КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сводная конвенция о труде в морском судоходстве
На 29 сессии Паритетной морской комиссии МОТ в январе 2001 г. была принята резолюция, в которой отмечалось, что морское судоходство: • стало «первой в мире по-настоящему глобальной отраслью экономики»; • «нуждается в принятии международных ответственных мер нормативного характера соответствующего вида — глобальных норм, применимых во всей отрасли. В резолюции предлагалось разработать акт, объединяющий в одном сводном документе максимально возможное число существующих конвенций и рекомендаций МОТ. Ставилась задача повышения степени соответствия этих правовых норм потребностям всех участников морского судоходства. Предусматривалось создание акта, состоящего из нескольких частей, касающихся ключевых норм о труде, а также приложений, где должны содержаться требования в отношении каждой из этих частей. Акт должен также устанавливать процедуру внесения поправок. Проект Сводной конвенции о труде в морском судоходстве был одобрен Подготовительной технической морской конференцией. Предварительно проводились консультации с ООН, Международной морской организацией (ИМО), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Всемирной торговой организацией (ВТО). С ними обсуждались те положения проекта, которые имели непосредственное отношение к деятельности этих организаций. Сводная конвенция о труде в морском судоходстве (далее — Конвенция) принята в феврале 2006 г. на 94 (морской) сессии МОТ1. Конвенция регулирует весь спектр социально-трудовых отношений, существующих в морском судоходстве, и устанавливает требования к возрасту, состоянию здоровья и профессиональной подготовке моряка, его квалификации, системе набора и трудоустройства, основным условиям занятости (заработная плата, отпуск, репатриация), условиям производственной среды, жилым помещениям и условиям для отдыха на борту судна, питанию, столовому, медицинскому и социально-бытовому обслуживанию, социальному обеспечению. Особенностью Конвенции являются положения, касающиеся механизма контроля соблюдения ее положений и обеспечения ее выполнения государством флага судна и государством порта. Это — акт, сводящий воедино все действующие нормы в области социально-трудовых правоотношений в морском судоходстве. Она представляет собой четкое и всеобъемлющее собрание прав и обязанностей по трудовым и социальным вопросам с заметным уклоном в сторону ужесточения ответственности за несоблюдение прав. При этом она допускает определенную гибкость на национальном уровне в отношении конкретных методов их реализации. Конвенция включает три взаимосвязанные части: Статьи, Правила и Кодекс (ч. А и В). В Статьях и Правилах заложены основополагающие права и принципы и предусмотрены основные обязательства государств-членов, ратифицирующих Конвенцию. Они могут быть изменены только Генеральной конференцией МОТ. Кодекс детализирует требования, касающиеся выполнения Правил. Он состоит из ч. А (обязательные Стандарты) и ч. В (необязательные Руководящие принципы). В Кодекс могут вноситься поправки, однако они не должны выходить за рамки общей сферы действия Статей и Правил. Необходимо иметь в виду, что необязательность Руководящих принципов (ч. В) является весьма относительной. Если государство не следует этим принципам, то компетентные органы МОТ могут потребовать обосновать принятый в стране порядок выполнения соответствующих положений (ч. А) Конвенции. Правила и Кодекс сгруппированы по общим темам в рамках 5 разделов: Раздел 1. Минимальные требования в отношении труда моряков на борту судна Устанавливает минимальные условия, которые должны быть соблюдены, прежде чем моряки приступят к работе на борту судна. Моряки должны быть старше указанного минимального возраста, иметь медицинское свидетельство, удостоверяющее их пригодность по состоянию здоровья к выполнению своих служебных обязанностей, а также иметь надлежащую подготовку и квалификацию для выполнения своих служебных обязанностей на борту судна. Кроме того, моряки должны иметь доступ к эффективной и четко регулируемой системе набора и трудоустройства моряков. Раздел 2. Условия занятости Раздел регулирует условия подписания трудового договора, вопросы заработной платы, продолжительности рабочего времени и времени отдыха, ежегодного отпуска, репатриации, компенсации морякам в случае утраты или затопления судна, укомплектования судов экипажами, развития карьеры, повышения квалификации и возможностей для занятости моряков. Раздел 3. Жилые помещения, условия для отдыха, питание и столовое обслуживание В этом разделе содержатся нормы, касающиеся жилых помещений для экипажа, вопросов питания и столового обслуживания. Кроме того, здесь появились требования, касающиеся предупреждения воздействия шума и вибрации в производственных и жилых зонах. Раздел 4. Охрана здоровья, медицинское обслуживание, социально-бытовое обслуживание и защита в области социального обеспечения Регулирует вопросы медицинского обслуживания на борту судна и на берегу, охраны здоровья, обеспечения безопасности и предупреждения несчастных случаев, доступа моряков к береговым объектам социально-бытового назначения, социального обеспечения. Устанавливается ответственность судовладельцев за охрану здоровья и медицинское обслуживание моряков. Раздел 5. Соблюдение и обеспечение выполнения Определяет обязанности государств, ратифицировавших Конвенцию. Этот раздел содержит три основных Правила: правило первое определяет ответственность государства за выполнение Конвенции на судах, плавающих под его флагом, включая установление эффективной системы инспекции и освидетельствования; правило второе определяет меры государственного портового контроля за иностранными судами в своих портах; правило третье определяет обязанности государств по вопросам набора и трудоустройства моряков, а также в области социального обеспечения моряков, которые являются его гражданами или имеют постоянное место жительства на его территории. Новым в разд. 5 является включение системы освидетельствования в систему инспектирования, а также увеличение числа оснований для задержания иностранных судов в портах и определение процедуры рассмотрения жалоб моряков. Механизм и последствия вступления Конвенции в силу Согласно принятому в Конвенции механизму она вступает в силу через 12 месяцев после ее ратификации не менее 30 государствами — членами МОТ, общая доля валовой вместимости торгового флота которых составляет не менее 33%. В настоящее время Сводная конвенция ратифицирована Либерией (8,51% мирового тоннажа). О готовности ратифицировать эту Конвенцию заявляли 25 государств ЕЭС (общий тоннаж составляет более 22%). Вступление Конвенции в силу обяжет любое государство независимо от его участия в Конвенции обеспечить на судах, плавающих под его флагом, выполнение установленных стандартов во избежание применения предусмотренных Конвенцией санкций. Согласно п. 7 ст. V Конвенции «каждое государство-член выполняет свои обязанности в соответствии с настоящей Конвенцией таким образом, чтобы судам любого государства, которое не ратифицировало эту Конвенцию, не предоставлялся более благоприятный режим, чем судам плавающим под флагом государства, которое ратифицировало ее». Это означает, что суда под украинским флагом могут быть проверены портовыми властями любого государства, ратифицировавшего Конвенцию. Необходим сопоставительный анализ стандартов Конвенции и состава российского законодательства. В орбиту такого анализа следует включить не только положения российского законодательства о труде моряков, но и соотношение норм трудового законодательства Украины и норм международных договоров и двусторонних межправительственных соглашений, в которых прямо или косвенно затрагиваются вопросы труда моряков. Предметом сопоставительного анализа, видимо, станут и нормативные документы, касающиеся проектирования, постройки и эксплуатации судов. Исходя из опыта применения существующих конвенций в области транспорта, Сводную конвенцию о труде в морском судоходстве можно использовать и как инструмент для конкуренции, что наблюдается в сфере гражданской авиации и автомобильного транспорта, где совершенствование технических стандартов используется для вытеснения конкурентов с рынка перевозок.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |