КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности самодеятельной хореографии в Советской России 1920-х гг
Советская хореографическая самодеятельность Лекция 2
1. Особенности самодеятельной хореографии в Советской России 1920-х гг. 2. Развитие хореографической самодеятельности в СССР 1930-х – начала 1950-х гг. 3. Эволюция советской любительской хореографии в сер. 1950-х – 1980-х гг.
А. Опыт ритмического воспитания 1920-х гг. а) Факторы, воздействовавшие на концепции пластического воспитания в 1920-е гг. - Утопические концепции античности и эпохи Возрождения; - Российские народнические представления о досуге будущего (Н.Г. Чернышевский, «Что делать?»; - Дореволюционный российский опыт музыкального и физкультурно-хореографического обучения; - «свободный танец» Айседоры Дункан; - Большевистская идея создания «нового человека»; - «Танцеборство» Пролеткульта: отрицание профессионального (балетного) театра и бытового танца как буржуазного пережитка.
б) Попытки реализации ритмического воспитания. - Введение в учебные программы театральных студий и кружков культуры тела, спорта, пластики, ритмики (с 1917 г.); - Открытие Института ритмического воспитания в Москве (осень 1918 г.) (ритмическое воспитание по системе швейцарского композитора и педагога Эмиля Жак-Далькроза); - Ритмопластические композиции и танцы в репертуаре московских студий Пролеткульта (ноябрь 1918 г. – показ этюдов «Мрак», «Порыв», «Марсельеза»); - Ритмопластика на концертных площадках Москвы и Петрограда: ритмические пантомимы и интерпретации симфонических произведений, упражнения и музыкальные этюды, передающие трудовые процессы в исполнении детей (косьба, пилка дров, конвейер и пр.); - «Танцы машин» и «механические танцы» в постановке известного эстрадного режиссера Николая М. Фореггера (с 1922 – 1923 гг.); - Использование ритмики (с усиливавшимся креном в физкультуру) на праздничных мероприятиях, в парадах и шествиях (два типа физкультурных танцев – героизированные танцы-плакаты и танцевальный гротеск).
Б) Танец в быту и в клубе. - Борьба Пролеткульта с «танцульками»; - кампании в прессе; - запрет на «буржуазные» танцы в клубе; - физкультурные игры и ритмические хождения на молодежных вечерах; - попытки инструментализировать «бодрый» танцевальный фольклор в «концепции клубного танца» (2-я пол. 1920-х гг.); - изобретение «Спорттротта» (Ленинград, конец 1920-х гг.); - «политизация» «буржуазных» танцев речевками-лозунгами; - изгнание старых (и новых «буржуазных») танцев с танцплощадок ЦПКиО (1930); - ориентация на музыкальную классику; - новое понимание «народного» как фольклорного «материала» обработанного, «улучшенного» композиторами-профессионалами; Попытки создания нового танца, соответствующего трем началам: организующему, оздоравляющему, воспитывающему.
В. Пропаганда национальных хореографических традиций. - октябрь 1923 г. – «Вечер культуры народов, заселяющих Советский Союз»; - 1924 – Московский научно-этнографический театр; - система смотров, слетов, фестивалей и олимпиад; - 1930 – I Всесоюзная олимпиада театров и искусств народов СССР; - по ее результатам – постановление Наркомпроса «О современном состоянии и задачах самодеятельного искусства» (декабрь 1930 г.): 1) подготовка квалифицированных кадров; 2) внедрение научно обоснованных методик преподавания; 3) создание самобытного репертуара; 4) помощь национальным республикам; 5) укрепление материально-технической оснащенности самодеятельности.
Г. Хореографическая классика. - Отстаивание А.В. Луначарским классического балетного наследия в дискуссии с Пролеткультом; - популяризация балета на академической сцене, под открытым небом, на гастрольных концертах в армии и в рабочих районах; - расширение и продление образования (семилетка) в балетных школах Большого и бывшего Мариинского театров; - создание музыкальных театров и балетных коллективов в ряде республик.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |