Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория жизненного цикла продукта. Современные теории международной торговли




Современные теории международной торговли

Изменения, произошедшие в развитии мировой экономики и между­народной торговли во второй половине XX в., не опровергли основ­ных положений классической теории. Между тем ряд фактов, которые сложились в последние десятилетия, обусловили возникно­вение новых теорий, отражающих реалии современного этапа эконо­мического и технологического развития мирового сообщества. До­полнительный импульс в развитие современных теорий международ­ной торговли внесли достижения таких ведущих экономических наук XX в., как менеджмент и маркетинг.

Используя одну из фундаментальных концепций маркетинга — модель жизненного цикла продукта, американский экономист Р. Вер-нон в 1966 г. выдвинул предположение, что для многих промышлененых товаров, являющихся объектами международной торговли, срав­нительное преимущество может со временем перемещаться из одной страны в другую. Жизненный цикл продукта включает четыре ста­дии (фазы): возникновение, рост, зрелость и спад. Каждая из пере­численных стадий характеризуется определенной величиной издер­жек производства данного товара, специфическим соотношением спроса и предложения на него как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Появление нового товара — первая стадия цикла — в подавляю­щем большинстве случаев связано с рынком промышленно развитых стран, поскольку для этого необходимы значительные ресурсы капи­тала и высококвалифицированной рабочей силы. На первой стадии новый продукт завоевывает рынок страны его возникновения, вывоз его за рубеж случаен, не носит целевого характера. На второй ста­дии по мере роста спроса на данный товар как отражение его расту­щего признания на внутреннем рынке возникает и растет спрос на новый товар на зарубежных рынках. Товар начинает экспортировать­ся. Наряду с этим массовый характер производства и спроса на дан­ный товар стимулирует появление аналогичных производств в дру­гих странах, чему способствует также превращение производства данного товара из оригинального в стандартизированное. Таким об­разом, возникают первые ограничения экспорта товара. Приближаясь к третьей стадии — стадии зрелости, производители товара в про­мышленно развитых странах начинают сталкиваться с замедлением роста спроса на него. Поддержание прежнего уровня спроса возмож­но лишь при снижении цен на товар. Одновременно у производите­лей возникает проблема снижения издержек производства, поиска возможностей привлечения более дешевых факторов производства. Одним из выходов из сложившейся ситуации является перемещение производства данного товара в страны с более низкими издержками производства. Чаще всего это — развивающиеся страны, где благода­ря более дешевой рабочей силе, небольшой арендной плате, низкому налоговому бремени товар выпускают по более низкой цене. Следо­вательно, на третьей стадии жизненного цикла экспорт товара из страны-новатора сменяется его ввозом из страны-имитатора. Как правило, параллельно с отказом от производства морально устаре­вающей модели и перемещением ее производства за рубеж в стране возникновения данного товара появляются первые образцы новой модели, т. е. наступает первая стадия жизненного цикла для нового образца выпускаемой продукции. На четвертой стадии — стадии спада продукция окончательно устаревает, спрос на нее падает, несмотря на снижение цен.

Если на первых двух стадиях жизненного цикла продукта стра­на-новатор имеет сравнительное преимущество в его производстве, то на третьей стадии оно переходит к стране-имитатору, куда пере­мещается производство устаревающей модели. Экспорт товара сме­няется его импортом.

 

Теория «технологического разрыва»

В результате неравномерности протекания научно-технического прогресса нововведения в одной из отраслей производства первона­чально возникают в одной или нескольких ведущих странах. Благо­даря возникшей ситуации эти страны в течение определенного вре­мени занимают монопольное положение в мире в производстве и реализации продукта-новинки. Таким образом, преимущество, по­лучаемое страной-новатором, является результатом возникшего тех­нологического разрыва в уровнях развития между отдельными стра­нами. Такая ситуация может внести изменения во внешнеторговую специализацию страны, поощряя ее к частичному или полному отка­зу от выпуска традиционной продукции, в которой она обладает от­носительными преимуществами, и к переходу к выпуску оригиналь­ной, не имеющей аналогов в мире продукции. Однако в отличие от традиционной внешнеторговой специализации страны специализа­ция, возникающая в результате технологического разрыва,— явление временное. К моменту преодоления технологического разрыва и ис­чезновения монополии на нововведение производство данного товара сосредоточивается в той стране, которая обладает сравнительными преимуществами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.