КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие о предпринимательстве. Основные препятствия,
СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ.
В рамках современного гражданского законодательства РФ предпринимательство (предпринимательская деятельность) рассматривается как разновидность хозяйственной деятельности, обладающая в совокупности тремя признаками: * самостоятельность, осуществление деятельности на свой страх и риск; * прибыль как основная цель данного вида деятельности; * систематичность получения прибыли. Только наличие одновременно всех трёх указанных признаков позволяет говорить о наличии (факте) предпринимательской деятельности. Это имеет большое практическое значение, т.к. любая предпринимательская деятельность подлежит обязательной регистрации в установленном законом порядке. При отсутствии регистрации действия хозяйствующего субъекта подпадают под действие статьи 171 УК РФ "Незаконное предпринимательство". Субъектами предпринимательства являются: * физические лица в статусе индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица; * фирмы как юридические лица в статусе коммерческих организаций (см. ГК РФ, часть 1); * т.н. "интегрированные корпоративные структуры" (ИКС) - объединения фирм для проведения совместной коммерческой деятельности. К категории ИКС принято относить холдинги и финансово-промышленные группы (ФПГ). Субъекты предпринимательства представлены: · резидентами (созданы в соответствии с российским законодательством и имеют юридические адреса на территории РФ); · нерезидентами (имеющими свои юридические адреса за пределами территории РФ). Говоря об основных препятствиях, сдерживающих развитие предпринимательства, следует в первую очередь указать на переходный характер сегодняшнего периода экономического развития страны. В течение последних 15 лет (с января 1992 г.) экономика страны претерпевает глубочайшие изменения, что вполне закономерно для переходного периода, когда происходит основная ломка старых производственных отношений и формирование новых, рыночных. К тому же в настоящее время действует целый ряд факторов, усугубляющих и без того сложную ситуацию. К таким факторам относятся: * крупномасштабный разрыв хозяйственных связей по экономическим и политическим причинам после распада СССР; * несовершенства экономического (гражданского, финансового, трудового и земельного) законодательства, а по отдельным направлениям хозяйственной деятельности - отсутствие такового; * прозрачность границ Российской Федерации, что позволяет преступным элементам сравнительно легко и почти безнаказанно вывозить материальные ценности и сырьевые ресурсы за пределы государства; * разгул насильственной и экономической преступности, тормозящий формирование законопослушного слоя частных собственников; * упорное сопротивление политической оппозиции происходящим преобразованиями; * инфляция; * высокий уровень безработицы; * падение жизненного уровня значительной части населения России; * несовершенство денежно-кредитной (банковской) системы страны, не оправившейся после кризиса 1998 г.; * коррупция в органах государственной власти и управления, в целом - возникновение криминального делового тандема чиновника и предпринимателя. Предприниматели сплошь и рядом находятся в зависимости от чиновников. Произошла своего рода приватизация функций государства отдельными группами чиновников; * сохранение прежних и появление новых форм монополизма (в т.ч. система "крыш", делящих меж собой рынок); * чрезмерно высокий уровень налогообложения и репрессивный характер системы налогообложения (одинаково расценивающей уклонение от уплаты налогов и ошибку в их исчислении). Частные фирмы не имеют правовой защиты перед налоговыми органами; * чрезмерно большая роль государства в экономике. Последнее проявляется в двух формах: * сохранение значительного госсектора (включая формально частные, но фактически полугосударственные структуры); * бесконтрольное вмешательство государства в экономическую деятельность. Вышеперечисленные факторы способствуют усложнению криминогенной ситуации в стране, создают благоприятные условия развитию экономической преступности. С переходом к рыночной экономике произошёл сдвиг в системе управления предприятиями: контроль за выполнением основных функций перешёл от государственных органов к руководству предприятий. В результате в течение последних 10 лет сложилась достаточно устойчивая модель поведения предприятия в переходный период. Её основные черты: * ориентация на выживание предприятия в его прежнем виде. Это означает сохранение трудового коллектива, администрации и её контрольных функций, основных связей с контрагентами, традиционных источников финансирования и видов деятельности; * "паразитирование" на госсобственности (сдача в аренду помещений, "сброс" запасов сырья и материалов, и т.д.); * активное вхождение в вертикальные структуры (интегрированные корпоративные структуры), реорганизованные из прежних отраслевых структур или создаваемые заново; * стратегия лоббирования во взаимоотношениях с государственной властью в целях получения субсидий, нефинансовой поддержки и т.д.; * наибольшие изменения произошли в сбытовой политике предприятий, наименьшие - в политике занятости. Помимо факторов внешнего характера (неразвитость рыночной среды и финансовой инфраструктуры) большую роль играют и внутренние факторы, и в первую очередь - традиции, психология директорского корпуса. Распостраненной среди менеджеров высшего звена является "директорская" этика, предполагающая соблюдение определённых норм во взаимоотношениях руководителей "своего круга" (необязательно означающего организационное оформление). Элементы этой директорской этики: * продажа продукции своим традиционным потребителям на льготных условиях (ценовые скидки, продажа в кредит и т.д.), несмотря на собственные финансовые трудности; * ориентация на сохранение трудового коллектива. Формируются своего рода негласные соглашения между администрацией и трудовыми коллективами: сохранение рабочих мест в обмен на сохранение директоратом контроля над собственностью предприятий; * ориентация не на законодательство, а на неофициальные нормы и связи. Именно личность конкретного директора предприятия во многом предопределяет характер изменений в управлении предприятием. В последние годы широкое распространение получили такие преступления, как хищения государственной и муниципальной собственности, мошенничество в сфере бизнеса, взяточничество и злоупотребление служебным положением должностными лицами государственных органов. Бюджетные дотации разворовываются или "прокручиваются" высокопоставленными чиновниками через систему "дружественных" фирм. Создаваемые "уполномоченные" компании сплошь и рядом превращаются в "кормушки" для отдельных чиновников и предпри-нимателей. Можно назвать два вида правонарушений, которые регулярно совершаются в РФ практически всеми предпринимателями: * уход от налогов; * незаконное обналичивание (через фиктивные контракты, фиктивные и нелегальные фирмы). Необходимо обратить особое внимание на такое общественно опасное явление, как коррупция. В настоящее время в стране коррупция приняла невиданные масштабы, поразив практически все звенья государственного аппарата. Проблема борьбы с ней является одной из самых острых. Сущность коррупции как социально-правового явления двуединая. Она выражается, с одной стороны, в использовании лицом, осуществляющем те или иные государственные функции, своего официального статуса в целях получения незаконных преимуществ (продажность), а с другой - в предоставлении этих преимуществ заинтересованным субъектам (подкуп). Формы проявления коррупции - это различные виды правонарушений: конституционных, социально-экономических, гражданско-правовых, уголовно-правовых, административно-правовых норм и правил лицами, осуществляющими государственные функции. Российская коррупция имеет ряд особенностей. Из них следует выделить два основных: 1. Современная коррупция сориентирована на максимальное использование возможностей личного обогащения чиновника за счет просчетов и ошибок, допущенных при реформировании нашей экономики. Так, бытует практика произвольного применения законов и подзаконных актов чиновниками. К числу наиболее распространенных нарушений требований норм законов на примере приватизации можно отнести: * отступление от требований законодательства в процессе разграничения собственности (федеральная, республиканская (областная, муниципальная); * принятие решения о приватизации государственного или муниципального предприятия неправомочным органом; * нарушение установленных законодательством сроков принятия решения по вопросам приватизации; * не опубликование к печати информации о приватизации государственных или муниципальных предприятий и др. 2. Наибольшую общественную опасность представляют устойчивые связи коррупции с организованной экономической преступностью. Посредством широкомасштабной коррупции создается система защиты организованных преступных структур от мер социального контроля, заключающихся в активном противодействии правоохранительным органам. Наряду с этим коррупция последовательно расширяет "зоны влияния", проникая в новые сферы, ранее от нее хорошо защищенные, в частности, в