КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогика семейного досуга
Практическое занятие: День рождения. Тема 3.1 Межличностное общение родителей и детей. Совместные увлечения и праздники. День рождения Лекция Требования к знаниям и умениям: Студенты знают основные формы межличностного общения родителей и детей, виды их совместных увлечений, структуру и способы организации Дня рождения. Студенты умеют организовывать и проводить Дни рождения для детей различных возрастных групп. Содержание: 1. Педагогика семейного досуга. 2. Межличностное общение родителей и детей. 3. Совместные увлечения. 4. Посещение с детьми картинных галерей, спектаклей, музеев. 5. Коллекционирование. 6. День рождения. 7. Воспитание культуры досуга. Разделение на группы, распределение заданий: подобрать конкурсы и показать на группе отрывок Дня рождения (Дня именинника) в соответствии с заданной возрастной группой (дошкольного, младшего школьного возраста, подросткового, юношеского, взрослого). Работа с методической литературой в группах, обсуждение, распределение ролей. Показ отрывка мероприятия, их коллективный анализ с точки зрения соответствия возрастным ценностям. Становление и развитие человека начинается в семье. Семья – это то первое социальное окружение, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и обретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом входит в мир. Поэтому все, что будет недополучено в детстве, с большим трудом восполняется, а иногда не восполняется совсем, в дальнейшей жизни. И потери эти во многом являются следствием того, что в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность. Игровая деятельность ребёнка и досуговая деятельность младших школьников и подростков в большинстве семей не пересекается с досуговой деятельностью родителей. Часто родительское понимание воспитания не идёт дальше того, что детей нужно увещевать и следить за тем, чтобы они не делали чего-нибудь недопустимого. Современное воспитание в семье часто требует, чтобы ребёнок был удобен, шаг за шагом такое воспитание ведёт к тому, чтобы ребёнка нейтрализовать, задавить, уничтожить всё, что есть воли и свободы, закалка его духа, сила его требований и стремлений. Удобный ребёнок – это ребенок, который играет сам, не портит игрушек, не строит из подушек пещеру, не превращает стулья в космический корабль, не устраивает демонстрацию мод из маминых туалетов и не пытается нарядить кошку. Незнание ребенка, его фантазии, стремление что-то создавать нужно уважать. Однообразная, ограниченная игрушкой и содержанием игровая деятельность порождает эмоциональною ограниченность, безынициативность, пассивность, которые накладывают отпечаток на всю дальнейшею жизнедеятельность. В определенной степени свою положительною коррекцию, свой положительный вклад в развитие игровой деятельности вносит детский сад. Детсадовские дети более контактны, их досуговая квалификация выше, но последствия домашнего влияния все равно дают себя знать. «Удобные» дети и здесь не так инициативны, склонны уступать в активности и фантазии. Воспитание в целом, как и в семье, в частности, - это влияние. Влияние путем личного примера и созданием соответствующей обстановки, изменяя или направляя процесс формирования мышления, фантазии и действия детей. Мало читать ребенку сказки, показывать мультфильмы, выводить гулять в парк или посещать зоопарк, если он есть. Нужно действовать, делать что-то вместе с ним. Никакой мультфильм, никакая сказка не заменяет собственных впечатлений, собственной живой мысли, собственного внимательного взгляда и собственного действия. Немецкая поговорка гласит, что лошадь нужно подвести к воде, но пить лошадь будет сама. Ребёнка нужно подвести к игре, увлечь ею. При этом не изображать из себя «напарника», опускаясь на его возрастной уровень. Играть нужно по-взрослому. Если коробка – это «самосвал», то принять условия игры, но грузить, разгружать и двигать этот «самосвал» по-настоящему, серьезно. Дети остро чувствуют фальшь, и игра теряет для них интерес. Начиная с пяти-шести лет игрушка всё меньше и меньше определяет игру и всё больше содержание игры определяет игрушку. Да и сама игрушка постепенно уходит на второй план, а затем и вовсе исчезает. Интерес переключается на действие с реальными предметами. Ему хочется что-то создавать - лепить, резать, клеть, рисовать. В этот период дети охотно и много рисуют. Для ребенка рисование-это игра, мотив которой лежит не в том, чтобы ее рисовать, то есть в содержании самого действия. Педагогически опрометчиво подходить к детским рисункам как к художественным произведениям. Детское изобразительное творчество является творчеством в психологическом отношении. Это новое «для себя», в отличие от подлинного творчества, которое носит и психологический и социальный характер («новое для других»). Рисование чрезвычайно плодотворно по своему влиянию на формирование мышления и деятельности ребенка. Ценность рисования в том, что изображение чего-либо по своей сути требует наблюдения и работы мысли, развивая в детях способность наблюдать и размышлять. Культура семейного досуга несомненно зависит от культуры родителей, от того, как и чем они сами заполняют своё свободное время. Если у родителей есть какие-либо увлечения, то дети охотно разделяют их. Но это происходит только в том случае, если они оказываются активными участниками увлечения, а не его пассивными наблюдателями. Большое влияние на детей оказывает то, как родители проводят время в кругу своей компании. Если это просто вечеринки с застольем, разговорами и анекдотами, то они не вызывают особого интереса. К тому же в таких компаниях детей не допускают к столу, чтобы не дай бог чего-нибудь не наслушались. Но если родительская кампания устраивает игры, театрализует встречи, соответственно их оформляет и наполняет творчеством, то это откладывает отпечаток и на детское групповое проведение досуга. Характерно, что в таких родительских компаниях детей не изолируют, а, наоборот, разрешают присутствовать и даже привлекают к участию. Рождаемое в этих случаях ощущение равенства со взрослыми, приобщение, хотя бы и пассивное, к творчеству формирует вкус к подобной досуговой деятельности. Формирование такого вкуса должно начинаться с организации первых детских форм группового досуга – дней рождения, домашних утренников. Наступает такое время, когда день рождения ребенка устраивается не для родителей, а для него самого. Ему предоставляется право пригласить своих друзей, угощение готовится для них. Если ребенок на опыте родителей представляет, чем может быть заполнен этот день, то он сам будет предлагать способы его проведения, просить родителей помочь ему. В остальных случаях ему остается только наблюдать за тем, как его день рождения готовят папа с мамой, а самым ярким впечатлением будет любимое сладкое и полученные подарки. Проведение первого дня рождения ребенка в кругу его друзей – это его первый урок групповой досуговой деятельности. И если родители подойдут к нему осознанно, то они смогут решить множество воспитательных задач. Среди них такие, как формирование умений быть организатором, знающим как подготовить и украсить помещение к празднику, как накрывать и оформлять стол, как встречать гостей и принимать подарки, как вести себя с гостями за столом, как и чем занять их потом, чтобы всем было весело и интересно. В этом, последнем случае следует стремиться к тому, чтобы занятие было общим. Менее всего для этой цели подходят настольные игры. Они невольно разъединяют ребят. Возникают предпочтения в выборе партнера, кто-то оказывается обойденным вниманием, обиженным, что выбрали не его. К тому же такие игры не удерживают надолго к себе интерес, поскольку не дают выхода фантазии и энергии. В содержание праздника нужно сразу заложить такие игры, которые побуждали бы к творчеству и создавали условия для двигательной активности. Многие из них традиционны – «чепуха», «да» и «нет» не говорить», «живые картины», «исчезающие стулья», «фанты» и т.д. Будут или не будут интересны эти игры детям, обязательно обсуждается и решается общим семейным советом, первое слово на котором должно принадлежать герою торжества. Выбор игр должен соответствовать возрасту, а участие в них доступно всем собравшимся детям. Должно быть чередование подвижных и неподвижных игр. Все конкурсные игры должны завершаться призами. Но в отличие от взрослой аудитории в детской приз необходимо вручать каждому. Для этого победитель определяется не по одному какому-нибудь результату, а по нескольким. В одной и той же игре одни получают приз за выигрыш, другие – за активность, третьи – за находчивость и т.д. Немаловажным условием является длительность совместной групповой деятельности детей. Уже после 2-х часов они начинают уставать, в их действиях проявляется нервозность, раздражительность. Завершить все следует тогда, когда у детей еще будет желание продолжить действие «ну хотя бы еще чуточку». Только тогда у ребят сохранится ощущение полученного удовольствия и радостные воспоминания о проведенном времени, желание воспроизвести его вновь, когда не будет пресыщения. Проведенный таким образом день рождения станет своеобразным образцом, к которому в дальнейшем будет стремиться каждый его участник. Следует постоянно расширять визуальный опыт детей, и не только через иллюстрацию в книге, альбом репродукций, телевизионный экран, а и через непосредственное восприятие произведений изобразительного искусства, театральные спектакли, цирковые представления, музейные экспозиции. Каждое яркое впечатление – это толчок к воспроизводству увиденного. После посещение цирка подавляющее большинство детей играет «в цирк», дети, которых постоянно водят в театр, становятся наиболее активными участниками школьных драмкружков или устраивают со своими сверстниками домашний театр. Безусловно, не существует прямой зависимости «увидел – сделал», но тенденция такая прослеживается довольно четко. Содержательная досуговая деятельность школы накладывает свой отпечаток и на культуру семейного досуга. Родители вольно или невольно оказываются включенными в круг интересов и увлечений, реализуемых ребенком в школе, поддерживают их и даже начинают разделять. В структуре семейного досуга следует выделить еще один аспект, имеющий большой воспитательный потенциал. Речь идет о межличностном общении родителей и детей. В данном случае речь идет не об общении, обслуживающем какую-либо деятельность или ее предмет, а о том, что носит характер произвольной беседы в часы отдыха, прогулок. Любая формирующаяся потребность напрямую или косвенно связывается с потребностью в общении с другим человеком. Для ребенка этим человеком должен быть родитель, так как ребенок всегда испытывает потребность в общении с ним. Обычно в своих беседах с детьми взрослые чаще всего затрагивают те темы, которые, с их точки зрения, соответствуют возрастным интересам ребенка: школьные дела, приятели, учителя и т.д. Считается, что семейные проблемы, работа родителей, их заботы интереса для детей не представляют. В результате, как показывают опросы подростков, они не знают своей родословной, где и кем работают их родители, чем они занимаются, из чего складывается доход семьи и каким трудом он достается. У детей, отчужденных от семейной стороны бытия, возникает духовная разобщенность с родителями, формируются такие шаблоны поведения, которые ведут к эгоизму, потребительству, замыканию в кругу своих собственных интересов, в которые родители не посвящаются. Детей всегда интересует, что и как делали родители в их возрасте, сталкивались ли они с такими же проблемами и ситуациями, в какие попадают они. Как вели себя родители в этих ситуациях. Делясь всем этим со своими детьми, родители оказывают на них значительно большее влияние, чем назидательными беседами. Происходит акт непроизвольного внушения, который всегда предпочтительнее одностороннего дидактического давления. Когда ребенку говорят: «Вот я в твои годы…» - то это всегда вызывает отрицательную реакцию. Когда же начинают рассказывать: «Знаешь, где-то в твои годы у меня тоже был подобный случай…» - восприниматься будет очень внимательно. Желательно, чтобы во время произвольных бесед затрагивались вопросы науки, искусства, техники, требующие рассуждений, стимулирующих аналитическое мышление ребенка.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |