка

1. Роль семьи в социализации ребенка.

2. Особенности социализации детей в семье.

3. Психологические механизмы социализации, при помощи которых родители влияют на детей.

4. Особенности стилей семейного воспитания.

5. Взаимосвязь стилей воспитания и особенностей становления личности ребенка.

6. Влияние неадекватного родительского отношения к ребенку на отклонения в психическом и личностном развитии.

7. Причины неадекватного родительского отношения к ребенку.

 

Литература

Бондарчук Е.И. Семья как центр социализации ребенка // Проблемы социальной защищенности детей в рыночных условиях. – К.: АЛД, 1997.

Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестн. МГУ. – 1985. - №4. – С. 32-38

Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы и их лечение. – Л.: Медицина, 1977.

Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт? – М.:1985.

Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. – СПб.,1996.

Кон И.С. Родители и дети // Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. - С. 16-19.

 

 

Сравнительно с другими социальными институтами семья имеет определенные особенности, которые существенным образом влияют на становление личности ребенка. Рассмотрим их.

1. Наличие всех форм жизнедеятельности человека, которые реализуются через функции семьи. В результате семья формирует собственный образ жизни, микрокультуру, основой которой есть ценности и элементы культуры общества или отдельных его социальных слоев. Таким образом, по мнению А. Карлсона семья - это общество в миниатюре, из которой выстраивается социальное взаимодействие вообще.

2. Включенность ребенка в семью со дня рождения, формирование именно в семье первых представлений о том, что хорошо и что плохо, что такое добро и зло, если ребенок наибольшей мерой воспринимает воспитательные влияния. Фактически семья есть первым связующим звеном между человеком и обществом, которая передает от поколения к поколению генетический код, определенные социальные ценности, которые на субъективном уровне есть ценностными ориентациями членов семьи.

3. Непрерывность и продолжительность контакта людей разного пола, возраста, с разным объемом жизненного опыта приводит к интериоризации детьми образцов поведения прежде всего родителей и только потом - людей вне семьи.

4. Преимущественно эмоциональный характер связей между членами семьи, которые базируются на любви и симпатии создает благоприятную основу для срабатывания таких неосознаваемых ребенком социально-психологических механизмов влияния, как наследование, внушение, психическое "заражение". При этом окрашенность эмоциональных контактов влияет на формирование чувства удовлетворения (неудовольствия) собою и окружением.

В особенности значительной роль семьи в становлении личности ребенка есть на первичном этапе его социализации.

Так, на первой стадии (до одного года) ребенок развивается по принципу "доверие - недоверие". Степень развития чувства доверия к другим людям и миру вообще зависит прежде всего от качества материнской заботы, причем не так от количества пищи или ласки, которую способна предоставить мать, как от особенностей общения, ее способности передать ощущения стабильности, тождественности переживаний, того, что она человек, которому можно доверять.

На второй стадии (1-3 года) ребенок развивается по принципу "автономия - стыд и сомнение". Прежде всего формируется способность к самоконтролю телесных проявлений, устанавливается определенное соотношение проявлений упрямства и добровольности действий. Особенности такого соотношения зависят от готовности родителей постепенно предоставлять ребенку возможность самостоятельно контролировать свои действия, ненавязчиво ограничивая их в тех сферах жизни, которые являются потенциально или реально опасными для ребенка и окружающих. Переживание стыда проявляются как злость, направленная на себя, если ребенку запрещается быть самостоятельным, если родители постоянно делают все за ребенка, или ожидают, что он будет делать самостоятельно то, что пока не способен делать. В результате у ребенка может сформироваться неуверенность в себе, слабая воля.

Третья стадия (3-6 лет) определяется развитием ребенка по принципу "инициативность - вина". При этом инициатива прибавляет к автономии способность брать на себя обязательства, планировать, решать новую задачу, приобретать новые полезные привычки. Будет преобладать ли у ребенка инициатива, в значительной мере зависит от того, как родители относятся к его волеизъявлению, признают и удовлетворяют его право на любознательность, фантазию, творчество.

Чувство вины у ребенка вызовут родители, которые не делают авансы его самостоятельности или чрезмерно наказывают.

Таким образом, семья, особенности взаимодействия родителей и ребенка во многом обеспечивают (ли не обеспечивают) успехи ребенка на дальнейших этапах его социализации.

К характеристикам, которые определяют особенности социализации в семье, относятся:

· социально-демографическую структуру семьи (социальное положение членов семьи, профессиональный статус родителей, пол, возраст, количество членов семьи, наличие разных поколений);

· преобладающий психологический климат, эмоциональную настроенность семьи;

· продолжительность и характер общения с детьми;

· общую и, вчастности, психолого-педагогическую культуру родителей;

· связь семьи с другими сообществами (школой, родственниками и т.п.);

· материально-бытовые условия.

В Украине типичной есть нуклеарна семья с небольшим количеством детей (52,1 % - с одним ребенком), с профессионально занятыми родителями, которые поддерживают большей частью деловые контакты с родственниками. В неполных семьях воспитывают 1,5 млн детей. Вследствие уменьшения реальных доходов семьи преобладающее их большинство не имеет возможности создать для детей благоприятные условия жизни.

Итак, современная украинская семья часто не имеет возможности в полной мере реализовать свой воспитательный потенциал. Это определяется как особенностями общественного воспитания, так и отрицательными изменениями внутри семьи: снижением ее стабильности, малодетностью, послаблением традиционной роли отца, трудовой занятостью женщины и др.

На личность ребенка в особенности влияет стиль его отношений с родителями, который лишь частично предопределяется их социальным положением.

Как известно, существует несколько автономных психологических механизмов социализации, с помощью которых родители влияют на своих детей. Это прежде всего идентификация и наследование, в процессе которых дети усвоят социальные нормы поведения, ценностные ориентации, беря пример с родителей, стремясь стать такими, как они. При этом наследование сопровождается определенными очевидными действиями, тогда как идентификация предусматривает отождествление ребенка с родителями на основе сильной эмоциональной связи с ними.

Кроме того, родители влияют на своих детей через механизм подкрепления: поощряя поведение, которое считается правильным, и наказывая ребенка за нарушение правил, родители постепенно укореняют в его сознании систему норм.

Родители могут использовать разные средства поощрения - социально-психологические (например, похвала) ли материальные (вознаграждения, привилегии). При этом похвала родителей, с которыми ребенок находится в дружеских отношениях, как правило, значимее, чем похвала родителей равнодушных, холодных. Эффект поощрения зависит также от того, как дети воспринимают его. Если в случае ожидания вознаграждения дети придерживаются требований родителей, то в противном разе они могут не придерживаться этих требований. Аналогично дети оценивают похвалу. Если их хвалят за все, что бы они не сделали, похвала перестает быть средством поощрения.

Эффективные и неэффективные средства поощрения детей приведены в табл.

Таблица Условия поощрения детей родителями

Средство поощрения
эффективный неэффективный
Поощрение пропорционально к усилиям израсходованных ребенком   Родители объясняют, что самое достойное поощрение   Поощряется достижение определенных результатов, которые отвечают интересам и личностно-психологическим возможностям ребенка.   Достижение ребенка родители оценивают сравнительно с его предшествующими достижениями   Связывая достижения с приложенными усилиями, родители показывают возможность достижений в будущему в зависимости от реализации потенциальных возможностей ребенка   Родители развивают у ребенка внутреннюю мотивацию достижения успехов в деятельности, поэтому ребенок старается развить соответствующие умения или получить удовлетворение от деятельности   Родител проявляют заинтересованность в достижении новых успехов, если достигнуты предшествующие результаты успеха   Поощрение не зависит от усилий, израсходованных ребенком   Поощрение в целом     Поощряется достижение результатов вообще, часто таких, что не отвечают интересам и личностно-психологическим возможностям ребенка.   Достижение ребенка родители сравнивают с достижениями других, ориентируя ребенка на конкуренцию Достижение ребенка родители связывают с наличием способностей ребенка, благоприятными обстановками или с их собственными усилиями     Поощряя, родители опираются большей частью на внешние стимулы, поэтому ребенок стремится к успеху, чтобы получить вознаграждение победить кого-то и т.п.   Родители отвлекают от необходимости постоянно работать для достижения

 

Если нужно подвергнуть наказанию ребенка за определенную вину, это следует делать сразу после нее. При этом необходимо быть суровым, но не жестоким. Весьма суровое наказание, как правило, вызовет у ребенка страх и озлобленность, он начинает избегать человека, который строго ведет себя с ним, а в случае обострения отношений может убежать из дома. Исследования свидетельствуют: правила поведения, которые навязываются через суровое наказание, дети усваивают наименьшей мерой. Наказание будет значимым, если объяснить ребенку, за что его наказывают. Экспериментально установлено, что ребенок более скоро подчинится, если ему спокойно и доходчиво объяснить, почему он не может это делать, чем без объяснений подвергнуть наказанию за непослушание.

Важным условием действия механизмов влияния является авторитет родителей. Различают такие виды авторитета:

· формальный, который определяется особенностями социальной роли;

· функциональный, который опирается на компетентность, эрудицию, опыт;

· личный, который зависит от личностных качеств.

Авторитет родителей зависит от частоты и качества контактов с ребенком; информированности о делах ребенка; степени понимания и уровня решения вопросов, которые беспокоят ребенка; активности в самосовершенствовании и усовершенствовании окружения.

Анализируя опыт семейного воспитания, А. Макаренко приходил к выводу: много кто из родителей не понимает значения своего авторитета для детей. Иногда поведение родителей приводит к формированию ошибочного авторитета. Приведем основные его виды.

· Авторитет угнетения. При этом дети вырастают или затурканными, беспомощными, или самодурами, отплачивая за угнетенное детство.

· Авторитет чванства, если родители постоянно выхваляются своими заслугами, являются высокомерными в отношении к другим людям. При этом дети часто вырастают хвастливыми, не умеют критически относиться к собственному поведению.

· Авторитет подкупа, если послушание ребенка "покупается" подарками, обещаниями. При этом может вырасти человек, приученный выкручиваться, приспосабливаться, который стремится получить наибольшую выгоду и т.п..

Настоящий авторитет основывается на любви, уважению к личности ребенка в объединении с высокой требовательностью к ней.

Семейная социализация не сводится к непосредственному взаимодействию ребенка и родителей. Так, эффект идентификации может нейтрализоваться механизмом ролевой взаимодополняемости (например, в семье трудолюбивых родителей несмотря на добрый образец ребенок может и не быть трудолюбивым, если семья не имела потребности проявлять это качество).

Важным является также механизм психологического противодействия, если ребенок, волю которого жестко ограничивали, может проявлять повышенный интерес к самостоятельности, а ребенок, которому все разрешали, может вырасти несамостоятельным.

И хотя невозможно однозначно обнаружить зависимость конкретных свойств личности ребенка от свойств его родителей или же от методов их воспитания, тем не менее такая зависимость существует. При этом разные сферы развития ребенка связанные с разными проявлениями семейных взаимоотношений. Так, исследователи Ф. Кован и К. Кован обнаружили, что когнитивное развитие ребенка сильнее коррелирует с особенностями его обучения в процессе общения в подсистеме "отец - ребенок", а поведенческая сфера наибольшей мерой связанная с поведением родителей один относительно одного при общем семейном взаимодействии.

Эти самые исследователи обнаружили тендерные зависимости личностных характеристик, стиля поведения родителей и уровня развития ребенка. Так, практически невозможно спрогнозировать отношения отца к сыну в зависимости от удовлетворенности отца браком. Вместе с тем неудовлетворенность отца браком приводит к меньшим проявлениям им положительных эмоций к дочурке. Удовлетворенность матери браком, достоверно, связанная с характером взаимодействия как с сынами, так с дочерями.

В особенности важными для развития личности ребенка есть две пары признаков, которые определяют поведение родителей: принятие (тепло, любовь) - непринятие (враждебность), которые задают эмоциональный тон отношений, и терпимость (самостоятельность, воля) - сдерживание (контроль), которые определяют превосходящий в семьи тип контроля и дисциплины.

По принципу "принятие - непринятие" в первом случае основными средствами воспитания есть внимание и поощрение; родители ориентированы прежде всего на выделение положительных качеств ребенка, удовлетворенные общением с ним, воспринимают его таким, которым он есть. В втором случае основными средствами воспитания есть суровость и наказание; родители не воспринимают своих детей (выделяют в них прежде всего отрицательные черты), не получают удовлетворения от общения с ними, временами проявляя враждебность.

Многочисленными исследованиями доказано преимущество первого подхода к воспитанию детей.

Ребенок, который лишен любви, имеет меньше возможностей для достижения высокого самоуважения, создание стойкого, положительного Я-образа, построения теплых отношений с другими людьми. Изучение личности людей, которые страдают на невротические растройства, ощущают трудность в общении и профессиональной деятельности, свидетельствует о том, что все эти явления намного чаще обнаруживаются у людей, которым в детстве не хватало родительского внимания и тепла.

Недоброжелательность или невнимательность, мало того, жестокое обращение родителей с детьми вызывает в последних несознаваемую враждебность, которая направляется извне (например, трансформируется в агрессивные действия не только против родителей, но и против посторонних людей) или вглубь и обнаруживается в чувстве вины, тревоги, низком самоуважении и т.п.

По оси " тревожность - сдерживание " в первом случае родители влияют на ребенка через похвалу, объяснение ему следствий его действий, обосновывают свои требования. В втором случае тактика сдерживание предполагает применение родительской власти через приказ, насилие, физическое наказание, родительский контроль над желаниями ребенка.

Психолог Д. Баумринд обнаружила три модели поведения детей в зависимости от особенностей поведения родителей:

- модель І - дети с высоким уровнем независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, доброжелательности, которые умеют разбираться в окружающих;

- модель ІІ - дети, недостаточно уверенные в себе, запертые и недоверчивые;

- модель ІІІ - дети, не уверенные в себе, не проявляют любознательности и не умеют сдерживаться.

Осуществив исследования, Д. Баумринд выделила четыре показателя поведения родителей, которые влияют на формирование у детей определенных черт (рис. 3.1):

· контроль - высокий балл по этому показателю означает важное влияние родителей на деятельность детей, последовательность в выдвижении к ним требований;

· требование зрелости - высокий балл по этому показателю свидетельствует о том, что родители предъявляют требования, которые оказывают содействие формированию у детей зрелости, независимости, самостоятельности, высокого уровня способностей в интеллектуальной, социальной и эмоциональной сферах;

· общение - высокий балл по этому показателю означает, что родители ориентированы на убеждение ребенка, обоснование своих требований, готовность выслушать мысль ребенка;

· доброжелательность - высокий балл по этому показателю свидетельствует о заинтересованности родителей в развития ребенка (похвала, радость от успехов ребенка), теплое отношение к ребенку (любовь, забота).

Итак, выделим три модели поведения родителей, связанные с фактором контроля, которые отвечают моделям поведения детей:

- модель авторитетного родительского контроля - отвечает модели І поведения детей;

- авторитарная модель - отвечает модели ІІ;

- снисходительная модель - отвечает модели ІІІ.

При этом адекватный контроль со стороны родителей, что отвечает модели І, предполагает объединение эмоционального восприятия с большим количеством требований, которые выдвигаются к ребенку, их понятностью, непротиворечивостью и последовательностью.

Для детей родителей, которые применяют адекватный контроль, характерны добрая адаптированность к окружению и общению с ровесниками; эти дети активны, независимы, инициативные, доброжелательные.

Совокупность установок родителей, их эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителями и соответствующих способов обращение с ним образовывают стиль семейного воспитания.

Психолог Э. Шефер различает несколько стилей семейного воспитания, которые связанные, по нашему мнению, с авторитарным, либеральным и демократическим стилями (рис. 3.2).

Оптимальным для практики семейного воспитания считается демократический стиль, который характеризуется высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; вовлечением детей в обсуждение семейных проблем; учетом их мыслей; готовностью родителей в случае необходимости прийти на помощь детям, одновременно с верой в их успешную самостоятельную деятельность, адекватным родительским контролем. Отклонение от демократического стиля в сторону авторитаризма, либеральной вседозволенности или чрезмерной центрации на ребенке служит причиной соответствующих деформаций его личности.

Так, В. Гарбузов выделяет три типа неправильного воспитания, которые практикуются родителями детей, больных неврозами:

· А (непринятие, эмоциональное отторжение) - непринятие индивидуальных особенностей ребенка в объединении с жестким контролем, регламентацией жизни ребенка, навязыванием ему единого правильного (с точки зрения родителей) типа поведения; рядом с жестким контролем этот тип может объединяться с недостаточным уровнем контроля, равнодушием, полнейшим потворством;

· Б (гиперсоциализация) - тревожно-недоверчивая концентрация родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе, ожидании успехов часто с недооцениванием индивидуальных психологических особенностей ребенка;

· В ("кумир семьи") - центрация родителей на ребенке, потворство его прихотям, иногда в ущерб другим детям или членам семьи.

Исследователи А. Личко и Э. Ейдемиллер предполагают кроме воспитания по типу "кумир семьи" (в их интерпретации - "снисходительная гиперпротекция") и "эмоциональное отторжение" существование таких стилей воспитания (в особенности неблагоприятных для подростков с акцентуациями характера и психопатиями):

· гипопротекция (недостаточность опёки и контроля за поведением ребенка, недостаток или отсутствие внимания, тепла, заботы про физическое и духовное развитие ребенка, невникание в его жизнь);

· доминирующая гиперпротекция (объединение обостренного внимания к ребенку с большим количеством ограничений и запретов, который приводит к формированию нерешительности, несамостоятельности ребенка или к ярко выраженной реакции эмансипации);

· повышенная моральная ответственность (возложение ответственности на ребенка за жизнь и благополучие близких, что не отвечает возрасту и реальным возможностям ребенка; ожидание от ребенка больших достижений в жизни на фоне игнорирования его потребностей и интересов).

Наибольшей мерой вредят ребенку непоследовательный, смешанный стиль воспитания, несогласованность и противоречивость установок родителей на процесс воспитания, поскольку постоянная непредсказуемость реакций родителей лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира, порождая у нее повышенную тревожность.

Стиль воспитания ребенка есть репродуктивным, то есть во многом репродуцирует стиль воспитания, которое применялось в детстве родителей. При этом самооценка, Я-образ ребенка есть интроекцией родительского отношения и способов управления поведением ребенка, который реализуется, во-первых, через прямое или косвенное (в образцах поведения) внушение образа или отношение к себе, во-вторых, через формирование у ребенка стандартов выполнения тех или других действий, формирование уровня требований, в-третьих, через контроль за поведением ребенка, в котором она усваивает способы самоконтроля.

Я-образ и самооценка, которая навеваются ребенку, могут быть как положительными, если ребенка убеждают в том, что он есть добрым, умным и т.п., так и отрицательными, если ребенка убеждают в том, что он плохой, злой, глупый и т.п..

В этой связи Р. Ленг вводит понятие "мистификация " - внушение детям, кем они являются. Формами мистификации есть приписывание (внушение ребенку, что он слабый, не способем быть самостоятельным, плохим) и инвалидация (обесценивание мысли ребенка, его планов и интересов). В результате ребенок или соглашается с взглядом родителей, или чаще всего агрессивно выступает против него.

Родители могут влиять на формирование Я-образа ребенка также путем стимулирования такого поведения ребенка, который может повысить или снизить его самооценку, изменить у него собственный образ. Это наблюдается, например, в результате ориентации ребенка на реализацию определенных целей и планов, достижение тех или других стандартов.

Если цели и планы отвечают реальным психофизиологическим и психологическим возможностям ребенка, его склонностям и интересам, то созданная ситуация успеха оказывает содействие формированию у ребенка положительного Я-образа, повышению самоуважения. В противном случае ребенок теряет самоуважение, становится неуверенным, тревожным и т.п..

Исследователи О. Бодалёв и В. Столин приводят примеры из практики работы с семьей, которые наглядно демонстрируют, как родители формируют уровень ожиданий и уровень требований, "идеальное Я" и мотивацию достижения. Наблюдая за играми на выигрыш родителей с детьми, они выделяли родителей, которые всегда побеждают, показывая детям, как они мало могут и к чему им нужно стремиться. Итак, родители ориентируют детей быть всегда первыми. Часто за этим стоит желание родителей видеть ребенка выдающимся артистом, спортсменом и т.п., чтобы ребенок достиг тех целей, которые, возможно, не удалось реализовать им. Если при этом требования и планы родителей не совпадают с интересами и склонностями ребенка, его возможностями, это чаще всего приводит к тому, что ребенок не может реализоваться, теряет самоуважение, которое приводит к отрицательной Я-концепции.

Различают такие причины неадекватного отношения к ребенку:

· психолого-педагогическая некомпетентность родителей, некритически усвоенные ригидные стереотипы воспитания ребенка, который приводит к стихийности воспитания, несогласования установок и действий родителей и т.п.;

· личностные особенности родителей;

· особенности взаимоотношений супругов или других членов семьи, которые проецируются на ребенка.

Если первая причина не требует комментариев, то относительно второй следует отметить, что еще в 1922 г. А. Адлер описал тип тревожной матери, которая чрезмерно опекается ребенком, тем самым парализуя его собственную активность и самостоятельность.

Исследователь О. Захаров, характеризуя личностные особенности родителей детей, которые страдают неврозом, отмечает, что матери выделяются тревожностью и неуверенностью в себе в объединении с чрезмерной пунктуальностью, нетерпимостью, конфликтностью, недостаточной эмоциональной чуткостью, а родители - пассивностью, мягкостью, определенной минорностью общего фона расположения духа.

Отрицательно влияют на процесс воспитания ребенка не только такие индивидуальные особенности родителей, как тревожность и афективность, а и доминантность, властность, желание подчинить детей и добиться от них безоговорочного послушания (в особенности это касается отношение матери к сыну); тщеславие родителей, что приводит к повышенному уровню домогательств относительно возможностей ребенка.

В родителей с глубокими личностными проблемами часто отрабатывает защитный механизм "проекции", если они неосознанно переносят собственные нежелательные качества и проблемы на ребенка. Такие родители, не замечая в себе определенных черт характера и поведения, которые проектируются на ребенка, их проявление в ребенке, стремятся настойчиво искоренить эти черты у ребенка. При этом отношение к ребенку формируется по типу "эмоциональное отторжение" через несоответствие идеальному образу родителей или по типу "гиперпротекция", маскируя скрытое отторжение (такие родители о своем ребенке говорят: "я ее люблю, но он плохой, ленивый, неразумный и т.п., делает что-то только после наказания").

Особенности взаимоотношений членов семьи так же влияют на психическое развитие ребенка. Так, О. Варга, наблюдая за детьми, которые страдают на ночным енурезом, обнаружила, что невротический синдром у ребенка становится условно желательным и для родителей, вытесняя проблемы в сфере собственных интимных отношений.

В неполной семье мать может проекцировать свои отношения с бывшим мужчиной на сына, оценивая его отрицательно ("такой самый, как отец") или, как отмечают О. Бодальов и В. Столин, относясь к сыну-подростку как тому, который "заменяет" мужчину (требуя постоянного внимания к себе, проявляя навязчивое желание постоянно быть в обществе сына, стремясь ограничить его контакты с ровесниками).

Дисгармоничные отношения в семьи часто приводят к тому, что отдельные его члены используют ребенка для решения собственных проблем.

Исследователи, которые изучало психологию таких семей, выделили три формы неурядиц, которые наблюдаются в этих семьях:

· соперничество (стремление двух или большего количества членов семьи обеспечить себе исключительное положение, борьба за которое набирает затяжной, хронический характер);

· мысленное сотрудничество (внешнее притворное отсутствие осложнений в семейных отношениях, которые выливается в конфликты в случае наступления переломных для семьи событий - болезни кого-то из членов семьи, повышение по службе одного из супругов и связанное с этим увеличение рабочего времени и т.п.);

· изоляция (психологическое обособление одного или большего количества членов семьи один от другого, с которыми поддерживаются лишь формальные отношения, необходимые, скорее, деловые контакты).

Исследователь О. Добрович отмечает, что для ребенка в такой "трудной семье" часто предусмотренны фиксированные роли - "кумир семьи", "мамин (папин, бабушкин и т.п.) сокровище", "ужасный ребенок" и т.п., которые часто оотражают взаимоотношения взрослых членов семьи.

Так, сведение ребенка в ранг "кумира семьи" часто приводит соперничество взрослых, если каждый из них, демонстрируя исключительную заботу о ребенке, старается утвердить свое верховенство в семье или мысленное сотрудничество (если все заинтересованны сохранять притворное отсутствие осложнений и общее восхищение ребенком выполняет функцию фактора, который "цементирует" семью).

Играя роль "маминого (папиного, бабушкиного и т.п.) сокровища", ребенок становится чьим-то личным кумиром, что наиболее часто свидетельствует о соперничестве между взрослыми (это обнаруживается, например, в вопросе "Кого ты большее любишь?", которое травмирует и дезориентирует ребенка, заставляя его демонстрировать лицемерие и ловкость) или об изоляции кого-то из взрослых, который компенсирует этой благосклонностью отсатствие эмоционального тепла в семьи.

