КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика международных норм, регулирующих труд на морском транспорте
Международные нормы о труде облекаются, как правило, в форму международных конвенций и рекомендаций. Однако между конвенциями и рекомендациями есть серьезное юридическое отличие. В то время как конвенции призваны создавать обязательства для государств, которые их ратифицируют, рекомендации предназначены для того, чтобы, не обязывая государство, служить типовой нормой при подготовке национальных норм в области регулирования условий труда. Правда, уклонение членов МОТ от ратификации конвенций приводит к тому, что это различие на практике сглаживается и конвенции не столько создают обязательства, сколько формулируют типовые нормы. Однако и «путем создания типовых стандартов можно постепенно создать нормирование, обладающее международно-правовой значимостью и служащее основой для последующей конкретизации социальной политики сообщества государств». Акты, принимаемые международными организациями (в частности, МОТ), носят характер обязательных международных нормативов для государств - членов этой организации и становятся ориентирами для национального законодательства, а затем путем, предусмотренным в самих актах, включаются в национальное законодательство в виде его норм. В современном международном праве имеется огромное количество актов, касающихся правового регулирования международного судоходства. В некоторых из них содержатся нормы, прямо или косвенно регулирующие труд моряков. Классификация таких международных актов может выглядеть следующим образом: 1. Международные акты, регулирующие правовой режим морских пространств. 2. Международно-правовые акты по безопасности мореплавания 3. Международно-правовые акты по спасанию на море 4. Международно-правовые акты, регулирующие подготовку и дипломирование моряков (Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978г., измененная конференцией 1995г. (ПДМНВ-78/95); Международная конвенция о подготовке и дипломировании персонала рыболовных судов и несении вахты (ПДМНВ-95Р) 1995г.; Стандартные фразы ИМО для общения на море 1993 г.) 5. Международно-правовые акты по защите окружающей среды от загрязнения (Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973/78 гг. (МАРПОЛ-73/78); Руководство ИМО по разработке судовых планов чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью (Резолюция МЕРС.54(32)); Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения 1993г. (МКУБ); Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов с судов и других материалов 1972г.; Конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов 1971г.; Международная конвенция по предупреждению загрязнения моря нефтью 1954/62 гг.; Международная конвенция об ответственности и компенсации ущерба в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996г.; Международная конвенция о вмешательстве в открытом море при происшествиях, вызывающих загрязнение нефтью 1969г. и т.д) 6. Международно-правовые акты, регулирующие коммерческую деятельность судов (Йорк-Антверпенские правила общей аварии 2000г.; Конвенция ООН об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле 1991г.; Конвенция об ограничении ответственности по морским требованиям 1976г.; Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993г.; Международная конвенция для унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов 1952г.; Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся перевозки пассажиров морем 1961г.; Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаментах 1924г.; Брюссельский протокол 1968г. об изменении Брюссельской конвенции 1924г. об унификации некоторых правил о коносаментах (Правила Вис-би); Гамбургская конвенция ООН 1978г. о морской перевозке грузов (Гамбургские правила) и т.д.) 7. Международные конвенции и рекомендации в области трудовых отношений на море. К этой категории международно-правовых актов, в первую очередь, относятся акты, разрабатываемые и издаваемые Международной организацией труда. Помимо международных стандартов, создаваемых в рамках ИМО, МАКО (Международная Ассоциация классификационных обществ) и других международных организаций, постоянно ведется большая работа по обобщению и унификации международных и национальных морских обычаев. «Морские» конвенции и рекомендации МОТ взятые вместе составляют так называемый Международный трудовой кодекс моряков. Он не является кодексом в юридическом смысле этого термина, по сути - это неофициальный свод конвенций и рекомендаций МОТ, регулирующих труд работников морской профессии. Существующие конвенции и рекомендации о труде моряков можно классифицировать по предмету регулирования. В наиболее общем виде подобная классификация существует в сборниках конвенций и рекомендаций МОТ, где акты МОТ делятся по следующим разделам: общий раздел, подготовка к вступлению в должность, условия допуска к работе, удостоверения компетентности, общие условия занятости, безопасность, здравоохранение и благосостояние, рабочая инспекция, социальное обеспечение Отходя от традиционного деления международных источников правового регулирования труда моряков, предлагается один из возможных вариантов классификации,: 1. К первой группе конвенций и рекомендаций относятся международные стандарты труда, применимые ко всем работникам, включая моряков. Эти конвенции и рекомендации содержат нормы, обязательные для применения во всех сферах действия трудовых правоотношений и распространяются в том числе на моряков. Такие стандарты носят самый общий характер, предоставляя работникам определенный круг прав, которыми они могут воспользоваться при вступлении в трудовые правоотношения, в процессе осуществления трудовой деятельности, при разрешении трудовых споров и пр. Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию 1947г. № 87; Конвенция о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров 1949г. №98; Конвенция о медицинской помощи и пособиях по болезни 1969г.№ 130; Конвенция о минимальном возрасте 1973г. № 138; Конвенция об охране заработной платы 1949г. № 95 - ратифицирована Россией; Конвенция о минимальном возрасте 1973г. № 138 - ратифицирована Россией - и другие. 2. Во вторую группу входят конвенции и рекомендации, касающиеся допуска моряков к работе на судне. Данная группа конвенций и рекомендаций предусматривает положения, касающиеся возраста допуска к работе на судне, медицинского освидетельствования, профессионального обучения моряков, допустимого рабочего времени и периодов отдыха для лиц, не достигших 18 лет, а также возможности их профессиональной ориентации и подготовки. Конвенция МОТ 1976г № 138 О минимальном возрасте при приеме на работу (ратифицирована Украиной 1979г.). Ранее принятая конвенция, касавшиеся минимального возраста для работы в море была закрыта для ратификации (Конвенция 1921г. № 7 Об определении минимального возраста для допуска детей на работу в море) 3. Третья группа конвенций и рекомендаций МОТ — регулирующие порядок Конвенции и рекомендации, входящие в эту группу, включают положения относительно безработицы, трудовых договоров, непрерывной занятости, а также работы на судах под иностранным флагом. Рекомендация по найму моряков на иностранные суда 1958г №107; Конвенция о непрерывной занятости моряков 1976г. №139; Рекомендация о непрерывной занятости моряков 1976г. № 154; Конвенция об удостоверениях личности моряков 1958г. №108 - ратифицирована Украиной; Конвенция о национальном удостоверении личности моряков 1958г. № 108; Конвенция о свидетельствах о квалификации лиц командного состава торговых судов 1936г. № 53; Конвенция о найме и трудоустройстве моряков 1996г. № 179 - ратифицирована Украиной; Конвенция о частных агентствах занятости 1997г. № 181; Рекомендация о проблемах занятости, связанных с техническими изменениями на борту судов 1970г. № 139. Конвенция 1920 г. О трудоустройстве моряков № 9, которая впоследствии была пересмотрена и заменена на Конвенцию 1996г. О найме и трудоустройстве моряков №179 и Рекомендацию МОТ №186 с аналогичным названием. Конвенция о трудовых договорах моряков 1926г. № 22 4. Четвертая группа конвенций и рекомендаций МОТ — регулирующие заработную плату и условия труда моряков Вопрос о заработной плате является одним из наиболее важных для работника. Заработная плата моряков и рыбаков имеет ряд специфических особенностей, которые закреплены в соответствующих стандартах МОТ Конвенция о минимальных нормах в торговом флоте 1976г. № 147; Рекомендация по улучшению норм на торговом флоте 1976г. № 155; Рекомендация по социальным условиям и безопасности моряков 1958г. № 108; Конвенция о заработной плате, рабочем времени и составе судового экипажа 1958г. №109; Рекомендация по заработной плате, рабочему времени и составу судового экипажа 1958г. №109; Конвенция о репатриации моряков 1926г. № 23 - ратифицирована Украиной; Рекомендация по репатриации капитанов судов и учеников 1926г. № 27; Конвенция об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах 1929г. №27 - ратифицирована Украиной; Конвенция о защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке и разгрузке судов 1932г. № 32 - ратифицирована Украиной; Конвенция о репатриации моряков (пересмотренная) 1987г. № 166; Рекомендация по репатриации моряков 1987г. № 174; Рекомендация по инспекции труда моряков 1926г. № 8; Конвенция о заработной плате и продолжительности рабочего времени моряков и укомплектовании судов экипажами 1996г. № 178. 5. Пятая группа конвенций и рекомендаций — регулирующие социальные гарантии моряков в сфере труда. В силу специфики условий труда моряков возникает необходимость особым образом регламентировать порядок и условия предоставления социальных гарантий этой категории работников. Конвенция об оплачиваемых отпусках моряков (пересмотренная) 1949г. №91; Конвенция об оплачиваемых отпусках моряков 1976г. № 146; Рекомендация по бытовому обслуживанию моряков в портах 1936г. № 48; Рекомендация по бытовому обслуживанию моряков 1970г. № 138; Конвенция о социально-бытовом обслуживании моряков 1987г. № 163; Рекомендация по социально-бытовому обслуживанию моряков 1987г. № 173; Конвенция о пособиях по безработице в случаях кораблекрушения 1920г. № 8; Рекомендация по страхованию по безработице для моряков 1920г. № 10; Конвенция о страховании моряков по болезни 1936г. № 56; Конвенция о социальном обеспечении моряков (пересмотренная) 1987г. № 165; Рекомендация о медицинской помощи иждивенцам моряков 1946г. № 76;Конвенция о пенсиях морякам 1946г. № 71; Конвенция о ежегодных оплачиваемых отпусках морякам 1976г. № 146, Рекомендация о социальных условиях и безопасности моряков в связи с регистрацией судов 1958г. № 108. Рекомендация о страховании по безработице моряков № 10 и Конвенция о социальном обеспечении моряков 1946г. № 70, которая не вступила в силу в связи с пересмотром в 1987г. и принятием Конвенции о социальном обеспечении моряков № 165, вступившей в силу в 1992г., Конвенция о пенсиях морякам № 71 была пересмотрена в 1987г. Пересмотр завершился принятием Конвенции № 165 о социальном обеспечении моряков.
6. Шестая группа конвенций и рекомендаций —регулирующие безопасность и Безопасным условиям труда моряков посвящены специальные конвенции и рекомендации МОТ, призванные обеспечить приемлемые условия жизни на борту морских судов. Рекомендация по обеспечению судового экипажа постельными и столовыми принадлежностями и другими предметами 1946г. № 78; Конвенция о помещении для экипажа (пересмотренная) 1970г. № 133 - - ратифицирована Украиной; Конвенция о помещениях для экипажа (дополнительные положения) 1970г. № 133 - ратифицирована Россией; Рекомендация по помещению для экипажа (кондиционирование воздуха) 1970г. № 140; Рекомендация по помещению для экипажа (борьба с шумами) 1970г. № 141; Конвенция о предупреждении несчастных случаев 1970г. № 134 - ратифицирована Украиной; Рекомендация по предупреждению несчастных случаев среди моряков 1970г.№ 142; Конвенция о здравоохранении и медицинском обслуживании моряков 1987г. № 164; Рекомендация по судовым аптечкам 1958г. № 105; Рекомендация по медицинским консультациям в море 1958г. № 106; Конвенция о медицинском осмотре рыбаков 1959г. № 113; Конвенция об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов 1921г. № 16 - - ратифицирована Украиной, Рекомендация по социальным условиям и безопасности 1958г. Таким образом, на основе рассмотрения указанных международно-правовых актов, определяющих условия труда моряков, можно сделать следующие выводы Удельный вес в 25 процентов конвенций и рекомендаций Международной организации труда, принятых для регулирования труда моряков, свидетельствует о признании на международном уровне важности и специфичности трудовых правоотношений на морском флоте. Поэтому вслед за международным правом украинскому законодательству следует использовать в качестве источника правовые нормы о труде моряков, признанные на международном уровне и полностью привести украинское законодательство в соответствие с международными стандартами. Трудовые права и обязанности членов экипажей морских судов и работодателей регулируются как нормами международного, так и нормами национального права государств. В связи с возникновением коллизий в применении международно-правовых норм наряду или в противоречие с нормами национального права Украине следует ввести в Трудовой кодекс и в Кодекс торгового мореплавания императивную норму о том, что ратифицированные Украиной морские конвенции МОТ применяются на территории Украины, в том числе непосредственно заинтересованными субъектами. Анализируя морские конвенции и рекомендации МОТ, обращаешь внимание на то, что не менее одной трети из них приняты в 20-х годах XX века. Еще около трети конвенций и рекомендаций приняты в середине XX века. И лишь немногие (правда, нужно отдать должное — весьма важные) конвенции и рекомендации датированы второй половиной 90-х годов XX столетия. Разумеется, нормы о труде, существовавшие восемьдесят лет назад, существенно отличаются от нынешних стандартов. Таким образом, в настоящее время возникшая насущная потребность пересмотра всех конвенций и рекомендаций МОТ привела к принятию новой сводной Конвенции о труде в морском судоходстве 2006. Для Украины важной задачей является ратификация Конвенции 2006 г. При этом, в трудовом законодательстве должны быть: а) максимально закреплены и гарантированы естественные права личности; б) обеспечен международно-правовой уровень правового регулирования в) учтен опыт правового регулирования явлений, которые в трудовом праве г) сохранен в новых условиях передовой для мирового сообщества опыт за-
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |