Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Поведение человека в естественной и социальной среде

 

Поведение - это наиболее широкое понятие, характеризующее взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Фундаментальной составляющей поведения являются реактивность и активность. Реактивность дает возможность приспосабливаться к среде, а активность - приспосабливать среду к себе. Чем выше уровень организации живого организма, тем большее значение приобретает активность по сравнению с реактивностью. У человека высшим уровнем активности является активность личности, которая позволяет ему решать сложные задачи, связанные с преобразованием не только материального мира, но и духовного, внутреннего.

Элементарные акты поведения наблюдаются уже у одноклеточных организмов. Их действия складываются в основном из автоматического перемещения в сторону раздражителя или от него. Несмотря на это здесь наблюдаются элементарные акты обратной связи, что дает возможность осуществлять выбор, например между пищевым и непищевым раздражителем. Для растений характерны тропизмы - направленные движения, вызванные воздействием различных факторов среды (света, хим. веществ и т.д.). Еще более сложные формы поведения можно наблюдать у животных. Во-первых, оно более активно, несмотря на то, что носит реактивный приспособительный характер; во-вторых здесь появляется способность к ориентировке и в-третьих, наряду с врожденной инстинктивной формой поведения все большую роль играет приобретаемая индивидуально-изменчивая форма поведения. Поведение человека приобретает сознательный, целенаправленный характер, что дает возможность планировать будущее, широко использовать язык для фиксации этих планов и передачи их будущим поколениям через обучение.

Поведение - это система сложных актов, которые регулируются на разных уровнях. Выделяют биохимический, биофизический, информационный, психологический уровни регуляции.

В биохимической регуляции принимает участие определенный набор особых веществ, гормонов. Например, у млекопитающих известно более 40 гормонов. Под их контролем протекают все этапы развития организма, все основные процессы жизнедеятельности, многие виды клеточного обмена. На внешнем уровне взаимодействие организмов регулируется набором управляющих веществ, называемых телергонами. В отличие от гормонов, они выводятся в окружающую среду, где действуют на особей того же или другого вида. Они могут обеспечивать узнавание особей разного пола, служить сигналом тревоги, обозначать территорию и др. У человека роль гормонов в регуляции процессов в организме остается достаточно значительной, а вот роль телергонов существенно снижается. Хотя они и продолжают выполнять определенные функции. Хорошо известно, что интенсивная умственная работа сопровождается повышенным потоотделением. Эмоции страха, тревоги также связаны с определенными химическими изменениями в организме. Поэтому, например, собака по запаху может определить, что ее боятся. Каждый человек имеет свой специфический запах, который может привлекать или отталкивать других людей. Этим широко пользуются парфюмеры, конструирующие запахи, которые, влияя на подсознание, способствуют установлению разных контактов, влияющих на характер и продуктивность общения.

В биофизической регуляции принимает участие различные физические поля, как внешние, так и вырабатываемые самим организмом. К ним относят электрические, магнитные, электромагнитные, акустические поля. В последние годы широко обсуждается проблема существования биологического поля. Такого рода поля используются организмами в процессе жизнедеятельности, например: магнитные поля играют значительную роль при ориентации птиц при перелетах, акустические - в локации у летучих мышей, китов и т.п. Известно, что функционирование живой клетки немыслимо без электрической регуляции. Кроме того, для каждого органа имеются свои специфические электрические колебания. Характер волн меняется в состоянии сна и бодорствования, в состоянии предъявления различных раздражителей.

Следующий уровень регуляции - информационный. Мозг живых существ - открытая система, обменивающееся с окружающей средой информацией; он также использует химический, биофизический, оптический, акустический и др. виды связи. Однако главная его способность - обнаруживать, перерабатывать информацию, транслировать ее другим существам или неодушевленным предметам. Передаваемая информация облегчает поиск пищи и в благоприятных условиях обитания, защиту от врагов и вредных воздействии, взаимодействия родителей и потомства, формирования групп и т.п. Обработка информации, оценка сигналов у высших животных связана с наличием у них первой сигнальной системы, базирующейся на безусловных и условных рефлексах. У человека информационный объем поднимается на качественно новую ступень, где ведущую роль начинает играть вторая сигнальная система. Эта система сигналов на значение слова, в основе ее лежит язык. Язык дает возможность обобщать информацию и появление его связано с возникновением и развитием сознания и мышления.

Психический уровень регуляции является ведущим в поведении человека, именно он позволяет осуществлять наиболее адекватный информационный обмен, дает возможность приспосабливаться к жизненной среде, создавать эту самую среду. Психическая регуляция возникает на достаточно позднем этапе эволюционного развития и главным образом определяет поведение организмов, обладающих нервной системой. основным признаком поведения психики является способность живых организмов реагировать на абиотические факторы. Психика в своей эволюции проходит ряд стадий:

- стадию элементарной сенсорной психики, когда организм реагирует на отдельные раздражители; сюда относится, например, насекомые; основной формой приспособительного поведения здесь является инстинкт;

- стадию перцептивной психики (перцепция - это восприятие): здесь животные реагируют на всю совокупность условий; основной формой приспособительного поведения является навык, возникающий на базе условных рефлексов;

- стадию интеллекта (например, человекообразные обезьяны, дельфины, слоны), связанную с возникновением и функционированием интеллекта.

- стадию сознания, которое присуще только человеку; данная стадия связанная с развитием языка, речи, мышления, способностью к прогнозированию; приспособление здесь приобретает форму деятельности.

 

Стремление человека к удовлетворению своих потребностей определяет его отношения с окружающей средой. Нормальная жизнедеятельность организма возможна лишь при поддержании относительно постоянного состава внутренней среды. Нужда в чем-либо необходимом для этого вызывает особое состояние - потребность. Потребность - источник активности, состояние, выражающее зависимость человека от условий существования.

Различают два уровня потребностей. Первый уровень включает витальные, социальные и идеальные потребности. Витальные потребности связаны с жизнеобеспечением человека как биологического существа (потребности в кислороде, воде, пище, тепле, сне, безопасности, продолжении рода, экономии сил и т.д.). Социальные потребности обусловлены жизнью человека в обществе (потребности во внимания, любви, заботе, принадлежности к группе, следования нормам и идеологии, определенного места в группе и обществе, самореализации и др.). Идеальные потребности связаны с появлением у человека сознания (потребности в истине, вере, познании: себя, окружающего мира, своего места в мире, смысла жизни, потребности красоты, справедливости и т.д.). Второй уровень представлен самоценными потребностями. Самоценные потребности вторичные потребности, без которых удовлетворение первичных потребностей затруднено или невозможной (потребность в вооруженности — запасе сил и средств, потребность в преодолении — возникает в процессе формирования воли и самости и др.).

 

Одним из ключевых свойств человека в его отношениях со средой выступает адаптивность, как способность к активному приспособлению к окружающей среде и ее изменениям. Адаптивность человека проявляется в присущих ему адаптивных способностях и адаптивных признаках. Своим образованием она обязана таким человеческим качествам, как изменчивость и наследственность.

Понятие степень адаптированности отражает меру приспособленности человека к конкретным условиям существования, а также наличие или отсутствие свойств, приобретаемых человеком в результате процесса его адаптации к изменениям условий среды.

 

При изучении отношений человека с окружающей средой изучается вся совокупность воздействий, оказываемых на человека средой и различными средовыми факторами.

В современной социальной экологии и экологии человека факторы окружающей среды обозначают термином адаптивные факторы. Эти факторы обычно подразделяют на три больших группы – биотические, абиотические и антропогенные.

Вторым аспектом исследования взаимоотношений человека и среды является изучение проблемы адаптации человека к окружающей среде и ее изменениям.

 

 

Среда человека - это сложное и емкое понятие, включающее в себя все то, что окружает его и дает возможность существовать, сюда относится и природа с ее климатом, температурой, флорой и фауной, и рукотворный мир, и сами люди, составляющие социум, и все то духовное наследие, которым обладает человечество. Эта среда одновременно и постоянна, и изменчива, и в этой среде нужно жить. Поэтому человек желает он этого или нет. должен адаптироваться к своей среде.

Адаптация - это комплекс приспособительных реакций человека к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Существуют и такие понятия как деадаптация - постепенная утрата адаптивных свойств, и как следствие снижение приспособленности; реадаптация- обратный процесс; и дизадаптация – расстройство приспособления организма к изменяющимся условиям существования.

Некоторые механизмы адаптации уже заложены генотипически. Например, человек вне своего сознания может приспособиться к темноте и яркому свету, к некоторому перепаду температур, к вкусу пищи и т.п. В других ситуациях необходимо включение сознания, своих личносных качеств, чтобы приспособиться, например, к тем или иным условиям труда, коллективу людей, нормам и правилам поведения и многому другому.

Говоря о разновидностях адаптации, выделяют адаптации генетическую, генотипическую, фенотипическую, климатическую, социальную и др. Так, адаптация генетическая – это генетический процесс, развивающийся в ходе эволюционного развития, а адаптация фенотипическая – это процесс, развивающийся в ходе индивидуальной жизни, выделяющийся по механизмам осуществления и длительности существования. Климатическая адаптация – это процесс приспособления человека к климатическим условиям среды, его синонимом выступает термин акклиматизация.

Выделяют две реакции организма в процессе его приспособления к новым условиям существования: феноакклиматизацию и геноакклиматизацию.

Феноакклиматизация - это непосредственная реакция организма на новую среду, выражающаяся в фенотипических, физиологических изменениях, которые помогают организму сохранить в новых условиях равновесие..

Геноакклиматизация - это принципиально иной путь приспособления организма к среде. В этом случае речь идет о гораздо более глубоких сдвигах в морфологии и физиологии, а самое главное о передаче их по наследству.. Геноакклиматизация требует значительно больше время, чем феноакклиматизация. В этом случае нужно время нескольких поколений и процесс контролируется естественным отбором.

Большое значение придается таким видам физической адаптации, как акклимация и акклиматизация. Понятно, что Крайний Север и экваториальная зона - это разные климатические зоны. Но человек живет и там и там. Причем южанин, прожив определенное время на севере, адаптируется к нему и может жить там постоянно и наоборот.

Аклимация - это начальный этап акклиматизации при изменении климато-географических условий. Акклиматизация - это приспособление растений, животных и человека к новым для них климатическим условиям. Среда обитания человека не ограничивается лишь климатическими условиями. (Человек может жить и в городе и в селе, адаптации к городу и селу, переезды, адаптации к деятельности, к людям, к коллективу).

Сказанное выше дает возможность перейти к рассмотрению специфики поведения человека в среде. В социальной экологии обычно рассматриваются разные аспекты данной проблемы, описывается поведение человека в естественной среде, в искусственной среде - в быту и на производстве, в экстримальных ситуациях и т.д.

Понятие "естественнная среда" имеет для человека совсем иной смысл, чем для животных. Растения, животные живут непосредственно в природе, подчиняются ее законам; для человека же жизнь в лесу, в пещере, в пустыне, не имея крова над головой, запасов пищи, воды губительна: если он выживет, то его жизнь нельзя назвать жизнью, это будет жалкое существование. Поэтому когда речь идет о человеке, то под естественной средой понимают комплекс условий, как естественных, так и искусственных, созданных самим человеком.

Человек живет не только в природе и искуственно созданной естественной среде, но и в социуме, включающем в себя других людей и продукты культуры. созданные ими. Поэтому его поведение будет существенно различаться в зависимости от принадлежности к той или иной нации, конкретной группе, тому или иному обществу; оно будет разным и в быту и на производстве, в учебном заведении и на улице.

Во-первых. поведение конкретного индивида определяется принадлежностью к нации. Существует масса стериотипов, где предпринимается попытка в сжатом виде описать некоторый характер и манеру поведения. Например, англичане _ люди чопорные и приверженные традициям, немцы - пунктуальны последовательны, французы - общительны и влюбчивы, а суть русского характера очень хорошо выразил писатель Максимов в свое время: русский человек всегда уповает на авось, небось и как-нибудь. Несомненно это упрощения, причем иногда неоправданные, но тем не менее доля истины в них есть.

Во-вторых поведение человека определяется его религиозной принадлежностью

В-третьих, поведение человека во многом определяется той группой, в рамках которой протекает его жизнь. Каждая группа, начиная с больших, например, общество, заканчивается малыми: трудовой коллектив, семья и т.п. формирует присущие ее членам взгляды, установки, которые определяют своеобразное поведение человека.

В-четвертых, поведение человека определяется его внутренней средой. Здесь выделяют два аспекта. Первый аспект связан с состоянием организма, второй - с состоянием человека как личности. Всем известно, что если человеку плохо, если он чувствует недомогание, то и поведение его будет отличаться раздражительностью, апатией и т.д. Наоборот. хорошее физическое состояние в большей степени стимулирует работоспособность.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основні прийоми роботи | Повышенный свободный ход педали тормозов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 3698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.