правоохранительную деятельность. Социально-экономические последствия от коррупции выражаются: * в искажении коррумпированным государственным аппаратом социально-экономической политики государства, в том числе в усложнении или воспрепятствовании реализации прав и законных интересов граждан в точном соответствии с законом, приводящих не редко к отсечению от предпринимательской или коммерческой деятельности честных граждан и обвальному допуску к этой деятельности криминальных элементов; * в формировании криминальной рыночной экономики, ограничении "чистых" инвестиций и утрате возможности интеграции страны в мировую экономическую систему; * в огромном экономическом ущербе, выражающемся в триллионах рублей от недополученных налогов; * в ограблении страны подпольным экспортом и импортом, необоснованности платежей, боязни честных зарубежных инвесторов вкладывать свои капиталы в российскую экономику: Масштабы коррупции практически не поддаются точному статистическому учету. По оценкам экспертов регистрируется ничтожно-малая часть от фактически совершенных преступлений, которые можно отнести к коррупционным. Для коррупции характерна самая высокая латентность. Сферы коррупции многообразны. Наиболее пораженными являются: экспорт нефти, древесины, цветных и редкоземельных металлов, стратегическое сырье, импорт алкоголя и некоторых продуктов питания, иная внешнеэкономическая деятельность; приватизация государственных и муниципальных предприятий; лицензирование и регистрация предпринимательских и коммерческих структур; кредитно-финансовые учреждения; финансовый, санитарно-эпидемиологический и иной контроль деятельности коммерческих структур. Непременным условием эффективной борьбы с коррупцией является знание причин и факторов этого негативного явления. Так, распространению и живучести коррупции способствует большая группа экономико-правовых факторов: * до настоящего времени нет надежной системы защиты экономики от инвестирования в нее "криминальных" капиталов; * экономический механизм функционирования современного российского предпринимательства ориентирован не на развитие производства, а на получение краткосрочной прибыли, что делает его привлекательным со стороны преступного элемента; * не разработаны экономико-правовые рычаги, которые сделали бы невозможным незаконное изъятие средств у частного бизнеса посредством так называемого "государственного рэкета"; * несмотря на обилие и постоянное расширение различного рода контролирующих учреждений, они действуют недостаточно эффективно. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Правоохранительные органы в борьбе с экономическими преступлениями (в т.ч. с преступлениями, связанными с коррупцией), занимают оборонительную позицию. Одной из основных причин неудовлетворительной результативности работы по выявлению и раскрытию взяточников и коррупционеров продолжает оставаться низкий (подчас) уровень профессиональной подготовки оперативного состава ОВД, в т.ч. служб ОЭП. Полагаем, что изучение важнейших направлений организационно-экономической деятельности субъектов предпринимательства различных организационно-правовых форм, а также контрольных функций и полномочий государственных органов в рамках данного учебного курса является необходимой основой для эффективной деятельности будущих выпускников НА МВД РФ в борьбе с экономическими преступлениями в Российской Федерации.
Литература. 1. Конституция РФ. Глава 1. 2. ФЗ от 24.07.2007 № 209 – ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». 3. ФЗ от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». 4. Указ Президента РФ от 29.06.1998 № 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии малого предпринимательства». 5. Постановление Правительства РФ от 14.02.2000 № 121 «О федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2000 -2010 г.г.». 6. Соглашение Правительств государств - участников СНГ от 17.01.1997 «О поддержки и развитии малого предпринимательства в государствах – участниках СНГ». 7. Бусыгин А.В. Курс предпринимательства: учебник для ВУЗов. – М: БЕК, 2003. 8. Илларионов А. Как Россия потеряла ХХ столетие // Вопросы экономики, 2000, № 1. 9. Сергеев И.В. Экономика организаций (предприятий): Учебник для ВУЗов. – М.: Финансы и статистика, 2007. 10. Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия): учебник для ВУЗов; 3-е издание. – М: Финансы и статистика, 2007. 11. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: учебник для ВУЗов. – М.: Инфра-М, 2007. 12. Ширенбек Х. Экономика предприятия: учебник для ВУЗов; 15–е издание. – СПб.: Питер, 2005.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |