КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 4. Учет издержек в логистике
Вопросы для контроля знаний. 1. Дайте развернутое определение понятию "система". 2. Охарактеризуйте свойства логистических систем для каждого из четырех свойств, присущих любой системе. 3. Дайте определение логистической системе. 4. Что такое имитационное моделирование логистических систем? Из каких процессов состоит, какие цели преследует? 5. В каких случаях рекомендуется применять метод имитационного моделирования? 6. Назовите достоинства и недостатки имитационного моделирования. 7. Дайте определение системного подхода. 8. Опишите последовательность формирования системы при классическом (индуктивном) подходе. 9. Опишите последовательность формирования системы при системном подходе. 10. Сделайте сравнительную характеристику классического и системного подходов к формированию систем. 11. Приведите пример классического и системного подходов к формированию материалопроводящих систем. В чем, на ваш взгляд, заключается эффект от использования принципов системного подхода? 12. Назовите преимущества и недостатки экспертных систем.
4.1. Проблемы учета издержек в логистике 4.2. Требования к системам учета издержек в логистике 4.3. Особенности учета логистических издержек 4.4. Классификация издержек в логистике 4.5. Издержки на создание и поддержание запасов 4.6. Транспортно -заготовитепьные расходы
4.1. Проблемы учета издержек в логистике Логистика материальных потоков изучает комплекс операций, обеспечивающих продвижение вещественных предметов и продуктов труда от первичного источника сырья к конечному потребителю. Принятие решений по этим операциям с позиции интересов сквозной системы позволяет говорить о них как о логистических операциях. В противном случае прилагательное "логистический" будет неуместно. Использование термина "логистические операции" предполагает конечную цель логистического менеджмента — рационализацию именно сквозных цепей. Логистические операции с предметами и продуктами труда выполняются как в сфере обращения, так и в сфере производства. Соответственно издержки на выполнение логистических операций включают в себя как часть издержек обращения, так и часть издержек производства. Основными составляющими логистических издержек являются: ♦ транспортно-заготовительные расходы; ♦ затраты на содержание запасов. Значимость задачи сокращения этих издержек посредством системной организации процессов определяется той долей, которую они занимают в общем объеме издержек производства и обращения. В общенациональном масштабе логистические издержки рассчитываются в процентах от ВНП. Например, в США в 1987 г. логистические издержки составляли 462 млрд. долл. или 10,27% ВНП. Из них 285 млрд. долл. — транспортно-заготовительные расходы, 158 млрд. долл. — затраты на формирование и хранение запасов, 19 млрд. долл. административно-управленческие расходы. В пределах предприятия логистические издержки рассчитывают: ♦ в процентах от суммы продаж; ♦ в процентах от стоимости чистой продукции; ♦ в денежном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой продукции. При росте качества результатов работы логистической системы до определенного уровня логистические издержки растут линейно, затем экспоненциально. Например, для того чтобы повысить показатель готовности сбытовой системы к поставкам1 с 78 до 79%, издержки на содержание страхового запаса придется увеличить примерно на 5%. Рост готовности к поставкам с 98 до 99% (также на 1%, но уже в области высокого сервиса) потребует совершенно иных ресурсов — издержки на содержание страхового запаса в этом случае необходимо будет увеличить более чем на 13%. Специфика учета издержек в логистике заключается в суммировании всех затрат, связанных с реализацией процесса. Традиционные методы учета зачастую не обеспечивают возможности идентификации всей цепочки затрат, связанных с тем или иным процессом. Основная причина заключается в том, что калькуляция расходов осуществляется по отдельным функциональным областям, тогда как материальные потоки проходят "сквозь" организацию, взаимодействуя с множеством подразделений. Традиционные методы учета объединяют издержки в крупные агрегаты, что не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть все последствия принятых управленческих решений, а также их воздействие на корпоративную организацию. В результате решения, принятые в одной функциональной области, приводят к непредвиденным результатам в других, смежных с ней областях. Проблемы, связанные с определением суммарного воздействия системы движения материальных потоков на общую систему предприятия, чрезвычайно разнообразны. Логистика по своей природе "пронизывает" предприятие, оказывая существенное воздействие на множество его подсистем. Традиционные системы учета не позволяют определять это воздействие, агрегируя логистические издержки в другие группы корпоративных затрат. Например, для того, чтобы выполнить заказ клиента, необходимо осуществить следующие операции: прием заказа, обработка заказа, проверка кредита, оформление документов, комплектация заказа, доставка, выставление счета. Расходы, связанные с общим процессом выполнения заказа, складываются из множества издержек, возникающих в разных сферах, и интегрировать их в единую статью расходов в рамках функционально организованного учета весьма сложно. Например, одно из предприятий пищевой промышленности Москвы при организации товароснабжения мелкорозничной торговой сети использовало следующий порядок. Заказы торговых точек, находящихся на заранее установленных маршрутах, перед погрузкой комплектовались по товарному признаку, т. е. одинаковые товары, заказанные разными магазинами, собирались на одном поддоне. Прибыв по маршруту в очередной магазин, водитель отбирал для него товары из разных поддонов и ящиков (в соответствии с заказом). Фактически комплектацию осуществлял водитель, автомобиль в это время простаивал. Транспортная служба завода смогла убедить руководство завода в необходимости осуществления предварительной комплектации на складе готовой продукции в соответствии с заказами отдельных магазинов. Основной аргумент — повышение эффективности использования транспорта. Комплектацию передали складу готовой продукции, однако никто при этом не просчитал, насколько здесь увеличились затраты ресурсов. Транспортной службе решение, очевидно, выгодно, но выгодно ли данное решение в целом для завода неизвестно. Логистика предусматривает ведение пооперационного учета издержек на всем пути движения материального потока. Наличие данной системы учета позволяет использовать показатель изменения суммы издержек по процессу в качестве критерия эффективности принимаемых решений в сфере управления материальными потоками. Подводя итог, сформулируем основные проблемы, связанные с учетом издержек в логистике. Высокая доля затрат на операции, связанные с продвижением товарных и материальных ресурсов в сферах производства и обращения, в общем объеме издержек. Постоянный, опережающий общий уровень инфляции, рост стоимости работ на большинстве из этих операций ♦ Отсутствие, в общем случае, при традиционно организованном учете критерия принятия решений по рациональной организации логистического процесса ♦ Резкий рост чувствительности логистических затрат к изменению качественных показателей работы логистических систем в области высокого качества результатов их функционирования, характерной для конкурентных рынков.
4.2. Требования к системам учета издержек в логистике. Задачей учета издержек в логистике является обеспечение менеджеров информацией, позволяющей принимать решения в области управления затратами по продвижению материального потока в пределах логистической системы1. Однако управлять затратами возможно лишь в том случае, если их можно точно измерять. Поэтому системы учета издержек производства и обращения участников логистических процессов должны: ♦ выделять затраты, возникающие в процессе реализации функций логистики; ♦ формировать информацию о наиболее значимых затратах; ♦ формировать информацию о характере взаимодействия наиболее значимых затрат друг с другом. При соблюдении данных требований появляется возможность использовать важный критерий построения оптимального варианта логистической системы — минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи. В логистике ключевым событием (объектом анализа) является заказ потребителя (клиент, продукт или услуга) и действия по выполнению этого заказа. Калькуляция издержек должна позволять определять, приносит ли конкретный заказ (клиент, продукт или услуга) прибыль. Для эффективной калькуляции издержек нужно: а) точно определить конкретные затраты, которые следует включить в схему анализа; б) установить временные рамки затрат; в) отнести затраты на конкретные факторы, имеющие отношение к оценке альтернативных действий; г) установить критерий принятия решений. Логистические процессы пронизывают основные подразделения предприятия (закупка, производство, сбыт и т.п.) по горизонтали. Традиционные методы учета, направленные на определение затрат по функциональным областям (по вертикали), не позволяют выделять затраты, возникающие в ходе осуществления сквозного процесса, формировать информацию о наиболее значимых затратах, а также о характере их взаимодействия друг с другом. Известно лишь, во что обходится реализация той или иной функций (рис. 35). Учет издержек по процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента, какова доля в них каждого из подразделений. Суммируя все расходы по горизонтали, можно определить затраты, связанные с отдельным процессом. Таким образом, оказываются детерминированными как показатели сквозного материального потока, так и отдельные специфические издержки, возникающие в различных подразделениях. Практическое применение концепции учета издержек по процессам предполагает: ♦ во-первых, выявление всех вовлеченных в процесс подразделений; ♦ во-вторых, определение изменения затрат, вызванного отказом от данного процесса. Другими словами, должны быть определены расходы, которые могут быть предотвращены, если, например, данный товар не будет изготовлен и доведен до клиента.
