КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория конкурентных преимуществ М. Портера
Теория предпочтения сходства Все рассмотренные ранее теории международной торговли объединяет то, что в них источник сравнительных преимуществ связан с характеристиками предложения (производства). Экспортная специализация страны обусловливается присущими ей минимальными издержками производства. Американский экономист С. Линдер полагает, что в международной торговле промышленными товарами направления товаропотоков зависят от характеристик спроса не меньше, чем от предложения1. Он выдвинул гипотезу о том, что набор (ассортимент) товаров, производимых в отдельной стране, не совпадает с разнообразием потребностей ее потребителей. Международная торговля является средством получения недостающего ассортимента товаров. Основываясь на этом предположении, можно указать, какие страны будут наиболее вероятными торговыми партнерами, т. е. иметь преобладающий удельный вес во взаимной торговле. Очевидно, решающую роль здесь будет играть сходство (близость) уровней жизни и соответствующих им жизненных стандартов. Потребители в таких странах стремятся потреблять товары схожего ассортимента и качества, что и объясняет преобладание во внешней торговле промышленно развитых стран торговых партнеров из стран того же уровня экономического развития.
Во второй половине XX в. в международной торговле произошли серьезные изменения в условиях конкуренции, ее товарной и географической структурах. Динамичное развитие комплекса обрабатывающих отраслей промышленности, составляющего основу экономического прогресса, обусловило относительное снижение роли стран, располагающих большими запасами природных ресурсов, и закрепление лидирующего положения за промышленно развитыми странами. В товарной структуре мировой торговли стала преобладать торговля готовой продукцией. Страны, располагавшие богатыми залежами полезных ископаемых, плодородными землями, дешевой рабочей силой, накопленным капиталом, получали безусловные преимущества в торговле со странами, которые были этим обделены. Теперь же резко возросло значение «рукотворных» факторов конкурентоспособности, т. е. тех, которые связаны с непосредственной деятельностью компаний, стремящихся максимально учесть изменяющиеся требования рынка, разработать и осуществить стратегию по завоеванию прочных позиций на конкретных товарных рынках. Существенно изменились место и роль хозяйственной единицы, отдельной компании. В результате концентрации и централизации собственности возникли ТНК. Именно они в решающей мере обеспечивают динамизм международных, в том числе внешнеторговых, отношений, обеспечивают быстрый перевод конкурентных преимуществ из одной страны в другую; на их долю приходится значительная часть международной торговли. В 1990 г. американский экономист М. Портер опубликовал исследование «Конкурентные преимущества стран», изданное в 1993 г. на русском языке под названием «Международная конкуренция». Теория М. Портера, с одной стороны, является безусловным продолжением классической теории международной торговли, а с другой — отражает изменившиеся условия конкуренции на мировых товарных рынках, перемены, происшедшие в отраслевой структуре производства и внешнеторгового обмена, возросшую роль крупных компаний М. Портер отмечает, что международные преимущества часто сосредоточиваются в строго определенных отраслях, а то и в отдельных сегментах рынка. В качестве главного «действующего лица» он предлагает рассматривать фирму (компанию), функционирующую в относительно сложных отраслях экономики и индустриальных сегментах. Из анализа исключаются отрасли с высокой зависимостью от природных ресурсов, поскольку такие отрасли не являются основой высокоразвитой экономики и конкурентные преимущества в этой группе отраслей легко объясняются с помощью классической теории. Теория М. Портера фокусирует внимание на тех конкретных свойствах отдельных наций, которые являются предпосылками успеха национальной промышленности в международной конкуренции, на характеристиках экономической среды, политики правительств, которые могут стать источником конкурентных преимуществ компаний отдельных отраслей экономики, на исключительной важности стратегии в деятельности компаний, стремящихся достичь и сохранить первенствующие позиции как на местных, так и на мировых рынках. Многообразие причин и обстоятельств формируют национальную среду, способствующую созданию конкурентных преимуществ. М. Портер обобщил их в четыре комплексных свойства, названных им детерминантами (определяющими моментами) конкурентного преимущества страны. Детерминанты конкурентного преимущества — характеристики наиболее значимых источников конкурентных преимуществ компаний обрабатывающих отраслей промышленности. В числе детерминантов М. Портер называет: факторные условия, или параметры факторов; условия спроса, или параметры спроса; состояние родственных и поддерживающих отраслей; состояние конкуренции в отрасли и стратегию фирмы. Факторные условия, или параметры факторов, включают: трудовые ресурсы (количество, квалификация и стоимость рабочей силы, нормальное рабочее время и трудовая этика); физические (природные) ресурсы (количество, качество, доступность и стоимость земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэнергии, рыбных угодий, климатические условия страны, ее размер и географическое положение); ресурс знаний (научно-техническая, коммерческая информация, влияющая на товары и услуги); денежные ресурсы (количество и стоимость капитала, который может быть направлен в производство, здесь также учитывается уровень сбережений, норма накопления, структура национального рынка капитала); инфраструктуру (транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей или средств из банка в банк в пределах страны или за рубеж, система здравоохранения и т. п.). Поскольку рассматриваются источники конкурентного преимущества в отраслях, менее зависимых от природных ресурсов, то, как отмечает М. Портер, важен не столько запас факторов на данный момент (наделенность факторами), сколько их качество и скорость, с которой они создаются, совершенствуются и приспосабливаются к нуждам отраслей. Для достижения конкурентного преимущества важна в первую очередь не доступность факторов, а способность компании продуктивно их применять. Спрос на конкретные товары или услуги, предлагаемые отраслью на внутреннем рынке, оказывает определенное влияние на конкурентные преимущества, прежде всего посредством эффекта масштаба. Спрос характеризуется тремя важными чертами: структурой спроса, включающей разбивку покупателей на основании того, как они используют конкурентный товар, или исходя из мотивов приобретения товара, а также исходя из демографических, социальных и иных признаков, наличия требовательных и разборчивых покупателей; величиной и характером роста спроса, определяемыми емкостью внутреннего рынка, количеством независимых покупателей, скоростью, с которой растет спрос на внутреннем рынке; интернационализацией спроса механизмами, с помощью которых предпочтения на внутреннем рынке передаются на зарубежные рынки. Конкурентные преимущества компании в решающей мере зависят и от состояния отраслей, поставляющих ей сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия. Наличие в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков создает целый ряд преимуществ для компаний потребляющих отраслей, производителей готовой продукции. Во-первых, это эффективный, быстрый доступ, иногда на более льготных условиях, к самым дорогостоящим ресурсам. Во-вторых, это координация деятельности поставщиков на внутреннем рынке. В-третьих, самым главным преимуществом местных поставщиков является их роль в процессах нововведений и повышении качественных показателей производства. Источником конкурентных преимуществ компании может стать также взаимодействие с компаниями родственных отраслей промышленности, открывающее доступ к обмену информацией и техническому взаимодействию. Последнее, в частности, играет решающую роль при производстве так называемых взаимодополняющих продуктов (видеоаппаратура и кассеты, компьютеры и программное обеспечение, двигатели и смазочные масла и т. п.). Согласно теории М. Портера обретение компанией конкурентного преимущества главным образом связано с состоянием конкуренции на отраслевом рынке, на котором она действует, и выбранной ею стратегией завоевания рынка. Существует эмпирически выявленная взаимосвязь между сильным соперничеством на внутреннем рынке и созданием и поддержанием высокой конкурентоспособности в отрасли. Внутренняя конкуренция создает предпосылки для внедрения не простых нововведений, а таких, которые ускоряют рост конкурентоспособности национальных фирм. Национальные компании вынуждены искать источники конкурентоспособности более высокого порядка и, в конечном счете, более устойчивые, чем те, которыми они располагают на своем родном рынке. Интенсивное соперничество на внутреннем рынке помогает уничтожить зависимость от базовых преимуществ, потому что все местные фирмы ими пользуются. Сильная конкуренция на местном рынке, по утверждению М. Портера, является таким национальным достоянием, которое трудно переоценить. Поэтому активное формирование новых конкурентов тем или иным способом является непременной частью истории каждой отрасли, находящейся на мировом уровне. Успех отдельных фирм зависит также и от того, насколько успешна разработанная ими конкурентная стратегия. По мнению М. Портера, при выборе стратегии следует принимать во внимание состояние конкуренции в данной отрасли, на которое оказывают влияние 5 основных сил: угроза появления новых конкурентов — возможность вторжения на рынок новых участников; угроза появления товаров или услуг — заменителей; рыночная власть продавца — способность поставщиков сырья, комплектующих изделий оказывать давление на покупателей их продукции; рыночная власть потребителей — способность покупателей воздействовать на производителей продукции; соперничество уже имеющихся конкурентов (в данной отрасли) между собой. Фирма обладает конкурентным преимуществом, когда она способна разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты, либо способна обеспечить покупателя товаром с новыми качественными признаками, особыми потребительскими свойствами или послепродажным обслуживанием. Конкурентное преимущество зависит также и от выбора фирмой сферы конкуренции (широты цели, как ее определяет М. Портер) — от решения об ассортименте выпускаемой продукции, круге обслуживаемых покупателей, количестве регионов мира, в которых она предполагает продавать свою продукцию. Оба указанных параметра (разновидность конкурентного преимущества и сфера, в которой оно достигается) могут быть представлены в 4 различных комбинациях, названных М. Портером типовыми конкурентными стратегиями фирмы. Виды типовых стратегий: лидерство за счет экономии на издержках — производство широкого спектра товаров по сравнительно низкой цене; просто дифференциация — производство широкого спектра высококачественных товаров по сравнительно высокой цене; сосредоточение на издержках — производство сравнительно простых, стандартных товаров с меньшими издержками, чем в первой стратегии; сфокусированная дифференциация — производство специализированной продукции по сравнительно высокой цене.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |