Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2 Природа художественного творчества и его социальные функции




1. З. Фрейд об источнике творчества

2. К. Г. Юнг о типах художников.

3. Социальные функции искусства.

 

З.Фрейд считал, что художественный продукт – результат сублимации вытесненного психического содержания (комплексы, нереализованные желания и т.п.)

Способ художественного творчества в высшей степени сродни свободному ассоциированию, основному инструменту психоанализа для проникновения в глубины бессознательного. Свои конфликты поэт (писатель) может прорабатывать с помощью создаваемых им образов, наделяя (путем проекции и экстернализации) своих героев противоречивыми чертами своей личности. Чем глубже проработка характеров героев, тем больше вероятность освобождения поэта (писателя) от конфликтов и достижения им более зрелого отношения к жизни.

Успешный психоанализ снимает накал страстей человека, делает его более здоровым, но одновременно лишает его стимула для поэтического творчества, вынимая из его души огонь конфликтов, переплавляемых им в творчество. Психоаналитик Лу Саломе считала, что «успешный анализ может освободить художника от демонов, которые владеют им, но он же может увести с собой ангелов, которые помогают ему творить». Так же думал З.Фрейд.

Когда к Фрейду на консультацию пришел поэт Бруно Гец с жалобами на тяжелую, похожую на мигрень головную боль, не поддающуюся никакому лечению, Фрейд внимательно его выслушал, а затем принял решение не анализировать молодого человека. Фрейд полагал, что поэт «должен сохранить свой сложный внутренний мир и продолжать писать стихи. Головную боль следовало лечить медикаментами».

К.Г. Юнг выделил типы художников по источнику замысла и по отношению с художественным материалом.

Отношения с художественным материалом:

· Художник подчиняет себе художественный материал

· Художественный материал подчиняет себе художника

Эта категория художников является группой риска: риск нервно-психического истощения, риск сверхидентификации с образом.

 

Замысел:

· Одни черпают его из индивидуального бессознательного (этот вариант совпадает с предложенным Фрейдом). Произведения проективны, симптоматичны. Могут негативно повлиять на воспринимателя (даже при их неоспоримой художественной ценности!), нужен посредник в общении с ними воспринимателя.

· Вторые черпают замысел из коллективного бессознательного.

Такое произведение действует на воспринимателя только положительно: оно, как писал Юнг, «возвышает личную судьбу до судьбы человечества и таким путем высвобождает все те спасительные силы, что извечно помогали человечеству избавляться от любых опасностей и превозмогать даже самую долгую ночь»

Многие признают, что у подлинного художника побудительные силы творчества таятся в сфере общественного сознания и коллективного бессознательного. Русский философ П.Романов писал: «В художественном творчестве понятие вечного неразрывно связано с общим: что вечно, то и обще. Чем к большему числу людей художественное произведение имеет отношение, тем оно прочнее держится».

Создавая свои произведения, авторы сознательно или бессознательно идентифицируют себя с адресатом - зрителем, слушателем, читателем, критиком. Они как бы смотрят их глазами на свое творение. Ориентируясь на ожидания зрителя, художник приобщается к социальной общности и выполняет свою социальную роль – проводника социально-значимых ценностей и смыслов.

Содержание и направленность социальной роли художника связаны с уровнем развития его творческих способностей автора и особенностей его личности - духовности и нравственной ответственности. Личностное саморазвитие, начинающееся с момента рождения индивида, лежит в основе всех форм творчества человека.

Таблица 6




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.