4.3. Особенности учета логистических издержек. Специфика учета издержек в логистике заключается в группировке расходов не вокруг подразделений предприятия, а вокруг работ и операций, поглощающих ресурсы. Переход от управления по функциям к • управлению процессом требует соответствующего перехода от учета издержек по функциям к учету издержек по процессам. Учет издержек в логистике не требует той тщательности, которая необходима в бухгалтерском учете. Главная задача здесь выявить основные издержки и понять, как они взаимосвязаны друг с другом. Система оценки логистических издержек нужна лишь менеджерам по логистике, которые берут её за основу принятия решения. Никакие правила или законы не требуют, чтобы учет затрат по процессам был представлен в финансовых отчетах. Отличия отчетности для подготовки решения по логистике от финансового отчета: а) отчет по логистическим издержкам более подробен и может содержать информацию, которая обычно не разглашается сторонним организациям; б) отчет по логистическим издержкам более масштабен и может содержать как прошлые, так и будущие расходы и прибыль; он характеризует также потенциальный эффект от еще не принятых решений; в) структура и содержание отчета по логистическим издержкам в большей степени зависят от специальных требований к логистическим решениям и коммуникациям в конкретной компании, чем от инструкций к финансовой отчетности. Оценка логистических издержек по процессам зависит от субъективных суждений и решений. Какие затраты включить в анализ и каким образом их распределять — вопросы на которые нет однозначных рецептов. Одно общее правило: конкретные затраты не следует приписывать тем логистическим факторам, которые неподконтрольны менеджерам организации. Из-за субъективного характера процесса распределения издержек отчеты компаний одной и той же отрасли нередко имеют значительный разброс показателей логистических затрат. Важно понимать, что такой разброс не всегда имеет прямое отношение к фактическим различиям в эффективности логистических операций.
6.4. Классификация издержек в логистике
Издержки в логистике классифицируют по различным признакам. В зависимости от поведения издержек при изменении объема работ с материальным потоком они подразделяются на постоянные и переменные. Постоянные издержки — не изменяются вместе с нормальными колебаниями объемов деятельности. Переменные издержки — изменяются пропорционально изменению объема деятельности. В зависимости от отнесения к тем или иным процессам различают прямые и косвенные издержки. Прямые (или операционные) издержки — расходы, которые непосредственно связаны с объектом затрат (обусловлены выполнением конкретных логистических работ). Такие издержки нетрудно идентифицировать. Прямые издержки на транспортировку, складирование, грузопереработку и некоторые другие работы по выполнению заказов и управлению запасами можно вычленить из традиционных расходных счетов. Косвенные издержки (непрямые) — не связаны непосредственно с объектом затрат. Например, объект затрат — грузовой автомобиль. Прямые издержки — зарплата водителя, амортизация этого автомобиля и т.п. Косвенные — содержание резерва оборудования, резерва рабочей силы, расходы менеджеров транспортного отдела, а также административные расходы всей компании. В зависимости от восприимчивости к управленческому влиянию издержки подразделяют на регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые издержки — издержки, которыми можно управлять на уровне центра ответственности Нерегулируемые издержки — издержки, на которые из центра ответственности повлиять нельзя. Предполагается, что эти издержки регулируются на уровне компании в целом. В зависимости от вида логистической функции издержки подразделяют на транспортные, издержки хранения и т. п. При этом основными видами издержек, которыми можно хорошо управлять на уровне ответственности служб логистики, являются издержки, связанные с хранением и транспортированием продукции. Эти виды издержек рассматриваются в следующих двух параграфах. 6.5. Издержки на создание и поддержание запасов
Общие затраты на создание и поддержание запасов складываются из перечисленных ниже основных групп: Затраты на текущее обслуживание запасов, которые в основном включают в себя налоги на запасы. Затраты на инвестированный в запасы капитал. Здесь возможны два варианта. ♦ Запасы созданы с использованием заемных средств. Издержки на инвестированный капитал определяются в этом случае процентной ставкой банковского кредита. ♦ Запасы созданы с использованием собственных средств. В этом случае используется установленная на предприятии норма эффективности денежных вложений в оборотные средства. ■ Затраты на хранение запасов. Сюда относятся расходы на аренду складского помещения, амортизационные отчисления, оплату электроэнергии, заработную плату складского персонала и специалистов. Риски, связанные с содержанием запасов. В стоимость рисков создания и поддержания запасов, входят следующие виды потерь: ♦ потери, связанные с физическим и моральным устареванием продукции при хранении (особенно это относится к скоропортящейся сельскохозяйственной продукции); ♦ риск превышения норм естественной убыли. Риски могут быть сокращены при сокращении временных циклов. Риски содержания запасов проявляются в таких свойствах продукта, как: ♦ способность к порче (для продовольственных товаров); ♦ повреждение в процессе транспортировки; ♦ повреждение в процессе грузопереработки; ♦ пожароопасность. Риски требуют дополнительных затрат для обеспечения сохранности груза при транспортировке, грузопереработке, хранении, (например, скоропортящиеся грузы должны перевозиться в рефрижераторах). При возрастании продуктовых рисков затраты на хранение и транспортировку возрастают. Оценка стоимости риска в денежной форме производится: ♦ через расходы на страхование; ♦ через тарифы и ставки страховых премий. Точно определить затраты по содержанию запасов, как правило, достаточно сложно. На практике может использоваться среднее значение издержек на создание и содержание запаса в виде процента от стоимости запаса. В работе Ю.И. Рыжикова (со ссылкой на зарубежные источники) указывается, что на практике допустимы значения от 15 до 35% от цены изделия. В стабильных условиях цена хранения может назначаться как общий по многим продуктам процент от цены и в среднем составлять 25 центов на доллар1.
4.6. Транспортно-заготовительные расходы К транспортно-заготовительным расходам относят: ♦ затраты, связанные с организацией заказа и его реализацией; ♦ расходы по закупке и доставке товарно-материальных ценностей; ♦ издержки пополнения запаса. Включают расходы на формирование сети поставщиков, выбор и оценивание поставщика, транспортные издержки, почтово-телеграфные издержки, представительские и командировочные и другие расходы, недостачи и потери в пути в пределах норм естественной убыли. Часть транспортно-заготовительных расходов не зависит от партии поставки, но зависит от количества заказов в год. Другая часть (транспортные издержки, приемно-проверочные и другие расходы) зависит от размера партии поставки. В свою очередь, все затраты на перевозку могут быть подразделены на переменные, зависящие от расстояния перевозки (или времени движения) и постоянные, не зависящие от расстояния. К переменным затратам относят: ♦ затраты на топливо, смазочные материалы, электроэнергию на движенческие операции; ♦затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава (включая запасные части и материалы); ♦ заработную плату водителей (персонала, непосредственно выполняющего перевозку); ♦ амортизацию подвижного состава в части, касающейся пробега (моторесурса) и др. К постоянным затратам обычно относят: ♦ затраты на содержание производственно-технической базы и инфраструктуры различных видов транспорта (арендную плату); ♦ расходы на оплату труда административно-управленческого персонала; ♦ накладные и прочие расходы.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |