Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сводная конвенция о труде в морском судоходстве

 

На 29 сессии Паритетной морской комиссии МОТ в январе 2001 г. была принята резолюция, в которой отмечалось, что морское судо­ходство:

• стало «первой в мире по-настоящему глобальной отраслью экономи­ки»;

• «нуждается в принятии международных ответственных мер норматив­ного характера соответствующего вида — глобальных норм, примени­мых во всей отрасли.

В резолюции предлагалось разработать акт, объединяющий в одном сводном документе максимально возможное число существу­ющих конвенций и рекомендаций МОТ. Ставилась задача повыше­ния степени соответствия этих правовых норм потребностям всех участников морского судоходства. Предусматривалось создание акта, состоящего из нескольких частей, касающихся ключевых норм о труде, а также приложений, где должны содержаться требования в отношении каждой из этих частей. Акт должен также устанавливать процедуру внесения поправок.

Проект Сводной конвенции о труде в морском судоходстве был одобрен Подготовительной технической морской конференцией. Предварительно проводились консультации с ООН, Международной морской организацией (ИМО), Всемирной организацией здравоох­ранения (ВОЗ), Всемирной торговой организацией (ВТО). С ними обсуждались те положения проекта, которые имели непосредствен­ное отношение к деятельности этих организаций.

Сводная конвенция о труде в морском судоходстве (далее — Кон­венция) принята в феврале 2006 г. на 94 (морской) сессии МОТ1. Конвенция регулирует весь спектр социально-трудовых отношений, существующих в морском судоходстве, и устанавливает требования к возрасту, состоянию здоровья и профессиональной подготовке мо­ряка, его квалификации, системе набора и трудоустройства, основ­ным условиям занятости (заработная плата, отпуск, репатриация), условиям производственной среды, жилым помещениям и услови­ям для отдыха на борту судна, питанию, столовому, медицинскому и социально-бытовому обслуживанию, социальному обеспечению.

Особенностью Конвенции являются положения, касающиеся механизма контроля соблюдения ее положений и обеспечения ее вы­полнения государством флага судна и государством порта. Это — акт, сводящий воедино все действующие нормы в области социально-трудовых правоотношений в морском судоходстве. Она представ­ляет собой четкое и всеобъемлющее собрание прав и обязанностей по трудовым и социальным вопросам с заметным уклоном в сторону ужесточения ответственности за несоблюдение прав. При этом она допускает определенную гибкость на национальном уровне в отно­шении конкретных методов их реализации.

Конвенция включает три взаимосвязанные части: Статьи, Пра­вила и Кодекс (ч. А и В). В Статьях и Правилах заложены основопо­лагающие права и принципы и предусмотрены основные обязатель­ства государств-членов, ратифицирующих Конвенцию. Они могут быть изменены только Генеральной конференцией МОТ.

Кодекс детализирует требования, касающиеся выполнения Пра­вил. Он состоит из ч. А (обязательные Стандарты) и ч. В (необяза­тельные Руководящие принципы). В Кодекс могут вноситься поправ­ки, однако они не должны выходить за рамки общей сферы действия Статей и Правил.

Необходимо иметь в виду, что необязательность Руководящих принципов (ч. В) является весьма относительной. Если государство не следует этим принципам, то компетентные органы МОТ могут по­требовать обосновать принятый в стране порядок выполнения соот­ветствующих положений (ч. А) Конвенции.

Правила и Кодекс сгруппированы по общим темам в рамках 5 разделов:

Раздел 1. Минимальные требования в отношении труда моря­ков на борту судна

Устанавливает минимальные условия, которые должны быть соблюдены, прежде чем моряки приступят к работе на борту судна. Моряки должны быть старше указанного минимального возраста, иметь медицинское свидетельство, удостоверяющее их пригодность по состоянию здоровья к выполнению своих служебных обязанно­стей, а также иметь надлежащую подготовку и квалификацию для выполнения своих служебных обязанностей на борту судна. Кроме того, моряки должны иметь доступ к эффективной и четко регули­руемой системе набора и трудоустройства моряков.

Раздел 2. Условия занятости

Раздел регулирует условия подписания трудового договора, во­просы заработной платы, продолжительности рабочего времени и времени отдыха, ежегодного отпуска, репатриации, компенсации мо­рякам в случае утраты или затопления судна, укомплектования судов экипажами, развития карьеры, повышения квалификации и возмож­ностей для занятости моряков.

Раздел 3. Жилые помещения, условия для отдыха, питание и столовое обслуживание

В этом разделе содержатся нормы, касающиеся жилых помеще­ний для экипажа, вопросов питания и столового обслуживания. Кро­ме того, здесь появились требования, касающиеся предупреждения воздействия шума и вибрации в производственных и жилых зонах.

Раздел 4. Охрана здоровья, медицинское обслуживание, социально-бытовое обслуживание и защита в области социального обеспечения

Регулирует вопросы медицинского обслуживания на борту судна и на берегу, охраны здоровья, обеспечения безопасности и предупре­ждения несчастных случаев, доступа моряков к береговым объектам социально-бытового назначения, социального обеспечения. Устанавливается ответственность судовладельцев за охрану здоровья и медицинское обслуживание моряков.

Раздел 5. Соблюдение и обеспечение выполнения Определяет обязанности государств, ратифицировавших Конвен­цию. Этот раздел содержит три основных Правила: правило первое определяет ответственность государства за выполнение Конвенции на судах, плавающих под его флагом, включая установление эффек­тивной системы инспекции и освидетельствования; правило второе определяет меры государственного портового контроля за иностран­ными судами в своих портах; правило третье определяет обязанно­сти государств по вопросам набора и трудоустройства моряков, а также в области социального обеспечения моряков, которые явля­ются его гражданами или имеют постоянное место жительства на его территории.

Новым в разд. 5 является включение системы освидетельствова­ния в систему инспектирования, а также увеличение числа основа­ний для задержания иностранных судов в портах и определение про­цедуры рассмотрения жалоб моряков.

Механизм и последствия вступления Конвенции в силу Согласно принятому в Конвенции механизму она вступает в си­лу через 12 месяцев после ее ратификации не менее 30 государст­вами — членами МОТ, общая доля валовой вместимости торгового флота которых составляет не менее 33%. В настоящее время Свод­ная конвенция ратифицирована Либерией (8,51% мирового тонна­жа). О готовности ратифицировать эту Конвенцию заявляли 25 госу­дарств ЕЭС (общий тоннаж составляет более 22%).

Вступление Конвенции в силу обяжет любое государство незави­симо от его участия в Конвенции обеспечить на судах, плавающих под его флагом, выполнение установленных стандартов во избежа­ние применения предусмотренных Конвенцией санкций.

Согласно п. 7 ст. V Конвенции «каждое государство-член выпол­няет свои обязанности в соответствии с настоящей Конвенцией таким образом, чтобы судам любого государства, которое не ратифицировало эту Конвенцию, не предоставлялся более благоприятный режим, чем судам плавающим под флагом государства, которое ратифицировало ее».

Это означает, что суда под украинским флагом могут быть проверены портовыми властями любого го­сударства, ратифицировавшего Конвенцию. Необходим сопостави­тельный анализ стандартов Конвенции и состава российского зако­нодательства. В орбиту такого анализа следует включить не только положения российского законодательства о труде моряков, но и со­отношение норм трудового законодательства Украины и норм между­народных договоров и двусторонних межправительственных согла­шений, в которых прямо или косвенно затрагиваются вопросы тру­да моряков. Предметом сопоставительного анализа, видимо, станут и нормативные документы, касающиеся проектирования, постройки и эксплуатации судов.

Исходя из опыта применения существующих конвенций в обла­сти транспорта, Сводную конвенцию о труде в морском судоходстве можно использовать и как инструмент для конкуренции, что наблю­дается в сфере гражданской авиации и автомобильного транспор­та, где совершенствование технических стандартов используется для вытеснения конкурентов с рынка перевозок.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая характеристика международных норм, регулирующих труд на морском транспорте | Автоматизированные информационные системы страховой деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.