Приписываемая ребенку роль "игрушки" часто связанная с ситуацией мысленного сотрудничества в семье, если взрослые, не умея и не считая за нужное глубоко проникать в внутренний мир друг друга, и от ребенка ожидают соблюдения прежде всего порядочности, послушания. При этом упрёк ребенку может трансформироваться в его самосознания в тенденцию к самообвинению, которое делает ее уязвимым к неминуемым ошибкам и трудностям.

Часто следствием мысленного сотрудничества в семье есть роль "ужасного ребенка", если из плохого поведения ребенка делается своеобразный внутрисемейный фетиш, который парадоксально сплачивает эмоционально разъединенных людей.

В условиях внутрисемейного соперничества роль "ужасного ребенка" трансформируется в жертвенного козла, если, перекладывая один на другого вину за "плохого" ребенка, взрослые подсознательно добиваются самоутверждение в семье, при этом часто разряжая агрессивность на ребенке.

"Ужасный ребенок" может быть оправданием изоляции кого-то из членов семьи, "виновных" в том что он "плохой".

Неспособность родителей выработать благоприятную для развития ребенка воспитательную позицию может привести к глубоким нарушениям в отношениях с детьми, к жестокости относительно детей. Различают такие виды жестокости к детям:

· физическое насилие, которое охватывает все формы травм детей, полученные через целенаправленные действия родителей, физическое наказание;

· сексуальное насилие как привлечение функционально незрелых детей и подростков к сексуальным действиям или к наблюдению за ними без понимания и согласия на это ребенка;

· эмоциональное или психическое насилие, которое может оказаться как в форме отрицательного внимания (угрозы, постоянная критика, бранное слово и т.п.), так и в форме полнейшей невнимательности к ребенку;

· равнодушие к ребенку, пренебрежение его интересами и потребностями, не только духовными, но и материальными (одежда, пища, медикаменты) и др.

Выделим также факторы, которые коррелируют с жестоким обращением с детьми. Во-первых, это характерно для семей, где хотя бы один из родителей больной алкоголизмом или находится в состоянии депрессии. Во-вторых, с детьми могут жестоко вести себя в семьях, где умер один из родителей или если ребенок остался сиротой и находится под опекой родных или других воспитателей.

Кроме того, к факторам, которые могут обусловить жестокость к детям, принадлежат финансовые трудности в семье, безработица, а также перенесенное родителями в детстве жестокое обращение с ними.

Как следствие, у ребенка формируются большей частью отрицательные качества: агрессия, жестокость, переживание бесцельности существования, желание неосознанной мести или, наоборот, обостренное стремление поиска психологической защиты, опёки со стороны других людей.

Следует отметить, что родители переносят личностные проблемы и проблемы в отношениях с другими членами семьи на детей преимущественно подсознательно, наиболее частое с глубоким убеждением, что именно так делают ребенку добро. Тем не менее в результате неадекватное отношение родителей приводит к деформации личности ребенка, усложняет возможности его самореализации, актуализируя тем самым необходимость представления семье психологической помощи.

 

Опыт показывает, что аналитические реакции протекают с различными скоростями.

Скорость химической реакции измеряется измерением концентрации реагирующих веществ в единице времени

v =∆C/∆T.

Детальное изучение кинетики химических реакций показало, что скорость реакции зависит от различных факторов:

1) от природы реагирующих веществ;

2) от температуры;

3) наличий катализатора;

4) от концентрации реагирующих веществ.

Изучаем влияния концентрации реагирующих веществ на скорость химической реакции и их направления впервые занимался русский ученый Н.Н. Бекетов (1826-1911). Проделав огромное количество опытов, он установил влияние концентрации реагирующих веществ на скорость и направление обратимых химической реакций.

В 1867 г. норвежские химики Гульберг и Вааге на основе изучения реакций, протекает в газообразных смесях и реакциях экспериментально доказали, что скорость химической реакции прямо пропорционально произведению концентрации реагирующих веществзакон действия масс.

Примеры:

A+B→C, v = k[A][B];

2A+B→C, v =k[A]²[B]

k – константа скорости реакции при данной температуре.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стеклянные банки для консервов | Применение ЗДМ к процессу диссоциации слабых электролитов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.